Статус документа
Статус документа


ПРАВИЛА РЕМОНТА ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН,
УСТАНОВЛЕННЫХ НА ПУТЕВЫХ МАШИНАХ

N ЦПО-276-4

(временные)



СОГЛАСОВАНО: Главный инженер Главного управления по ремонту подвижного состава и производству запасных частей (Пащенко) 18 сентября 1973 г.

УТВЕРЖДАЮ: Зам. главного инженера Главного управления пути МПС (Аникин) 24 сентября 1973 г.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО РЕМОНТУ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН

1.1. Настоящие правила ремонта распространяются на основные типы электродвигателей и генераторов, установленных на путевых машинах, эксплуатируемых в путевом хозяйстве МПС.

1.2. Требования настоящих правил обязательны при ремонте электрических машин на путевых предприятиях, в дорожных ремонтных мастерских и предприятиях МПС.

1.3. В ремонт направляются электрические машины только комплектные, т.е. такие, у которых имеются все требуемые для данной электрической машины детали.

Электрические машины направляются в ремонт без шкивов, шестерен и муфт.

1.4. В ремонт не принимаются электрические машины, у которых имеются следующие дефекты:

а) разбит корпус или подшипниковые щиты;

б) отбиты две или большее число лап.

1.5. Как правило, в ремонт принимаются электромашины, у которых сохранена конструкция завода-изготовителя.

1.6. Перед транспортировкой электрической машины в ремонт или из ремонта все обработанные неокрашенные наружные поверхности должны быть смазаны универсальной смазкой УС по ГОСТ 1033-51*, концы валов обернуты картоном и обвязаны шпагатом, вентиляционные отверстия и люки закрыты заглушками, выводные провода скреплены между собой и подвязаны.

________________

* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ 1033-79. - Примечание изготовителя базы данных.

Тара, в которую упаковываются электромашины для транспортировки, должна надежно защищать их от механических повреждений и попадания атмосферных осадков.

1.7. Одновременно с электрической машиной на ремонтное предприятие поступает ее паспорт. При отсутствии паспорта при проведении очередного планового ремонта он должен быть заведен ремонтным предприятием по установленной форме.

В паспорт вносятся сведения об объеме произведенных ремонтных работ и результаты испытания электрической машины после ремонта.

1.8. Материалы и запасные части, применяемые при ремонте электрических машин, должны соответствовать стандартным и техническим условиям. На них должны быть сертификаты.

1.9. Все вновь изготовляемые при ремонте узлы и детали должны соответствовать чертежам и техническим условиям на их изготовление. Внесение конструктивных изменений в узлы и детали запрещается.

Все отремонтированные узлы и детали должны быть проверены и испытаны в соответствии с установленными нормами.

1.10. В случаях, когда отдельные нормы износа или требования к ремонту отдельных узлов не отражены в настоящих правилах, а также при ремонте электрических машин, не охваченных настоящими правилами, руководству ремонтного предприятия предоставляется право самостоятельно решать эти вопросы, по аналогии с приведенными материалами и руководствуясь при этом действующими стандартами, чертежами и указаниями МПС.

1.11. При ремонте электрических машин необходимо пользоваться не только настоящими правилами, но также следующей технической документацией:

а) ГОСТ 183-66*. Машины электрические. Общие технические требования.

________________

* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ Р 52776-2007. - Примечание изготовителя базы данных.



б) ГОСТ 12327-66. Машины электрические. Остаточные неуравновешенности роторов. Нормы и методы измерений.

в) Правила устройства электроустановок. Государственный комитет по энергетике и электрификации СССР, издательство "Энергия", 1965 г.

г) Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей и правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей*.

________________

* На территории Российской Федерации документ не действует. Действуют "Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок" (ПОТ Р М-016-2001, РД 153-34.0-03.150-00). - Примечание изготовителя базы данных.     

2. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН

2.1. Техническое обслуживание электрических машин подразделяется на ежесменное и периодическое.

2.2. Ежесменное и периодическое техническое обслуживание выполняет механик путевой машины, на которой установлена электрическая машина.

В необходимых случаях для проведения периодического технического обслуживания привлекаются электрики ремонтной службы предприятия, к которому приписана путевая машина.

2.3. Периодическое техническое обслуживание электрической машины выполняется ежемесячно.

2.4. При ежесменном техническом обслуживании выполняются следующие работы:

очистка электрической машины от пыли, грязи и масла; проверка креплений электрической машины, проверка состояния заземления, подтяжка контактных соединений у клеммных щитков.

2.5. При периодическом техническом обслуживании выполняются все работы, предусмотренные ежесменным техническим обслуживанием, а также: продувка электрической машины сухим сжатым воздухом; осмотр подшипников (через 500 часов работы); замена смазки в подшипниках (через 3000 часов работы); проверка температуры нагрева различных частей электрической машины, которая не должна превышать температуру окружающей среды больше чем на 70 °С; проверка состояния щеток, которые должны быть плотно пригнаны к кольцам или коллектору; проверка сопротивления изоляции обмоток электрической машины, которое должно быть не менее 0,5 Мом при температуре электрической машины +60 °С. В случае меньшей величины сопротивления изоляции последнюю следует очистить от пыли и грязи и просушить; проверка состояния электроизмерительных приборов.

3. КЛАССИФИКАЦИЯ РЕМОНТОВ

3.1. Для электрических машин предусматривается ремонт следующих видов:

Текущий (Т),

Средний (С),

Капитальный (К).

3.2. Ремонт каждого вида производится одновременно с ремонтом этого же вида для путевой машины, на которой установлены электрические машины.

3.3. Текущий и средний ремонты электрических машин производятся в путевых предприятиях, ремонтирующих путевые машины.

3.3.* Капитальный ремонт выполняется ремонтными заводами, производящими капитальный ремонт путевых машин или по кооперации специализированными мастерскими или заводами.

_______________

* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

3.4. Работы, выполняемые при текущем ремонте

3.4.1. При текущем ремонте устраняются отдельные неисправности электрических машин, препятствующие их нормальной эксплуатации. Разборка электрической машины заключается в съеме деталей, препятствующих осмотру, смазке и регулировке.

3.4.2. При текущем ремонте производятся следующие работы:

проверка креплений электрической машины, исправности заземления, степени нагрева корпуса и подшипников, равномерности воздушного зазора между статором и ротором, правильности подбора плавких вставок, отсутствия ненормальных шумов при работе, исправности работы вентиляции и охлаждения;

чистка и обдувка сжатым воздухом;

подтяжка контактных соединений у клеммных щитков и подводящих проводов;

зачистка коллекторов или контактных колец;

регулировка и крепление щеткодержателей;

восстановление изоляции у выводных концов проводов;

при необходимости замена щеток;

замена или добавление смазки в подшипники;

(замена смазки с промывкой подшипников производится не реже одного раза в 6 месяцев).

3.5. Работы, выполняемые при среднем ремонте

3.5.1. При среднем ремонте производится частичная разборка электрической машины, и ремонт ее.

После среднего ремонта производится окраска и испытание машины.

3.5.2. При среднем ремонте производятся все работы, предусмотренные текущим ремонтом и, кроме того, следующие работы:

устранение повреждений отдельных мест обмотки без ее замены;

промывка узлов и деталей;

замена дефектных пазовых клиньев и изоляционных втулок;

мойка, пропитка и сушка обмоток;

проверка крепления вентилятора и его ремонт;

проточка шеек вала ротора (якоря) при необходимости;

ремонт "беличьей клетки" при необходимости;

замена фланцевых прокладок;

замена изношенных подшипников;

промывка подшипников и закладка в них свежей смазки;

ремонт подшипниковых щитов и крышек;

ремонт петушков;

проточка и шлифование контактных колец или коллектора;

ремонт щеточного механизма;

замена щеток.

3.6. Работы, выполняемые при капитальном ремонте


При капитальном ремонте электрической машины производятся все работы, предусмотренные средним ремонтом, и, кроме того, следующие работы:

полная или частичная замена обмоток в зависимости от их состояния;

проточка шеек или замена вала ротора (якоря), правка вала при необходимости;

переборка контактных колец или коллектора;

ремонт или замена вентилятора;

сплошная пропайка петушков;

ремонт корпуса;

замена подшипников на новые.

3.7. О каждом произведенном ремонте электрической машины в ее технический паспорт вносится соответствующая запись.

Ответственность за внесение записи несет машинист путевой машины.

4. ТРЕБОВАНИЯ К РЕМОНТУ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН

4.1. Общие требования при ремонте электрических машин  

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs