• Текст документа
  • Статус
  • Сканер копия
Недействующий


ГОСТ 1.0-68

Группа Т50

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА СТАНДАРТИЗАЦИИ

Основные положения

State system of standardization. Basic concepts

Дата введения 1970-01-01

Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 30 августа 1968 г. N 1 срок введения установлен с 01.01.70

ПЕРЕИЗДАНИЕ с Изменениями N 1, 2, 3, 4, 5, 6, утвержденными в январе 1975 г., сентябре 1979 г., сентябре 1980 г., ноябре 1981 г., ноябре 1982 г., апреле 1982 г. (ИУС 11-79, 12-80, 3-82, 7-82, 2-83)


Настоящий стандарт устанавливает основные положения Государственной системы стандартизации в СССР.

Государственная система стандартизации объединяет работы по стандартизации на всех уровнях управления народным хозяйством и представляет собой комплекс взаимоувязанных правил и положений, определяющих:

основные цели и задачи стандартизации;

организацию и методику проведения работ по стандартизации;

порядок планирования работ по стандартизации;

порядок разработки, внедрения, обращения стандартов и другой нормативно-технической документации по стандартизации и внесения в них изменений, а также государственного надзора и ведомственного контроля за их внедрением и соблюдением;

объекты стандартизации, категории и виды стандартов;

единые правила построения, изложения и оформления стандартов и их содержание.

1. ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЙ "СТАНДАРТИЗАЦИЯ", "НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ", "СТАНДАРТ", "СТАНДАРТ СЭВ", "ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ", "ОПЕРЕЖАЮЩАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ" И "КОМПЛЕКСНАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ"

1.1. Стандартизация - установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определенной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности для достижения всеобщей оптимальной экономии при соблюдении условий эксплуатации (использования) и требований безопасности.

Стандартизация основывается на объединенных достижениях науки, техники и передового опыта и определяет основу не только настоящего, но и будущего развития и должна осуществляться неразрывно с прогрессом.

Некоторыми частными случаями ее применения являются:

установление единиц физических величин;

установление терминов и обозначений;

установление требований к продукции и производственным процессам (выбор или определение характеристик той или иной продукции, методов контроля и измерений, технических требований, характеризующих качество изделий; взаимозаменяемость и т.д.);

установление требований, обеспечивающих безопасность людей и сохранность материальных ценностей.

В условиях планового социалистического хозяйства важнейшей особенностью стандартизации является ее активная роль в управлении народным хозяйством, выражающаяся в плановой деятельности государственных органов, предприятий и организаций по установлению и применению обязательных норм, правил, требований, направленных на ускорение технического прогресса, повышение производительности общественного труда и улучшение качества продукции.

1.2. Нормативно-технический документ по стандартизации - документ, устанавливающий комплекс норм, правил, требований, обязательных для исполнения в определенных областях деятельности, разработанный в установленном порядке и утвержденный (принятый) компетентным органом.

1.3. Стандарт - нормативно-технический документ по стандартизации, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утвержденный компетентным органом. Стандарт разрабатывается на основе достижений науки, техники, передового опыта и должен предусматривать решения, оптимальные для общества. Стандарт может быть разработан как на материальные предметы (продукцию, эталоны, образцы веществ и т.п.), так и на нормы, правила, требования к объектам организационно-методического и общетехнического характера.

В зависимости от сферы действия, содержания и уровня утверждения стандарты подразделяются на категории и виды.

1.4. Стандарт Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) - нормативно-технический документ СЭВ по стандартизации, фиксирующий результаты конкретной деятельности органов СЭВ по стандартизации, выполненный на основе современных достижений науки, техники и передового опыта.

1.5. Технические условия - нормативно-технический документ, устанавливающий комплекс требований к конкретным типам, маркам, артикулам продукции. Технические условия являются неотъемлемой частью комплекта технической документации на продукцию, на которую они распространяются.

Правила построения, изложения и оформления, порядок согласования, утверждения и государственной регистрации технических условий установлены в ГОСТ 2.114-70* и ГОСТ 2.115-70**.
________________
* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ 2.114-95.
** На территории Российской Федерации документ не действует. Заменен на ГОСТ 1.3-85 (отменен без замены). - Примечания изготовителя базы данных.

1.6. Опережающая стандартизация - стандартизация, заключающаяся в установлении повышенных по отношению к уже достигнутому на практике уровню норм, требований к объектам стандартизации, которые согласно прогнозам будут оптимальными в последующее время.

В зависимости от реальных условий в стандартах устанавливаются показатели, нормы, характеристики в виде ступеней качества, имеющие дифференцированные сроки введения.

1.7. Комплексная стандартизация - стандартизация, осуществление которой обеспечивает наиболее полное и оптимальное удовлетворение требований заинтересованных организаций и предприятий согласованием показателей взаимосвязанных компонентов, входящих в объекты стандартизации, и увязкой сроков введения в действие стандартов.

Комплексность стандартизации обеспечивается разработкой программ стандартизации, охватывающих изделия, сборочные единицы, детали, полуфабрикаты, материалы, сырье, технические средства, методы подготовки и организации производства.

2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СТАНДАРТИЗАЦИИ

2.1. Основными целями стандартизации являются:

ускорение технического прогресса, повышение эффективности общественного производства и производительности труда, в том числе инженерного и управленческого;

улучшение качества продукции и обеспечение его оптимального уровня;

обеспечение увязки требований к продукции с потребностями обороны страны;

обеспечение условий для широкого развития экспорта товаров высокого качества, отвечающих требованиям мирового рынка;

совершенствование организации управления народным хозяйством и установление рациональной номенклатуры выпускаемой продукции;

развитие специализации в области проектирования и производства продукции;

рациональное использование производственных фондов и экономия материальных и трудовых ресурсов;

обеспечение охраны здоровья населения и безопасности труда работающих;

развитие международного экономического, технического и культурного сотрудничества.

2.2. Основными задачами стандартизации являются:

установление требований к качеству готовой продукции на основе комплексной стандартизации качественных характеристик данной продукции, а также сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, необходимых для ее изготовления с высокими показателями качества и эффективной эксплуатации;

определение единой системы показателей качества продукции, методов и средств контроля и испытаний, а также необходимого уровня надежности в зависимости от назначения изделий и условий их эксплуатации;

установление норм, требований и методов в области проектирования и производства продукции с целью обеспечения ее оптимального качества и исключения нерационального многообразия видов, марок и типоразмеров;

развитие унификации промышленной продукции, как важнейшего условия специализации производства; комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, повышения уровня взаимозаменяемости, эффективности эксплуатации и ремонта изделий;

обеспечение единства и достоверности измерений в стране, создание и совершенствование государственных эталонов, единиц физических величин, а также методов и средств измерений высшей точности;

установление единых систем документации, в том числе унифицированных систем документации, используемых в автоматизированных системах управления, установление систем классификации и кодирования технико-экономической информации, а также разработка стандартов на виды носителей информации, форм и систем организации производства и технических средств научной организации труда;

установление единых терминов и обозначений в важнейших областях науки и техники, а также в отраслях народного хозяйства;

установление системы стандартов безопасности труда;

установление систем стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов;

установление благоприятных условий для совершенствования внешнеторговых, культурных и научно-технических связей.

3. КАТЕГОРИИ СТАНДАРТОВ И ОБЪЕКТЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ

3.1. Категории стандартов

3.1.1. Стандарты в Советском Союзе подразделяют на следующие категории:

государственные стандарты Союза ССР - ГОСТ;

отраслевые стандарты - ОСТ;

республиканские стандарты союзных республик - РСТ;

стандарты предприятий (объединений) - СТП.

3.1.2. Стандарты в Советском Союзе являются обязательными в пределах установленной сферы их действия, области и условий их применения.

3.1.3. Государственные стандарты обязательны к применению всеми предприятиями, организациями и учреждениями союзного, республиканского и местного подчинения во всех отраслях народного хозяйства СССР и союзных республик.

3.1.4. Отраслевые стандарты обязательны для всех предприятий и организаций данной отрасли, а также для предприятий и организаций других отраслей (заказчиков), применяющих (потребляющих) продукцию этой отрасли.

Отраслевые стандарты организационно-методического характера обязательны только для предприятий и организаций министерства, утвердившего эти стандарты. Для предприятий других министерств (ведомств) такие стандарты являются обязательными только по согласованию с соответствующим министерством.

Примечание. Под отраслью в настоящем стандарте понимается совокупность предприятий и организаций независимо от их территориального расположения и ведомственной принадлежности, разрабатывающих и (или) изготовляющих определенные виды продукции, относящиеся к номенклатуре продукции, закрепленной за министерством (ведомством), являющимся ведущим в ее производстве.

3.1.5. Республиканские стандарты союзных республик обязательны для всех предприятий и организаций республиканского и местного подчинения данной союзной республики независимо от их ведомственной подчиненности.

Республиканские стандарты союзных республик на продукцию при отсутствии государственных и отраслевых стандартов на эту продукцию обязательны для всех предприятий и организаций, расположенных на территории союзной республики независимо от ведомственной подчиненности.

3.1.6. Стандарты предприятий (объединений) обязательны только для предприятия (объединения), утвердившего данный стандарт.

3.1.7. Стандарты СЭВ обязательны к применению всеми предприятиями, организациями и учреждениями союзного, республиканского и местного подчинения во всех отраслях народного хозяйства СССР и союзных республик.

3.1.8. Государственные стандарты утверждает Государственный комитет СССР по стандартам (Госстандарт), за исключением государственных стандартов, утверждаемых Советом Министров СССР и Госстроем СССР.

Государственная фармакопея и временные фармакопейные статьи на лекарственные средства, имеющие силу государственных стандартов и устанавливающие требования к качеству лекарственных средств, утверждает Министерство здравоохранения СССР.

3.1.9. Совет Министров СССР утверждает особо важные государственные стандарты (в соответствии с перечнем, утвержденным Советом Министров СССР).

3.1.10. Государственные стандарты, содержащие требования, связанные с обеспечением безопасности условий труда и охраны здоровья рабочих и служащих, утверждает Госстандарт или Госстрой СССР по согласованию с Министерством здравоохранения СССР, соответствующими центральными комитетами профсоюзов и в необходимых случаях с органами государственного надзора.

3.1.11. Отраслевые стандарты утверждает министерство (ведомство), являющееся ведущим в производстве данного вида продукции, в соответствии с отраслевой принадлежностью.

Отраслевые стандарты, содержащие требования, связанные с обеспечением безопасности условий труда и охраны здоровья рабочих и служащих, утверждают по согласованию с Министерством здравоохранения СССР, соответствующими центральными комитетами профсоюзов и в необходимых случаях с органами государственного надзора.

3.1.12. Республиканские стандарты утверждают советы министров союзных республик или, по их поручению, Госпланы союзных республик или госстрои союзных республик (по продукции, входящей в номенклатуру Госстроя СССР).

Республиканские стандарты, содержащие требования, связанные с обеспечением безопасности условий труда и охраны здоровья рабочих и служащих, утверждают по согласованию с министерствами здравоохранения союзных республик и республиканскими советами профсоюзов или соответствующими центральными комитетами профсоюзов и в необходимых случаях с органами государственного надзора.

3.1.13. Стандарты предприятий (объединений) утверждает предприятие (объединение).

3.1.14. Стандарты всех категорий утверждают без ограничения срока их действия или на ограниченный срок.

3.2. Объекты стандартизации и требования к ним

3.2.1. Объектами стандартизации являются продукция, нормы, правила, требования, методы, термины, обозначения и т.п., имеющие перспективу многократного применения в науке, технике, промышленном и сельскохозяйственном производстве, строительстве, на транспорте, в культуре, здравоохранении, других сферах народного хозяйства, а также в международной торговле.

3.2.2. Показатели, нормы, характеристики, требования, устанавливаемые стандартами, должны соответствовать передовому уровню науки, техники и производства, основываться на результатах научно-исследовательских, экспериментальных и опытно-конструкторских работ, которые, как правило, должны заканчиваться созданием нормативно-технической документации. Показатели, нормы, характеристики, требования должны соответствовать стандартам СЭВ, международным стандартам и учитывать рекомендации международных организаций.

3.2.3. В стандартах, наряду с типами и видами продукции, серийное и массовое производство которой освоено, должны быть предусмотрены новые, более прогрессивные нормы и требования, опережающие достигнутый уровень производства с дифференцированными сроками их введения (ступени качества), устанавливаемые на основе обязательного использования проверенных на практике отечественных и зарубежных открытий и изобретений, опубликованных за последние десять лет до утверждения стандарта.

3.2.4. На отдельные наиболее важные виды продукции и другие объекты наряду с действующими стандартами разрабатывают стандарты с перспективными показателями и нормами, определяющими качество и ассортимент продукции на наивысшем научно-техническом уровне, с указанием срока, с которого продукцию следует выпускать в соответствии с требованиями этих стандартов.

3.2.5. Требования к экспортной продукции устанавливают в государственных, отраслевых, республиканских стандартах и технических условиях, определяющих:

единые основные требования, удовлетворяющие интересам народного хозяйства и гарантирующие конкурентоспособность этой продукции на мировом рынке;

полный комплекс специальных требований к продукции, поставляемой только для экспорта.

К действующим стандартам и техническим условиям при необходимости разрабатывают дополнения, устанавливающие требования экспорта.

3.2.6. Государственные стандарты устанавливают преимущественно нормы, параметры, размеры, требования, правила, показатели технического уровня и качества продукции, термины, обозначения и другие объекты межотраслевого применения, необходимые для обеспечения оптимального качества продукции, единства и взаимосвязи различных областей науки, техники, производства и культуры, а также требования к продукции массового и крупносерийного производства широкого и межотраслевого применения.

В частности, объектами государственной стандартизации должны быть:

общетехнические и организационно-методические правила и нормы (ряды номинальных частот и напряжений электрического тока, нормы точности зубчатых передач, допуски и посадки, резьбы, предпочтительные числа, требования охраны природной среды от загрязнения, требования сохранения и рационального использования природных ресурсов и другие правила и нормы производственно-технического назначения);

общие требования, показатели, нормы качества продукции, имеющие межотраслевое применение (устойчивость к воздействиям внешней среды, радиационная стойкость, требования к продукции, поставляемой для эксплуатации в различных климатических условиях, и т.п.), методы их контроля;

основные эксплуатационные свойства и технические характеристики групп однородной продукции, имеющей межотраслевое применение (ряды основных параметров и размеров насосов, нормы точности металлорежущих станков и т.п.), а также методы их контроля;

межотраслевые требования и нормы техники безопасности и производственной санитарии, предохранительные приспособления и другие средства защиты работающих;

научно-технические термины, определения и обозначения;

единицы физических величин;

государственные эталоны единиц физических величин и общесоюзные поверочные схемы;

методы и средства поверки средств измерений;

нормы точности измерений;

методики выполнения измерений;

требования к стандартным образцам свойств и состава веществ и материалов;

системы конструкторской, технологической, эксплуатационной и ремонтной документации, документации в области организации и управления производством, системы других видов документации;

унифицированные системы документации, используемые в автоматизированных системах управления;

системы классификации и кодирования технико-экономической информации, виды носителей информации, формы и системы организаций производства, государственные испытания средств измерений и технические средства научной организации труда;

важнейшие виды продукции.

Порядок разработки и утверждения государственных стандартов установлен в ГОСТ 1.2-68*.
________________
* На территории Российской Федерации документ не действует. В части оформления государственных и отраслевых стандартов заменен ГОСТ 1.5-85 (отменен без замены); в части кроме оформления государственных и отраслевых стандартов заменен ГОСТ 1.2-85 (отменен без замены). - Примечание изготовителя базы данных.

3.2.7. Отраслевые стандарты устанавливают требования к продукции, не относящейся к объектам государственной стандартизации, к технологической оснастке, инструменту, специфическим для отрасли, технологические нормы и типовые технологические процессы отраслевого применения, а также нормы, правила, требования, термины и обозначения, необходимые для обеспечения взаимосвязи в производственно-технической деятельности предприятий и организаций отрасли.

В частности, объектами отраслевой стандартизации могут быть:

машины, оборудование, приборы, аппараты и другие изделия серийного и мелкосерийного производства;

отдельные виды готовой продукции ограниченного применения;

виды продукции, относящиеся к группам однородной продукции, для которых основные потребительские характеристики и методы их контроля установлены государственными стандартами (по согласованию с Госстандартом);

детали и сборочные единицы, технологическая оснастка и инструмент, специфические для производства и применения в данной отрасли;

сырье, материалы, топливо, полуфабрикаты, применяемые в отрасли;

технологические нормы и типовые технологические процессы внутриотраслевого применения;

нормы, требования и методы, относящиеся к продукции, разрабатываемой и применяемой отраслью;

нормы, требования и методы в области организации проектирования, производства и эксплуатации промышленной продукции и товаров народного потребления;

отдельные виды товаров народного потребления;

требования, нормы безопасности труда и средства защиты работающих;

нормы точности измерений;

методики выполнения измерений.

3.2.8. Отраслевые стандарты могут также устанавливать ограничение государственных стандартов (по применяемой номенклатуре, типоразмерам и т.п.). При этом конкретные типоразмеры изделий (или другие объекты стандартизации), включенные в такие отраслевые стандарты, должны соответствовать ограничиваемому государственному стандарту. В одном стандарте, при необходимости, допускается устанавливать ограничение нескольких стандартов.

Порядок разработки и утверждения отраслевых стандартов установлен в ГОСТ 1.2-68.

3.2.9. Республиканские стандарты устанавливают требования к продукции, выпускаемой предприятиями союзного, республиканского и местного подчинения союзной республики, за исключением продукции, относящейся к объектам государственной или отраслевой стандартизации. Номенклатура продукции, на которую утверждают республиканские стандарты, должна быть согласована с Госстандартом и с соответствующими ведущими министерствами (ведомствами) СССР по закрепленным группам продукции.

В частности, объектами республиканской стандартизации могут быть:

сырье, материалы, топливо и полезные ископаемые внутриреспубликанского производства и применения;

отдельные типы, виды, марки (модели) изделий массового или серийного производства, относящихся к профилю республиканских министерств (ведомств) союзных республик и не входящих в номенклатуру общесоюзных и союзно-республиканских министерств (ведомств) СССР;

нормы и требования, относящиеся к ремонту бытовых машин и приборов, и отдельные работы и услуги по бытовому обслуживанию населения и организаций;

товары народного потребления, изготовляемые предприятиями республиканского и местного подчинения как из основного сырья, так и из отходов производства, а также товары народного потребления, не относящиеся к номенклатуре основного производства предприятий союзного подчинения;

правила и нормы, специфичные для отраслей народного хозяйства союзной республики, в том числе применяемые для расчетов и проектирования продукции и обеспечения безопасности труда;

национальные и марочные изделия, выпускаемые предприятиями республиканского и местного подчинения.

Порядок разработки и утверждения республиканских стандартов установлен в ГОСТ 1.3-68*.
________________
* На территории Российской Федерации документ не действует. В части оформления республиканских стандартов заменен ГОСТ 1.5-85 (отменен без замены); в части кроме оформления республиканских стандартов заменен ГОСТ 1.2-85 (отменен без замены). - Примечание изготовителя базы данных.

3.2.10. Стандарты предприятий (объединений) устанавливают нормы, правила, требования, методы и другие объекты стандартизации, применяемые только на данном предприятии.

В частности, объектами стандартизации на предприятии могут быть:

детали и сборочные единицы, являющиеся составными частями разрабатываемых или изготовляемых изделий (продукции);

нормы, правила в области организации производства, управления им, а также управления качеством продукции;

технологическая оснастка и инструмент;

технологические нормы, требования и типовые технологические процессы;

поверочные схемы предприятия.

3.2.11. На поставляемую продукцию стандарты предприятий (объединений) не утверждаются, и в конструкторской документации основного производства не допускается давать ссылку на стандарты предприятий (объединений).

Порядок разработки и утверждения стандартов предприятий установлен в ГОСТ 1.4-68*.
________________
* На территории Российской Федерации документ не действует. Заменен на ГОСТ 1.4-85 (отменен без замены). - Примечание изготовителя базы данных.

3.2.12. Стандарты предприятий (объединений) могут также устанавливать ограничение государственных, отраслевых или республиканских стандартов по применяемой номенклатуре деталей, сборочных единиц, материалам и требованиям, предусмотренным с учетом особенностей данного предприятия. При этом ссылки в конструкторской документации следует давать на соответствующие ограничиваемые стандарты.

4. ВИДЫ СТАНДАРТОВ

4.1. Понятие "вид стандарта" определяет содержание стандарта в зависимости от его назначения.

4.2. Стандарты всех категорий на продукцию подразделяются на виды:

стандарты технических условий (общих технических условий);

стандарты общих технических требований (технических требований);

стандарты параметров и (или) размеров;

стандарты типов, основных параметров и (или) размеров;

стандарты конструкции и размеров;

стандарты марок;

стандарты сортамента;

стандарты правил приемки;

стандарты методов контроля (испытаний, анализа, измерений);

стандарты правил маркировки, упаковки, транспортирования и хранения;

стандарты правил эксплуатации и ремонта;

стандарты типовых технологических процессов.

4.3. Общетехнические и организационно-методические стандарты (на общие нормы, показатели качества, методы расчета и проектирования, классификации и кодирования, термины и определения, единицы физических величин, общие требования к продукции, поставляемой для различных климатических условий эксплуатации, требования к изготовлению, требования безопасности, сортность продукции, на которую разрешается устанавливать сортность, и др.) на виды не подразделяются.

4.4. Стандарты общих технических условий устанавливают общие для данной группы однородной продукции эксплуатационные (потребительские) характеристики, правила приемки, методы контроля, требования к маркировке, упаковке, транспортированию и хранению, комплектность и гарантии изготовителя (поставщика).

4.5. Стандарты технических условий устанавливают всесторонние технические требования к конкретной продукции - одному типу (виду, марке, модели) или нескольким типам (видам, маркам, моделям) при ее изготовлении, поставке и использовании (эксплуатации), в том числе эксплуатационные (потребительские) характеристики, правила приемки, методы контроля качества, требования к маркировке, упаковке, транспортированию и хранению, комплектность и гарантии изготовителя (поставщика).

При наличии стандартов общих технических условий на группу однородной продукции стандарты технических условий устанавливают конкретные требования к данному виду продукции, не вошедшие в стандарты общих технических условий.

При отсутствии стандарта технических условий указанные требования устанавливают в технических условиях.

4.6. Стандарты общих технических требований устанавливают общие для группы однородной продукции нормы и требования, соблюдение которых обеспечивает оптимальный уровень качества при проектировании и изготовлении конкретных видов продукции.

4.7. Стандарты технических требований устанавливают требования к качеству, надежности конкретного вида продукции и ее внешнему виду, а также художественно-эстетические требования в соответствии с основными потребительскими (эксплуатационными) характеристиками продукции.

4.8. Стандарты параметров и (или) размеров устанавливают параметрические или размерные ряды продукции по основным потребительским (эксплуатационным) характеристикам, на базе которых следует проектировать продукцию конкретных типов, моделей, марок, подлежащих изготовлению соответствующими отраслями промышленности.

4.9. Стандарты типов, основных, параметров и (или) размеров устанавливают типы продукции, классифицированные по основным параметрам и другим потребительским (эксплуатационным) характеристикам, указывая наряду с типами продукции, серийное и массовое производство которых освоено, новые, более прогрессивные типы продукции, освоение производства которых будет способствовать дальнейшему развитию технического прогресса и подъема промышленности.

4.10. Стандарты конструкции и размеров устанавливают конструктивные исполнения и основные размеры для определенной группы изделий в целях их унификации и обеспечения взаимозаменяемости при разработке конкретных типоразмеров, моделей и т.п.

В стандартах конструкции и размеров на детали и сборочные единицы машин и приборов, а также на технологическую оснастку и инструмент допускается устанавливать с целью экономии затрат на проектирование и освоение новых изделий различными предприятиями рабочие размеры и технические требования, необходимые и достаточные для изготовления и приемки этих деталей и сборочных единиц.

4.11. Стандарты марок устанавливают номенклатуру марок и химический состав материала (сырья), а в отдельных случаях - основные потребительские (эксплуатационные) характеристики.

4.12. Стандарты сортамента устанавливают геометрические формы и размеры продукции.

4.13. Стандарты правил приемки устанавливают порядок приемки продукции определенной группы в целях обеспечения единства при ее приемке по качеству и количеству, а также виды и программы испытаний.

4.14. Стандарты методов контроля (испытаний, анализа, измерений) устанавливают порядок отбора образцов (проб) для испытаний, методы контроля (испытаний, анализа, измерений) потребительских (эксплуатационных) характеристик определенной группы продукции в целях обеспечения единства оценки показателей качества.

4.15. Стандарты правил маркировки, упаковки, транспортирования и хранения устанавливают требования к потребительской маркировке определенных групп продукции с целью информации потребителя об основных характеристиках продукции, требования к упаковке с учетом технической эстетики, требования к обеспечению сохранности свойств и показателей качества продукции при хранении и транспортировании.

4.16. Стандарты правил эксплуатации и ремонта устанавливают общие правила, обеспечивающие в определенных условиях и режимах работоспособность и безопасность изделий данной группы или данного вида и гарантирующие их эксплуатационные характеристики.

В необходимых случаях в стандартах предусматривают методы монтажа и демонтажа сложных изделий на месте эксплуатации.

4.17. Стандарты типовых технологических процессов устанавливают способы и технические средства выполнения и контроля технологических операций для изготовления продукции определенной группы или вида с целью внедрения прогрессивной технологии производства и обеспечения единого уровня качества продукции.

4.18. В стандартах любых видов, если это вызвано спецификой продукции, должны быть отражены требования безопасности по ГОСТ 1.26-77*.
________________
* На территории Российской Федерации документ не действует. Заменен на ГОСТ 1.5-85 (отменен без замены). - Примечание изготовителя базы данных.

4.19. В стандартах допускается предусматривать данные, свойственные стандартам нескольких видов, например: стандарт правил приемки и методов контроля, стандарт технических требований, маркировки, упаковки, транспортирования и хранения.

4.20. Допускается проводить дальнейшее разделение видов стандартов на отдельные стандарты, например стандарты методов контроля продукции могут быть установлены на отдельные конкретные методы.

5. ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ

5.1. Общие положения

5.1.1. Планирование работ по стандартизации является составной частью системы государственного планирования и должно увязываться с соответствующими планами проведения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и экспериментальных работ. Планирование работ по стандартизации - важный экономический фактор, посредством которого осуществляется координация деятельности всех организаций страны, занимающихся вопросами стандартизации, обеспечивается максимальная эффективность и комплексность в работах по стандартизации.

5.1.2. Разрабатывают и утверждают в установленном порядке перспективные (долгосрочные - на 10-15 лет и пятилетние) и годовые планы:

государственной стандартизации;

отраслевой стандартизации;

республиканской стандартизации;

стандартизации на предприятиях.

5.1.3. В планы, как правило, должны быть включены объекты, целесообразность стандартизации которых устанавливают на базе исследований, проводимых в процессе разработки, производства и эксплуатации этих объектов, с учетом программ стандартизации (координационных планов) и предложений заинтересованных организаций.

5.1.4. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, а также другие работы, связанные с осуществлением перспективных и годовых планов государственной, отраслевой и республиканской стандартизации, министерства и ведомства СССР, советы министров союзных республик должны включать в соответствующие разделы планов развития народного хозяйства СССР, планов развития отраслей и союзных республик.

Работы по разработке стандартов (пересмотру или внесению изменений в действующие стандарты) на новую (модернизируемую) продукцию, которые предусматриваются в технических заданиях на проведение соответствующих научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ или содержатся в предложениях по ее стандартизации, подготовленных по результатам этих работ, включаются в планы стандартизации. Если указанные предложения по стандартизации подготавливаются после утверждения годовых планов стандартизации, соответствующие задания по стандартизации включаются в эти планы в оперативном порядке, установленном Госстандартом.

5.1.5. Методическое руководство разработкой годовых планов стандартизации осуществляет Госстандарт.

5.1.6. Организацию, порядок и сроки разработки проектов годовых планов отраслевой, республиканской стандартизации и планов стандартизации предприятий (организаций) устанавливают соответственно министерства (ведомства) СССР, являющиеся ведущими в производстве данного вида продукции, советы министров союзных республик, предприятия и организации.

5.2. Порядок разработки перспективных планов

5.2.1. Проекты перспективных планов государственной, отраслевой и республиканской стандартизации, а также планов работ по стандартизации предприятий разрабатывают на базе основных направлений развития народного хозяйства СССР на планируемый период и программ стандартизации.

5.2.2. Перспективные планы государственной стандартизации важнейших видов продукции являются составной частью государственных перспективных планов развития народного хозяйства СССР и включают:

задания по разработке общетехнических и организационно-методических стандартов межотраслевого значения;

задания по стандартизации важнейших видов продукции;

задания по унификации изделий машиностроения, приборостроения и других отраслей народного хозяйства и по стандартизации агрегатов, узлов и деталей общемашиностроительного применения;

задания по метрологическому обеспечению народного хозяйства СССР.

5.2.3. Проекты перспективных планов государственной стандартизации важнейших видов продукции разрабатывают в порядке и сроки, установленные постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР.

Структуру, показатели и формы планов устанавливает Госстандарт совместно с Госпланом СССР.

5.2.4. Проекты перспективных планов государственной стандартизации важнейших видов продукции Госстандарт разрабатывает на основе предложений министерств и ведомств СССР и советов министров союзных республик и представляет в Совет Министров СССР, Госплан СССР и Государственный комитет СССР по науке и технике.

При разработке этих планов учитывают предложения профсоюзных органов, научно-технических обществ и других общественных организаций.

5.2.5. Проекты перспективных планов отраслевой стандартизации утверждает министерство (ведомство) по согласованию с Госстандартом или Госстроем СССР (по продукции, входящей в номенклатуру Госстроя СССР).

В эти планы включают задания по стандартизации, предусмотренные перспективным планом развития народного хозяйства СССР и касающиеся данной отрасли, а также задания по решению вопросов отраслевой стандартизации.

5.2.6. Проекты перспективных планов республиканской стандартизации утверждает совет министров союзной республики или, по его поручению, Госплан союзной республики после согласования их с Госстандартом. Проекты перспективных планов республиканской стандартизации входят в состав перспективных планов развития, народного хозяйства союзных республик.

Эти планы включают задания по стандартизации, предусмотренные перспективным планом развития народного хозяйств СССР и касающиеся министерств данной республики, а также задания по решению вопросов республиканской стандартизации.

5.2.7. Проекты перспективных планов стандартизации на предприятиях разрабатывают на базе заданий соответствующих министерств с учетом развития стандартизации на предприятии. Эти планы утверждает предприятие.

5.3. Порядок разработки и утверждения годовых планов стандартизации

5.3.1. Предприятия, научно-исследовательские, проектно-конструкторские организации, исходя из заданий по стандартизации, предусмотренных в перспективном плане развития народного хозяйства СССР и программах стандартизации, разрабатывают предложения к проектам годовых планов государственной стандартизации и представляют их в соответствующие базовые организации по стандартизации.

5.3.2. Базовые организации по стандартизации подготавливают обобщенные предложения к проекту годового плана государственной стандартизации по закрепленным за ними видам продукции и направляют их (после рассмотрения с заинтересованными организациями и исполнителями) в головные организации по стандартизации для последующего представления в министерство (ведомство) по подчиненности.

Базовые организации по стандартизации подготавливают также предложения по государственной стандартизации в смежных отраслях народного хозяйства.

При отсутствии головных организаций сводные предложения к проекту плана государственной стандартизации по отрасли и по смежным отраслям базовые организации представляют непосредственно в министерство (ведомство) по подчиненности.

5.3.3. Министерства (ведомства), являющиеся заказчиками (потребителями) продукции, заинтересованные в разработке стандартов, направляют до первого апреля года, предшествующего планируемому, в соответствующие министерства (ведомства) предложения (заявки) с технико-экономическим обоснованием на выполнение работ для включения их в проекты планов государственной стандартизации, а также отраслевой стандартизации.

Копии (два экземпляра) предложений направляют в тот же срок Госстандарту.

5.3.4. Союзно-республиканские министерства союзной республики направляют предложения к проекту годового плана государственной стандартизации в соответствующие союзно-республиканские министерства СССР, а также в Госпланы союзных республик.

5.3.5. Республиканские министерства и ведомства направляют предложения к проекту годового плана государственной стандартизации в совет министров союзной республики или, по его поручению, в Госплан союзной республики для последующего направления в соответствующее общесоюзное или союзно-республиканское министерство СССР.

5.3.6. Проекты годовых планов государственной стандартизации разрабатывают в полном соответствии с заданиями по стандартизации, предусмотренными в перспективном плане развития народного хозяйства СССР.

К проекту плана прилагают пояснительную записку и справку согласования по тематике, предложенной другими министерствами и ведомствами СССР или советами министров союзных республик.

5.3.7. Разногласия по проектам годовых планов государственной стандартизации рассматривает в части предложений организаций-смежников руководство министерства (ведомства), формирующего проект плана, с участием представителей организаций-авторов предложений. Разногласия, не разрешенные министерством (ведомством), передают в Госстандарт для рассмотрения и принятия решения.

5.3.8. Сроки представления министерствами и ведомствами СССР и советами министров союзных республик проектов планов государственной стандартизации устанавливают в решениях директивных органов по вопросу разработки годовых планов.

5.3.9. Годовые планы государственной стандартизации утверждает Госстандарт по согласованию с Госпланом СССР на основе предложений министерств и ведомств СССР, советов министров союзных республик, профсоюзных органов, научно-технических обществ и других общественных организаций. Годовые планы государственной стандартизации по номенклатуре продукции, закрепленной за Госстроем СССР, утверждает Госстрой СССР.

5.3.10. В годовых планах государственной стандартизации следует предусматривать:

разработку новых, пересмотр действующих государственных стандартов, повышение основных показателей технического уровня и качества важнейших видов продукции;

задания по повышению уровня унификации изделий машиностроения, приборостроения и других отраслей народного хозяйства, стандартизации агрегатов, узлов и деталей общемашиностроительного применения;

государственную аттестацию промышленной продукции;

государственный надзор за внедрением и соблюдением стандартов и технических условий, состоянием и применением средств измерений;

разработку стандартов СЭВ, разработку международных стандартов и рекомендаций ИСО и других международных организаций, занимающихся вопросами стандартизации и метрологии;

задания по метрологическому обеспечению народного хозяйства.

5.3.11. Госстандарт утвержденные годовые планы государственной стандартизации доводит в установленном порядке до министерств и ведомств СССР и советов министров союзных республик.

5.3.12. Министерства и ведомства СССР должны обеспечивать своевременное включение заданий годового плана государственной стандартизации в планы подведомственных им предприятий, головных и базовых организаций по стандартизации.

Союзно-республиканские министерства и ведомства СССР должны обеспечивать своевременное доведение заданий годового плана государственной стандартизации до соответствующих министерств и ведомств союзных республик.

5.3.13. Предложения к проектам годовых планов отраслевой стандартизации предприятия, научно-исследовательские, проектно-конструкторские организации представляют в соответствующие базовые организации по стандартизации.

5.3.14. Базовые организации по стандартизации составляют обобщенные предложения к проекту годового плана отраслевой стандартизации и представляют их в головную организацию. Одновременно базовые организации по стандартизации составляют предложения по отраслевой стандартизации в смежных отраслях.

5.3.15. Головные организации, а при их отсутствии базовые организации представляют сводный проект плана отраслевой стандартизации в министерство (ведомство) по подчиненности.

5.3.16. Министерство (ведомство) утверждает годовые планы отраслевой стандартизации по согласованию с Госстандартом или Госстроем СССР.

Министерства и ведомства СССР проекты планов отраслевой стандартизации направляют на согласование в Госстандарт или Госстрой СССР одновременно с представлением проектов планов государственной стандартизации по отраслям.

5.3.17. В годовые планы отраслевой стандартизации следует включать задания по стандартизации, предусмотренные перспективным планом развития народного хозяйства СССР и годовым планом государственной стандартизации и касающиеся данной отрасли, а также задания по разработке и пересмотру отраслевой нормативно-технической документации.

5.3.18. Проекты планов отраслевой стандартизации должны формировать министерства (ведомства), являющиеся ведущими в производстве данного вида продукции (в развитии соответствующих отраслей).

5.3.19. Предприятия, научно-исследовательские организации предложения к проектам годовых планов республиканской стандартизации, исходя из заданий по стандартизации, предусмотренных в перспективном плане развития народного хозяйства союзной республики, представляют в соответствующие республиканские базовые организации по стандартизации, а при их отсутствии - непосредственно в соответствующее республиканское или союзно-республиканское министерство (ведомство) союзной республики.

5.3.20. Республиканские базовые организации по стандартизации составляют сводные предложения к проектам годовых планов республиканской стандартизации и направляют их в соответствующее республиканское или союзно-республиканское министерство (ведомство) союзной республики.

5.3.21. Проекты планов республиканской стандартизации разрабатывают как республиканские министерства (ведомства), так и союзно-республиканские министерства (ведомства) союзной республики, руководствуясь установленными объектами, на которые могут утверждаться республиканские стандарты.

5.3.22. Республиканские и союзно-республиканские министерства (ведомства) союзной республики представляют проекты годовых планов республиканской стандартизации в совет министров союзной республики или, по его поручению, в Госплан союзной республики. Союзно-республиканские министерства (ведомства) союзной республики одновременно направляют проекты планов своих работ по стандартизации в соответствующее союзно-республиканское министерство (ведомство) СССР.

5.3.23. Годовые планы республиканской стандартизации утверждает совет министров союзной республики или, по его поручению, Госплан или Госстрой союзной республики после согласования соответственно с Госстандартом или Госстроем СССР.

5.3.24. В годовые планы республиканской стандартизации следует включать задания по стандартизации, касающиеся министерств и ведомств республики и предусмотренные в годовых планах государственной стандартизации, а также задания по республиканской стандартизации (разработку и пересмотр республиканской нормативно-технической документации, проведение надзора за внедрением и соблюдением стандартов, технических условий и качеством продукции).

5.3.25. Годовые планы стандартизации предприятий должны утверждать предприятия.

5.3.26. Министерства (ведомства) в течение месяца после получения годового плана государственной стандартизации должны сообщить в министерства и ведомства-разработчики стандартов и в копии в Госстандарт или Госстрой СССР перечень проектов стандартов, которые должны быть направлены им на отзыв. Для каждого проекта стандарта, подлежащего направлению на отзыв, министерства (ведомства) в перечне указывают количество экземпляров проекта этого стандарта и адрес организации (предприятия), ответственной за рассылку проекта этого стандарта предприятиям министерства (ведомства) и за составление обобщенного отзыва от министерства (ведомства).

5.4. Контроль за ходом выполнения планов стандартизации

5.4.1. Госстандарт, Госстрой СССР, министерства (ведомства) СССР, советы министров союзных республик (или, по их поручению, Госпланы союзных республик), головные и базовые организации по стандартизации осуществляют систематический контроль за ходом выполнения соответственно планов государственной, отраслевой, республиканской стандартизации и планов стандартизации предприятий (организаций).

5.4.2. Госстандарт на основе представляемых министерствами (ведомствами) сведений о ходе выполнения заданий по плану государственной стандартизации докладывает Совету Министров СССР о выполнении годового плана государственной стандартизации.

5.4.3. Порядок и периодичность представления докладов о выполнении планов отраслевой и республиканской стандартизации и планов стандартизации предприятий (организаций) определяют соответственно министерства (ведомства) СССР, Госпланы союзных республик и руководители предприятий и организаций.

6. СТАДИИ РАЗРАБОТКИ СТАНДАРТОВ

6.1. В целях достижения организационно-методического единообразия при планировании и организации разработки стандартов всех категорий, а также для анализа и контроля выполнения работ по созданию стандартов устанавливают следующие шесть стадий разработки стандарта:

1-я стадия - организация разработки стандарта и составление технического задания;

2-я стадия - разработка проекта стандарта (первой редакции) и рассылка его на отзыв;

3-я стадия - обработка отзывов, разработка окончательной (второй и последующих) редакции (редакций) проекта стандарта;

4-я стадия - подготовка, согласование и представление проекта стандарта на утверждение;

5-я стадия - рассмотрение проекта стандарта, его утверждение и регистрация;

6-я стадия - издание стандарта.

При разработке проекта стандарта или проекта изменения на основе стандартов ИСО или МЭК, за которые СССР проголосовал положительно, работа осуществляется без выполнения 2-й и 3-й стадий разработки стандарта.

Разработка стандартов (пересмотр или внесение изменений в действующие стандарты) на новую (модернизируемую) продукцию осуществляется одновременно с проведением соответствующих научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ. С этой целью техническими заданиями на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ по созданию новой (модернизируемой) продукции должна предусматриваться разработка стандартов (пересмотр или внесение изменений в действующие стандарты) или подготовка предложений по разработке стандартов (пересмотру или внесению изменений в действующие стандарты).

При проведении научно-исследовательских работ, направленных на определение перспектив развития и совершенствования новой (модернизируемой) продукции должны устанавливаться требования по стандартизации к соответствующим группам однородной продукции и разрабатываться:

стандарты, устанавливающие номенклатуру показателей качества для групп однородной продукции с выделением номенклатуры основных показателей, определяющих ее технический уровень и экономичность;

стандарты общих технических требований или общих технических условий, содержащие перспективные требования на группы однородной продукции, обеспечивающие разработку и постановку на производство новой (модернизируемой) продукции высшей категории качества;

стандарты основных параметров, типов и основных параметров, марок, сортамента и методов контроля характеристик однородной продукции.

При проведении опытно-конструкторских и опытно-технологических работ по созданию (модернизации) конкретной продукции разрабатываются технические условия или стандарты технических условий, технических требований, а также стандарты других видов.

Примечания:

1. Отзыв - документ, содержащий замечания и предложения по рассмотренному проекту.

2. Согласование - подтверждение согласия с проектом, которое оформляется подписанием проекта должностным лицом под грифом "Согласовано" или отдельным документом (письмом, протоколом и т.д.).

6.2. Организация разработки стандарта и составление технического задания

6.2.1. Руководитель организации, разрабатывающей проекты стандартов в соответствии с утвержденным планом, должен назначить руководителей и ответственных исполнителей по каждой теме и определить срок разработки проекта технического задания и поэтапные сроки выполнения работ. По этому вопросу издается приказ или распоряжение.

При разработке стандарта несколькими организациями ведущая организация-разработчик (первая в списке исполнителей) определяет по согласованию с каждым соисполнителем объем и сроки выполнения работ и предусматривает эти работы в технических заданиях или координационных планах.

Ведущая организация является ответственной за своевременную разработку проекта стандарта в целом, а организации-соисполнители - за своевременное выполнение возложенного на них объема работ.

6.2.2. Для разработки проекта технического задания необходимо собрать, изучить и проанализировать материалы по стандартизуемому объекту с учетом достижений отечественной и зарубежной науки и техники, а также имеющихся отечественных, зарубежных фирменных, национальных, региональных и международных стандартов (рекомендаций), патентов, авторских свидетельств, каталогов и другой технической документации.

Если объектом стандартизации является продукция, то следует изучить также передовой опыт предприятий, выпускающих эту или аналогичную ей продукцию, условия ее эксплуатации потребителями, данные о применяемости и потребности в ней.

6.2.3. Построение и изложение технических заданий на разработку стандартов - по ГОСТ 1.11-75*.
________________
* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ 1.2-85 (отменен без замены), здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

6.2.4. Одновременно к проекту технического задания на разработку стандарта составляют приложения:

перечень организаций (предприятий), которым должен быть разослан проект стандарта на отзыв;

перечень организаций (предприятий), с которыми должна быть согласована окончательная редакция проекта стандарта, включая, при необходимости, органы государственного надзора (п.6.5.1).

При разработке проекта стандарта на продукцию в эти перечни должны быть внесены основные потребители (заказчики) этой продукции.

6.2.5. Проект технического задания на разработку стандарта должны подписывать исполнители и должностные лица организации-разработчика стандарта и организаций-соисполнителей в соответствии с требованиями ГОСТ 1.11-75.

Авторы в необходимых случаях должны согласовывать проект технического задания с основными потребителями (заказчиками) и другими заинтересованными организациями.

Технические задания на важные объекты стандартизации рекомендуется рассматривать на научно-технических (ученых) советах, их секциях или на специальных совещаниях, проводимых организациями-авторами проектов, головными или базовыми организациями по стандартизации.

6.2.6. Порядок утверждения технических заданий (вместе с перечнями рассылки проекта стандарта на отзыв и согласование) на разработку стандартов различных категорий установлен в ГОСТ 1.2-68, ГОСТ 1.3-68 и ГОСТ 1.4-68.

6.3. Разработка проекта стандарта (первой редакции) и рассылка его на отзыв

6.3.1. Проект стандарта разрабатывают в соответствии с утвержденным годовым планом стандартизации и техническим заданием.

6.3.2. Если при разработке проекта стандарта выявляется необходимость изменения или отмены действующих взаимосвязанных стандартов, то организация-разработчик одновременно с разработкой проекта стандарта должна подготовить обоснованные предложения по внесению изменений в соответствующие стандарты или об отмене этих стандартов.

Предложения об изменении взаимосвязанных стандартов должны быть направлены в организации, утвердившие эти стандарты, и в организации, за которыми эти стандарты закреплены.

К моменту представления на утверждение проекта стандарта организация-разработчик должна получить от соответствующих организаций заключения по предложениям о внесении изменений во взаимосвязанные стандарты или об их отмене.

6.3.3. Одновременно с разработкой проекта стандарта следует составлять пояснительную записку по ГОСТ 1.16-78* и разрабатывать проект плана основных мероприятий, обеспечивающих своевременное внедрение стандарта.
________________
* На территории Российской Федерации документ не действует. Заменен на ГОСТ 1.2-85 (отменен без замены). - Примечание изготовителя базы данных.

Проект стандарта (первую редакцию) и проект плана основных мероприятий по внедрению стандарта должны подписывать руководство организации (предприятия)-разработчика стандарта, руководитель службы стандартизации, руководитель разработки (темы), ее исполнители, а также руководство и исполнители организаций-соисполнителей.

6.3.4. Исключен.

6.3.5. В проекте плана основных мероприятий по внедрению стандарта должны быть предусмотрены мероприятия, обеспечивающие внедрение стандарта в намечаемые сроки в соответствии со сферой его действия и областью распространения.

При составлении проекта плана основных мероприятий особое внимание необходимо уделить целесообразности и возможности организации специализированного производства стандартизованной продукции. Кроме того, должны быть даны предложения об изготовителях (поставщиках) новых видов продукции, сроках их освоения и начала поставок.

Если стандарт требует освоения новой продукции, в проекте плана основных мероприятий можно предусматривать:

разработку необходимой технической документации;

применение новых видов сырья, полуфабрикатов, материалов, комплектующих составных частей, которые влечет за собой необходимость изменения планов материально-технического снабжения для обеспечения предприятий;

обеспечение предприятий новыми видами оборудования, приборов, приспособлений, инструмента или проведение модернизации действующего оборудования;

возведение новых зданий, расширение площадей, организацию новых цехов;

изменение технологических процессов, отдельных режимов работы, автоматизацию и механизацию производственных процессов, повышение точности изготовления продукции.

6.3.6. Проект стандарта до рассылки на отзыв следует предварительно рассматривать на научно-техническом (ученом) совете или на техническом совещании организации-разработчика.

К рассмотрению проектов стандартов (первой редакции) могут привлекать основных потребителей (заказчиков) продукции.

6.3.7. Проекты государственных стандартов, одобренные для рассылки, с пояснительной запиской, проектом плана основных мероприятий по внедрению стандарта и копией утвержденного технического задания (в одном экземпляре) следует направлять в Госстандарт для определения соответствия их годовому плану стандартизации, техническому заданию и методическим требованиям. Проект стандарта при необходимости уточняют (с привлечением разработчиков), передают на размножение и рассылку соответствующим службам Госстандарта и рассылают в соответствии с установленным им порядком с письмом Госстандарта на отзыв.

Порядок рассылки государственных стандартов, утверждаемых Госстроем СССР, устанавливает Госстрой СССР.

Проект государственного стандарта (первая редакция), пояснительная записка и проект плана основных мероприятий по внедрению стандарта, направляемые разработчиком проекта для рассылки, должны быть оформлены так, чтобы можно было получить с них четкие копии.

6.3.8. Проекты отраслевых и республиканских стандартов после одобрения вместе с пояснительной запиской и проектом плана основных мероприятий по внедрению стандарта соответствующие министерства (ведомства) или, по их поручению, организации-разработчики должны разослать на отзыв в организации по перечню, установленному техническим заданием.

Порядок рассылки на отзыв проектов стандартов предприятий установлен в ГОСТ 1.4-68.

6.4. Обработка отзывов, разработка окончательной (второй и последующих) редакции (редакций) проекта стандарта

6.4.1. Отзывы (в двух экземплярах) по проектам стандартов, кроме стандартов предприятий, и по проектам планов основных мероприятий по внедрению стандартов должны быть высланы в организации-разработчики. Организация-разработчик должна получить:

отзывы от организаций (предприятий) своего министерства (ведомства) непосредственно или в соответствии с порядком, установленным этим министерством (ведомством), - не позднее чем через месяц со дня получения ими проектов стандартов;

обобщенный отзыв от каждого из других министерств (ведомств) по их организациям (предприятиям) или, по поручениям этих министерств (ведомств), от их головных или базовых организаций по стандартизации - не позднее чем через два месяца со дня получения проектов стандартов.

Отзывы, поступившие после установленного срока, рассматривают и включают в сводку отзывов по усмотрению организаций-разработчиков стандартов.

Отзыв по проекту стандарта составляют по ГОСТ 1.17-78*.
________________
* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ 1.2-85 (отменен без замены), здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

6.4.2. Организация-разработчик проекта стандарта составляет сводку отзывов по ГОСТ 1.17-78.

При отсутствии замечаний или при наличии замечаний только редакционного характера организация-разработчик проекта на основании сводки отзывов составляет окончательную редакцию проекта стандарта.

6.4.3. При наличии разногласий или замечаний по существу проекта стандарта (кроме стандарта предприятия) организация-разработчик или головная (базовая) организация по стандартизации должна проводить согласительное совещание, на которое приглашаются представители основных заинтересованных министерств (ведомств), организаций и предприятий, в том числе представители основных потребителей (заказчиков) в случае рассмотрения проекта стандарта на продукцию, уполномоченные указанными министерствами (ведомствами), организациями, предприятиями на принятие решений по рассматриваемому проекту стандарта от имени организаций, их направивших.

Состав участников совещания должен обеспечивать всестороннее обсуждение и принятие решений совещания по рассматриваемым вопросам.

6.4.4. Организация-разработчик должна высылать участникам совещания уточненную редакцию проекта стандарта, составленную на основании обработанной сводки отзывов, и (или) сводку отзывов или выписки из нее по спорным вопросам. Приглашения на совещание следует рассылать с таким расчетом, чтобы они были получены участниками не менее чем за 10 дней до начала совещания.

6.4.5. Решение согласительного совещания следует оформлять протоколом, подписанным председателем и секретарем совещания. В протоколе (или в отдельном списке) должны быть указаны участники совещания.

При разногласиях по отдельным пунктам проекта стандарта в протоколе должно быть указано, что по этим пунктам представители организаций имеют особое мнение.

Особые мнения следует излагать на отдельных листах, которые прилагают к протоколу, или непосредственно в протоколе. Особые мнения должны быть подписаны представителями организаций, имеющих особое мнение.

Протоколы согласительных совещаний должны быть разосланы организациям-участникам совещания.

6.4.6. На основании решений, принятых на совещании, составляют окончательную редакцию проекта стандарта.

6.5. Подготовка, согласование и представление проекта стандарта на утверждение

6.5.1. Окончательную редакцию проекта стандарта перед представлением на утверждение в зависимости от стандартизуемых объектов министерству (ведомству) - разработчику следует согласовывать с министерством (ведомством) - заказчиком (основным потребителем) и в необходимых случаях с профсоюзными органами, органами государственного надзора (Минздравом СССР, Госгортехнадзором СССР, Госавиарегистром СССР, Регистром СССР, Речным Регистром РСФСР, Госкомгидрометом, Госгазнадзором СССР, ГУПО МВД СССР, органами, осуществляющими надзор за безопасным ведением работ, Государственной инспекцией электросвязи Министерства связи СССР или соответствующими организациями союзных республик), а также с транспортными министерствами и с другими заинтересованными организациями согласно перечню, указанному в техническом задании на разработку стандарта.

Проекты стандартов министерства (ведомства)-разработчики направляют на согласование одновременно во все согласующие организации.

Проекты стандартов, представленные на согласование, следует рассматривать в срок, не превышающий 15 дней со дня их поступления, и оформлять согласование от каждой согласующей организации письмом (при получении копии проекта стандарта) или подписью руководства организации на проекте стандарта.

От каждой согласующей организации проект стандарта должен подписываться одним должностным лицом. Простановка на проекте стандарта дополнительных подписей и виз не допускается.

Проекты стандартов, содержащие ссылки на стандарты, устанавливающие требования к таре, упаковке и транспортированию продукции, а также ссылки на правила и нормы, утвержденные транспортными министерствами, допускается не согласовывать с этими министерствами, если проекты стандартов не содержат новых дополнительных требований к таре, упаковке и условиям транспортирования.

6.5.2. К моменту представления проекта стандарта на утверждение проект плана основных мероприятий по его внедрению должен быть согласован с организациями, участвующими во внедрении и обеспечивающими внедрение, или по нему должны быть получены заключения этих организаций.

6.5.3. Проект стандарта, в зависимости от его категории, следует представлять на рассмотрение и утверждение в соответствии с порядком, установленным в ГОСТ 1.2-68, ГОСТ 1.3-68 и ГОСТ 1.4-68.

6.5.4. Проект государственного стандарта представляют на утверждение отпечатанным на пишущей машинке в трех экземплярах, один из которых должен быть первым.

Количество и способ изготовления проектов отраслевых, республиканских стандартов и стандартов предприятий, представляемых на утверждение, должна устанавливать соответствующая организация, утверждающая стандарт.

Проект стандарта следует представлять на утверждение со следующей документацией в одном экземпляре:

пояснительной запиской к представляемому проекту стандарта;

первой редакцией проекта стандарта, рассылавшегося на отзыв, и окончательной редакцией проекта стандарта, направленного на согласование;

подлинными экземплярами (для проектов государственных стандартов - обязательны) или копиями отзывов и документами, подтверждающими согласование проекта;

копией технического задания на разработку стандарта;

машинно-ориентированным паспортом стандарта, заполненным в порядке, установленном Госстандартом;

протоколом согласительного совещания (при его проведении);

проектом плана основных мероприятий по внедрению стандарта;

справкой от органов ценообразования о представлении проекта оптовых и розничных цен для товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения, составленной в порядке, установленном Госстандартом и Госкомцен СССР;

актом научно-технической экспертизы проекта стандарта;

картой технического уровня и качества продукции по ГОСТ 2.116-71* (для стандартов вида технических условий) или таблицами сравнения показателей, предусмотренных проектом стандарта, с аналогичными показателями иностранных стандартов и с показателями, рекомендуемыми международными организациями по стандартизации (для стандартов других видов).
________________
* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ 2.116-84. - Примечание изготовителя базы данных.

6.5.5. Проект стандарта, кроме проектов стандартов технических условий, следует представлять на утверждение с технико-экономическим обоснованием (расчетом), выполненным в соответствии с требованиями ГОСТ 20779-81*.
________________
* На территории Российской Федерации документ не действует. Отменен без замены. - Примечание изготовителя базы данных.

Проект стандарта технических условий следует представлять на утверждение с информационной картой расчета экономической эффективности и цен новой промышленной продукции (в порядке, установленном Госстандартом и Госкомцен СССР).

6.5.6. Построение, содержание и изложение проектов стандартов должно соответствовать требованиям ГОСТ 1.5-68*.
________________
* На территории Российской Федерации документ не действует. Заменен на ГОСТ 1.5-85 (отменен без замены). - Примечание изготовителя базы данных.

6.6. Рассмотрение проекта стандарта, его утверждение и регистрация

6.6.1. Проект стандарта следует, как правило, рассматривать коллегиально (на научно-техническом совете, научно-технической комиссии, специальном совещании и т.п.) с участием представителей основных заинтересованных организаций (предприятий).

6.6.2. Проект стандарта рассматривают и утверждают в порядке, установленном в ГОСТ 1.2-68, ГОСТ 1.3-68, ГОСТ 1.4-68.

6.6.3. Проект стандарта, после рассмотрения, утверждает и вводит в действие руководство соответствующей организации постановлением, приказом или распоряжением. При утверждении проекта стандарта следует устанавливать срок его введения с учетом осуществления работ в соответствии с проектом плана основных мероприятий по внедрению стандарта.

6.6.4. Решения по возникшим между министерствами и ведомствами разногласиям по проекту стандарта должен принимать соответственно Госстандарт или Госстрой СССР (по продукции, входящей в номенклатуру Госстроя СССР).

6.6.5. Госстандарт определяет порядок учета и государственной регистрации стандартов и технических условий.

6.7. Издание стандарта, информация о нем и его распространение

6.7.1. Издание утвержденного и зарегистрированного стандарта, информация о нем и распространение осуществляются в соответствии с требованиями ГОСТ 1.2-68, ГОСТ 1.3-68, ГОСТ 1.4-68, ГОСТ 1.7-78*.
________________
* На территории Российской Федерации документ не действует. Заменен на ГОСТ 1.7-85 (отменен без замены). - Примечание изготовителя базы данных., здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

7. ВНЕДРЕНИЕ СТАНДАРТОВ

7.1. Внедрение стандарта - осуществление мероприятий, обеспечивающих соблюдение стандарта.

Соблюдение стандарта - выполнение норм, правил, требований, установленных стандартом, в соответствии с его областью распространения и сферой действия с даты введения его в действие.

7.2. Дата введения стандарта в действие - дата, с которой стандарт приобретает юридическую силу и наступает обязательность его применения.

Дата введения стандарта в действие устанавливается при его утверждении.

Допускается применять утвержденный стандарт до установленной даты введения его в действие. Стандарты на продукцию могут применяться досрочно по согласованию с основным потребителем (заказчиком) и в необходимых случаях с органами ценообразования.

7.3. В соответствии с требованиями утвержденных стандартов министерства и ведомства (по государственным и отраслевым стандартам), Госпланы союзных республик (по республиканским стандартам) утверждают проекты планов основных мероприятий по их внедрению, в которых предусматривают материально-техническую и организационную подготовку предприятий (организаций), обеспечивающую своевременное внедрение стандартов. Эти мероприятия включаются в соответствующие планы по новой технике, планы капитального строительства, материально-технического снабжения министерств (ведомств), предприятий и организаций.

Для отраслевых стандартов, внедрение которых требует проведения мероприятий на предприятиях (в организациях) других министерств, ведущие министерства утверждают план основных мероприятий по внедрению стандарта в целом по отрасли по согласованию с заинтересованными министерствами.

7.4. Предприятия (организации) на основе и в дополнение планов основных мероприятий, утвержденных вышестоящими организациями, разрабатывают и утверждают планы организационно-технических мероприятий с конкретными заданиями по подразделениям (цехам, службам, отделам и т.д.), обеспечивающие своевременное внедрение стандарта.

7.5. Внедрение стандартов предприятий осуществляется на основе организационно-технических мероприятий, разрабатываемых непосредственно предприятием.

7.6. Стандарт считается внедренным на предприятии (в организации), если установленные им нормы, показатели и требования применяются в соответствии с областью его распространения.

Стандарт на поставляемую продукцию считается внедренным, если выпускаемая продукция соответствует всем требованиям этого стандарта.

7.7. Если выпускаемая продукция и другие объекты, на которые установлены стандарты, после введения стандарта в действие не соответствуют его требованиям, то следует считать, что стандарт не соблюдается.

7.8. Порядок внедрения государственных стандартов установлен в ГОСТ 1.20-69*.
________________
* На территории Российской Федерации документ не действует. Заменен на ГОСТ 1.20-85 (отменен без замены). - Примечание изготовителя базы данных.

8. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ВНЕДРЕНИЕМ И СОБЛЮДЕНИЕМ СТАНДАРТОВ И ТЕХНИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ, ЗА СОСТОЯНИЕМ И ПРИМЕНЕНИЕМ СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ

8.1. Государственный надзор за внедрением и соблюдением стандартов и технических условий, за состоянием и применением средств измерений и соблюдением метрологических правил, за работой ведомственных служб стандартизации и метрологических служб осуществляют Госстандарт и его органы.

8.2. Государственный надзор осуществляют на государственных и кооперативных промышленных и сельскохозяйственных предприятиях, в проектных и конструкторских организациях, на транспорте и в организациях торговли, здравоохранения и связи, на базах и складах сбытовых организаций.

Государственный надзор проводят за соблюдением стандартов и технических условий на стадиях проектирования (разработки), испытаний, производства, хранения, транспортирования, применения и ремонта продукции.

8.3. Министерства (ведомства) осуществляют ведомственный контроль за качеством продукции, внедрением и соблюдением стандартов и технических условий, а также за состоянием и применением средств измерений на предприятиях, в научно-исследовательских институтах, конструкторских и других организациях.

Ведомственный контроль следует осуществлять в порядке, установленном министерствами (ведомствами).

9. ПОРЯДОК И СРОКИ ПРОВЕРКИ И ПЕРЕСМОТРА СТАНДАРТОВ И ВНЕСЕНИЯ В НИХ ИЗМЕНЕНИЙ

9.1. Порядок и сроки проверки стандартов

9.1.1. Госстандарт и Госстрой СССР закрепляют государственные стандарты по группам продукции за соответствующими министерствами (ведомствами) СССР в соответствии с их отраслевой принадлежностью. Отраслевые и республиканские стандарты закрепляются за министерствами (ведомствами) СССР или советами министров и Госпланами союзных республик, утвердившими их. В пределах министерства (ведомства) стандарты следует закреплять за головными, базовыми и другими организациями по стандартизации или предприятиями.

Государственные общетехнические и организационно-методические стандарты закрепляют за Госстандартом или за соответствующими министерствами (ведомствами), которые представляют их на утверждение (по согласованию с ними).

9.1.2. Министерства (ведомства) СССР и союзных республик, их головные и базовые организации по стандартизации должны систематически, как правило, не реже одного раза в пять лет, проверять закрепленные за ними стандарты для определения их научно-технического уровня, и, при необходимости, разрабатывать предложения по обновлению в них устаревших показателей, норм, характеристик, требований, терминов, определений, обозначений, единиц физических величин, а также требований, обеспечивающих снижение массы изделий, уменьшение расхода топлива и энергии в процессе их эксплуатации.

Проверку проводят совместно с организациями - разработчиками стандартов и с привлечением, при необходимости, предприятий (организаций)-изготовителей и потребителей стандартизованной продукции, а также других заинтересованных организаций, республиканских управлений Госстандарта, республиканских, межобластных и областных (краевых) лабораторий государственного надзора Госстандарта.

Проверку стандартов предприятий проводят предприятия с участием, при необходимости, базовых организаций по стандартизации.

9.2. Порядок пересмотра стандартов

9.2.1. Госстандарт проводит совместно с министерствами и ведомствами систематический пересмотр действующих государственных стандартов и своевременную замену в них устаревших показателей.

9.2.2. Основанием для включения пересмотра стандартов в планы стандартизации могут быть:

результаты проверок стандартов министерствами (ведомствами) и другими организациями;

предложения предприятий-поставщиков и организаций (предприятий - потребителей продукции, организаций, осуществляющих государственный надзор или ведомственный контроль за качеством выпускаемой продукции, научно-технических обществ и других общественных организаций;

принятие соответствующих стандартов ИСО и МЭК, за которые СССР проголосовал положительно.

9.2.3. Предложения о пересмотре стандартов должны быть направлены:

по государственным и отраслевым стандартам - в министерства (ведомства), головные или базовые организации по стандартизации и на предприятия (в организации), за которыми они закреплены. Копии предложений по пересмотру государственных стандартов направляют соответственно в Госстандарт и Госстрой СССР;

по республиканским стандартам - в министерства (ведомства) союзных республик, головные или базовые организации или на предприятия (в организации), за которыми они закреплены, а также в республиканские управления Госстандарта.

9.2.4. Предложения о пересмотре стандартов должны быть обоснованы и должны содержать требования, необходимые для дальнейшего развития народного хозяйства и укрепления обороны страны.

9.3. Порядок внесения изменений в стандарты

9.3.1. Утверждать изменения в стандартах и отменять стандарты имеют право организации (предприятия), утвердившие их.

Отмена стандартов осуществляется по согласованию с заказчиком (основным потребителем).

Согласование проектов изменений (или предложений об отмене) государственных, отраслевых и республиканских стандартов с заинтересованными организациями, представление их на утверждение должны проводиться в порядке, установленном для разрабатываемых стандартов.

Проекты изменений, которые включают вопросы, не относящиеся к компетенции профсоюзных органов и органов госнадзора, не следует согласовывать с этими органами.

Проекты изменений в стандартах предприятий должны быть согласованы с заинтересованными службами или предприятиями, входящими в систему фирм, комбинатов или трестов, использующих стандарты предприятий.

9.3.2. Если вносимые в стандарт изменения не нарушают его взаимосвязи с другими стандартами и содержат только незначительные уточнения, которые не влияют на содержание стандарта, то рассылку на отзыв проектов изменений заинтересованным организациям допускается не производить, а рассматривать эти изменения на совещаниях в организациях, утвердивших стандарт.

Утверждение проектов изменений должно проводиться организацией, утвердившей стандарт, в порядке, установленном:

для государственных стандартов - Госстандартом;

для отраслевых стандартов и стандартов предприятий, подведомственных данному министерству (ведомству), - министерствами (ведомствами);

для республиканских стандартов - Госпланами союзных республик.

9.3.3. Если изменения, вносимые в стандарт, влекут за собой изменение существующих или установление новых цен на продукцию, то срок их введения должен быть согласован в установленном порядке с соответствующими органами ценообразования [Государственным комитетом СССР по ценам, государственными комитетами цен советов министров союзных республик, отделами цен советов министров автономных республик и отделами цен исполкомов краевых, областных и городских (городов республиканского подчинения) советов депутатов трудящихся].

О согласовании срока введения изменения к стандарту с органами ценообразования следует указывать в пояснительной записке к проекту изменения.

9.3.4. Каждому изменению, вносимому в стандарт после его утверждения, организация, утвердившая изменение, должна присваивать порядковый номер изменения и указывать срок введения изменения.

9.3.5. Срок действия изменений при их утверждении, как правило, не устанавливают. Изменения действуют до пересмотра или отмены стандарта, в который они были внесены, если не был установлен ограниченный срок их действия. Об ограничении срока действия изменения должно быть указано при утверждении изменения.

9.3.6. При переиздании стандарта должны быть учтены все изменения, утвержденные к нему.

До переиздания стандарта с изменением в ранее изданные типографским способом стандарты изменения вносятся вклейкой их текста, опубликованного в информационном указателе стандартов.

В стандарты, изданные (размноженные) любым способом репрографии (электро- или фотографическим способом, светокопированием и т.д.), изменения вносятся вклейкой их текста или заменой отдельных листов, подлежащих изъятию.

ПРИЛОЖЕНИЕ - исключено.



Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
официальное издание
Государственная система
стандартизации: Сборник ГОСТов. -
М.: Издательство стандартов, 1983

ГОСТ 1.0-68 ГСС. Основные положения (с Изменениями N 1-6)

Название документа: ГОСТ 1.0-68 ГСС. Основные положения (с Изменениями N 1-6)

Номер документа: 1.0-68

Вид документа: ГОСТ

Принявший орган: Госстандарт СССР

Статус: Недействующий

Опубликован: Официальное издание. Государственная система стандартизации: Сборник ГОСТов. - М.: Издательство стандартов, 1983 год
Дата принятия: 30 августа 1968

Дата начала действия: 01 января 1970
Дата окончания действия: 01 января 1987
Дата редакции: 01 января 1983
ГОСТ 1.0-68 ГСС. Основные положения (с Изменениями N 1-6)
Данный документ представлен в виде сканер копии, которую вы можете скачать в формате или
Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах