Р 03112194-0377-98

     

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ
СТОИМОСТИ ПОВРЕЖДЕННЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ,
СТОИМОСТИ ИХ ВОССТАНОВЛЕНИЯ И УЩЕРБА ОТ ПОВРЕЖДЕНИЯ

С КОММЕНТАРИЕМ

     
2-е издание



Срок действия с 01.01.1999 г. по 31.04.2004 г.

Срок действия продлен с 01.01.2005 г. до 01.01.2010 г.

УТВЕРЖДЕНА Руководителем Департамента автомобильного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации Г.П.Николаевым 15 декабря 1998 г.


В настоящем документе установлены общие положения, принципы и методы, на основе которых рекомендуется проводить оценку стоимости поврежденных транспортных средств, стоимости их восстановления и ущерба от повреждений, что позволяет обеспечить точность, доказательность и объективность результатов оценочной деятельности.

Документ предназначен в качестве инструктивно-методического издания для работы и подготовки (переподготовки) экспертов по оценке ущерба от повреждений ТС, для оценки стоимости поврежденных ТС.

РАЗРАБОТАН: Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ) - Головным методическим и учебным центром Системы добровольной сертификации услуг по оценке автотранспортных средств и объектов отрасли автомобильного транспорта (СЕРТОЦАТ).

ИСПОЛНИТЕЛИ: канд. техн. наук Ю.В.Андрианов (руководитель разработки, основной исполнитель), канд. экон. наук Л.Я.Рошаль, при участии И.Н.Титовой, А.В.Юдина.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящий документ устанавливает общие положения, принципы и методы, на основе которых рекомендуется проведение оценки стоимости поврежденных транспортных средств, стоимости ремонта (восстановления) поврежденных транспортных средств и ущерба от их повреждения. Основными причинами повреждения транспортных средств могут являться дорожно-транспортные происшествия (столкновение с другим транспортным средством, наезд на движущиеся или неподвижные объекты, опрокидывание и т.п.), крупные производственные аварии, стихийные бедствия (буря, шторм, ураган, ливень, град, обильный снегопад, землетрясение, сель, обвал, камнепад, оползень, паводок, наводнение и т.п.), провал под лед, взрыв, удар молнии, пожар, а также угон, похищение, умышленное или неумышленное (по неосторожности) повреждение транспортного средства.

1.2. Основной задачей документа является проведение оценки стоимости поврежденных транспортных средств, стоимости ремонта (восстановления) транспортных средств и ущерба от их повреждения на единой методической основе, что обеспечивает достоверность, точность, воспроизводимость, доказательность и объективность результатов оценочной деятельности и создает необходимые условия для защиты прав потребителей услуг по оценке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1.3. Документ разработан с учетом требований законодательства Российской Федерации, ГОСТов и нормативно-технической документации по технической эксплуатации транспортных средств, безопасности дорожного движения и проведения экономико-правовой экспертизы транспортных средств. Методические положения документа основываются на результатах научных исследований, обработки большого объема статистических данных, анализа информационно-справочного обеспечения и практического опыта оценки транспортных средств, а также изучения зарубежного опыта в сфере оценки транспортных средств.

1.4. Результаты, получаемые при применении методики, действительны для условий конкретных товарных рынков транспортных средств, запасных частей к транспортным средствам, материалов для ремонта, а также услуг по ремонту транспортных средств, на территории Российской Федерации (место оценки транспортного средства). Границы товарных рынков указанных видов продукции и услуг определяются в соответствии с "Методическими рекомендациями по определению границ и объемов товарных рынков" [10].

1.5. Документ предназначен для использования:

- экспертами по оценке транспортных средств для оценки ущерба от повреждения транспортных средств, для оценки стоимости поврежденных транспортных средств и для оценки стоимости ремонта (восстановления) поврежденных транспортных средств;

- при подготовке и переподготовке экспертов по оценке транспортных средств;

- в качестве методического документа в системе мониторинга ущерба от дорожно-транспортных происшествий в рамках Федеральной целевой программы по повышению безопасности дорожного движения в Российской Федерации;

- в качестве нормативного документа Системы добровольной сертификации услуг по оценке автотранспортных средств и объектов отрасли автомобильного транспорта (СЕРТОЦАТ) [23], на соответствие требованиям которого проводится сертификация определенных видов услуг по оценке автотранспортных средств.

1.6. В случаях, когда рекомендации настоящего документа носят качественный характер или допускают принятие решений в определенном диапазоне, окончательное решение принимается экспертом по оценке транспортных средств.

2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИНЯТЫХ ТЕРМИНОВ


ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - деятельность, направленная на установление рыночной или иной стоимости в отношении транспортного средства.

ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. В состав транспортных средств входят механические транспортные средства, прицепы, мопеды, велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.

МЕХАНИЧЕСКОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО - транспортное средство, приводимое в движение двигателем, кроме мопеда. В состав механических транспортных средств входят автотранспортные средства, мототранспортные средства, троллейбусы, трамваи, тракторы, самоходные машины.

АВТОТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО - механическое транспортное средство, имеющее массу в снаряженном состоянии более 400 кг. Подразделяются на пассажирские, грузовые и специальные. В состав пассажирских автотранспортных средств входят легковые автомобили и автобусы. К грузовым автотранспортным средствам относятся грузовые автомобили, в том числе специализированные. К специальным автотранспортным средствам относятся автомобили со специальным оборудованием, предназначенным для выполнения различных, преимущественно нетранспортных, работ.

ЛЕГКОВОЙ АВТОМОБИЛЬ - автотранспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров и имеющее не более 8 мест для сидения, не считая места водителя.

АВТОБУС - автотранспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров и имеющее более 8 мест для сидения, не считая места водителя.

ГРУЗОВОЙ АВТОМОБИЛЬ - автотранспортное средство, предназначенное для перевозки грузов. Грузовые автомобили подразделяются на бортовые автомобили, в том числе с прицепом (бортовой тягач), автомобильные тягачи с полуприцепом (седельный тягач), самосвалы и специализированные автомобили.

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ АВТОМОБИЛИ - грузовые автомобили, в том числе с прицепом (прицепами) или полуприцепом, предназначенные для перевозки определенных видов грузов и оборудованные для этого специальными кузовами. К специализированным автомобилям относятся фургоны (общего назначения, изотермические, рефрижераторы, для хлеба, для мебели, для одежды, для животных и т.п.), цистерны (для жидких и сыпучих грузов), контейнеровозы, автомобили со сменными (съемными) кузовами, автомобили, оборудованные для перевозки длинномерных грузов, тяжеловозы, панелевозы, блоковозы, фермовозы, плитовозы, балковозы, сантехкабиновозы, автомобили, оборудованные для перевозки строительных смесей и растворов, автомобилевозы и т.д.

СПЕЦИАЛЬНЫЙ АВТОМОБИЛЬ - автомобиль, предназначенный для выполнения специальных функций (в основном в стационарном положении) и установленным специальным оборудованием. К ним относятся пожарные автомобили, автокраны, автобетоносмесители, коммунальные машины и т.д.

ПРИЦЕП (ПОЛУПРИЦЕП) - транспортное средство без двигателя, используемое в сцепке с механическим транспортным средством.

МОТОЦИКЛ - двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом и без него. К мотоциклам приравниваются трех- и четырехколесные механические транспортные средства, имеющие массу в снаряженном состоянии не более 400 кг.

МОПЕД - двух- или трехколесное транспортное средство с двигателем рабочим объемом не более 50 см и имеющее конструктивную максимальную скорость не более 50 км/ч. К мопеду приравниваются велосипеды с двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.

ВНЕДОРОЖНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА - транспортные средства, предназначенные в основном для использования на дорогах, не имеющих покрытия, и в условиях бездорожья.

ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА - транспортные средства, предназначенные для строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог. В состав дорожно-строительной техники входят экскаваторы, погрузчики фронтальные, скреперы, автогрейдеры, бульдозеры, асфальтоукладчики, дорожные катки, маркировочные машины, фрезы дорожные и т.п.

РЫНОЧНАЯ СТОИМОСТЬ - наиболее вероятная цена, по которой транспортное средство может быть отчуждено на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, т.е. когда:

- одна из сторон сделки не обязана отчуждать транспортное средство, а другая сторона не обязана принимать исполнение;

- стороны сделки хорошо осведомлены о транспортном средстве как предмете сделки и действуют в своих интересах;

- транспортное средство представлено на открытый рынок в форме публичной оферты. Публичной офертой признается содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется;

- цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за транспортное средство и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;

- платеж за транспортное средство выражен в денежной форме.

УЩЕРБ ОТ ПОВРЕЖДЕНИЯ (МАТЕРИАЛЬНЫЙ УЩЕРБ) - величина уценки транспортного средства в результате полученных повреждений или величина понесенных расходов при восстановлении транспортного средства до технического состояния, в котором оно находилось непосредственно перед повреждением, с учетом невозможности восстановления его до указанного состояния при проведении отдельных видов работ по ремонту.

В первом случае ущерб определяется как реальная потеря стоимости транспортного средства в результате повреждения.

Во втором случае ущерб определяется как сумма расходов на восстановление поврежденного транспортного средства до технического состояния, в котором оно находилось непосредственно перед повреждением (стоимость ремонта), и величины утраты (потери) стоимости транспортного средства в результате проведения работ по его восстановлению (утрата товарной стоимости).

СТОИМОСТЬ РЕМОНТА (ВОССТАНОВЛЕНИЯ) - стоимость устранения повреждений транспортного средства, включающая в себя трудовые и материальные затраты, накладные расходы, налоги и другие обязательные платежи, а также прибыль.

УТРАТА ТОВАРНОЙ СТОИМОСТИ - величина потери (снижения) стоимости транспортного средства после проведения отдельных видов работ по его ремонту (восстановлению), сопровождающихся необратимыми изменениями его геометрических параметров, физико-химических свойств конструктивных материалов и характеристик рабочих процессов. Указанные изменения приводят к ухудшению внешнего (товарного) вида, функциональных и эксплуатационных характеристик, снижению безотказности и долговечности транспортного средства.

ОСТАТОЧНАЯ СТОИМОСТЬ - стоимость транспортного средства на дату оценки в месте оценки с учетом износа, технического состояния, а также других факторов, оказывающих влияние на стоимость транспортного средства.

ДАТА ОЦЕНКИ - дата, на которую определяется стоимость поврежденных транспортных средств, стоимость ремонта (восстановления) поврежденных транспортных средств и ущерб от их повреждения.

МЕСТО ОЦЕНКИ - точное географическое наименование места, находящегося в границах конкретных товарных рынков транспортных средств, запасных частей к транспортным средствам, материалов для ремонта и услуг по ремонту транспортных средств на территории Российской Федерации, для условий которых проводится оценка стоимости поврежденных транспортных средств, стоимости ремонта (восстановления) поврежденных транспортных средств и ущерба от их повреждения. Определяется заказчиком проведения оценки, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

ИЗНОС (в оценочной деятельности) - относительная потеря стоимости транспортного средства в процессе эксплуатации из-за физического и морального износа.

ЗАКАЗЧИКИ (ПОТРЕБИТЕЛИ УСЛУГ) - Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, юридические лица или физические лица, использующие, приобретающие, заказывающие либо имеющие намерение воспользоваться услугами по оценке транспортных средств.

ОЦЕНЩИК (ИСПОЛНИТЕЛЬ УСЛУГ) - юридическое лицо (предприятие, организация, учреждение и т.д.) или гражданин-предприниматель (зарегистрированный в установленном порядке и осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), оказывающие услуги по оценке транспортных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ЭКСПЕРТ ПО ОЦЕНКЕ - физическое лицо, имеющее документы в соответствии с законодательством Российской Федерации о получении им профессиональных знаний в области оценки транспортных средств и непосредственно выполняющее работы по оценке транспортного средства.

УСЛУГА ПО ОЦЕНКЕ - комплекс работ, выполняемых оценщиком (исполнителем услуг) по удовлетворению потребности заказчика в знании рыночной или иной стоимости в отношении транспортного средства.

ОТЧЕТ ОБ ОЦЕНКЕ - документ, содержащий обоснованное и доказательное изложение результатов оценки транспортного средства в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Является предметом договора между заказчиком и оценщиком транспортных средств.

3. ОЦЕНКА УЩЕРБА ОТ ПОВРЕЖДЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

3.1. При оценке поврежденных транспортных средств ущерб от повреждения транспортного средства определяется на дату повреждения или на дату более позднюю, чем дата повреждения.

Оценка ущерба от повреждения транспортного средства на дату повреждения может проводиться для предъявления имущественного иска в соответствии с гражданским законодательством, назначения меры наказания в соответствии с уголовным законодательством, для формирования информационной базы по величине ущерба от дорожно-транспортных происшествий на региональном и федеральном уровнях в рамках Федеральной целевой программы по повышению безопасности дорожного движения в Российской Федерации, для определения размера страхового возмещения, а также в других случаях.

Ущерб от повреждения транспортного средства на дату более позднюю, чем дата повреждения, определяется в случаях, определенных процессуальными процедурами гражданского, уголовного, налогового или таможенного законодательства, а также при необходимости учета дополнительных повреждений транспортного средства, полученных в результате транспортировки, хранения или по другим причинам в период между датой повреждения и датой оценки.

3.2. В общем случае размер ущерба от повреждения транспортного средства на дату оценки в месте оценки определяется следующим образом:

,                                               (1)


где - размер ущерба, полученный в результате оценки поврежденного транспортного средства, на дату оценки в месте оценки, тыс. руб.

- остаточная стоимость транспортного средства в неповрежденном состоянии на дату оценки в месте оценки, тыс. руб.

Остаточная стоимость транспортного средства в неповрежденном состоянии на дату оценки в месте оценки определяется в соответствии с рекомендациями документа "Методика оценки остаточной стоимости транспортных средств с учетом технического состояния" [11].

3.3. В связи с тем, что рынок поврежденных транспортных средств фактически отсутствует, величина уценки стоимости транспортного средства в качестве размера ущерба практически не используется.

Поэтому размер ущерба определяется в основном затратным методом и включает в себя все расходы, необходимые для восстановления поврежденного транспортного средства до технического состояния, в котором оно находилось непосредственно перед повреждением, и величину утраты (потери) товарной стоимости, обусловленной снижением качества транспортного средства в результате проведения работ по его восстановлению. В этом случае размер ущерба от повреждения транспортного средства на дату оценки в месте оценки рассчитывается по формуле:

,                       (2)


где - количество видов (наименований) работ, проведение которых необходимо для восстановления поврежденного транспортного средства до технического состояния, в котором оно находилось непосредственно перед повреждением, на дату оценки, единиц;

- стоимость проведения -го вида работ, необходимого для восстановления поврежденного транспортного средства, на дату оценки в месте оценки, тыс. руб.;

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs