Статус документа
Статус документа


СРП-2007.4.1  

     

СВОД РЕСТАВРАЦИОННЫХ ПРАВИЛ     


Часть 4.1

"Рекомендации по ведению реставрационных работ на объектах культурного наследия - памятниках монументальной скульптуры"

     
4-я редакция

ВВЕДЕНИЕ


Настоящие рекомендации разработаны в связи с принятием Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ и Свода реставрационных правил (СРП-2007).

Рекомендации определяют задачи реставрации, устанавливают порядок организации и проведения исследовательских, реставрационных, противоаварийных и профилактических работ на объектах культурного наследия - памятниках монументальной скульптуры.

1. Термины и определения

1.1. Памятники монументальной скульптуры: Монументальные скульптурные произведения, созданные для увековечения людей или исторических событий и памятники монументального декоративного искусства, находящиеся на открытом воздухе из различных материалов.

1.2. Предмет охраны памятника монументальной скульптуры: особенности подлинного облика памятника и элементов, составляющих ансамбль памятника, послужившие основанием для включения в перечень объектов культурного наследия и подлежащие обязательному сохранению.

1.3. Реставрационный совет. Специально созданный либо существующий при органе охраны объектов культурного наследия (или при организации Заказчика) совет (комиссия) из представителей государственного органа охраны памятников и специалистов. Реставрационный совет осуществляет научно-методический контроль за ведением консервационно-реставрационных и исследовательских работ непосредственно на объекте на всех этапах их проведения.

1.4. Техническое задание на проведение работ по памятнику монументальной скульптуры (Техническое задание). Определяет состав исследовательских и реставрационных работ по памятнику, их объём, обоснованность и последовательность на основании решения реставрационного совета. Разработка Технического задания координируется заказчиком или поручается заказчиком в составе предварительных работ исполнителю, обладающему необходимой квалификацией и лицензией на данный вид работ.

1.5. Акт технического состояния памятника монументальной скульптуры. Составляется по результатам проведённых предварительных работ с целью обследования памятника и разработки Технического задания. Содержит данные, необходимые для составления сметной стоимости работ.

1.6. Методика реставрации: Документ, содержащий выводы из результатов научно-исследовательских работ и собственно методику, в которой приведены рецептуры, способы и последовательность проведения всех консервационных и реставрационных операций. Методика реставрации разрабатывается исполнителем (подрядчиком) после его определения.

2. Общие положения

2.1. К объектам культурного наследия - памятникам монументальной скульптуры (ПМС) относятся монументальные скульптурные произведения, созданные для увековечения людей или исторических событий и памятники монументального декоративного искусства, находящиеся на открытом воздухе.

Монументальная скульптура, как вид искусства, объединяет различные по своим масштабам, технической сложности, пластическим решениям типы сооружений:

- одиночные статуи и скульптурные композиции, бюсты, надгробия, плиты с рельефом или надписью и т.д.;

- уникальный архитектурный декор и скульптурные композиции для фасадов зданий;

- ансамбли - мемориальные, парковые, ансамбли городских памятников. Ансамбль монументального памятника включает, помимо скульптурной доминанты, такие элементы, как ограды, бордюры, скамьи, лестничные марши, тумбы, декоративные вазы и т.д.;

- памятники малых архитектурных форм - колонны, обелиски, триумфальные арки, фонари, решётки, пушки, фонтаны, колокола и т.д.

2.2. Различная конструктивная и пластическая сложность ПМС определяет разные варианты проектной и исполнительской документации на выполнение научно-реставрационных работ.

2.3. Научная реставрация ПМС как объекта культурного наследия состоит в разработке системы мероприятий, направленных на сохранение материальной структуры памятника, его историко-культурных и художественных особенностей.

2.4. Научная реставрация требует неукоснительного сбережения содержащейся в материальной структуре памятника технологической и культурно-исторической информации, независимо от современных эстетических оценок. Реставрационные технологии, технические средства и материалы не должны искажать эту информацию, равно как и препятствовать повторным реставрациям.

2.5. Основным правилом проведения научно-реставрационных работ является обоснование любого вмешательства в современное состояние памятника.

2.6. Одним из условий поддержания экспозиционного вида и обеспечения сохранности памятника монументального искусства является систематический контроль и проведение реставрационных работ и мероприятий по профилактическому, текущему уходу.

3. Порядок оформления документации на выполнение работ

3.1. Исследовательские, консервационные и реставрационные работы по ПМС осуществляются юридическими и физическими лицами на основании лицензии на данный вид работ.

3.2. Заказчиками исследовательских, проектных и реставрационных работ по ПМС могут выступать государственный орган охраны объектов культурного наследия, пользователь, собственник, балансодержатель.

3.3. Контроль за ходом работ по сохранению ПМС осуществляется государственным органом охраны объектов культурного наследия, пользователем, собственником, балансодержателем. Функции оперативного методического контроля за ходом работ осуществляет специально созданный, либо существующий при органе охраны объектов культурного наследия (или при организации Заказчика), Реставрационный совет (комиссия) из представителей государственного органа охраны объектов культурного наследия, и специалистов.

3.4. Состав и объём работ по памятнику монументальной скульптуры определяется реставрационным советом. Решения реставрационного совета оформляются в виде протокола реставрационного совета.

Реставрационный совет определяет задачи, объём и содержание необходимых работ по памятнику монументальной скульптуры:

- реставрация памятника в целом или его элементов;

- противоаварийные работы;

- степень реставрационных вмешательств (консервация, реконструкция, копирование и т.д.).

- объём необходимых для проведения реставрации исследований - проведение отдельных видов исследований (аналитических, технологических и т.д.) либо комплексных научно-исследовательских работ.

В ряде случаев Реставрационный совет может вынести решение о необходимости разработки комплексной научно-проектной документации (в соответствии с частью 1 "Свода реставрационных правил" СРП-2007.1 "Рекомендации о составе, порядке разработки, согласования и утверждения научно-проектной документации на выполнение производственных работ по сохранению объектов культурного наследия"). Такая документация может быть необходима для масштабных, конструктивно и технически сложных монументов и ансамблей памятников, реставрация которых связана с проведением профессионального архитектурного и инженерного проектирования.

3.5. В соответствии с решением реставрационного совета заказчик организует разработку Технического задания на проведение работ по памятнику монументальной скульптуры (далее - Техническое задание). Разработка Технического задания координируется заказчиком либо поручается заказчиком в составе предварительных работ исполнителю, обладающему лицензией на данный вид работ (п.3.1.-3.2. настоящих Рекомендаций).

Техническое задание является основным документом, определяющим набор исследовательских и реставрационных работ по памятнику, их обоснованность и последовательность, поэтому данный документ должен быть подготовлен квалифицированными специалистами - реставраторами монументальной скульптуры с привлечением, в случае необходимости, архитекторов и инженеров.

3.6. Техническое задание и сметная стоимость работ, рассчитанная на его основе в составе предварительных работ, публикуются в составе конкурсной документации для определения исполнителя (подрядчика) работ по памятнику монументальной скульптуры либо передаются заказчиком исполнителю при осуществлении работ без конкурса.

3.7. Техническое задание является основой для методики реставрации (аналогично проекту реставрации для памятников архитектуры). Методика реставрации разрабатывается исполнителем (подрядчиком) после его определения.

В ходе реставрации методика может быть дополнена, уточнена или изменена. Уточнения или изменения методики также утверждаются на промежуточных реставрационных советах и фиксируются протоколом.

3.8. Задание и разрешение на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия федерального значения согласовывается и выдается Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия и на основании "Временного порядка рассмотрения обращений заявителей и выдаче заданий и разрешений на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения", утвержденного Распоряжением Росохранкультуры от 15 декабря 2008 г. N 10.

3.9. Исполнитель реставрационных работ может приступить к их проведению после получения разрешения, выдаваемого органами охраны объектов культурного наследия.

3.10. Реставрация, консервация и связанные с консервационно-реставрационными работами исследования памятников, а также составление научно-реставрационной документации осуществляется за счет средств заказчика.

3.11. В договоре (контракте), подписанном заказчиком и исполнителем, оговариваются условия выполнения работ, взаимные обязательства, порядок финансирования, формы отчетности, сроки начала и окончания работ. К договору (контракту) прилагаются сметы, календарный план работ, лицензии, при необходимости протокол разногласий и др. документы.

3.12. При выполнении работ, не предусмотренных действующими расценками (изменение технологии процессов, внедрение новых материалов и др.), допускается применение норм по аналогии или составление единичных расценок, оформленных в установленном порядке и утвержденных заказчиком.

3.13. В случае выявления в процессе реставрации неучтенных видов и объемов работ исполнителем составляются локальные и исполнительские сметы на основании Актов скрытых и вновь выявленных работ.

4. Предварительные работы

4.1 Предварительные работы проводятся с целью разработки Технического задания на проведение работ по памятнику монументальной скульптуры в соответствии с решением Реставрационного совета (реставрационно-консервационные либо противоаварийные работы, отдельные исследования или комплексные научно-исследовательские работы) и подготовку документов для определения сметной стоимости этих работ.

4.2. Заказчик организует разработку технического задания и может поручить проведение предварительных работ исполнителю, специализирующемуся в области реставрации памятников монументальной скульптуры и имеющему соответствующую лицензию на реставрационную деятельность.

Предварительные работы могут быть выполнены исполнителем на основании отдельного договора с заказчиком либо гарантийного письма и должны быть включены в последующем в сводный сметный расчет на реставрацию памятника в целом или отдельного этапа реставрации.

4.3. По результатам проведённых предварительных работ составляется "Акт технического состояния памятника". В структуру "Акта" входят следующие разделы, соответствующие составу предварительных работ по памятнику:

- анализ сведений о существующей документации по памятнику;

- результаты предварительного натурного обследования (дефектная ведомость);

- обмеры памятника, определение объёма реставрационных работ (ведомость объёмов работ);

- Техническое задание на проведение работ по ПМС.

4.4. Аналитический обзор существующей документации по ПМС предполагает ознакомление с исследовательской, проектной и исполнительской документацией по имевшим место историко-архивным изысканиям, обследованиям состояния ПМС, реставрационным и ремонтным работам.

Заказчик обязан предоставить исполнителю данных работ возможность ознакомления с имеющимися в распоряжении заказчика архивными материалами по ПМС (реставрационные отчёты и паспорта, протоколы реставрационных советов, Акты обследования и т.д.).

4.5. Предварительное натурное обследование ПМС проводится в объёме, необходимом для составления дефектной ведомости и технологической схемы реставрационных работ (Технического задания). С этой целью проводится визуальное натурное обследование ПМС.

Визуальное натурное обследование устанавливает особенности конструктивного, технического и художественного состояния ПМС в целом и его отдельных элементов, определяет характер его изменения во времени, степень аварийности. Натурное обследование производится с лесов в том случае, если этого требуют размеры памятника. Обследование предусматривает:

- изучение состояния сохранности пластики скульптуры, причин и характера утрат, поломок, деформаций, наличия и состояния сохранности доделок, реконструкций и т.п.;

- определение технологических особенностей изготовления скульптуры: способов отливки, соединений частей, характера обработки поверхности (литейная, прокованная, чеканная, шлифованная, полированная и т.п.);

- выявление литейных, сварных, коррозионных, механических дефектов, инородных включений;

- выявления степени и видов загрязнения и биозаражения памятника;

- определение состояния сохранности защитно-декоративных и консервационных покрытий.

Выявленные дефекты описываются и заносятся в "Дефектную ведомость", являющуюся одним из разделов "Акта технического состояния памятника". В ней должны быть отражены все обнаруженные дефекты сплава и камня (трещины, сквозные отверстия, авторские и реставрационные вставки, сколы, выбоины, различные виды загрязнений и т.д.), дано их описание и размеры.

4.6. В процессе предварительных работ проводят обмеры ПМС. На основании проведённых обмеров выполняют схематические чертежи, иллюстрирующие общие габаритные размеры и размеры отдельных конструктивных элементов ПМС.

Имеющиеся в архивах ранее выполненные обмеры памятника копируют со ссылкой на использованный источник.

4.7. В процессе предварительных работ необходимо проводить фотосъемку ПМС с фиксацией обнаруженных дефектов.

4.8. Виды и объемы работ по памятнику, необходимость которых установлена в ходе предварительных работ, заносятся в "Ведомость объёмов работ".

4.9. "Акт технического состояния памятника" принимается на Реставрационном совете и утверждается заказчиком.

4.10. По заданию заказчика в состав "Акта технического состояния памятника" может включаться смета-калькуляция на проведение работ. В этом случае "Ведомость объемов работ" составляется исполнителем по установленной форме, согласовывается с заказчиком и передается для составления сметы исполнителю.

4.11. При необходимости сметная документация готовится специалистами-сметчиками, на основании договора подряда с исполнителем или заказчиком.

4.12. При проведении реставрационных работ на памятнике монументальной скульптуры невысокой сложности и небольших объёмов (вазы, бюсты и т.д.) возможно составление Технического задания на основании решения Реставрационного совета без проведения предварительных работ. В случае необходимости принятия оперативных мер, связанных с повреждениями, последствиями актов вандализма, аварийностью и т.п. допускается составление "Акта технического состояния памятника" также без проведения предварительных работ. При этом документация должна содержать достаточные сведения о состоянии памятника для составления программы первоочередных ремонтно-реставрационных, противоаварийных и консервационных работ (Технического задания). Акт составляется на основании визуального обследования памятника и включает в себя описание состояния сохранности памятника и выявленные причины разрушения.

5. Специфика и виды разрушения памятников монументальной скульптуры (ПМС)

5.1. Условия эксплуатации ПМС в открытой атмосфере существенно влияют на состояние их сохранности. Подобно памятникам архитектуры они в течение десятилетий подвергаются воздействию климатических факторов и коррозионно-активных газов промышленной атмосферы. Кроме того, отрицательно влияют на сохранность ПМС отсутствие текущего ухода и неквалифицированное реставрационное вмешательство.

5.2. Специфика и сложность реставрации ПМС обусловлены рядом факторов, связанных с:

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».