Недействующий

О безопасности маломерных судов. Технический регламент Таможенного союза

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту технического регламента Таможенного союза "О безопасности маломерных судов"


Проект технического регламента Таможенного союза "О безопасности маломерных судов" (далее - технический регламент), разработан в соответствии с решением Комиссии Таможенного союза от 8 декабря 2010 г. N 492.

Технический регламент обеспечивает формирование Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации в целях:

а) защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

б) охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

в) предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей и пользователей маломерных судов;

Предметом технического регулирования на территории государств-членов Таможенного союза является безопасность выпускаемых в обращение маломерных судов и оборудования применяемого для обеспечения безопасности на маломерных судах. Известно, что для человека и окружающей среды маломерные суда являются источником различного рода опасностей, которые могут являться следствием недостаточного учета рисков при проектировании, изготовлении и в дальнейшем они могут проявиться при эксплуатации.

При разработке технического регламента были проанализированы законодательства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации в области технического регулирования, нормативные документы и научные публикации, международные, региональные (межгосударственные), национальные и зарубежные стандарты, формы и схемы подтверждения соответствия.

Маломерное судно - судно, наибольшая длина которого не более 20 метров, с допустимым количеством людей на борту не более 12 человек.

Действие настоящего технического регламента Таможенного Союза не распространяется на:

а) спасательные и дежурные шлюпки для морских и речных судов;

б) суда спортивные, предназначенные исключительно для гонок, включая гребные гоночные и учебные (тренировочные) лодки, объявленные таковыми изготовителем;

в) доски для серфинга под парусом, надувные баллоны и иные водные аттракционы;

г) устройства для серфинга с двигателем и другие подобные устройства с двигателем;

д) экспериментальные суда, если они не поступают на таможенную территорию государств - членов Таможенного союза;

е) суда, построенные физическими и юридическими лицами для собственного использования, если они впоследствии в течение 5 лет не поступают на таможенную территорию государств - членов Таможенного союза;

ж) суда на воздушной подушке и на подводных крыльях;

з) прогулочные подводные лодки.

Маломерные суда являются потенциально опасной продукцией по ряду причин:

по оценкам специалистов Международной Морской Организации (ИМО) вероятность гибели малых судов, включая прогулочные, в среднем в три раза больше, чем для больших судов;

эксплуатация в прибрежных водах с наиболее опасным для судов характером волнения и наибольшей вероятностью их аварий и гибели;

в настоящее время проектированием и изготовлением судов занимается большое количество предприятий с разным уровнем организации производства, квалификации и ответственности специалистов;

возрастающий спрос населения на маломерные суда в последние годы привел к значительному росту количества судов и увеличению их аварий;

большинством маломерных судов управляют люди менее опытные, чем профессиональные моряки, по оценкам специалистов ИМО причинами 80% всех аварий являются неправильные действия судового персонала.

Основными причинами гибели судов небольших размеров, включая прогулочные, являются:

столкновения - 10%,

посадки на грунт - 30%,

опрокидывания - 60%.

Случаи внезапного опрокидывания относятся к группе скоротечных аварий, сопровождающихся гибелью людей, так как продолжительность аварий не превышает половины периода бортовой качки на тихой воде (несколько секунд).