Статус документа
Статус документа


ОДМ 218.3.015-2011



ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

Методические рекомендации по строительству цементобетонных покрытий в скользящих формах

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Московским автомобильно-дорожным государственным техническим университетом (МАДИ).

2 ВНЕСЕН Управлением научно-технических исследований, информационного обеспечения и ценообразования Федерального дорожного агентства.

3 ИЗДАН на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 21.12.2011 N 970-р.

4 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ.

     1 Область применения


Настоящий отраслевой дорожный методический документ (далее - методический документ) устанавливает рекомендации по строительству цементобетонных покрытий в скользящих формах.

Методический документ предназначен для органов управления дорожным хозяйством, организаций, выполняющих работы по строительству цементобетонных покрытий в скользящих формах, и органов, осуществляющих сопровождение строительного контроля.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем методическом документе использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 12.4.011-89 (СТ СЭВ 1086-88) Система стандартов безопасности труда. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация

ГОСТ 12.4.103-83 (СТ СЭВ 3952-82, СТ СЭВ 3953-82, СТ СЭВ 3402-81) Система стандартов безопасности труда. Одежда специальная защитная, средства индивидуальной защиты ног и рук. Классификация

ГОСТ 12.4.041-2001 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующие. Общие технические требования

ГОСТ 12.4.153-85 Очки защитные. Номенклатура показателей качества

ГОСТ 7473-2010 Смеси бетонные. Технические условия

ГОСТ 8267-93 Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия

ГОСТ 8736-93 Песок для строительных работ. Технические условия

ГОСТ 10060.2-95 Бетоны. Ускоренные методы определения морозостойкости при многократном замораживании и оттаивании

ГОСТ 10178-85 (СТ СЭВ 5683-86) Портландцемент и шлакопортландцемент. Технические условия

ГОСТ 10180-90 (СТ СЭВ 3978-83) Бетоны. Методы определения прочности по контрольным образцам

ГОСТ 10181-2000 Смеси бетонные. Методы испытаний

ГОСТ 17624-87 Бетоны. Ультразвуковой метод определения прочности

ГОСТ 22690-88 Бетоны. Определение прочности механическими методами неразрушающего контроля

ГОСТ 23732-79 Вода для бетонов и растворов. Технические условия

ГОСТ 24211-2008 Добавки для бетонов и строительных растворов. Общие технические условия

ГОСТ 26633-91 Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия

ГОСТ 27006-86 Бетоны. Правила подбора состава

ГОСТ 28570-90 (СТ СЭВ 3978-83) Бетоны. Методы определения прочности по образцам, отобранным из конструкций

ГОСТ 30515-97 Цементы. Общие технические условия

ГОСТ Р 53231-2008 Бетоны. Правила контроля и оценки прочности

СНиП 12-04-2002 Техника безопасности в строительстве

СНиП 3.06.03-85 Автомобильные дороги (СП 78.13330.2012 - в стадии актуализации)

СНиП 12-03-2001 Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования (СП 49.13330.2012 - в стадии актуализации)

     3 Термины и определения


В настоящем методическом документе применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 автобетоновоз (автомобиль-бетоновоз): Специализированное транспортное средство со специальной гондолообразной или мульдообразной формой кузова, предназначенное для перевозки готовой бетонной смеси на большие расстояния без потерь смеси в пути.

3.2 автобетоносмеситель (автомобиль-бетоносмеситель): Специальное транспортное средство, предназначенное для доставки отдозированных на ЦБЗ компонентов бетонной смеси, приготовления ее в пути следования или по прибытию на строительный объект. На шасси автомобиля смонтированы смеситель с двигателем и бак с оборудованием для дозирования и подачи воды.

3.3 автомобиль-самосвал: Грузовой автомобиль с опрокидывающейся грузовой платформой или металлическим кузовом, предназначенный для перевозки насыпных и навалочных грузов.

3.4 бетон: Искусственный каменный строительный материал, получаемый в результате тщательного смешивания, укладки, уплотнения и последующего затвердения смеси из щебня и гравия (крупный заполнитель), песка (мелкий заполнитель), цемента, воды и необходимых специальных химических добавок.

3.5 бетонораспределитель: Самоходная дорожная машина для приема и распределения цементобетонной смеси слоями заданной толщины и профиля.

3.6 бетоноукладчик: Самоходная дорожная машина, предназначенная для устройства цементобетонного покрытия и выполняющая операции по разравниванию, уплотнению и отделки слоя цементобетонной смеси, уложенной на основание автомобильной дороги.

3.7 бетонная смесь: Рационально подобранная смесь вяжущего (цемента), заполнителей, воды и необходимых добавок до ее затвердевания и превращения в камневидное тело. Бетонные смеси обеспечивают получение бетонов с заданными показателями по прочности, морозостойкости и водонепроницаемости и другими нормируемыми показателями качества бетона.

3.8 бетоны тяжелые: Бетоны плотные на цементном вяжущем и плотных крупных и мелких заполнителях.

3.9 гидратация цемента: Химическое взаимодействие цемента с водой с образованием кристаллогидратов.

3.10 добавки для бетонов: Минеральные, химические и органические вещества, вводимые в бетонные и растворные смеси с целью улучшения их технологических свойств, повышения строительно-технических свойств бетонов и придания им новых свойств.

3.11 жесткость бетонной смеси: Технологическое свойство, характеризующее удобоукладываемость, определяется временем (в секундах), необходимым для растекания конуса.

3.12 завод цементобетонный (ЦБЗ): Производственное предприятие дорожной организации для приготовления цементобетонных смесей или компонентов сухой смеси, которое состоит из комплекса машин, зданий и сооружений стационарного или передвижного типа с автоматизированным управлением, расположенных в определенной технологической последовательности и обеспечивающих хранение, перемещение, дозирование и перемешивание компонентов смеси с выдачей готовой смеси или сухой смеси в транспортные средства для доставки ее на объекты строительства.

3.13 заливщик швов: Комплекс оборудования, предназначенный для доставки с основной базы битумной мастики, разогрева до рабочей температуры и поддержания в нагретом состоянии в процессе работы, продувки швов сжатым воздухом, грунтовки стенок и дна шва разжиженным битумом, заполнения швов мастикой.

3.14 класс бетона: Одно из нормируемых значений унифицированного ряда данного показателя качества бетона, принимаемого с гарантированной обеспеченностью.

3.15 каркас-корзинка: Конструкция, состоящая из соединенных между собой арматурных стержней и сеток, собираемая заранее или непосредственно в опалубке.

3.16 комплект бетоноукладочных машин: Комплект оборудования на гусеничном ходу с автоматизированной системой управления и следящей системой выдерживания высотным уровнем и курсом движения, со сменными рабочими органами для скоростного строительства за один проход цементобетонного покрытия автомобильных дорог и взлетно-посадочных полос аэродромов. В состав комплекта входят: профилировщик основания, бетонораспределитель, бетоноукладчик со скользящими формами, машина для устройства шероховатости покрытия и ухода за свежеуложенным бетоном, навесное и прицепное оборудование для выполнения вспомогательных операций.

3.17 конус стандартный: Приспособление для определения подвижности цементобетонной смеси.

3.18 мастика: Смесь тонкодисперсного наполнителя (порошка) с органическим вяжущим, применяемая для заполнения деформационных швов в цементобетонном покрытии, обладающая необходимой адгезией к поверхности бетона.

3.19 машина для устройства шероховатости покрытия и ухода за свежеуложенным бетоном: Дорожная машина (на гусеничном или колесном ходу), завершающая процесс строительства цементобетонного покрытия автомобильной дороги, предназначенная для устройства поперечной и продольной шероховатости покрытия и распределения пленкообразующих материалов по поверхности свежеуложенного цементобетонного покрытия.

3.20 нарезка деформационных швов: Устройство в цементобетонном покрытии постоянных прорезей, сквозных или на часть толщины покрытия, с помощью нарезчиков швов для обеспечения независимого перемещения разделенных ими плит покрытия с последующим заполнением швов герметизирующими материалами.

3.21 нарезчик швов: Дорожная машина для нарезки деформационных швов в цементобетонном покрытии автомобильных дорог и аэродромов.

3.22 перегружатель бетона: Специальная самоходная машина, предназначенная для приема бетонной смеси из кузова транспортного средства в собственный бункер-накопитель с последующей подачей ее перед бетоноукладчиком по ленточному транспортеру.

3.23 пленкообразующий материал: Жидкие материалы, распределяемые по поверхности свежеуложенного и уплотненного цементобетона, сцепляющиеся с поверхностью для создания водонепроницаемой пленки для улучшения условий твердения бетона.

3.24 плита: Часть цементобетонного покрытия, ограниченная продольными и поперечными швами.

3.25 подвижность бетонной смеси: Свойство бетонных смесей, характеризующее их удобоукладываемость. Определяется осадкой бетонной смеси (в сантиметрах) изготовленного из бетонной смеси стандартного конуса под действием силы тяжести.

3.26 покрытие дорожное цементобетонное: Капитальное покрытие, монолитное, сооружаемое из бетонных смесей, уплотняемых на месте работ.

3.27 профилировщик основания: Дорожная машина на гусеничном ходу, предназначенная для планирования и придания поперечного профиля песчаному или цементогрунтовому основанию перед укладкой слоев цементобетонной смеси.

3.28 распределение пленкообразующих материалов: Заключительная технологическая операция при строительстве цементобетонных покрытий, предназначенная для ухода за свежеуложенным бетоном.

3.29 расслаиваемость: Способность бетонной смеси из материалов различной крупности терять однородность при транспортировании и укладке.

3.30 расстояние между деформационными швами: Размер интервала между деформационными швами в цементобетонном покрытии, устанавливаемое расчетом.

3.31 скользящие формы: Опалубка, которая по мере бетонирования участка цементобетонного покрытия перемещается в новое положение.

3.32 удобоукладываемость бетонной смеси: Способность бетонной смеси легко распределяться, формироваться и уплотняться под действием машин.

3.33 устройство штыревого соединения: Технологическая операция по установке штырей, приспособлений по высоте и ширине цементобетонного покрытия через определенные промежутки для обеспечения совместной работы под нагрузкой от транспортных средств будущих краев смежных цементобетонных плит.

3.34 уход за свежеуложенным цементобетонным покрытием: Комплекс мероприятий, обеспечивающих необходимые условия твердения отформованного бетона путем нанесения пленкообразующих материалов, укрытием тентом или песком с поливом его водой.

3.35 ширина паза шва: Расстояние между примыкающими плитами цементобетонного покрытия.

3.36 шов деформационный: Прорезь, разделяющая цементобетонное покрытие, которая обеспечивает возможность перемещения плит при изменении температуры покрытия.

3.37 шов коробления: Шарнирный шов в цементобетонном покрытии со штыревым соединением, снижающий деформацию конструкции по высоте сечения от температурных колебаний в течение суток.

3.38 шов ложный: Деформационный шов ограниченной глубины, устраиваемый в цементобетонном покрытии в местах наиболее вероятного появления трещин путем искусственного ослабления сечения плиты надрезом сверху на глубину не менее 1/4 толщины покрытия, впоследствии после разрыва бетона выполняет роль шва сжатия.

3.39 шов поперечный: Деформационный шов в цементобетонном покрытии, нарезанный перпендикулярно к оси автомобильной дороги и обеспечивающий возможность продольного деформирования цементобетонных плит.

3.40 шов продольный: Деформационный шов, нарезаемый в цементобетонном покрытии по оси автомобильной дороги или параллельно ей в зависимости от ширины проезжей части и способствующий снижению деформаций от растягивающих напряжений.

3.41 шов расширения: Деформационный шов, устраиваемый на всю толщину цементобетонного покрытия, обеспечивающий продольную устойчивость конструкции при существенном повышении температуры.

3.42 штыревые соединения: Стальные стержни, устанавливаемые в швах будущего цементобетонного покрытия на каркас-корзинках или размещаемые путем погружения в бетонную смесь специальным оборудованием, допускающие продольные перемещения цементобетонной плиты и предотвращающие при этом перемещение плит в вертикальном направлении.

     4 Общие положения

4.1 Настоящий методический документ распространяется на строительство монолитных цементобетонных покрытий автомобильных дорог при использовании бетоноукладочного комплекта в скользящих формах.

4.2 Монолитные цементобетонные покрытия, как правило, следует строить в сухую погоду при среднесуточной температуре воздуха: весной не ниже 5 °С, осенью не ниже 10 °С и минимальной суточной температуре выше 0 °С. При температуре воздуха ниже указанной, строительство цементобетонных покрытий осуществляется с учетом специальных дополнительных мероприятий.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs