Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р ИСО 16121-1-2011 Эргономика транспортных средств. Требования к рабочему месту водителя автобуса. Часть 1. Основные требования

     4 Основные требования

4.1 Размеры
     


    4.1.1 Исходная система координат

Все размеры на рабочем месте водителя относятся к системе координат, привязанной к водителю (см. рисунок 1).

Исходная система координат образована нулевой плоскостью X, нулевой плоскостью Y и нулевой плоскостью Z, перпендикулярными друг к другу.

Точка пересечения всех трех плоскостей (начало координат) соответствует ПТВ, линия пересечения нулевой плоскости X с нулевой плоскостью Z является линией пяточной точки.

Оси X, Y и Z имеют такую ориентацию, что диапазон отрицательных координат лежит перед нулевой плоскостью X, слева от нулевой плоскости Y и ниже нулевой плоскости Z, относительно направления взгляда водителя при управлении транспортным средством.

     




1 - нулевая плоскость X; 2 - нулевая плоскость Y; 3 - нулевая плоскость Z; 4 - линия ПТВ

Рисунок 1 - Система координат, привязанная к водителю

4.1.2 Допуски

Если не установлено иного, для линейных измерений считается приемлемым допуск ±10 мм. Этот допуск неприменим, если размеры установлены в виде диапазона значений (то есть 10-30 мм).

4.1.3 Пяточная точка водителя

Для трех основных типов конструкции педали газа ПТВ определяют следующим образом:

- для педалей нажимного типа [см. рисунок 2а] ПТВ - это точка пересечения поверхности пола или другой опоры для пятки с плоскостью верхней поверхности педали газа и вертикальной плоскостью, проходящей через середину педали;

- для педалей подвесного (маятникового) типа [см. рисунок 2b] ПТВ - точка пересечения поверхности пола или другой опоры для пятки, используемой при нажатии педали с дугой окружности радиусом 200 мм и центром, расположенным в центре педали;