ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ НА РЕМОНТ ПОРШНЕВЫХ КОМПРЕССОРОВ ПРЕДПРИЯТИЙ АЗОТНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ



СОГЛАСОВАНО: Главный механик Главазота П.М.Андрющик

УТВЕРЖДАЮ: Главный инженер Главазота К.К.Кильштедт


"Основные технические условия на ремонт поршневых компрессоров предприятий азотной промышленности" выпущены взамен "Правил технической эксплуатации компрессоров на предприятиях Главазота" (издание 1954 г.).


Составители: М.И.Копьев, И.С.Ушаков, С.К.Бененсон

ВВЕДЕНИЕ


Основные технические условия на ремонт поршневых компрессоров составлены с учетом опыта эксплуатации компрессоров за прошедшие годы, а также пожеланий и рекомендаций механиков предприятий азотной промышленности и ряда специализированных институтов и организаций.

Окончательная редакция основных технических условий рассмотрена и рекомендована к утверждению на специальном техническом совещании у главного механика ГИАП с участием представителей предприятий азотной промышленности в марте 1967 г. По сравнению с действующими "Правилами" новые основные технические условия на ремонт компрессоров содержат ряд изменений и дополнений.

В новой редакции изменены некоторые сроки проверок и нормы предельных выработок для ряда деталей.

Вместо рекомендовавшейся меловой пробы при проверке деталей на трещины рекомендуются более чувствительные методы цветной и люминесцентной дефектоскопии и ультразвуковая проверка на трещины скрытых галтелей (скрытые галтели коренных кривошипных валов).

Так как проверка на трещины будет проводиться более совершенными методами, из ТУ исключены предельные сроки эксплуатации, указанные в существующих "Правилах" для некоторых деталей. Предельные сроки эксплуатации оставлены лишь для шатунных болтов с учетом особенностей их конструкции и работы.

В новой редакции "Правила" дополнены двумя главами - "Сальники" и "Смазка компрессоров".

К правилам даются приложения, касающиеся таких вопросов, как нормы точности изготовления деталей компрессоров, технологии центровки, метода дефектоскопии и сульфидирования поршневых колец; кроме того, в приложении помещены некоторые материалы по прямоточным клапанам.

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


§ 1. В настоящих ТУ даются основные указания по ремонту ответственных деталей и узлов компрессоров, работающих в азотной промышленности. Однако они не заменяют существующих ТУ, изданных соответствующими монтажными организациями.

§ 2. В соответствии с настоящими (основными) ТУ на каждом предприятии должны быть разработаны технические условия на проведение ремонта компрессоров и приемку их из ремонта с учетом особенностей конструкции и рекомендаций завода-изготовителя. Такие технические условия должны содержать:

перечень проверок, ревизий, ремонтов, которые должны быть выполнены при текущем, среднем и капитальном ремонтах,

указания по технологии проверок, ревизии и ремонта компрессоров,

правила приемки компрессоров после соответствующего ремонта.

§ 3. В ТУ, составляемых заводами, на ремонт определенных компрессоров некоторые нормы могут быть изменены, причем такие изменения должны обосновываться и утверждаться главным механиком предприятия.

§ 4. На каждый компрессор должна быть заведена прошнурованная ремонтная книга, в которой достаточно подробно записываются данные, касающиеся всех проверок, ревизий и ремонтов компрессора. Проверки должны производиться в присутствии лиц, ответственных за проведение ремонта, - механика компрессии или мастера по ремонту, которые и подтверждают точность записей в ремонтной книге своей подписью.

§ 5. По мере накопления опыта эксплуатации оппозитных компрессоров иностранного и отечественного изготовления настоящие ТУ будут соответственно дополняться. При составлении ТУ на ремонт указанных компрессоров в соответствии с § 2 следует, как и в других случаях, руководствоваться инструкциями завода-изготовителя и настоящими ТУ.

§ 6. Какие-либо изменения в конструкции деталей компрессора, аппаратуры подвалов и схем трубопроводов (газопроводов, продувок и пр.) разрешаются лишь после утверждения главным инженером или главным механиком предприятия соответствующих расчетов и чертежей, обосновывающих указанные изменения.

Изменения принципиального характера допустимы только после согласования их с заводом-изготовителем компрессора или специализированной проектной организацией.

ГЛАВА 2

ФУНДАМЕНТЫ


§ 1. На фундаменты компрессоров действуют не только статические, но и динамические нагрузки, под влиянием которых фундамент и прилегающий к нему грунт совершают ритмические колебания с частотой, обычно равной числу оборотов компрессора.

§ 2. Нормы по проектированию и сооружению фундаментов под машины с динамическими нагрузками установлены соответствующими техническими условиями ТУ СН-18-58*, утвержденными Госкомитетом Совета Министров СССР по делам строительства в 1958 г.

________________

* На территории Российской Федерации действуют СНиП 2.02.05-87, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.     


В соответствии с ТУ СН-18-58 значения амплитуды колебаний фундамента по любому из трех взаимно перпендикулярных направлений не должны превышать величин, приведенных в табл.1.


Таблица 1

Число колебаний фундамента, мин

Допустимая амплитуда колебаний фундамента по его верхней грани, мм

Менее 200

0,25; 0,30*

200-400

0,20

Более 400

0,15

_______________

*) Для фундаментов высотой более 5 м (от его подошвы).


Более высокие амплитуды колебания, чем это указано в таблице, должны быть обоснованы проектом*.

_______________

* Для замера величины амплитуды колебания фундамента "Фундаментпроект" рекомендует применение аппаратуры кишиневского завода "Виброприбор" (осциллограф Н-700, датчики к нему К-001 с гальванометрами М-002).

3. Фундаменты компрессоров, как правило, не должны быть связаны жестко с какими-либо строительными конструкциями здания.

4. Действующие на фундамент нагрузки вызывают его осадку. Неравномерная осадка фундамента может отрицательно влиять на работу ответственных узлов компрессора. Величина осадки возрастает при обводнении грунтов у основания фундамента, поэтому необходимо принимать меры, препятствующие поступлению воды как при строительстве, так и при эксплуатации цеха.

Для определения величины и характера осадки фундамента в его массив должны заделываться реперы (не менее 4 шт.), которые точной нивелировкой привязываются к общезаводской системе нивелирования.

Осадка фундамента должна проверяться до полной ее стабилизации, причем первые две проверки проводятся через 6 месяцев каждая и последующие - через 1 год.

После стабилизации осадки проверка ее производится во время каждого капитального ремонта.

5. Во время эксплуатации ведется наблюдение за состоянием фундаментов компрессоров. При наблюдении особое внимание следует уделять осмотру мест сопряжения консолей с массивом, поверхностей около приямков и сквозных отверстий.

При обнаружении трещин в конструкциях фундамента за ними устанавливается наблюдение (в 15-20 см от концов трещины устанавливаются маяки) и трещины маркируются яркой масляной краской нанесением линий одинаковой толщины в двух сантиметрах от трещины (справа - для вертикальных и снизу - для горизонтальных трещин). Для измерения динамического раскрытия трещин (изменения с частотой колебаний фундамента расстояния между краями трещин при работающем компрессоре) по краям трещины в бетон заделываются металлические штыри (обработка поверхности 7). Величина динамического раскрытия определяется согласно схеме и формулам, приведенным на рис.1. Результаты осмотра и замеров регистрируются в ремонтной книге компрессора.


Рис.1. Схема и формулы для определения изменения величины динамического раскрытия трещин:

динамическое раскрытие трещин () равно


Оштукатуривание и окраска масляной краской фундаментов не рекомендуются, так как делают трещины в бетоне незаметными (кроме того, в штукатурке могут быть трещины, отсутствующие в бетоне).

При появлении значительных трещин, величина которых возрастает, допустимость дальнейшей эксплуатации фундамента, а также необходимость и характер его ремонта должна определять специализированная строительная организация.

§ 6. Основными причинами образования трещин являются нарушения правил бетонирования фундаментов. Например, длительные перерывы в бетонировании и последующая неудовлетворительная подготовка поверхности (рабочего шва) при возобновлении бетонирования вызывают появление трещин при работе компрессора по всей горизонтальной плоскости рабочего шва. Таким образом, основным профилактическим мероприятием для предупреждения образования трещин в фундаментах компрессоров следует счисть соблюдение установленных правил их бетонирования (ТУ СН 18-58).

§ 7. При контроле состояния фундаментов проверяется наличие зазоров, которые отделяют фундамент от перекрытия подвала (эти зазоры периодически должны очищаться от накапливающегося в них мусора и грязи). При обнаружении на поверхности фундамента потеков масла должны быть найдены и устранены причины их возникновения.

§ 8. Если полностью потеки масла устранить не удается, то соответствующая поверхность фундамента должна быть защищена тем или иным покрытием от разрушающего бетон воздействия масла, например покрытием в несколько слоев масляной краской после очистки и обезжиривания поверхности фундамента.

ГЛАВА 3

РАМЫ И ФУНДАМЕНТНЫЕ БОЛТЫ

1. Рама является неподвижной базой компрессора, по отношению к которой производится центровка ряда компрессора и его движения. Изменение положения рамы в пространстве может отрицательно сказаться на работе тех или иных узлов компрессора, поэтому положение рамы и ее состояние следует периодически проверять во время соответствующих плановых ремонтов.

§ 2. При эксплуатации компрессоров наблюдаются следующие неполадки в рамах:

1) изменение положения рамы в результате неравномерной осадки фундамента;

2) изменение геометрии той или иной части рамы под влиянием остаточных литейных напряжений;

3) отставание подошвы рамы от фундамента вследствие неудовлетворительно выполненной подливки или отрицательных особенностей конструкций рамы;

4) появление трещин главным образом в нижней части фонаря сальника в результате недостаточной жесткости его конструкции и т.д.

3. Помимо постоянного наблюдения за состоянием рам при работе компрессора (не реже одного раза в год) во время среднего ремонта должна также проводиться проверка положения рамы по уровню и проверка затяжки фундаментных болтов.

При пуске в эксплуатацию нового компрессора или после переукладки рамы проверка положения рамы и затяжки ее фундаментных болтов в течение первого года эксплуатации должны производиться во время каждого среднего ремонта.

4. Проверка положения рамы производится с помощью чувствительного уровня (цена деления не более 0,1 мм на 1 пог. м) по ее банкам, расположенным в направлениях, перпендикулярных одно к другому, и по параллелям.

Сравнение полученных результатов с замерами, проведенными ранее при предыдущих проверках и монтаже, даст возможность определить характер и величину изменений в положении рамы, если таковые имеются, или ее стабилизацию.

§ 5. Если при проверке затяжки болтов окажется необходимым подтянуть их, то эту операцию следует контролировать, наблюдая за возможной деформацией рамы по чувствительным уровням. В зависимости от месторасположения подтягиваемых болтов уровни укладывают на банки рамы, ее параллели или горизонтальные поверхности около постелей коренных подшипников.

При подтягивании болтов показания уровней не должны изменяться более чем на 0,2 мм на 1 пог. м, что соответствует двум делениям уровня (при цене деления, равной 0,1 мм на 1 пог. м).

§ 6. Рама компрессора путем подливки ее на фундаменте монолитно соединяется с последним. Отставание подошвы рамы от фундамента существенно снижает ее жесткость и вследствие этого может вызывать появление опасных напряжений как в самой раме, так и в ее фундаментных болтах.

При отставании рамы от фундамента компрессора за ней следует вести особое наблюдение и перед каждым средним ремонтом замерять величины вертикальных деформаций по различным участкам рамы и величину отставания ее подошвы, определяя длину периметра отставшей части подошвы. Величина вертикальных циклических деформаций рамы замеряется с помощью индикатора по периметру рамы вблизи фундаментных болтов.

§ 7. В том случае, если вертикальные циклические деформации превышают 0,2 мм или отставание периметра рамы превышает 50% его общей длины, рама должна быть демонтирована с фундамента, затем установлена и подлита вновь.

Подливка рамы производится в соответствии с ТУ СН-18-58 бетоном марки не ниже 150.

Время возобновления монтажа после подливки и пуск компрессора в эксплуатацию согласовываются со строителями, которые определяют эти моменты с учетом данных испытания контрольных кубиков бетона.

Длительная работа компрессора, рама которого отстала от фундамента, может привести к появлению трещин в ней вблизи фундаментных болтов или к обрыву последних, поэтому подтягивать фундаментные болты у отставшей от фундамента рамы нельзя.

Примечание. Вопрос о переукладке рам вследствие изменения их положения в пространстве и принятие мер по возможной компенсации обнаруженных отклонений решаются в зависимости от характера этих отклонений (величины, направления и т.п.).


§ 8. При капитальном ремонте проводится поверочная центровка компрессора, при которой проверяется взаимное расположение рам и положение (по отношению к последним) цилиндров и фонарей ряда. Центровка производится также при переукладке демонтированных рам и других ремонтных работах.

В приложении 2 к настоящим ТУ даются необходимые сведения по проведению центровки и ее основным нормам.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs