Статус документа
Статус документа

  

     ГОСТ Р 54205-2010


НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ

ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ

Наилучшие доступные технологии повышения энергоэффективности при сжигании

Resources conservation. Waste treatment. Best available techniques for improving energy efficiency on incineration



ОКС 13.020

Дата введения 2012-01-01

     

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский центр стандартизации, информации и сертификации сырья, материалов и веществ" (ФГУП "ВНИЦСМВ") совместно с Закрытым акционерным обществом "Инновационный экологический фонд" (ЗАО "ИНЭКО")

2 ВНЕСЕН Управлением развития, информационного обеспечения и аккредитации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 декабря 2010 г. N 985-ст

4 Настоящий стандарт разработан с учетом основных положений Директивы Европейского парламента и Совета ЕС 2008/1/ЕС от 15 января 2008 г. "О комплексном предупреждении и контроле загрязнений"* (Directive 2008/1/ЕС of the European Parliament and of the Council of 15 January 2008 concerning integrated pollution prevention and control) и Справочником EC по наилучшим доступным технологиям "Европейская комиссия. Комплексное предупреждение и контроль загрязнений. Справочное руководство по наилучшим доступным технологиям. Сжигание отходов. Август 2006 г."* ("European Commission. Integrated Pollution Prevention and Control. Reference Document on Best Available Techniques for the Waste Incineration. August 2006")

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.



5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Август 2019 г.


  Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение


Сжигание используют для ликвидации и утилизации различных видов отходов. Обычно сжигание - лишь часть комплексной системы ресурсосберегающего и экологически безопасного обращения с отходами, направленной на ликвидацию отходов, образующихся в процессе жизнедеятельности человека.

Быстрое технологическое развитие, наблюдаемое в течение последних 10-15 лет, оказало влияние и на развитие сектора сжигания отходов. Большинство изменений было связано с развитием законодательной базы, применяемой в промышленном секторе, что повлекло за собой, в частности, необходимость сокращения выбросов в атмосферу, образующихся в результате работы отдельных промышленных установок. Оптимизация технологических процессов идет непрерывно, и в настоящее время в секторе сжигания отходов разрабатывают технологии с улучшенными экономическими (более низкая стоимость по сравнению с традиционными) и экологическими (более высокая экологическая эффективность) характеристиками.

Основная цель сжигания отходов (как и большинства других методов обработки отходов) - обработка отходов в целях сокращения их объема и снижения степени их опасности с одновременным улавливанием и соответственно концентрированием или разрушением потенциально опасных веществ. Процессы сжигания отходов также позволяют использовать отходы в качестве вторичных ресурсов (энергетических и материальных).

Европейские справочники по наилучшим доступным технологиям были созданы во исполнение требований Директивы Европейского парламента и Совета ЕС 96/61/ЕС от 24 сентября 1996 г. "О комплексном предупреждении и контроле загрязнений" [1]. Директива 96/61/ЕС [1] ввела в нормы европейского права понятие "наилучшие доступные технологии" (НДТ) и установила процедуру выдачи разрешений на право хозяйственной деятельности с учетом модели технологического нормирования.

Примечание - В настоящее время эта директива заменена кодифицированной версией - Директивой Европейского парламента и Совета ЕС 2008/1/ЕС от 15 января 2008 г. "О комплексном предупреждении и контроле загрязнений".

Статья 16 (2) Директивы 96/61/ЕС [1] содержит норму, в соответствии с которой Европейская комиссия должна организовывать "обмен информацией между государствами - членами ЕС и отраслями промышленности, заинтересованными во внедрении НДТ, и проводить связанный с этим обменом мониторинг и развитие в данной области", а также публиковать результаты этого информационного обмена.

На уровне ЕС было принято решение учредить Европейское бюро по комплексному предупреждению и контролю загрязнений (EIPPCB) (далее - Европейское бюро), под эгидой которого был организован Форум по обмену информацией в области наилучших доступных технологий, а также были сформированы специализированные отраслевые технические рабочие группы, каждая из которых занимается подготовкой и актуализацией справочников по НДТ для определенной отрасли промышленности из числа указанных в приложении I "Виды производственной деятельности, упоминаемые в Статье 1" к Директиве 96/61/ЕС [1].

При разработке и актуализации справочников по НДТ Европейское бюро работает в тесном контакте с Институтом перспективных технологических исследований (IPTS) (Испания, г.Севилья), являющимся европейским центром по вопросам определения НДТ.

Таким образом, начиная с 1996 г., в Европейское бюро стали поступать сведения о НДТ. Эти сведения предоставлялись государствами - членами ЕС, а также европейскими промышленными объединениями и ассоциациями. На основе анализа полученной информации технические рабочие группы разработали серию справочников по НДТ для различных отраслей промышленности. Один раз в пять лет эти справочники актуализируют с учетом достижений научно-технического прогресса.

Европейские справочники по НДТ (англ. BREFs, англ. Best available techniques REFerence document - справочный документ о наилучших доступных технологиях) представляют собой документы, содержащие пошаговое описание НДТ для каждой из отраслей промышленности, перечисленных в Приложении I "Виды производственной деятельности, упоминаемые в Статье 1" к Директиве [1]. Эти справочники используют компетентные органы при выдаче хозяйствующим субъектам природоохранных разрешений на право хозяйственной деятельности, а также сами хозяйствующие субъекты при формировании своей экологической политики.

В области обращения с отходами разработаны два специальных справочника ЕС: "Европейская комиссия. Комплексное предупреждение и контроль загрязнений. Справочное руководство по наилучшим доступным технологиям. Сжигание отходов. Август 2006 г." [2] и "Европейская комиссия. Комплексное предупреждение и контроль загрязнений. Справочное руководство по наилучшим доступным технологиям. Обработка отходов. Август 2006 г." [3]. Кроме того, вопросы обращения с отходами рассмотрены во всех справочниках ЕС, адресованных конкретным отраслям промышленности. Справочник ЕС [2] относится к сжиганию исключительно отходов и не распространяется на совместное сжигание отходов с другими энергоносителями. При подготовке Справочника [2] принимались во внимание положения Директивы Европейского парламента и Совета ЕС 2000/76/ЕС от 4 декабря 2000 г. "О сжигании отходов" [4].

Во время подготовки Справочника ЕС [2] использовались статистические данные на период до 1 января 2004 г.:

- в 15 государствах - членах ЕС сжигают примерно 20%-25% твердых бытовых отходов (ТБО), а общий объем образования ТБО составляет почти 200000000 т/год;

- в отдельных 15 государствах - членах ЕС доля ТБО, обработку которых осуществляют путем сжигания, колеблется в пределах от 0% до 62%;

- общее количество мусоросжигательных установок (МСУ), эксплуатируемых в 15 государствах - членах ЕС, превышает 400 единиц;

- средняя пропускная способность МСУ в отдельных 15 государствах - членах ЕС колеблется в пределах от 0 до более чем 550 кг на душу населения;

- в ЕС средняя пропускная способность одной МСУ составляет немногим менее 200000 т/год;

- средняя пропускная способность одной МСУ варьируется в отдельных государствах - членах ЕС. Наименьшая средняя пропускная способность установки составляет 60000 т/год, а наибольшая достигает почти 500000 т/год;

- примерно 12% опасных отходов, образующихся в 15 государствах - членах ЕС, подвергают сжиганию (общий объем образования опасных отходов достигает почти 22000000 т/год).

В течение последующих 10-15 лет ожидается увеличение количества МСУ в связи с поиском альтернативных вариантов обращения с отходами, отличных от размещения на полигонах, что связано с внедрением в национальное законодательство норм Директивы 1999/31/ЕС "О захоронении отходов на полигонах" [5].

Все отраслевые справочники по НДТ имеют, как правило, унифицированную структуру и содержат:

- законодательные аспекты;

- сведения о развитии конкретной отрасли промышленности в ЕС (количество сооружений, сроки их введения в эксплуатацию, параметры, географическое распределение, производительность и экономические показатели), краткий обзор ключевых экологических проблем, характерных для отрасли;

- технологическое описание производственных процессов (начиная с добычи сырья и кончая транспортированием готовой продукции); данные о выбросах/сбросах, образовании отходов, потреблении сырья и энергии на протяжении всего производственного цикла;

- методологию определения НДТ, позволяющую пошагово рассмотреть несколько технологий и сделать вывод о том, какую из них следует считать наилучшей доступной;

- краткое описание НДТ для отрасли с указанием того, что НДТ можно также считать часть оборудования (сооружения) или метод, с помощью которого осуществляют обслуживание оборудования, или же просто операционную процедуру;

- оценку возможных экологических преимуществ при внедрении НДТ. Приводят данные не только о потенциальном сокращении выбросов/сбросов и образовании отходов, но и о взаимовлияниях выбросов/ сбросов и их перекрестных воздействиях на природные среды при внедрении НДТ;

_______________

Например, при использовании воды для очистки выбросов в атмосферу загрязняющее вещество переносится из воздушного выброса в воду; при этом в процессе очистки расходуют воду и энергию. Это потребление энергии приводит к дополнительным выбросам в атмосферу в пределах той же самой среды (воздух).


- данные по ограничению применимости НДТ, т.е. возможность использования технологии при модернизации любой установки (сооружения) или возможность использования технологии только на проектируемых предприятиях;

- экономические показатели НДТ (капитальные и эксплуатационные затраты, расход сырья и материалов на единицу продукции и пр.);

- сведения о новейших технологиях, находящихся в стадии научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ или опытно-промышленного внедрения.

В Российской Федерации до настоящего времени практически неизвестен опыт ЕС в области разработки и внедрения справочников ЕС. Российские специалисты не участвуют в обмене опытом и подготовке данных документов, несмотря на значительный накопленный в ЕС научно-технический потенциал в области НДТ. Не в последнюю очередь это объясняется отсутствием квалифицированных кадров, способных осуществить перевод справочников ЕС в соответствии с нормами русского языка и принятой современной терминологией.

В нашей стране появилась также необходимость разработки новых унифицированных подходов, позволяющих прогнозировать и рационально внедрять НДТ в области обращения с отходами, основанные на методологии, реализуемой Европейским бюро при подготовке справочников ЕС. Эти подходы должны включать в себя:

- идентификацию ключевых проблем окружающей среды в области обращения с отходами;

- экспертизу НДТ применительно к ключевым проблемам отрасли;

- идентификацию успешно выполненных работ по защите окружающей среды на основе данных Европейского союза, Российской Федерации и других государств;

- экспертизу условий, при которых эти уровни выполнения работ были достигнуты.

В этой связи особую значимость приобретает опыт, накопленный в государствах - членах ЕС по реализации НДТ в области обращения с отходами и информирования заинтересованных сторон.

Разработка и принудительное внедрение в ЕС нормативов, относящихся к выбросам/сбросам, а также использование современных технологий предотвращения и сокращения загрязнений позволили снизить выбросы в атмосферу до уровней, позволяющих рассматривать риски загрязнения окружающей среды при эксплуатации МСУ как невысокие. Тем не менее основной экологической проблемой в этом секторе остается повышение эффективности использования технологий предотвращения и снижения выбросов в атмосферу.

МСУ - не только промышленные объекты для обеспечения эффективной обработки отходов (так или иначе потенциально загрязняющих окружающую среду в результате ненадлежащего обращения с ними), но зачастую служат для выработки энергии из отходов. В тех государствах, где была принята стратегия увеличения количества МСУ (в большинстве случаев для сжигания муниципальных отходов) в целях выработки тепловой энергии, был повышен уровень защиты окружающей среды. Поэтому в ЕС увеличение выработки энергии из отходов рассматривают как перспективное направление в области охраны окружающей среды.

Установленный в настоящем стандарте уровень экологической эффективности достижим там, где установлены количественные уровни потребления сырья и энергии, а также соответствующие объемы выбросов/сбросов, связанные с использованием НДТ на промышленных предприятиях. Однако ни уровни выбросов/сбросов, ни уровни потребления нельзя рассматривать как предельные показатели. В конкретных случаях можно технически достичь лучших показателей.

Настоящий стандарт предназначен для того, чтобы указать НДТ, которые целесообразно применять при оценке текущей работы действующей установки по сжиганию отходов или при оценке новой (проектируемой). В настоящем стандарте приведено описание не всех существующих НДТ, что объясняется динамичным развитием промышленности и активным ведением научных исследований в сфере обращения с отходами.

Следует учитывать, что могут быть разработаны новые установки, которые будут соответствовать базовой НДТ или окажутся эффективнее ее. Также предполагается, что на действующих установках можно достичь уровня НДТ или добиться большего успеха в каждом конкретном случае.

Справочники ЕС не устанавливают юридически обязательные нормы, они предназначены для того, чтобы дать общую руководящую информацию для отраслей промышленности, государств - членов ЕС и общественности о выбросах/сбросах и уровнях потребления, достижимых при использовании определенных технологий. Соответствующие предельные показатели для любого конкретного случая следует определять с учетом целей Директивы 96/61/ЕС [1] и местных условий.

Настоящий стандарт дополняет действующие национальные стандарты Российской Федерации в сфере сжигания отходов на промышленных предприятиях.

     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает наилучшие доступные технологии (НДТ) по энергоэффективному и экологически безопасному сжиганию отходов на промышленных предприятиях в соответствии с ограничениями, установленными в 4.1.

Область распространения настоящего стандарта - методы совершенствования технологий сжигания отходов, позволяющих снизить негативное влияние на состояние окружающей среды на территории и вблизи мусоросжигательных установок (МСУ).

Настоящий стандарт распространяется только на процессы специализированного сжигания отходов и не охватывает все способы термической обработки отходов (например, технологии сжигания отходов совместно с другими видами топлива в цементных печах или на ТЭС установлены в других стандартах).

Настоящий стандарт не распространяется на технологии, связанные со сжиганием биологических, химических и радиоактивных отходов.

Настоящий стандарт рекомендуется использовать во всех видах документации и литературы, относящихся к сферам обеспечения ресурсосбережения, энергоэффективности и экологической безопасности в процессах хозяйственной деятельности при сжигании твердого топлива на крупных промышленных предприятиях.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 30772 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения

ГОСТ Р ИСО 9000 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»