Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 54612-2011 Вагоны пассажирские локомотивной тяги и моторвагонный подвижной состав. Требования к обмывке и очистке (Переиздание)

     9 Методы контроля

9.1 Состояние поверхности до обмывки определяют визуально по ГОСТ 9.407 на степень грязеудержания. При грязеудержании более балла 1 требуется обязательная обмывка кузова.

9.2 Характер и степень загрязнения поверхности определяется визуально по ГОСТ 9.402.

9.3 Маркировка моющих средств должна соответствовать ГОСТ 14192. На каждой бочке, канистре, флаконе, мешке должны быть наклеены этикетки с обозначением наименования ТМС, страны-изготовителя и его адреса, номера партии, даты изготовления, обозначения технических условий, срока хранения, назначения.

9.4 Внешний вид и цвет ТМС определяют визуально. Жидкие моющие средства наливают в цилиндр и просматривают в проходящем свете. В моющем средстве не должно быть механических примесей, хлопьев и т.п. Внешний вид порошковых моющих средств определяют визуально на отсутствие комков и слипаемость.

9.5 Температуру воздуха при проведении обмывки контролируют термометрами, термогигрометрами или подобными приборами на всех этапах обмывки и очистки.

9.6 Оптимальная концентрация рабочего моющего раствора и способ его приготовления выбираются в зависимости от степени загрязненности с учетом местных условий в соответствии с требованиями 4.3.4.

Концентрации рабочих моющих растворов ТМС контролируют при их приготовлении мастером, машинистом моечной установки или мойщиком-уборщиком железнодорожного подвижного состава.

Показатель концентрации водородных ионов проверяют лакмусовой бумагой или по ГОСТ 22567.5.

9.7 Для проверки качества обмывки каждый вагон рекомендуется подвергать приемочному контролю. На обмытой поверхности не должны оставаться видимые остатки загрязнений, пятна, потеки, несмытые моющие средства.

9.7.1 Требования к вагонам, обмытым механическим способом

9.7.1.1 Состояние боковой поверхности кузова вагона должно соответствовать:

- баллу 1 по ГОСТ 9.407 - для лакокрасочных покрытий повышенной долговечности. На обмытой поверхности допускается наличие отдельных механических частиц загрязнений;

- баллу 2 по ГОСТ 9.407 - для алкидных лакокрасочных покрытий.

9.7.1.2 Состояние поверхности кузовов вагонов в труднодоступных местах в соответствии с перечислениями а), б), в), г) 5.1.8 для алкидных лакокрасочных покрытий и покрытий повышенной долговечности допускает налет механических частиц, при этом цвет покрытия должен быть различим.

9.7.1.3 Состояние поверхности кузовов вагонов в случае нерегулярной обмывки (реже одного раза за 3 сут) для алкидных лакокрасочных покрытий и покрытий повышенной долговечности допускает:

- в труднодоступных местах в соответствии с перечислениями а), б), в), г), д) 5.1.8 - налет механических частиц (цвет покрытия должен быть различим);

- по всей поверхности - слабый налет ржавчины.

9.7.2 Требования к вагонам, обмытым вручную

9.7.2.1 Состояние боковой поверхности кузова вагона должно соответствовать:

- баллу 1 по ГОСТ 9.407 - для лакокрасочных покрытий повышенной долговечности. На обмытой поверхности допускается наличие отдельных механических частиц загрязнений;

- баллу 2 по ГОСТ 9.407 - для алкидных лакокрасочных покрытий.

9.7.2.2 Состояние поверхности кузовов вагонов в труднодоступных местах в соответствии с перечислениями е), ж), и) 5.1.8 для алкидных лакокрасочных покрытий и покрытий повышенной долговечности допускает налет механических частиц, при этом цвет покрытия должен быть различим.

9.7.2.3 Состояние поверхности кузовов вагонов в случае нерегулярной обмывки (реже одного раза за 3 сут) для алкидных лакокрасочных покрытий и покрытий повышенной долговечности допускает:

- в труднодоступных местах в соответствии с перечислениями а), б), г), д), е), ж), и) 5.1.8 - налет механических частиц (цвет покрытия должен быть различим);

- по всей поверхности - следы ржавчины.

9.8 Состояние поверхности после обмывки также контролируют на отсутствие помутнения, поматовения, изменения цвета, меления лакокрасочного покрытия. Меление контролируют путем протирания чистой светлой тканью поверхности кузова. На ткани после протирки обмытого кузова должны отсутствовать следы краски. При использовании рабочих растворов сильной концентрации допускаются слабые следы краски (меление).

9.9 Наличие следов несмытого моющего средства проверяется с помощью индикаторной лакмусовой бумаги непосредственно на кузове вагона в пяти-шести точках. При этом показатель концентрации водородных ионов (рН) должен быть от 7 до 8 ед. рН.