Статус документа
Статус документа


РД РОСЭК 012-97

РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ

КАНАТЫ СТАЛЬНЫЕ

КОНТРОЛЬ И НОРМЫ БРАКОВКИ

Дата введения 1997-03-01

Авторы-разработчики:

от Российской экспертной компании:

А.А.Короткий, М.Н.Хальфин, Б.Ф.Иванов, А.С.Липатов, М.Н.Чумак-Жунь, Л.А.Невзоров

От Госгортехнадзора России:

В.С.Котельников, В.Г.Жуков, В.Я.Комиссаров, Н.А.Шишков

УТВЕРЖДАЮ Президент РОСЭК Чумак-Жунь М.Н. 11 февраля 1997 г.

СОГЛАСОВАНО: Госгортехнадзор России N 12-7/118 от 11.02.1997 г.          

ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


РД РОСЭК 012-97 разработаны в развитие Правил Госгортехнадзора России, международных стандартов ИСО, содержат требования по контролю и браковке стальных канатов и распространяются на канаты, применяемые на подъемных сооружениях: кранах, лифтах, подъемниках (вышках), подвесных канатных дорогах (пассажирских и грузовых), наклонных рельсово-канатных подъемниках (фуникулерах), сменных грузозахватных органах, лебедках, а также съемных грузозахватных приспособлениях. Рекомендовано для всех организаций, предприятий, учреждений, кооперативов, частных лиц и иностранных фирм, работающих на территории России при проектировании, изготовлении, экспертизе, ремонте, монтаже и эксплуатации подъемных сооружений.


Настоящий руководящий документ носит рекомендательный характер и распространяется на все подъемные сооружения, поднадзорные Госгортехнадзору России. Рекомендуется использовать при составлении новых нормативно-технических документов по подъемным сооружениям, подготовке паспортов и инструкций по эксплуатации новой техники.

Канаты, эксплуатирующиеся на подъемных сооружениях: кранах, лифтах, подъемниках (вышках), подвесных канатных дорогах (пассажирских и грузовых), наклонных рельсово-канатных подъемниках (фуникулерах), сменных грузозахватных органах, лебедках, съемных грузозахватных приспособлениях - следует рассматривать как невосстанавливаемые изделия, требующие замены при снижении прочности до критического состояния.

     1. Контроль стальных канатов подъемных сооружений

     1.1. Периодичность контроля стальных канатов

1.1.1. Независимо от типов подъемных сооружений, где используются стальные канаты, они подвергаются ежесменным, периодическим и специальным осмотрам. Персонал, осуществляющий ремонт и обслуживание подъемных сооружений, проводит осмотры канатов в соответствии с инструкцией по эксплуатации.

1.1.2. Ежесменные осмотры стальных канатов осуществляются крановщиками, лифтерами, машинистами, слесарями, электромонтерами, электромеханиками и т.д. перед началом работы и включают в себя:

- ознакомление с записями в журнале (вахтенном для грузоподъемного крана; журнале ежесменного осмотра лифта; сменном журнале - для подвесных канатных дорог и др.);

- осмотр состояния каната, его участков, навитых на барабан, канатоведущий шкив, блок, опирающихся на башмаки, закрепленных в муфтах, коушах и зажимах.

Результаты осмотров записываются в журнале, находящемся у оператора подъемного сооружения.

1.1.3. Периодические осмотры выполняются инженерно-техническими работниками, ответственными за содержание подъемного сооружения в исправном состоянии, каждые десять дней с записью результатов в журнале.*

________________

* Для редкоиспользуемых подъемных сооружений (редкоиспользуемые грузоподъемные краны, сезонные канатные дороги и т.д.) периодические осмотры производятся перед началом эксплуатации.


Содержание периодических осмотров:

- визуальный осмотр состояния каната по его длине при движении от начального к конечному положению;

- контроль с помощью мерительного инструмента диаметра каната по его длине.

1.1.4. Специальные осмотры канатов проводятся при технических освидетельствованиях с помощью дефектоскопов, позволяющих контролировать обрывы проволок по всей длине каната, наличие коррозии, износа внутренних и наружных проволок, потерю сечения. Периодичность осмотров стальных канатов для подъемных сооружений различных типов с помощью дефектоскопов приведена в табл.1.

Таблица 1

Периодичность дефектоскопии стальных канатов

N
п/п

Наименование подъемного сооружения

Назначение стального каната

Периодичность дефектоскопии (месяц)

Примечание

1

Краны грузоподъемные

грузовой

12

*

стреловой

12

**

тяговый

12

*

оттяжка

36

**

2

Краны кабельные

несущий

последующая каждые
24

первая при пуске в эксплуатацию

тяговый

12

грузовой

12

оттяжка

36

канаты поддержек

не повергаются

подвески кабелей

не подвергаются

удержание крана (опоры)

не подвергаются

3

Подъемники и лебедки для подъема людей

грузовой

6

тяговый

12

4

Сменные грузозахватные органы

не подвергаются

5

Съемные грузозахватные приспособления

не подвергаются

6

Тали электрические

грузовой

12

*

7

Лифты

тяговый

6

хвостовой (…..)

не подвергаются

8

Подъемники (вышки)

не подвергаются

9

Подвесные пассажирские (грузовые) канатные дороги

несущий, тяговый, тягово-несущий

вторая - через 36, последующая каждые 12

первая при пуске в эксплуатацию

натяжной

не подвергаются

10

Наклонные рельсово-канатные подъемники (фуникулеры)

тяговый

вторая - через 36, последующая каждые 12

первая при пуске в эксплуатацию

натяжной (хвостовой)

не подвергаются

предохранительный

не подвергаются

________________

Брак оригинала. - Примечание изготовителя базы данных.

Примечание: малокрутящиеся канаты, независимо от назначения, подлежат дефектоскопии с периодичностью 12 месяцев;     

* при интенсивной эксплуатации в условиях агрессивной среды и повышенной температуры;     

** для канатов, эксплуатирующихся без замены на кранах с истекшим сроком службы.

1.1.5. Особое внимание при всех видах осмотра следует обращать на участки каната:

- проходящие через подвижные, неподвижные и уравнительные блоки (особенно на тот отрезок, который попадает на подвижный блок в нагруженном состоянии);

- у заделки концов каната (с проверкой правильности установки зажимов);

- крепления на барабане, кабине и противовесе;

- подверженные истиранию от соприкосновения с выступающими частями подъемной установки и нагреву;

- внутреннюю часть на участках интенсивного износа, коррозии или обрывов проволок.

У заделки канаты осматриваются с целью обнаружения обрывов и коррозии проволок. Заделки в виде опрессованных втулок проверяются на наличие трещин в материале и проскальзывания каната во втулке. Для неподвижных канатов (типа вант или оттяжек) особое внимание необходимо обращать на участки каната с заделкой.

Клиновые втулки и зажимы следует проверять на наличие обрывов проволок вблизи заделки, плотность посадки клиньев и затяжки зажимов.

Внутренний контроль каната производится механическим способом для частичной оценки состояния его внутренних проволок (наличие обрывов и коррозии). При внутреннем контроле на ненагруженном канате закрепляются два зажима (рис.1, а) на расстоянии 0,2-0,4 м (для канатов, соответственно, диаметром 20-40 мм), фиксируя положение одного зажима, второй вращают в направлении, противоположном направлению свивки каната, при этом наружные пряди раскрываются и отходят от сердечника. Проскальзывание зажимов по канату и деформирование прядей каната при его раскручивании не допускается.

Рис.1. Внутренний контроль каната: а - средней части каната; б - рядом с концевой заделкой

При внутреннем контроле необходимо обращать внимание на состояние смазки внутренних проволок каната и сердечника, степень коррозии и смятие внутренних проволок от действия контактных нагрузок, обрывы проволок. После внутреннего контроля необходимо ввести защитную смазку в раскрытую часть каната и с небольшим усилием произвести обратный поворот вторым зажимом. После снятия зажимов наружную часть каната следует смазать канатной смазкой.

Дли внутреннего контроля участков каната рядом с заделкой достаточно установить один зажим (рис.1, б).

1.1.6. Участки каната, рекомендуемые выборочному внутреннему контролю:

- участки, взаимодействующие с ручьями уравнительных блоков при нагруженном состоянии;

- участки, расположенные рядом с барабаном подъемной лебедки, стреловыми блоками;

- участки, подверженные атмосферным воздействиям;

- участки неподвижных канатов (растяжки, оттяжки) вблизи их заделки.

При эксплуатации каната (после нескольких месяцев работы) вследствие механического износа и внутренней коррозии происходит уменьшение площади поперечного сечения металла его проволок, что резко снижает прочность каната и безопасность подъемного сооружения в целом. При этом внешнее состояние каната может оставаться без изменения - обрывы наружных проволок отсутствуют. Проверку внутреннего сечения каната можно осуществлять при специальных осмотрах методами неразрушающего контроля.

Периодичность проверки каната дефектоскопом указана в табл.1, а после появления зафиксированной потери сечения более 15% - каждые 10 дней с записью показаний дефектоскопа в журнале.

     1.2. Методы и средства контроля стальных канатов

     1.2.1. Методы контроля стальных канатов

 

При оценке технического состояния стальных канатов применяются следующие методы контроля:

а) визуальный;

б) инструментальный;

в) деформационный (косвенный);

г) дефектоскопия.

Визуальный метод контроля состоит в осмотре каната по его длине и в местах его заделки на предмет наличия дефектов, определяемых глазом человека либо с помощью оптических средств.

Инструментальный метод контроля представляет собой замеры параметров стального каната (диаметра, износа наружных проволок, геометрических отклонений от прямолинейности и т.д.) с помощью мерительного инструмента.

Деформационный (косвенный) метод контроля состоит в интегральной оценке технического состоянии каната по линейным и угловым деформациям в процессе его эксплуатации при циклическом нагружении.

Дефектоскопический контроль (дефектоскопия) состоит в определении дефекта в канатах по его длине с применением специальных дефектоскопов, основанных на магнито-, ренгено-*, ультразвукоскопии.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs