ПРАВИЛА РЕМОНТА ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН,
УСТАНОВЛЕННЫХ НА ПУТЕВЫХ МАШИНАХ
N ЦПО-276-4
(временные)
СОГЛАСОВАНО: Главный инженер Главного управления по ремонту подвижного состава и производству запасных частей (Пащенко) 18 сентября 1973 г.
УТВЕРЖДАЮ: Зам. главного инженера Главного управления пути МПС (Аникин) 24 сентября 1973 г.
1.1. Настоящие правила ремонта распространяются на основные типы электродвигателей и генераторов, установленных на путевых машинах, эксплуатируемых в путевом хозяйстве МПС.
1.2. Требования настоящих правил обязательны при ремонте электрических машин на путевых предприятиях, в дорожных ремонтных мастерских и предприятиях МПС.
1.3. В ремонт направляются электрические машины только комплектные, т.е. такие, у которых имеются все требуемые для данной электрической машины детали.
Электрические машины направляются в ремонт без шкивов, шестерен и муфт.
1.4. В ремонт не принимаются электрические машины, у которых имеются следующие дефекты:
а) разбит корпус или подшипниковые щиты;
б) отбиты две или большее число лап.
1.5. Как правило, в ремонт принимаются электромашины, у которых сохранена конструкция завода-изготовителя.
1.6. Перед транспортировкой электрической машины в ремонт или из ремонта все обработанные неокрашенные наружные поверхности должны быть смазаны универсальной смазкой УС по ГОСТ 1033-51*, концы валов обернуты картоном и обвязаны шпагатом, вентиляционные отверстия и люки закрыты заглушками, выводные провода скреплены между собой и подвязаны.
________________
* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ 1033-79. - Примечание изготовителя базы данных.
Тара, в которую упаковываются электромашины для транспортировки, должна надежно защищать их от механических повреждений и попадания атмосферных осадков.
1.7. Одновременно с электрической машиной на ремонтное предприятие поступает ее паспорт. При отсутствии паспорта при проведении очередного планового ремонта он должен быть заведен ремонтным предприятием по установленной форме.
В паспорт вносятся сведения об объеме произведенных ремонтных работ и результаты испытания электрической машины после ремонта.
1.8. Материалы и запасные части, применяемые при ремонте электрических машин, должны соответствовать стандартным и техническим условиям. На них должны быть сертификаты.
1.9. Все вновь изготовляемые при ремонте узлы и детали должны соответствовать чертежам и техническим условиям на их изготовление. Внесение конструктивных изменений в узлы и детали запрещается.
Все отремонтированные узлы и детали должны быть проверены и испытаны в соответствии с установленными нормами.
1.10. В случаях, когда отдельные нормы износа или требования к ремонту отдельных узлов не отражены в настоящих правилах, а также при ремонте электрических машин, не охваченных настоящими правилами, руководству ремонтного предприятия предоставляется право самостоятельно решать эти вопросы, по аналогии с приведенными материалами и руководствуясь при этом действующими стандартами, чертежами и указаниями МПС.
1.11. При ремонте электрических машин необходимо пользоваться не только настоящими правилами, но также следующей технической документацией:
а) ГОСТ 183-66*. Машины электрические. Общие технические требования.
________________
* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ Р 52776-2007. - Примечание изготовителя базы данных.
б) ГОСТ 12327-66. Машины электрические. Остаточные неуравновешенности роторов. Нормы и методы измерений.
в) Правила устройства электроустановок. Государственный комитет по энергетике и электрификации СССР, издательство "Энергия", 1965 г.
г) Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей и правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей*.
________________
* На территории Российской Федерации документ не действует. Действуют "Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок" (ПОТ Р М-016-2001, РД 153-34.0-03.150-00). - Примечание изготовителя базы данных.
2.1. Техническое обслуживание электрических машин подразделяется на ежесменное и периодическое.
2.2. Ежесменное и периодическое техническое обслуживание выполняет механик путевой машины, на которой установлена электрическая машина.
В необходимых случаях для проведения периодического технического обслуживания привлекаются электрики ремонтной службы предприятия, к которому приписана путевая машина.
2.3. Периодическое техническое обслуживание электрической машины выполняется ежемесячно.
2.4. При ежесменном техническом обслуживании выполняются следующие работы:
очистка электрической машины от пыли, грязи и масла; проверка креплений электрической машины, проверка состояния заземления, подтяжка контактных соединений у клеммных щитков.
2.5. При периодическом техническом обслуживании выполняются все работы, предусмотренные ежесменным техническим обслуживанием, а также: продувка электрической машины сухим сжатым воздухом; осмотр подшипников (через 500 часов работы); замена смазки в подшипниках (через 3000 часов работы); проверка температуры нагрева различных частей электрической машины, которая не должна превышать температуру окружающей среды больше чем на 70 °С; проверка состояния щеток, которые должны быть плотно пригнаны к кольцам или коллектору; проверка сопротивления изоляции обмоток электрической машины, которое должно быть не менее 0,5 Мом при температуре электрической машины +60 °С. В случае меньшей величины сопротивления изоляции последнюю следует очистить от пыли и грязи и просушить; проверка состояния электроизмерительных приборов.
3.1. Для электрических машин предусматривается ремонт следующих видов:
Текущий (Т),
Средний (С),
Капитальный (К).
3.2. Ремонт каждого вида производится одновременно с ремонтом этого же вида для путевой машины, на которой установлены электрические машины.
3.3. Текущий и средний ремонты электрических машин производятся в путевых предприятиях, ремонтирующих путевые машины.
3.3.* Капитальный ремонт выполняется ремонтными заводами, производящими капитальный ремонт путевых машин или по кооперации специализированными мастерскими или заводами.
_______________
* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.
3.4. Работы, выполняемые при текущем ремонте
3.4.1. При текущем ремонте устраняются отдельные неисправности электрических машин, препятствующие их нормальной эксплуатации. Разборка электрической машины заключается в съеме деталей, препятствующих осмотру, смазке и регулировке.
3.4.2. При текущем ремонте производятся следующие работы:
проверка креплений электрической машины, исправности заземления, степени нагрева корпуса и подшипников, равномерности воздушного зазора между статором и ротором, правильности подбора плавких вставок, отсутствия ненормальных шумов при работе, исправности работы вентиляции и охлаждения;
чистка и обдувка сжатым воздухом;
подтяжка контактных соединений у клеммных щитков и подводящих проводов;
зачистка коллекторов или контактных колец;
регулировка и крепление щеткодержателей;
восстановление изоляции у выводных концов проводов;
при необходимости замена щеток;
замена или добавление смазки в подшипники;
(замена смазки с промывкой подшипников производится не реже одного раза в 6 месяцев).
3.5. Работы, выполняемые при среднем ремонте
3.5.1. При среднем ремонте производится частичная разборка электрической машины, и ремонт ее.
После среднего ремонта производится окраска и испытание машины.
3.5.2. При среднем ремонте производятся все работы, предусмотренные текущим ремонтом и, кроме того, следующие работы:
устранение повреждений отдельных мест обмотки без ее замены;
промывка узлов и деталей;
замена дефектных пазовых клиньев и изоляционных втулок;
мойка, пропитка и сушка обмоток;
проверка крепления вентилятора и его ремонт;
проточка шеек вала ротора (якоря) при необходимости;
ремонт "беличьей клетки" при необходимости;
замена фланцевых прокладок;
замена изношенных подшипников;
промывка подшипников и закладка в них свежей смазки;
ремонт подшипниковых щитов и крышек;
ремонт петушков;
проточка и шлифование контактных колец или коллектора;
ремонт щеточного механизма;
замена щеток.
3.6. Работы, выполняемые при капитальном ремонте
При капитальном ремонте электрической машины производятся все работы, предусмотренные средним ремонтом, и, кроме того, следующие работы:
полная или частичная замена обмоток в зависимости от их состояния;
проточка шеек или замена вала ротора (якоря), правка вала при необходимости;
переборка контактных колец или коллектора;
ремонт или замена вентилятора;
сплошная пропайка петушков;
ремонт корпуса;
замена подшипников на новые.
3.7. О каждом произведенном ремонте электрической машины в ее технический паспорт вносится соответствующая запись.
Ответственность за внесение записи несет машинист путевой машины.
4.1. Общие требования при ремонте электрических машин