Статус документа
Статус документа


РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ГРУЗОВОЙ И КОММЕРЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ


СОГЛАСОВАНО

Заместитель начальника Управления военизированной охраны МПС В.П. Аксютин 30 марта 2000 г.

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель Департамента грузовой и коммерческой работы МПС Ю.М. Косов 5 мая 2000 г.


Настоящие Рекомендации разработаны на основе обобщения результатов теоретических и экспериментальных исследований, выполненных во Всероссийском научно-исследовательском институте железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ) с использованием нормативных документов, руководств, инструкций, правил безопасности по проблеме противопожарной защиты объектов и подвижного состава железнодорожного транспорта, а также с использованием экспериментальных исследований, выполненных во Всероссийском научно-исследовательском институте противопожарной обороны (ВНИИПО) МВД РФ.

В разработке Рекомендаций принимали участие сотрудники ВНИИЖТ - Шелудько Н.А. (руководитель работы), Щеглов П.П., Жолобов В.И., Алексанянц С.К., Васильев Н.В., Косарев Л.Н., Князев Е.А., Ромашкин Х.М., Романец О.А., ЦМ МПС - Иловайский А.Н., Дробинина А.Г., ЦУО МПС - Аксютин В.П., Нестеренко Г.Г., Буторин А.В.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие Рекомендации устанавливают общие требования пожарной безопасности к стационарным объектам, вагонам, контейнерам, погрузочно-разгрузочным машинам и автотехнике службы грузовой и коммерческой работы железных дорог, а также требования к погрузке и выгрузке грузов, их транспортированию и хранению.

1.2. Рекомендации разработаны в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность железнодорожного транспорта в части обеспечения безопасности при перевозке и хранении грузов. При их разработке использованы Правила пожарной безопасности в Российской Федерации*, Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте, другие нормативные документы, приведенные в приложении 4, результаты НИОКР, выполненные во ВНИИЖТ и ВНИИПО МВД РФ, а также опыт работы подразделений военизированной пожарной охраны МПС и МВД по обеспечению пожарной безопасности на железнодорожном транспорте.

________________

* На территории Российской Федерации документ не действует. Следует руководствоваться Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390. - Примечание изготовителя базы данных.

     

1.3. Рекомендации предназначены для работников железнодорожного транспорта, грузоотправителей, грузополучателей, участвующих в грузовом перевозочном процессе, в обеспечении его охраны и тушении пожаров, а также для предприятий и организаций, осуществляющих транспортно-эксплуатационное обслуживание грузоотправителей и грузополучателей.

1.4. Работники железнодорожного транспорта, участвующие в грузовом перевозочном процессе согласно п.1.1, обязаны:

- знать и выполнять требования и правила пожарной безопасности на конкретно закрепленном участке работ;

- не допускать применение неисправных инструментов, приборов, оборудования, выполнять правила безопасности по их эксплуатации, а также соблюдать пожарную безопасность при проведении пожароопасных работ;

- уметь применять имеющиеся на рабочих местах и подвижном составе огнетушители и другие средства пожаротушения;

- уметь пользоваться имеющимися средствами индивидуальной защиты.

1.5. Право проверки противопожарного состояния зданий и сооружений грузовых районов, механизированных дистанций погрузочно-разгрузочных работ, вагонов, контейнеров, погрузочно-разгрузочных машин и автотехники имеют представители управления военизированной охраны МПС, Управления внутренних дел на железнодорожном транспорте, Департамента грузовой и коммерческой работы МПС, управлений и отделений железных дорог, служб военизированной охраны железных дорог, а также представители железнодорожных станций. Результаты проверки оформляются в установленном порядке на железнодорожном транспорте.

1.6. Наряду с настоящими Рекомендациями следует руководствоваться требованиями других Нормативных документов, регламентирующих пожарную безопасность на железнодорожном транспорте (см. п.1.2).

1.7. Настоящий документ не распространяется на технологические перевозки опасных грузов внутри территории предприятий и организаций, осуществляющих их производство, обработку, хранение и уничтожение; на перевозку радиоактивных веществ; на специальные перевозки опасных грузов, которые регламентируются постановлениями Правительства России или по его поручению компетентными органами.

1.8. Определение основных терминов, используемых в тексте настоящих Рекомендаций, приведено в приложении 1.

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВА ГРУЗОВОЙ И КОММЕРЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО СТЕПЕНИ ИХ ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ

2.1. Анализ статистических данных о пожарах на стационарных объектах, подвижном составе и погрузочно-разгрузочных машинах

2.1.1. Анализ статистических данных о пожарах показал, что в зданиях, сооружениях, подвижном составе и контейнерах, на погрузочно-разгрузочных машинах грузовых и товарных станций и механизированных дистанций погрузочно-разгрузочных работ за период с 1991 по 1998 год произошло 890 случаев пожаров. Причем наибольшее их количество произошло на Московской (12,6%), Октябрьской (10,9%), Приволжской (10,1%), Северо-Кавказской (8,4%), Северной (7,1%), Свердловской (6,7%) и Куйбышевской (6,2%) железных дорогах. Это составляет 62,0% случаев пожаров от общего их количества на сети железных дорог России.

Следует отметить, что основная часть пожаров (65,0%) приходится на 1991-1993 годы. За последние пять лет из-за сокращения объема погрузочно-разгрузочных работ на объектах хозяйства грузовой и коммерческой работы произошло 35,0% случаев пожаров от общего их числа за восемь рассматриваемых лет.

2.1.2. Распределение случаев пожаров по виду стационарных объектов и передвижных средств приведено в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Распределение случаев пожаров по виду стационарных объектов и передвижных средств

N п/п

Наименование стационарных объектов и передвижных средств

Количество случаев пожаров по годам

Общее число слу-
чаев

% от общего числа слу-
чаев

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1

Складские здания и помещения

11

9

6

5

2

-

-

2

35

4,0

2

Открытые склады

6

7

5

8

1

-

-

-

27

3,0

3

Производ-
ственные здания

19

17

12

17

1

1

-

-

67

7,5

4

Служебно-бытовые здания и помещения

16

14

8

8

4

4

4

2

60

6,7

5

Контейнер-
ные площадки

6

4

1

2

-

1

-

1

15

1,7

6

Подвижной состав

174

142

105

46

62

58

31

50

668

75,1

7

Погрузочно-разгрузоч-
ные машины

7

4

3

2

1

1

-

-

18

2,0

ИТОГО

239

197

140

88

71

65

35

55

890

100,0

          

Из таблицы 2.1 следует, что 77,1% случаев пожаров приходится на передвижные средства, из которых абсолютное их число случаев произошло в подвижном составе (75,1%). На стационарных объектах произошло менее четверти всех пожаров (22,9%). Это обстоятельство свидетельствует о повышении уровня пожарно-профилактической работы на стационарных объектах и его снижении при погрузочно-разгрузочных работах и в передвижном процессе.

2.1.3. Из 222 случаев пожаров на стационарных объектах 30,2% составляют пожары в производственных зданиях, 28,0% - пожары в закрытых и открытых складах, 27,0% - пожары в служебно-бытовых зданиях и 6,8% - пожары на контейнерных площадках.

Основные причины пожаров на стационарных объектах приведены в таблице 2.2.



Таблица 2.2

Распределение случаев пожаров по причинам их возникновения на стационарных объектах

N п/п

Наименование подвижного состава

Количество случаев

% от общего числа случаев

1

Неисправность приборов отопления

18

8,8

2

Неисправность электрооборудования

66

32,4

3

Недосмотр:

- за приборами отопления

8

3,9

- за электроприборами

20

9,8

4

Искры сварки

12

5,9

5

Неосторожное обращение с огнем

54

26,4

6

Поджог

12

5,9

7

Прочие*

14

6,9

ИТОГО

204

100,0

________________

* Примечание. Из 14 случаев пожаров 6 произошло от искр автопогрузчика, 6 - вследствие короткого замыкания аккумуляторных батарей, находящихся в контейнерах.


Из таблицы 2.2 видно, что 32,4% случаев пожаров (одна треть от общего числа) возникли из-за неисправности электрооборудования. Если же учесть недосмотр за электроприборами, то более 40,0% случаев пожаров произошло из-за нарушения правил устройства и технической эксплуатации электроустановок. К этой группе причин пожаров относятся следующие причины:

- неправильное определение взрывной или пожарной опасности зон, для которых подбираются те или иные установки при проектировании систем электроснабжения;

- отклонение от проектов электросистем при подборе и установке предохранительных и защитных устройств при монтаже электроустановок;

- нарушение правил технической эксплуатации электроустановок - короткое замыкание токопроводящих элементов, перегрузка электродвигателей и других установок, нагрев и воспламенение изоляции электропроводов из-за образования большого переходного сопротивления в местах их соединения, электрическая дуга и искрение, нагрев строительных конструкций и отделочных материалов при переходе (выносе) на них электрического напряжения из-за разрушения при старении или перетирании электроизоляции провода, превышение сетевого напряжения, установка (замена) предохранительных устройств и аппаратов защиты с завышенным током срабатывания или некалиброванными вставками;

- неисправность и нарушение правил эксплуатации компьютеров, электробытовых приборов, освещения и т.п.

Значительное количество пожаров произошло из-за неосторожного обращения с огнем. По этой причине произошло 26,4% случаев пожаров от общего их числа на стационарных объектах. К этой группе причин пожаров относятся следующие подгруппы:

- курение в неустановленном месте, попадание непотушенных спичек и окурков в горючую среду, занос или переброска ветром, воздушными потоками, образующимися от вентиляционных установок, тлеющих окурков на горючие материалы и вещества;

- использование открытого огня (отогревание замерзших труб водоснабжения, холодных двигателей автотехники горящими паяльными лампами, факелами, кострами), применение костров для оттаивания промерзшего грунта вблизи сгораемых строений и другие.

Третье место занимает группа причин пожаров, возникших из-за неправильного устройства и неисправности приборов отопления и нарушения правил пожарной безопасности (ППБ) при их эксплуатации. От этой группы причин произошло 12,7% случаев пожаров. В неё вошли следующие подгруппы причин пожаров:

- нарушение требований строительных норм и правил в части ограниченного применения печного отопления в производственных зданиях, служебно-бытовых зданиях и помещениях и необеспечение его безопасности при проектировании: отсутствие необходимых отступок и разделок топочных пространств печей и дымоходов от сгораемых конструкций, устройство печей на недостаточно жестких или сгораемых основаниях, использование в качестве дымоходов вентиляционных каналов, асбестоцементных труб, в которых при высоких температурах образуются трещины и сквозные отверстия;

- нарушение ППБ при эксплуатации печей и дымоходов: отсутствие контроля за их исправностью, перекал печей и дымоходов при продолжительной топке, несвоевременная очистка дымоходов от сажи, применение для растопки печей легковоспламеняющихся и горючих жидкостей (ЛВЖ и ГЖ), оставление без присмотра топящихся печей на длительное время.

Другие причины распределились следующим образом: 6,9% случаев пожаров возникло в результате поджога, 5,9% - из-за нарушения ППБ при проведении сварочных работ. В группу "прочие" причины (6,9% от общего их числа) вошли причины пожаров, которые не имеют кода согласно "Инструкции по служебному расследованию, учету пожаров и последствий от них на железнодорожном транспорте" (ЦУО/130). К ним относятся 2,7% случаев пожаров, произошедших от искр автопогрузчиков при проведении погрузочно-разгрузочных работ в закрытых складах и на платформах складов и 2,7% случаев пожаров вследствие короткого замыкания аккумуляторных батарей, находящихся в контейнерах на контейнерной площадке.

2.1.4. Как уже упоминалось, что 75,0% случаев пожаров произошло в подвижном составе. Распределение случаев пожаров по виду подвижного состава приведено в таблице 2.3.

Таблица 2.3

Распределение случаев пожаров по виду грузового подвижного состава

N п/п

Наименование подвижного состава

Количество случаев

% от общего числа случаев

1

Крытые вагоны, всего,

364

54,5

в том числе порожние

4

0,6

2

Полувагоны, всего,

207

31,0

в том числе с контейнерами

9

1,3

3

Платформы, всего,
в том числе:

73

10,9

- для перевозки автотехники

33

4,9

- для перевозки контейнеров

7

1,0

4

Цистерны

22

3,3

5

Рефрижераторные вагоны

2

0,3

ИТОГО

668

100,0

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».