ГОСТ Р 54334-2011
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТОКОПРИЕМНИКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОГО СОСТАВА
Общие технические условия
Current collectors of railway electric rolling stock. General specifications
ОКС 45.060.01
ОКП 34 5410
Дата введения 2011-11-01
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта" (ОАО "ВНИИЖТ") совместно с Омским государственным университетом путей сообщения (ОмГУПС)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 45 "Железнодорожный транспорт"
3 УТВЕРЖДЕН Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 июня 2011 г. N 143-ст
4 В настоящем стандарте полностью реализованы требования технического регламента "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 г. N 525 применительно к объекту технического регулирования - электровозы и электропоезда, а также требования технического регламента "О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 г. N 533 применительно к объекту технического регулирования - электропоезда:
- пункты 5.1.2, 5.1.7, 5.1.11 (в части требований основных технических показателей и устройства аварийного опускания);
- пункты 7.3.8, 7.3.9, 7.3.13, 7.5.1 - устанавливают методы проверки минимально необходимых требований безопасности
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на токоприемники железнодорожного электроподвижного состава (далее - токоприемники), предназначенные для съема постоянного и/или переменного тока с контактной сети железнодорожного транспорта общего пользования, рассчитанной на напряжение по ГОСТ 6962.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 2.601-2006 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы
ГОСТ 427-75 Линейки измерительные металлические. Технические условия
ГОСТ 2584-86 Провода контактные из меди и ее сплавов. Технические условия
ГОСТ 2991-85 Ящики дощатые неразборные для грузов массой до 500 кг. Общие технические условия
ГОСТ 6267-74 Смазка ЦИАТИМ-201. Технические условия
ГОСТ 6962-75 Транспорт электрифицированный с питанием от контактной сети. Ряд напряжений
ГОСТ 12549-2003 Вагоны пассажирские магистральных железных дорог колеи 1520 мм. Окраска. Технические условия
ГОСТ 12969-67 Таблички для машин и приборов. Технические требования
ГОСТ 12971-67 Таблички прямоугольные для машин и приборов. Размеры
ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды
ГОСТ 15543.1-89 Изделия электротехнические. Общие требования в части стойкости к климатическим внешним воздействующим факторам
ГОСТ 16504-81 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения
ГОСТ 16962.1-89 Изделия электротехнические. Методы испытаний на устойчивость к климатическим внешним воздействующим факторам
ГОСТ 17516.1-90 Изделия электротехнические. Общие требования в части стойкости к механическим внешним воздействующим факторам
ГОСТ 18620-86 Изделия электротехнические. Маркировка
ГОСТ 23216-78 Изделия электротехнические. Хранение, транспортирование, временная противокоррозионная защита, упаковка. Общие требования и методы испытаний
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 16504, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 аэродинамическая характеристика: Зависимость изменения вертикальной составляющей силы, действующей на токоприемник, от воздействия встречного воздушного потока.
3.2 время опускания токоприемника: Время опускания токоприемника с наибольшей рабочей высоты до сложенного положения от момента начала движения полоза.
3.3 время подъема токоприемника: Время подъема токоприемника от сложенного положения до наибольшей рабочей высоты от момента начала движения полоза.
3.4 вставки: Токосъемные элементы, обеспечивающие контакт с контактным проводом.
3.5 допустимый длительный ток в движении: Наибольший ток, протекающий через токоприемник при движении в течение 20 мин, при котором нагревы элементов токоприемника не превышают допустимых температур.
3.6 допустимый длительный ток на стоянке: Наибольший ток, протекающий через токоприемник на стоянке в течение 20 мин, при котором нагревы элементов токоприемника и контактного провода не превышают допустимых температур.
3.7 железнодорожный электроподвижной состав; ЭПС: Электровозы и электропоезда с питанием от контактной сети железнодорожного транспорта общего пользования.
3.8 каретка: Устройство для крепления полоза на верхней раме токоприемника, включающее в себя неподвижную (относительно верхней рамы) и подвижную части, соединенные упругим элементом.
3.9 полоз: Часть токоприемника, образуемая каркасом, вставками и крепящими деталями.
3.10 поперечная жесткость: Отношение силы, приложенной к верхнему шарниру верхних подвижных рам в поперечном направлении, к горизонтальному смещению шарнира в направлении действия силы.
3.11 приведенная масса: Условная масса тела, которое движется вертикально со скоростью точки контакта полоза и провода при их безотрывном движении и обладает такой же кинетической энергией, как масса подвижных частей токоприемника.
3.12 продольная жесткость: Отношение силы, приложенной одновременно к верхним шарнирам верхних подвижных рам в продольном направлении поочередно в обе стороны, к горизонтальному смещению шарнира в направлении действия силы.
3.13 рабочая высота: Диапазон высотных положений полоза, при которых сохраняются нормированные параметры токоприемника.
3.14 статическая характеристика: Зависимость активного (при движении вверх) и пассивного (при движении вниз) нажатий полоза токоприемника на контактный провод от рабочей высоты.
3.15 токоприемник (железнодорожного электроподвижного состава): Устройство, предназначенное для передачи электроэнергии от контактной сети на железнодорожный электроподвижной состав.
3.16 удерживающее усилие: Сила, удерживающая токоприемник в сложенном состоянии.
3.17 устойчивость к отрывам: Отсутствие нарушения контакта между полозом и колеблющимся в вертикальной плоскости контактным проводом или имитирующим его устройством при изменении частоты и амплитуды гармонических колебаний последнего.
3.18 характеристика опускающей силы: Зависимость опускающего усилия, создаваемого подъемно-опускающим механизмом токоприемника или собственным весом его подвижных частей, от рабочей высоты.
4 Классификация
4.1 Классификация токоприемников по типам и допустимому длительному току в движении приведена в таблице 1.
Таблица 1 - Классификация токоприемников
Тип токоприемника | Допустимый длительный ток в движении, А | Применение на ЭПС |
Л (легкий) | До 1200 включ. | Грузовые и пассажирские электровозы переменного тока, электропоезда переменного и постоянного тока |
Т (тяжелый) | Свыше 1200 | Грузовые и пассажирские электровозы постоянного тока и двойного питания |
4.2 Токоприемники различают по конструктивному исполнению:
а) по количеству ступеней:
1) одноступенчатые;
2) двухступенчатые;
б) по очертанию верхней ступени:
1) симметричные (С);
2) асимметричные (А);
в) по количеству полозов:
1) однополозные;
2) двухполозные.
4.3 Обозначение токоприемника должно содержать:
- наименование изделия;
- тип токоприемника;
- обозначение очертания верхней ступени;
- номер модели токоприемника по классификации предприятия-изготовителя;
- исполнение (если имеется);
- наименование предприятия-изготовителя;
- наибольшую скорость движения, на которую рассчитан токоприемник, км/ч.
Примеры
1 Токоприемник ТС 25 - СЭТ 160, где буквы и цифры означают: Т - тяжелого типа, С - симметричный, 25 - порядковый номер модели, ЗАО "СЭТ" - предприятие-изготовитель, 160 - наибольшая допустимая скорость, км/ч;
2 Токоприемник ЛА 26-01-СЭТ 160, где буквы и цифры означают: Л - легкого типа, А - асимметричный, 26 - порядковый номер модели, 01 - исполнение, ЗАО "СЭТ" - предприятие-изготовитель, 160 - наибольшая допустимая скорость, км/ч.
5 Технические требования
5.1.1 Конфигурация и размеры полозов для всех типов токоприемников должны соответствовать указанным на рисунке 1.