Недействующий

О безопасности маломерных судов. Технический регламент Таможенного союза

Приложение N 2
к техническому регламенту
Таможенного союза
"О безопасности маломерных судов"

     
Требования безопасности маломерных судов


Критерий безопасности

Значение безопасности

Остойчивость

Для палубных маломерных судов, рассчитанных на плавания в районах 0-III категорий сложности и 1-4 разрядов районов плавания IV категории сложности, должны выполняться следующие требования:

а) плечо диаграммы поперечной статической остойчивости при угле крена 30 градусов или более должно быть не менее 0,25 метра для маломерных судов, рассчитанных для плавания в районах IV категории сложности 1 и 2 разрядов, и не менее 0,2 метра для маломерных судов, рассчитанных для плавания в районах IV категории сложности 3 и 4 разрядов;

б) максимум диаграммы поперечной статической остойчивости должен достигаться при угле крена маломерных судов не менее 25 градусов;

в) угол заката диаграммы поперечной статической остойчивости маломерных судов должен быть не менее 60 градусов;

г) начальная поперечная метацентрическая высота палубных и беспалубных маломерных судов при всех вариантах нагрузки, за исключением порожних маломерных судов, должна быть не менее 0,5 метра.

Непотопляемость

а) при затоплении маломерные суда должны сохранять положительные запас плавучести и остойчивость, для чего они должны быть оборудованы водонепроницаемыми ящиками, герметичными отсеками или иными блоками плавучести, размещенными по возможности в верхней части маломерного судна и распределенными по длине корпуса соответственно расположению наиболее тяжелых статей нагрузки маломерного судна. На маломерных судах с корпусами из композитных материалов встроенные воздушные ящики должны быть заполнены гидрофобным материалом с положительной плавучестью.

 б) маломерные суда, имеющие деление корпуса на отсеки, при водоизмещении, равном разности между полным водоизмещением и массой людей, количество которых предусмотрено для размещения на маломерном судне, в заполненном водой состоянии (при аварийном затоплении) на тихой воде должны иметь:

- запас плавучести, позволяющий маломерным судам оставаться на плаву, а также избыточный запас плавучести, составляющий не менее 10 процентов полного водоизмещения, при этом бортовая кромка палубы или верхняя кромка борта на мидель-шпангоуте не должны входить в воду;

- запас плавучести, позволяющий маломерным судам оставаться на плаву при затоплении любого одного отсека, при этом аварийная ватерлиния не должна пересекать предельную линию погружения, которая должна проходить ниже палубы или открытых отверстий не менее чем на 75 миллиметров.

Вышеуказанные маломерные суда должны сохранять положительную плавучесть при полной загрузке в случае повреждения любого одного отсека.

Полностью затопленные маломерные суда с полным комплектом своего оборудования, двигателем, полным запасом топлива и количеством людей должны сохранять положительные плавучесть и остойчивость.

в) маломерные суда, не имеющие деления корпуса на отсеки водонепроницаемыми переборками, при водоизмещении, равном разности между полным водоизмещением и массой людей, количество которых предусмотрено для размещения на судне, в заполненном водой состоянии должны иметь:

- запас плавучести, позволяющий маломерным судам оставаться на плаву в горизонтальном положении, а также избыточный запас плавучести, составляющий не менее 10 процентов полного водоизмещения, при этом бортовая кромка палубы или верхняя кромка борта на мидель-шпангоуте не должны входить в воду;

г) надувные маломерные суда должны иметь не менее двух секций.

Надувные маломерные суда должны сохранять положительную плавучесть при полной загрузке в случае повреждения любой одной секции.

д) беспалубные маломерные суда, рассчитанные для плавания в районах 0-III категорий сложности и 1-3 разрядов районов плавания IV категории сложности, должны обладать непотопляемостью в залитом водой состоянии при полной спецификационной нагрузке.

е) палубные маломерные суда, рассчитанные для плавания в районах IV категории сложности 1-4 разрядов районов плавания, должны сохранять непотопляемость при одновременном затоплении форпика и ахтерпика.

Для всех маломерных судов проектантом (строителем маломерного судна) должна быть назначена наименьшая высота надводного борта, удовлетворяющая требованиям прочности, плавучести, остойчивости и непотопляемости этих маломерных судов, с учетом категории и разряда допустимых районов плавания.

Маневренность

Маневренность самоходного водоизмещающего маломерного судна должна соответствовать следующим показателям:

а) при повороте маломерного судна на тихой воде отношение диаметра установившейся циркуляции к длине маломерного судна должно быть не более двух;

б) при ходе маломерного судна на тихой воде при нулевом угле перекладки руля диаметр установившейся циркуляции должен составлять не менее 10 длин маломерного судна, или маломерное судно должно продолжать движение прямым курсом;

в) маломерное судно должно выводиться из установившейся циркуляции, совершаемой при угле перекладки руля 20 градусов, после остановки двигателей действием главных средств управления без использования подруливающего устройства;

г) тормозной путь маломерного судна при выполнении испытания на торможение с помощью полного хода назад не должен превышать 15 длин маломерного судна;

д) движение маломерного судна заданным прямым курсом с номинальной частотой вращения движителей должно быть возможно при скорости ветра, составляющей: в бассейнах с высотой волны однопроцентной обеспеченности 2,0 метра и высотой волны трехпроцентной обеспеченности 3,0 метра и более - не менее 19 метров в секунду и в бассейнах с высотой волны однопроцентной обеспеченности до 1,2 метра - не менее 14 метров в секунду.

Требования к минимальной толщине наружных обшивок маломерных судов

Для маломерных судов, рассчитанных для плавания в районах 0-III категорий сложности и 1-2 разрядов района IV категории сложности:

а) с металлическими корпусами - 3 миллиметра;

б) с деревянными корпусами, выполненными "вгладь" под конопатку, - 15 миллиметров;

в) с деревянными корпусами, выполненными "внакрой", - 12 миллиметров;

г) с деревянными корпусами из рейки - 10 миллиметров;

д) с корпусами из фанеры - 8 миллиметров.

Минимальная толщина стенок балок набора металлических маломерных судов должна быть не менее минимальной толщины наружной обшивки корпуса маломерного судна.

Рулевые устройства

Конструкция рулевой передачи при дистанционном управлении подвесным лодочным мотором должна обеспечивать возможность его свободного откидывания при необходимости, а при спаренной установке подвесных лодочных моторов - синхронность их поворота и откидывание каждого мотора в отдельности.

Положение руля должно быть четко обозначено на посту управления маломерным судном в рулевой рубке. Если индикатор положения руля является электрическим, то он должен иметь отдельную цепь питания.

Рулевая рубка должна быть оборудована таким образом, чтобы судоводитель мог непрерывно и без излишних движений выполнять свои функции.

С рулевого поста должен обеспечиваться беспрепятственный обзор во всех направлениях.

 Зона отсутствия видимости для судоводителя перед маломерным судном в порожнем состоянии с половиной судовых запасов на борту, но не в балласте и без учета оптических средств, позволяющих уменьшить зону отсутствия видимости, не должна превышать 250 метров.

Поле зрения с обычного рабочего места судоводителя должно представлять собой дугу в направлении горизонта, определяемую углом, по меньшей мере, 240 градусов. Из этого угла, по меньшей мере, 140 градусов должно приходиться на половину круга перед маломерным судном.

В направлении обычной оси зрения судоводителя (по диаметральной плоскости) не должно находиться никаких стоек, мачт или надстроек.

Если в направлении кормы маломерного судна не обеспечивается в достаточной степени беспрепятственный обзор, то для улучшения обзора допускается установка зеркал, видеоустановок и других вспомогательных оптических средств.

Должен быть обеспечен беспрепятственный обзор из окон рулевой рубки в любое время суток при помощи осветительных средств (прожекторов).

Степень прозрачности стекол, используемых в рулевых рубках, должна составлять не менее 75 процентов.

Ограждения (фальшборт или леерное устройство), поручни, переходные мостики, сходные трапы

Открытая верхняя рабочая палуба маломерного судна длиной 6 метров и более, рассчитанного для плавания в районах 0-III категорий сложности, должна быть ограждена сплошным леерным ограждением с релингами или фальшбортами необходимой прочности и высоты. Если общая линия леерных ограждений прерывается бортовым или кормовыми проходами, эти проходы должны быть обеспечены надежными закрытиями.

Беспалубные маломерные суда, рассчитанные для плавания в районах 0-III категорий сложности, должны быть оборудованы стойкой - релингом высотой не менее 1000 миллиметров, расположенной в носовой части маломерного судна.

Беспалубные маломерные суда, предусматривающие движение в режиме глиссирования, рассчитанные для плавания в районах 0-III категории сложности, должны быть оборудованы стременами для ног и скобами (поручнями) для рук в районе мест сидения людей.

Надстройки, рубки, трапы, сходные люки, коридоры, внутренние помещения должны быть оборудованы поручнями внутри и снаружи корпуса маломерного судна там, где это необходимо для обеспечения безопасного нахождения, перемещения и работы людей в неблагоприятных навигационных (гидрометеорологических) условиях.

Поверхность рабочей палубы должна быть нескользящей. Поверхности крышек люков, которые установлены на верхней палубе, и наклонные поверхности комингсов рубок и кокпитов должны обладать противоскользящими свойствами.

На маломерных судах, рассчитанных на плавания в районах, относящихся к 0-III категориям сложности, должны быть предусмотрены забортный подвесной трап или сеть с ячеей не более 40-45 миллиметров, опускающиеся на глубину не менее чем на 600 миллиметров, считая от ватерлинии маломерного судна порожнем. В тех случаях, когда невозможно использование на маломерном судне трапа или сети, должно предусматриваться иное не менее эффективное средство, обеспечивающее подъем из воды человека в бессознательном состоянии.

Наименьшее расстояние между носовой и кормовой кромками моста (мостов), соединяющего корпуса многокорпусных маломерных судов, должно быть не менее 0,5 длины наименьшего из соединяемых данным мостом (мостами) корпусов.

Все судовые трапы (сходни), предназначенные для подъема на маломерное судно, выхода на палубу, сообщения между помещениями, площадками и мостиками, для доступа к оборудованию, должны быть удобны и безопасны при пользовании.

Ширина наклонных трапов, измеренная между тетивами, должна быть не менее 500 миллиметров, угол наклона трапа - не более 65 градусов, высота балясин (ступеней) - не более 255 миллиметров и не менее 180 миллиметров.

Наклонные трапы должны быть оборудованы гладкими поручнями диаметром (толщиной) не менее 25 миллиметров и высотой не менее 900 миллиметров.

Ширина вертикальных трапов, измеренная между тетивами, должна быть не менее 300 миллиметров, расстояние между балясинами - не менее 280 миллиметров и не более 320 миллиметров.

Отстояние вертикального трапа от расположенных позади него конструкций должно быть не менее 150 миллиметров, а расстояние между поручнями (при их наличии) - не менее 500 миллиметров.

Скобы у скоб-трапов должны иметь слегка вогнутую (опущенную) опорную поверхность, быть шириной не менее 250 миллиметров. Расстояние между ними не должно превышать 350 миллиметров, а отстояние скобы от поверхности крепления - не менее 150 миллиметров.

На маломерных судах длиной 12 метров и более открытые палубы, на которые предусмотрен доступ людей, должны быть снабжены прочным фальшбортом или леерным ограждением.

На маломерных судах длиной менее 12 метров допускается установка поручня по периметру надстройки или рубки.

Отдельные зоны открытых палуб надстроек и рубок, предназначенные для размещения и отдыха людей (солярные зоны), должны иметь дополнительные ограждения, либо обеспечивать надежную фиксацию человека в статическом положение при движении судна.

Осушительная система (осушительные средства)

Осушительная система (осушительные средства) должна состоять:

а) на маломерных судах длиной менее 6 метров - из одного осушительного средства;

б) на палубных маломерных судах длиной 6 и более метров, рассчитанных на плавания в морских районах 0-III категорий сложности, - из 2-х насосов.

Один из насосов должен устанавливаться стационарно в районе кокпита или на верхней палубе, а второй - во внутренних помещениях маломерного судна поблизости от входного трапа.

Каждый из насосов должен иметь производительность не менее:

а) 3,4 кубических метра в час - для маломерных судов водоизмещением до 15 метров кубических;

б) 4 кубических метра в час - для маломерных судов водоизмещением от 15 до 26 метров кубических;

в) 6 кубических метров в час - для маломерных судов водоизмещением от 26 до 35 метров кубических;

г) 8 кубических метров в час - для маломерных судов водоизмещением свыше 35 метров кубических.

На палубных маломерных судах длиной 6 метров и более, рассчитанных для плавания в районах IV категории сложности, должна предусматриваться осушительная система в зависимости от разряда плавания:

а) 1-го разряда плавания - осушительная система должна включать не менее одного насоса с механическим приводом и одного насоса с ручным приводом;

б) 2-го разряда плавания - осушительная система должна включать не менее двух насосов с ручным приводом, один из которых может быть переносным;

в) 3-го -5-го разрядов плавания - осушительная система должна включать не менее одного насоса с ручным приводом, причем на судах 4-го и 5-го разрядов насос может быть переносным.

Несамоходные маломерные суда, эксплуатирующиеся без экипажа, могут не оборудоваться насосами. В этом случае осушительная система должна предусматривать возможность использования средств осушения другого судна.

Всасывающие патрубки системы осушения должны обеспечивать их работоспособность при крене маломерного судна до 10 градусов, а приемные и отливные отверстия в наружной обшивке - исключать возможность случайного попадания воды внутрь корпуса.

Приводы управления арматурой должны располагаться в легкодоступных местах и снабжаться устройством, показывающим состояние клапана (открыто - закрыто), а дистанционно управляемая арматура должна иметь дублирующее ручное управление.

Электрическое оборудование

Основной источник электрической энергии, имеющий мощность, достаточную для питания всех устройств и систем маломерного судна в режиме максимальной нагрузки, предусмотренную проектом маломерного судна и автономный аварийный источник (аккумуляторные батареи).

Мощность аккумуляторных батарей должна быть достаточной для питания требуемых потребителей в аварийном режиме.

 В тех случаях, когда аккумуляторная батарея маломерного судна используется одновременно для запуска основных двигателей внутреннего сгорания, ее емкость должна быть достаточной для выполнения требований пункта 41 настоящего технического регламента Таможенного союза, а также осуществления не менее 10 пусков основных двигателей внутреннего сгорания.

Номинальные напряжения на выводах источников электрической энергии для питания судовой сети не должны превышать следующих значений:

а) при переменном однофазном токе с частотой 50 герц - 230 вольт;

б) при постоянном токе - 24 вольта.

Установка на маломерном судне источников постоянного тока с напряжением более 24 вольт допускается при условии установки устройства непрерывного автоматического контроля сопротивления изоляции. Помещение, где располагаются источники тока с напряжением более 24 вольт, не должно быть смежным с емкостями, содержащими воспламеняющиеся жидкости.

Электрическое оборудование не должно являться источником вредных излучений и выделений токсичных веществ.

Конструктивное исполнение питающей системы распределения электрической энергии должно быть таким, чтобы в случае короткого замыкания в электрической сети исключать возникновение опасного напряжения.

Для обеспечения питания судовой сети от внешнего источника электроэнергии, на маломерном судне должен быть установлен щит питания от внешнего источника, на котором предусматривается: наличие соответствующих клемм для подключения гибкого кабеля и заземления нейтрального провода от внешнего источника, вольтметр или иная сигнализация наличия напряжения на клеммах и табличка, указывающая напряжение, род и частоту тока.

Кабели, сигнально-отличительные фонари, светильники, штепсельные разъемы и выключатели, расположенные на палубе (внутри корпуса на беспалубных маломерных судах), должны иметь водозащищенное исполнение.

На маломерных судах должны применяться негорючие и не распространяющие горение кабели с медными жилами, соответствующие нагрузке. В местах прокладки, где возможны механические повреждения или воздействие нефтепродуктов (электролита), применяются кабели с соответствующей защитой.

Кабельные проходы не должны нарушать водонепроницаемость переборок.

Топливная система

Наполнительные топливные трубопроводы должны доводиться до днища цистерны с минимальным зазором.

На борту маломерного судна не допускается перекачка по одному и тому же трубопроводу и хранение в танке несовместимых топлив и масел.

Технологические операции по перемещению топлив и масел на борту маломерного судна должны отвечать требованиям обеспечения его остойчивости и непотопляемости.

На маломерных судах, не имеющих установки очистки нефтесодержащих вод, должна быть в наличии надежная система сбора и хранения отходов для последующей сдачи на береговые или плавучие приемные сооружения.

Все узлы топливной системы бензинового двигателя необходимо размещать на противоположной выпускному коллектору стороне. Всасывающая труба карбюратора должна быть выведена за пределы съемного кожуха, и возвышаться над ним не менее чем на 500 миллиметров. На конце всасывающей трубы должна быть установлена пламяпрерывающая арматура. Все трубопроводы и арматура топлива и масла должны быть герметичны.

Спасательные и сигнальные средства

Спасательные средства должны соответствовать требованиям, установленными органами классификации маломерных судов.

Спасательные средства должны размещаться на маломерных судах в специально предназначенных для них местах.

Надувные спасательные плоты, гидростатические устройства автоматического всплытия и надуваемые газом спасательные жилеты должны ежегодно проверяться на станциях обслуживания, указанных производителем этих спасательных средств или в аккредитованных проверочных организациях.