Статус документа
Статус документа


СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТНОЕ КОНСТРУКТОРСКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ БЮРО
НЕФТЯНОГО И ГАЗОВОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ

СПКТБ "НЕФТЕГАЗМАШ"

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОБСЛЕДОВАНИЯ ПРЕВЕНТОРОВ С ИСТЕКШИМ СРОКОМ СЛУЖБЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ДАЛЬНЕЙШЕЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ

СОГЛАСОВАНО

Начальник Управления по надзору в нефтяной и газовой промышленности Госгортехнадзора РФ Ю.А.Дадонов

письмо N 10-13/168 от 10.03.2000 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

Т.Х.Галимов

Заместитель директора

Ф.А.Гирфанов

ВВЕДЕНИЕ

Настоящие "Методические указания ..." определяют порядок проведения работ при обследовании технического состояния превенторов ПУГ 250x350 и ППГ 250x350 с истекшим сроком службы, с целью определения их работоспособности и возможности дальнейшей эксплуатации, а также возможности проведения ремонтных работ по устранению обнаруженных дефектов.

"Методические указания ..." в части проведения работ по аналитическому исследованию и натурному обследованию могут быть использованы при обследовании других типов превенторов производства России и стран СНГ.

"Методические указания ..." предназначены для инженерно-технических работников, занятых эксплуатацией и ремонтом превенторов, работников, осуществляющих контроль за техническим состоянием превенторов, и являются обязательным руководством при проведении обследования превенторов с истекшим сроком службы с целью определения возможности их дальнейшего использования, проведения необходимого вида ремонта или списания.

"Методические указания ..." устанавливают порядок проведения, а также необходимые методы и объемы обследования в соответствии с приведенными в технических условиях на капитальный ремонт критериями допустимых дефектов деталей превенторов.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Превентор является ответственным оборудованием, элементы которого работают в напряженных условиях.

По мере увеличения срока эксплуатации детали превентора теряют свою надежность вследствие их износа и появления дефектов.

1.2. Своевременное и качественное обследование технического состояния превентора и устранение выявленных дефектов дает гарантию его надежности при эксплуатации.

Качественная оценка технического состояния превентора дается на основании комплексной проверки основных параметров превентора, включающей дефектоскопию деталей превентора, контроль толщины стенок деталей, работающих под давлением, состояния поверхностей, геометрических форм, размеров и др.

1.3. Обследование превентора и установление сроков его дальнейшей эксплуатации проводится при выработке нормативного срока службы.

1.4. Методические указания предусматривают выполнение полного обследования превентора.

1.4.1. Полное обследование превентора производится в цехе ЦБПО на участке, оснащенном всеми необходимыми для обследования и дефектации деталей измерительными приборами, приспособлениями, стендом для проведения испытаний и др.

1.4.2. Превентор, направляемый на полное обследование, должен быть очищен от грязи и нефтепродуктов.

1.4.3. При полном обследовании превентора проводятся следующие работы:

аналитические исследования;

натурное обследование;

испытания на прочность и герметичность;

составление технического заключения по результатам обследования.

1.5. Количество повторных обследований превентора не ограничивается. Возможность дальнейшей эксплуатации превентора определяется его техническим состоянием и соответствием его нормативно-технической документации на данный превентор, включая экономические показатели с учетом затрат на проведение ремонтных работ.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ ПРЕВЕНТОРА

2.1. Обследование превентора проводит комиссия, состоящая из специалистов структурного подразделения объединения, производящего ремонт превенторов и имеющего соответствующее разрешение (лицензию) органов Госгортехнадзора РФ.

2.2. Комиссия назначается руководителем структурного подразделения и оформляется приказом по предприятию.

В приказе (приложение 5) должны быть поименно перечислены председатель и члены комиссии, которые будут выполнять обследование.

2.3. Приказ на обследование превентора может оформляться как на обследование одного превентора так и нескольких одновременно.

2.4. Обследование превентора не заменяет проводимых в установленном порядке технических обслуживаний или технических освидетельствований.

2.5. Специалисты, проводящие обследование превентора, должны соблюдать требования правил техники безопасности.

3. АНАЛИТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

3.1. Аналитические исследования проводятся с целью определения наиболее нагруженных участков превентора при эксплуатации (поверхностей, подверженных износу, коррозии и т.д.).

3.2. Аналитические исследования проводятся на основании ознакомления и изучения комиссией конструкторско-технологической и эксплуатационной документации и включают в себя:

1) анализ эксплуатационной документации;

2) анализ конструкторско-технологической документации;

3) анализ условий эксплуатации.

3.3. Анализ эксплуатационной документации

3.3.1. При ознакомлении с эксплуатационной документацией необходимо установить ее комплектность и правильность оформления в соответствии с требованиями ГОСТ 2.601-68*.

________________

* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ 2.601-2006. - Примечание изготовителя базы данных.



3.3.2. Анализу подлежат следующие эксплуатационные документы:

1) паспорт на превентор, в котором должны содержаться:

основные технические характеристики превентора;

дата выпуска;

показатели надежности (срок службы);

2) все виды имеющихся эксплуатационных документов, содержащих данные о дате ввода в эксплуатацию, об осмотрах, проведенных ремонтах, а также ранее проведенных обследованиях;

3) сведения об условиях эксплуатации превентора;

4) сведения о наработке.

3.3.2. Анализ конструкторско-технологической документации предусматривает выполнение следующих работ:

1) составление карты объекта (приложение 1) на каждую обследуемую деталь превентора (разработка таблиц, эскизов с указанием сечений и участков деталей, на которых в зависимости от конструкции и условий эксплуатации наиболее вероятно появление дефектов).

При составлении карты объекта особое внимание следует обратить на:

места конструктивных и технологических утонений;

наиболее нагруженные участки;

места возникновения щелевой коррозии локальных застойных зон;

участки с дефектами металла, обнаруженными визуальным обследованием;

2) проверку сборочных единиц и деталей превентора на соответствие требованиям технических условий на капитальный ремонт и чертежей.

3.4. Анализ условий эксплуатации

3.4.1. Анализ условий эксплуатации предусматривает изучение журналов, карт, актов технического обслуживания и другой документации, отражающей условия работы превентора и длительность его эксплуатации:

выписка из паспорта скважины об условиях эксплуатации превентора;

3.4.2. По результатам анализа условий эксплуатации комиссия определяет и заносит в карту объекта следующие сведения:

режимы эксплуатации превентора при прохождении пластов с возможными нефтегазовыми проявлениями;

выявленные отказы в работе узлов и деталей превентора.

3.4.3. Результаты аналитических исследований с исходными данными в картах объекта передаются в лабораторию дефектоскопии для использования при проведении неразрушающего контроля деталей превентора с указанием мест проведения дефектоскопии.

3.4.4. Результаты аналитических исследований и заключения дефектоскопической лаборатории о состоянии деталей превентора используются при составлении плана мероприятий по ремонту превентора в производственных цехах.

4. НАТУРНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

4.1. Задачей натурного обследования превентора является выявление дефектов, возникших в процессе эксплуатации, их характеристик и геометрических размеров.

4.2. Обследование проводится наружным осмотром, измерением с помощью универсального и специального измерительного инструмента и приспособлений.

При обследовании внутренних полостей и толщин стенок деталей превентора используются методы неразрушающего контроля.

4.3. Осмотр поверхностей деталей превентора производится во всех доступных местах как с наружной, так и с внутренней стороны.

4.4. Состояние поверхности основного металла обследуемых деталей превентора должно соответствовать требованиям конструкторской документации.

4.5. Все выявленные поверхностные дефекты (раковины, царапины, точечные участки коррозии) подлежат измерению по глубине залегания и протяженности стандартным измерительным инструментом (штангенциркулем, индикатором часового типа) или специальными приспособлениями.

4.6. Характер дефектов внутренних поверхностей деталей (визуально непросматриваемых), их координаты, размеры определяются методом ультразвуковой дефектоскопии.

4.7. Для проведения ультразвуковой дефектоскопии рекомендуются приборы типа ДУК-66ПМ, УД2-12, УДМ-1М, УДМ-3М, имеющие максимальную величину глубины прозвучивания для стали прямым искателем до 2500 мм и 1000 мм призматическим искателем.

4.8. При обнаружении сплошной коррозии (когда коррозией поражена вся поверхность металлических деталей превентора, что приводит к утонению стенок) измерение толщины стенки на соответствие требованиям конструкторской документации производится методом ультразвуковой толщинометрии.

4.9. Для определения толщины стенки рекомендуется применять толщиномеры типа УТ-93П, УТ-80, "Кварц-6", "Кварц-15", УТ-31МЦ и другие приборы, позволяющие измерить толщину стенки в интервале 0,2-50 мм с точностью до 0,1 мм.

4.10. Настройку и эксплуатацию измерительных приборов следует производить в соответствии с требованиями инструкций заводов-изготовителей. Исправность прибора определяется проведением контрольных измерений размеров на эталонных образцах. Калибровку прибора производить перед каждым измерением.

4.11. Места измерения толщин стенок деталей превентора должны быть указаны в прилагаемых к заключению картах объекта. Во всех случаях измерения следует производить в местах наиболее пораженных коррозией.

4.12. Поверхность детали на участке контроля должна быть зачищена от ржавчины и краски, на ней не должно быть вмятин, выпучин или изгибов. Место измерения должно быть зачищено до металлического блеска и протерто мягкой ветошью.

4.13. Сильно корродированная поверхность должна механически обрабатываться в пределах контролируемого участка до получения ровной и гладкой поверхности.

Шероховатость обработанной поверхности должна быть не более .

Нельзя допускать попадания различных механических частиц под щуп из-за возможного нарушения акустического контакта между металлом и щупом.

4.14. Результаты наружного осмотра оформляются актом (приложение 2).

4.15. Результаты ультразвуковой дефектоскопии и толщинометрии оформляются актом (приложение 3).

4.16. По результатам обследования согласно актам составляется заключение о возможности и методах устранения обнаруженных дефектов.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs