Направляющие каретки
В.1 Общие положения
В.1.1 Направляющая каретка предназначена для удержания талевого блока и связанного с ним оборудования в заданном положении относительно буровой вышки во время выполнения операций по проходке скважины. Отводная каретка должна дополнительно обеспечивать перемещение талевого блока в горизонтальном направлении между положением для бурения и отведенным положением.
В.1.2 Согласно определению В.1.1 каретка не относится к устройствам, воспринимающим основную нагрузку. Но вследствие функций, описанных в В.1.1, каретка подвергается значительному силовому воздействию. Кроме горизонтальных сил, которые передаются через каретку между талевым блоком и буровой вышкой, действуют также и вертикальные нагрузки, величина которых определяется собственным весом каретки и действием инерционных сил.
В.1.3 Передача сил между кареткой и буровой вышкой/мачтой происходит через вертикальную направляющую, установленную на буровой вышке/мачте.
В.2 Режимы нагружения и соответствующие коэффициенты запаса прочности
В.2.1 Детали и узлы оборудования, включая гидроцилиндры и навесное оборудование, следует рассчитывать исходя из трех основных условий нагружения (PLC) с соответствующими коэффициентами запаса прочности, представленными в таблице В.1.
Таблица В.1 - Коэффициенты запаса прочности
Номер PLC | Описание условий | Коэффициент запаса прочности |
I | Оборудование, работающее в условиях без внешнего силового воздействия | 1,5 |
II | Оборудование, работающее в условиях внешнего силового воздействия | 1,33 |
III | Исключительные (экстремальные) внешние нагрузки | 1,1 |
В.2.2 Нагрузки и комбинации нагрузок, которые должны рассматриваться для каждого PLC, определенного в В.2.1, должны быть такими, как указано в В.3.1-В.3.3.
В.3 Нагрузки и комбинации нагрузок
В.3.1 В PLC I следует рассматривать следующие комбинации нагрузок (LC):
- LC I, 1: бурение.
Эта комбинация включает нагрузку от веса подвижных частей талевой системы и каретки, а также крутящий момент при бурении;
- LC I, 2: торможение.
Эта комбинация включает нагрузку от веса подвижных частей, включая каретку, умноженную на соответствующий коэффициент перегрузки, обычно не менее 2;
- LC I, 3: отвод/возврат.
Эта LC применяется только к отводным кареткам и должна, как минимум, учитывать ускорение/торможение в отведенном и в возвратном положении. Необходимо учитывать одновременное действие нагрузок от веса и возможных вертикальных ускорений;
- LC I, 4: горизонтальное натяжение.
Если нормальные условия работы могут включать горизонтальную нагрузку, действующую на талевое оборудование, то это должно быть рассмотрено вместе с нагрузкой от веса.
В.3.2 В PLC II четыре комбинации нагрузок, определенные в В.3.1, должны быть рассмотрены вместе с эксплуатационными условиями и окружающей средой. Для стационарной платформы это должно включать, как правило, нагрузки от ветра, действующего в самом неблагоприятном направлении. Для плавучих платформ (или бурового судна) необходимо также учитывать нагрузки от крена, балансировки и перемещения платформы.
В.3.3 В PLC III должны быть рассмотрены следующие комбинации нагрузок:
- LC III, 1: экстремальные вертикальные ускорения.
Это нанесение ударов ясом или обрыв бурильной колонны. Такая ситуация обычно оценивается весом талевого оборудования, включая каретку, умноженным на соответствующий коэффициент, обычно не менее 4;
- LC III, 2: исключительные условия окружающей среды.
Эта комбинация нагрузки должна в дополнение к весу включать нагрузки, создаваемые окружающей средой по результатам наблюдения за 100-летний период;