РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ГРУЗОВОЙ И КОММЕРЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
СОГЛАСОВАНО
Заместитель начальника Управления военизированной охраны МПС В.П. Аксютин 30 марта 2000 г.
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель Департамента грузовой и коммерческой работы МПС Ю.М. Косов 5 мая 2000 г.
Настоящие Рекомендации разработаны на основе обобщения результатов теоретических и экспериментальных исследований, выполненных во Всероссийском научно-исследовательском институте железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ) с использованием нормативных документов, руководств, инструкций, правил безопасности по проблеме противопожарной защиты объектов и подвижного состава железнодорожного транспорта, а также с использованием экспериментальных исследований, выполненных во Всероссийском научно-исследовательском институте противопожарной обороны (ВНИИПО) МВД РФ.
В разработке Рекомендаций принимали участие сотрудники ВНИИЖТ - Шелудько Н.А. (руководитель работы), Щеглов П.П., Жолобов В.И., Алексанянц С.К., Васильев Н.В., Косарев Л.Н., Князев Е.А., Ромашкин Х.М., Романец О.А., ЦМ МПС - Иловайский А.Н., Дробинина А.Г., ЦУО МПС - Аксютин В.П., Нестеренко Г.Г., Буторин А.В.
1.1. Настоящие Рекомендации устанавливают общие требования пожарной безопасности к стационарным объектам, вагонам, контейнерам, погрузочно-разгрузочным машинам и автотехнике службы грузовой и коммерческой работы железных дорог, а также требования к погрузке и выгрузке грузов, их транспортированию и хранению.
1.2. Рекомендации разработаны в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность железнодорожного транспорта в части обеспечения безопасности при перевозке и хранении грузов. При их разработке использованы Правила пожарной безопасности в Российской Федерации*, Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте, другие нормативные документы, приведенные в приложении 4, результаты НИОКР, выполненные во ВНИИЖТ и ВНИИПО МВД РФ, а также опыт работы подразделений военизированной пожарной охраны МПС и МВД по обеспечению пожарной безопасности на железнодорожном транспорте.
________________
* На территории Российской Федерации документ не действует. Следует руководствоваться Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390. - Примечание изготовителя базы данных.
1.3. Рекомендации предназначены для работников железнодорожного транспорта, грузоотправителей, грузополучателей, участвующих в грузовом перевозочном процессе, в обеспечении его охраны и тушении пожаров, а также для предприятий и организаций, осуществляющих транспортно-эксплуатационное обслуживание грузоотправителей и грузополучателей.
1.4. Работники железнодорожного транспорта, участвующие в грузовом перевозочном процессе согласно п.1.1, обязаны:
- знать и выполнять требования и правила пожарной безопасности на конкретно закрепленном участке работ;
- не допускать применение неисправных инструментов, приборов, оборудования, выполнять правила безопасности по их эксплуатации, а также соблюдать пожарную безопасность при проведении пожароопасных работ;
- уметь применять имеющиеся на рабочих местах и подвижном составе огнетушители и другие средства пожаротушения;
- уметь пользоваться имеющимися средствами индивидуальной защиты.
1.5. Право проверки противопожарного состояния зданий и сооружений грузовых районов, механизированных дистанций погрузочно-разгрузочных работ, вагонов, контейнеров, погрузочно-разгрузочных машин и автотехники имеют представители управления военизированной охраны МПС, Управления внутренних дел на железнодорожном транспорте, Департамента грузовой и коммерческой работы МПС, управлений и отделений железных дорог, служб военизированной охраны железных дорог, а также представители железнодорожных станций. Результаты проверки оформляются в установленном порядке на железнодорожном транспорте.
1.6. Наряду с настоящими Рекомендациями следует руководствоваться требованиями других Нормативных документов, регламентирующих пожарную безопасность на железнодорожном транспорте (см. п.1.2).
1.7. Настоящий документ не распространяется на технологические перевозки опасных грузов внутри территории предприятий и организаций, осуществляющих их производство, обработку, хранение и уничтожение; на перевозку радиоактивных веществ; на специальные перевозки опасных грузов, которые регламентируются постановлениями Правительства России или по его поручению компетентными органами.
1.8. Определение основных терминов, используемых в тексте настоящих Рекомендаций, приведено в приложении 1.
2.1.1. Анализ статистических данных о пожарах показал, что в зданиях, сооружениях, подвижном составе и контейнерах, на погрузочно-разгрузочных машинах грузовых и товарных станций и механизированных дистанций погрузочно-разгрузочных работ за период с 1991 по 1998 год произошло 890 случаев пожаров. Причем наибольшее их количество произошло на Московской (12,6%), Октябрьской (10,9%), Приволжской (10,1%), Северо-Кавказской (8,4%), Северной (7,1%), Свердловской (6,7%) и Куйбышевской (6,2%) железных дорогах. Это составляет 62,0% случаев пожаров от общего их количества на сети железных дорог России.
Следует отметить, что основная часть пожаров (65,0%) приходится на 1991-1993 годы. За последние пять лет из-за сокращения объема погрузочно-разгрузочных работ на объектах хозяйства грузовой и коммерческой работы произошло 35,0% случаев пожаров от общего их числа за восемь рассматриваемых лет.
2.1.2. Распределение случаев пожаров по виду стационарных объектов и передвижных средств приведено в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Распределение случаев пожаров по виду стационарных объектов и передвижных средств
N п/п | Наименование стационарных объектов и передвижных средств | Количество случаев пожаров по годам | Общее число слу- | % от общего числа слу- | |||||||
1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | ||||
1 | Складские здания и помещения | 11 | 9 | 6 | 5 | 2 | - | - | 2 | 35 | 4,0 |
2 | Открытые склады | 6 | 7 | 5 | 8 | 1 | - | - | - | 27 | 3,0 |
3 | Производ- | 19 | 17 | 12 | 17 | 1 | 1 | - | - | 67 | 7,5 |
4 | Служебно-бытовые здания и помещения | 16 | 14 | 8 | 8 | 4 | 4 | 4 | 2 | 60 | 6,7 |
5 | Контейнер- | 6 | 4 | 1 | 2 | - | 1 | - | 1 | 15 | 1,7 |
6 | Подвижной состав | 174 | 142 | 105 | 46 | 62 | 58 | 31 | 50 | 668 | 75,1 |
7 | Погрузочно-разгрузоч- | 7 | 4 | 3 | 2 | 1 | 1 | - | - | 18 | 2,0 |
ИТОГО | 239 | 197 | 140 | 88 | 71 | 65 | 35 | 55 | 890 | 100,0 |
Из таблицы 2.1 следует, что 77,1% случаев пожаров приходится на передвижные средства, из которых абсолютное их число случаев произошло в подвижном составе (75,1%). На стационарных объектах произошло менее четверти всех пожаров (22,9%). Это обстоятельство свидетельствует о повышении уровня пожарно-профилактической работы на стационарных объектах и его снижении при погрузочно-разгрузочных работах и в передвижном процессе.
2.1.3. Из 222 случаев пожаров на стационарных объектах 30,2% составляют пожары в производственных зданиях, 28,0% - пожары в закрытых и открытых складах, 27,0% - пожары в служебно-бытовых зданиях и 6,8% - пожары на контейнерных площадках.
Основные причины пожаров на стационарных объектах приведены в таблице 2.2.
Таблица 2.2
Распределение случаев пожаров по причинам их возникновения на стационарных объектах
N п/п | Наименование подвижного состава | Количество случаев | % от общего числа случаев |
1 | Неисправность приборов отопления | 18 | 8,8 |
2 | Неисправность электрооборудования | 66 | 32,4 |
3 | Недосмотр: | ||
- за приборами отопления | 8 | 3,9 | |
- за электроприборами | 20 | 9,8 | |
4 | Искры сварки | 12 | 5,9 |
5 | Неосторожное обращение с огнем | 54 | 26,4 |
6 | Поджог | 12 | 5,9 |
7 | Прочие* | 14 | 6,9 |
ИТОГО | 204 | 100,0 |
________________
* Примечание. Из 14 случаев пожаров 6 произошло от искр автопогрузчика, 6 - вследствие короткого замыкания аккумуляторных батарей, находящихся в контейнерах.
Из таблицы 2.2 видно, что 32,4% случаев пожаров (одна треть от общего числа) возникли из-за неисправности электрооборудования. Если же учесть недосмотр за электроприборами, то более 40,0% случаев пожаров произошло из-за нарушения правил устройства и технической эксплуатации электроустановок. К этой группе причин пожаров относятся следующие причины:
- неправильное определение взрывной или пожарной опасности зон, для которых подбираются те или иные установки при проектировании систем электроснабжения;
- отклонение от проектов электросистем при подборе и установке предохранительных и защитных устройств при монтаже электроустановок;
- нарушение правил технической эксплуатации электроустановок - короткое замыкание токопроводящих элементов, перегрузка электродвигателей и других установок, нагрев и воспламенение изоляции электропроводов из-за образования большого переходного сопротивления в местах их соединения, электрическая дуга и искрение, нагрев строительных конструкций и отделочных материалов при переходе (выносе) на них электрического напряжения из-за разрушения при старении или перетирании электроизоляции провода, превышение сетевого напряжения, установка (замена) предохранительных устройств и аппаратов защиты с завышенным током срабатывания или некалиброванными вставками;
- неисправность и нарушение правил эксплуатации компьютеров, электробытовых приборов, освещения и т.п.
Значительное количество пожаров произошло из-за неосторожного обращения с огнем. По этой причине произошло 26,4% случаев пожаров от общего их числа на стационарных объектах. К этой группе причин пожаров относятся следующие подгруппы:
- курение в неустановленном месте, попадание непотушенных спичек и окурков в горючую среду, занос или переброска ветром, воздушными потоками, образующимися от вентиляционных установок, тлеющих окурков на горючие материалы и вещества;
- использование открытого огня (отогревание замерзших труб водоснабжения, холодных двигателей автотехники горящими паяльными лампами, факелами, кострами), применение костров для оттаивания промерзшего грунта вблизи сгораемых строений и другие.
Третье место занимает группа причин пожаров, возникших из-за неправильного устройства и неисправности приборов отопления и нарушения правил пожарной безопасности (ППБ) при их эксплуатации. От этой группы причин произошло 12,7% случаев пожаров. В неё вошли следующие подгруппы причин пожаров:
- нарушение требований строительных норм и правил в части ограниченного применения печного отопления в производственных зданиях, служебно-бытовых зданиях и помещениях и необеспечение его безопасности при проектировании: отсутствие необходимых отступок и разделок топочных пространств печей и дымоходов от сгораемых конструкций, устройство печей на недостаточно жестких или сгораемых основаниях, использование в качестве дымоходов вентиляционных каналов, асбестоцементных труб, в которых при высоких температурах образуются трещины и сквозные отверстия;
- нарушение ППБ при эксплуатации печей и дымоходов: отсутствие контроля за их исправностью, перекал печей и дымоходов при продолжительной топке, несвоевременная очистка дымоходов от сажи, применение для растопки печей легковоспламеняющихся и горючих жидкостей (ЛВЖ и ГЖ), оставление без присмотра топящихся печей на длительное время.
Другие причины распределились следующим образом: 6,9% случаев пожаров возникло в результате поджога, 5,9% - из-за нарушения ППБ при проведении сварочных работ. В группу "прочие" причины (6,9% от общего их числа) вошли причины пожаров, которые не имеют кода согласно "Инструкции по служебному расследованию, учету пожаров и последствий от них на железнодорожном транспорте" (ЦУО/130). К ним относятся 2,7% случаев пожаров, произошедших от искр автопогрузчиков при проведении погрузочно-разгрузочных работ в закрытых складах и на платформах складов и 2,7% случаев пожаров вследствие короткого замыкания аккумуляторных батарей, находящихся в контейнерах на контейнерной площадке.
2.1.4. Как уже упоминалось, что 75,0% случаев пожаров произошло в подвижном составе. Распределение случаев пожаров по виду подвижного состава приведено в таблице 2.3.
Таблица 2.3
Распределение случаев пожаров по виду грузового подвижного состава
N п/п | Наименование подвижного состава | Количество случаев | % от общего числа случаев |
1 | Крытые вагоны, всего, | 364 | 54,5 |
в том числе порожние | 4 | 0,6 | |
2 | Полувагоны, всего, | 207 | 31,0 |
в том числе с контейнерами | 9 | 1,3 | |
3 | Платформы, всего, | 73 | 10,9 |
- для перевозки автотехники | 33 | 4,9 | |
- для перевозки контейнеров | 7 | 1,0 | |
4 | Цистерны | 22 | 3,3 |
5 | Рефрижераторные вагоны | 2 | 0,3 |
ИТОГО | 668 | 100,0 |