Статус документа
Статус документа

ГОСТ 1.0-68 ГСС. Основные положения (с Изменениями N 1-6)

9. ПОРЯДОК И СРОКИ ПРОВЕРКИ И ПЕРЕСМОТРА СТАНДАРТОВ И ВНЕСЕНИЯ В НИХ ИЗМЕНЕНИЙ

9.1. Порядок и сроки проверки стандартов

9.1.1. Госстандарт и Госстрой СССР закрепляют государственные стандарты по группам продукции за соответствующими министерствами (ведомствами) СССР в соответствии с их отраслевой принадлежностью. Отраслевые и республиканские стандарты закрепляются за министерствами (ведомствами) СССР или советами министров и Госпланами союзных республик, утвердившими их. В пределах министерства (ведомства) стандарты следует закреплять за головными, базовыми и другими организациями по стандартизации или предприятиями.

Государственные общетехнические и организационно-методические стандарты закрепляют за Госстандартом или за соответствующими министерствами (ведомствами), которые представляют их на утверждение (по согласованию с ними).

9.1.2. Министерства (ведомства) СССР и союзных республик, их головные и базовые организации по стандартизации должны систематически, как правило, не реже одного раза в пять лет, проверять закрепленные за ними стандарты для определения их научно-технического уровня, и, при необходимости, разрабатывать предложения по обновлению в них устаревших показателей, норм, характеристик, требований, терминов, определений, обозначений, единиц физических величин, а также требований, обеспечивающих снижение массы изделий, уменьшение расхода топлива и энергии в процессе их эксплуатации.

Проверку проводят совместно с организациями - разработчиками стандартов и с привлечением, при необходимости, предприятий (организаций)-изготовителей и потребителей стандартизованной продукции, а также других заинтересованных организаций, республиканских управлений Госстандарта, республиканских, межобластных и областных (краевых) лабораторий государственного надзора Госстандарта.

Проверку стандартов предприятий проводят предприятия с участием, при необходимости, базовых организаций по стандартизации.

9.2. Порядок пересмотра стандартов

9.2.1. Госстандарт проводит совместно с министерствами и ведомствами систематический пересмотр действующих государственных стандартов и своевременную замену в них устаревших показателей.

9.2.2. Основанием для включения пересмотра стандартов в планы стандартизации могут быть:

результаты проверок стандартов министерствами (ведомствами) и другими организациями;

предложения предприятий-поставщиков и организаций (предприятий - потребителей продукции, организаций, осуществляющих государственный надзор или ведомственный контроль за качеством выпускаемой продукции, научно-технических обществ и других общественных организаций;

принятие соответствующих стандартов ИСО и МЭК, за которые СССР проголосовал положительно.

9.2.3. Предложения о пересмотре стандартов должны быть направлены:

по государственным и отраслевым стандартам - в министерства (ведомства), головные или базовые организации по стандартизации и на предприятия (в организации), за которыми они закреплены. Копии предложений по пересмотру государственных стандартов направляют соответственно в Госстандарт и Госстрой СССР;

по республиканским стандартам - в министерства (ведомства) союзных республик, головные или базовые организации или на предприятия (в организации), за которыми они закреплены, а также в республиканские управления Госстандарта.

9.2.4. Предложения о пересмотре стандартов должны быть обоснованы и должны содержать требования, необходимые для дальнейшего развития народного хозяйства и укрепления обороны страны.

9.3. Порядок внесения изменений в стандарты

9.3.1. Утверждать изменения в стандартах и отменять стандарты имеют право организации (предприятия), утвердившие их.

Отмена стандартов осуществляется по согласованию с заказчиком (основным потребителем).

Согласование проектов изменений (или предложений об отмене) государственных, отраслевых и республиканских стандартов с заинтересованными организациями, представление их на утверждение должны проводиться в порядке, установленном для разрабатываемых стандартов.

Проекты изменений, которые включают вопросы, не относящиеся к компетенции профсоюзных органов и органов госнадзора, не следует согласовывать с этими органами.

Проекты изменений в стандартах предприятий должны быть согласованы с заинтересованными службами или предприятиями, входящими в систему фирм, комбинатов или трестов, использующих стандарты предприятий.

9.3.2. Если вносимые в стандарт изменения не нарушают его взаимосвязи с другими стандартами и содержат только незначительные уточнения, которые не влияют на содержание стандарта, то рассылку на отзыв проектов изменений заинтересованным организациям допускается не производить, а рассматривать эти изменения на совещаниях в организациях, утвердивших стандарт.

Утверждение проектов изменений должно проводиться организацией, утвердившей стандарт, в порядке, установленном:

для государственных стандартов - Госстандартом;

для отраслевых стандартов и стандартов предприятий, подведомственных данному министерству (ведомству), - министерствами (ведомствами);

для республиканских стандартов - Госпланами союзных республик.

9.3.3. Если изменения, вносимые в стандарт, влекут за собой изменение существующих или установление новых цен на продукцию, то срок их введения должен быть согласован в установленном порядке с соответствующими органами ценообразования [Государственным комитетом СССР по ценам, государственными комитетами цен советов министров союзных республик, отделами цен советов министров автономных республик и отделами цен исполкомов краевых, областных и городских (городов республиканского подчинения) советов депутатов трудящихся].

О согласовании срока введения изменения к стандарту с органами ценообразования следует указывать в пояснительной записке к проекту изменения.