• Текст документа
  • Статус
  • Сканер копия
Оглавление
Поиск в тексте
Действующий


ГОСТ Р 53625-2009
(ИСО/МЭК 19796-1:2005)

Группа П80

     
     
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Информационная технология

ОБУЧЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА. МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА, ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА И МЕТРИКИ

Часть 1

Общий подход

Information technology. Learning, education and training. Quality management, assurance and metrics. Part 1. General approach



ОКС 35.240.99
03.100.30
ОКП 50 0000

Дата введения 2011-01-01

     
     
Предисловие


Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Общие положения"

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования Московским государственным технологическим университетом "Станкин" на основе собственного аутентичного перевода стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 461 "Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТО)"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 г. N 967-ст

4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ИСО/МЭК 19796-1:2005* "Информационная технология. Обучение, образование и подготовка. Менеджмент качества, обеспечение качества и метрики. Часть 1. Общий подход" (ISO/IEC 19796-1:2005 "Information technology - Learning, education and training - Quality management, assurance and metrics - Part 1: General approach"), при этом потребности национальной системы образования и особенности национальной стандартизации учтены путем изменения содержания отдельных структурных элементов, которые выделены курсивом или заключены в рамку из тонких линий, а информация с объяснением причин включения этих положений приведена в указанных структурных элементах в виде примечаний.
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым здесь и далее по тексту, можно получить, перейдя по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

Сравнение структуры настоящего стандарта со структурой указанного международного стандарта приведено в дополнительном приложении ДГ

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

Введение


Международная организация по стандартизации (ИСО) и Международная электротехническая комиссия (МЭК) совместно разрабатывают международные стандарты в области информационных технологий в рамках Первого совместного Технического комитета "Информационные технологии" (СТК 1) ИСО/МЭК, объединяющего в настоящее время 37 Подкомитетов (ПК).

В 1999 г. в составе СТК 1 ИСО/МЭК был образован 36-й Подкомитет (ПК 36) "Информационные технологии в обучении, образовании и подготовке".

В составе ПК 36 образованы семь рабочих групп (РГ), разрабатывающих международные стандарты по следующим направлениям:

- РГ1 - терминология;

- РГ2 - технологии коллективной работы;

- РГ3 - информационная поддержка преподавателя;

- РГ4 - управление и доставка контента;

- РГ5 - обеспечение качества;

- РГ6 - международные стандартизированные профили;

- РГ7 - культурная/языковая/гуманитарная деятельность.

От Российской Федерации функции постоянно действующего национального рабочего органа СТК 1 ИСО/МЭК ПК 36 выполняет ТК 461 "Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТО)", активно участвующий в разработке международных стандартов, осуществляющий разработку комплекса национальных стандартов ИКТО.

Разрабатываемый ПК 36 международный стандарт ИСО/МЭК 19796 состоит из пяти частей, объединенных общим названием "Информационная технология. Обучение, образование и подготовка. Менеджмент качества, обеспечение качества и метрики". В настоящее время разработаны две части указанного международного стандарта:

- Часть 1. Общий подход (ИСО/МЭК 19796-1:2005);

- Часть 3. Эталонные методы и метрики (ИСО/МЭК 19796-3:2009).

В стадии разработки следующие три части стандарта:

- Часть 2. Гармонизированная модель качества;

- Часть 4. Лучшие практики и руководство по реализации (Технический отчет);

- Часть 5. Руководство по использованию ИСО/МЭК 19796-1 (Технический отчет).

Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ИСО/МЭК 19796-1:2005, из которого исключен ряд информативных приложений и включены комментарии и дополнения, учитывающие потребности национальной экономики Российской Федерации и гармонизацию с комплексом национальных стандартов "Информационно-коммуникационные технологии в образовании".

В целях эффективного применения настоящего стандарта в российской системе образования разработано Руководство по применению настоящего стандарта ГОСТ Р 53723-2009, учитывающее его взаимосвязь со второй и третьей частями стандарта и содержащие методические основы для соблюдения основополагающих требований стандарта.

     1 Область применения *

__________________
* Наименование пункта 1 в бумажном оригинале выделено курсивом. - Примечание изготовителя базы данных.

В первой части стандарта определен общий подход к менеджменту качества и обеспечению качества применительно к области обучения, образования и подготовки с применением информационно-коммуникационных технологий. Указанная область в обобщенном виде может быть определена как электронное обучение в образовательных учреждениях всех уровней и в организациях, обеспечивающих подготовку и переподготовку кадров. Основные положения стандарта применимы к различным формам организации электронного обучения (мобильное, сетевое, автономное, смешанное, совместное и др.) и видам дистанционных образовательных технологий.

Настоящий стандарт определяет порядок разработки модели процесса, представляющей собой процессно-ориентированную структуру для описания, сравнения и анализа подходов к качеству в организациях, осуществляющих образовательную деятельность с применением дистанционных образовательных технологий и различных форм электронного обучения.

В качестве основы в стандарте использована эталонная структура для описания подходов к обеспечению качества, являющаяся универсальной моделью процесса. Для сравнения различных подходов к обеспечению и оценке качества рекомендовано использовать эталонные критерии качества.

Первую часть стандарта рекомендуется использовать совместно с Руководством по ее применению (ГОСТ Р 53723).

Примечание - В настоящем стандарте по отношению к международному стандарту ИСО/МЭК 19796-1 изменено содержание раздела в целях учета специфики российской системы образования.


2 Нормативные ссылки

__________________
* Наименование пункта 2 в бумажном оригинале выделено курсивом. - Примечание изготовителя базы данных.

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р ИСО 9000-2008 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь

ГОСТ Р ИСО 9001-2008 Системы менеджмента качества. Требования

ГОСТ Р ИСО 9241-3-2003 Эргономические требования при выполнении офисных работ с использованием видеодисплейных терминалов (ВДТ). Часть 3. Требования к визуальному отображению информации

ГОСТ Р 52653-2006 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения

ГОСТ Р 53723-2009 Информационные технологии. Руководство по применению ГОСТ Р 53625-2009 (ИСО/МЭК 19796-1:2005)

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.


3 Термины и определения

__________________
* Наименование пункта 3 в бумажном оригинале выделено курсивом. - Примечание изготовителя базы данных.

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р ИСО 9000, ГОСТ Р 52653.

Примечание - В настоящем стандарте по отношению к международному стандарту ИСО/МЭК 19796-1 раздел дополнен ссылкой на национальный стандарт ГОСТ Р 52653, содержащий принятую в российской системе образования терминологию.

4 Сокращения


В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

АООР - американское общество по подготовке и развитию (American Society for Training and Development - ASTD);

АП - анализ потребностей (Needs Analysis - NA);

AC - анализ структуры (Framework Analysis - FA);

BMК - всеобщий менеджмент качества (Total quality management - TQM);

ДИН - германский институт стандартизации (нем. Deutsches Institut fuer Normung - DIN);

ЕСКП - европейская система кредитных переводов (European Credit Transfer System - ECTS);

ЕФМК - европейский фонд менеджмента качества (European foundation for quality management - EFQM);

ИИЭР - институт инженеров по электротехнике и радиоэлектронике (Institute of Electrical and Electronics Engineers - IEEE);

КП - концепция/проект (Conception/design - CD);

ПО - процесс обучения (Learning process - LP);

OO - оценка/оптимизация (Evaluation/optimization - EO);

PE - реализация (Implementation - IM);

РИ - разработка/изготовление (Development/production - DP);

ЭКК - эталонные критерии качества (Reference quality criteria - RQC);

ЭСПК - эталонная структура для описания подходов к качеству (Reference Framework for the Description of Quality Approaches - RFDQ);

УИ - уникальный идентификатор.

5 Разработка общего подхода

__________________
* Наименование пункта 5 в бумажном оригинале выделено курсивом. - Примечание изготовителя базы данных.

5.1 Этапы

__________________
* Наименование пункта 5.1 в бумажном оригинале выделено курсивом. - Примечание изготовителя базы данных.

Разработка общего подхода к качеству для организации, осуществляющей образовательную деятельность с применением электронного обучения, должна выполняться в соответствии со следующими этапами (приложение ДА, рисунок ДА.1):

а) объединение подходов к качеству, содержащихся в стандартах, профилях и лучших практиках;

б) анализ и сравнение подходов к качеству на основе эталонной структуры для описания подходов к качеству (ЭСПК) и эталонных критериев качества (ЭКК);

в) разработка гармонизированной модели;

г) локализация и адаптация гармонизированной модели в соответствии с национальными, отраслевыми и корпоративными требованиями.

5.2 Принципы и требования

__________________
* Наименование пункта 5.2 в бумажном оригинале выделено курсивом. - Примечание изготовителя базы данных.

Разработка общего подхода к качеству должна выполняться на основе применения основополагающих принципов и требований (приложение ДА, рисунок ДА.2) с учетом взаимосвязи подходов к качеству на основе эталонных структур:

а) всеобщего менеджмента качества;

б) стандартов серии ГОСТ Р ИСО 9000;

в) региональных и национальных документов по стандартизации;

г) региональных и национальных объединений и организаций в области образования и электронного обучения;

д) нормативных документов образовательных учреждений (организаций) и корпоративных структур.

Примечание - В настоящем стандарте по отношению к международному стандарту ИСО/МЭК 19796-1 введен дополнительный раздел 5, определяющий поэтапный характер разработки общего подхода к качеству.


6 Модель процесса


Модель процесса должна быть детально разработана в соответствии с эталонной структурой для описания подходов к качеству (ЭСПК). Модель процесса должна представлять собой процессно-ориентированную структуру для описания, сравнения и анализа подходов к качеству. Эта структура должна применяться как метамодель для детальной разработки подходов к менеджменту качества и обеспечению качества.

Для разработки модели процесса и ее процессно-ориентированной структуры могут использоваться следующие подходы.

Подход 1. Описание подхода к качеству

Выбирают подход к менеджменту качества и обеспечению качества К1.

Идентифицируют процессы, соответствующие К1.

Описывают К1 в соответствии со структурой, используя категории описания.

Подход 2. Сравнение подходов к качеству

Выбирают подходы к менеджменту качества и обеспечению качества [К1...KN].

Идентифицируют процессы, соответствующие [К1...KN].

Описывают [К1...KN] в соответствии со структурой, используя категории описания.

Определяют метрики для сравнения [К1...KN].

Выполняют анализ и сравнение.

Подход 3. Гармонизация подходов к качеству

Используют подход 2.

Объединяют [К1...KN] в согласованную модель.

На основе реализации указанных подходов должна быть разработана модель процесса, соответствующая выбранному организацией подходу к качеству. Разработанное общее описание модели процесса в виде процессно-ориентированной структуры в последующем должно быть детализировано в соответствии с профилированием требований и критериев для процессов менеджмента и обеспечения качества.

6.1 Дескриптивная модель


Для классификации и документирования процессов, составляющих процессно-ориентированную структуру для описания согласованной модели, должна использоваться дескриптивная модель. В таблице 1 представлена унифицированная структура дескриптивной модели, которая может быть использована для описания любого основного процесса. В таблице 1 представлен пример описания основного процесса - "Разработка курса".


Таблица 1 - Дескриптивная модель для описания процессов

Атрибут

Описание

Пример

УИ

Уникальный идентификатор

УИ 1234

Категория

Основной процесс

Разработка курса

Название процесса

Название процесса

Выбор метода

Описание

Описание процесса

В этом процессе оцениваются и выбираются дидактическая концепция и методы

Связи

Связь с другими процессами

Перед выбором метода должен быть выполнен анализ целевой группы для обучения; АС.6

Подпроцессы/подаспекты

Подпроцессы/подаспекты/задачи

Идентификация метода, альтернативы метода, присвоение приоритета методу

Цель

Цель процесса

Обоснованный выбор одной или большего числа дидактических концепций

Метод

Методология для этого процесса. Ссылки на руководящие указания/документы

Выбор метода должен базироваться на целевой группе для обучения. Методы выбираются исходя из опыта преподавателей

Результат

Ожидаемый результат процесса

Спецификация методов. Документы

Действующие субъекты

Ответственные/участвующие субъекты

Дидактическое построение команды

Метрика/критерии

Оценка и метрика для этого процесса

Эталонные критерии качества (приложение ДБ)

Стандарты

Используемые стандарты

[1], [2]

Аннотация/пример

Дополнительная информация, примеры использования

-


6.2 Представление модели процесса на основе эталонной структуры для описания подходов к качеству (ЭСПК)


Представление модели процесса на основе эталонной структуры для описания подходов к качеству (ЭСПК) должно соответствовать классификации и структуре процессов и подпроцессов, установленных в [3]. Классификация процессов представлена в таблице 2 и включает семь процессов жизненного цикла для электронного обучения.


Таблица 2 - Эталонная структура для описания подходов к качеству (ЭСПК)

Уникальный идентификатор

Категория

Подпроцессы

АП

Анализ потребности

Классификация

АС

Анализ структуры

Классификация

КП

Концепция/проект

Классификация

РИ

Разработка/изготовление

Классификация

РЕ

Реализация

Классификация

ПО

Процесс обучения

Классификация

ОО

Оценка/оптимизация

Классификация


6.3 Описание процессов


Описание процессов должно выполняться в соответствии с дескриптивной моделью (см. 6.1). В таблицах 3-9 приведены примеры описания основных процессов.


Таблица 3 - Описание процесса "Анализ потребностей"

Категория

УИ: АП. Процесс: анализ потребностей. Описание: идентификация и описание требований, спроса и ограничений образовательного проекта. Связь: нет

Подпроцессы/подаспекты

АП.1 Инициирование

АП.2 Идентификация заинтересованных сторон

АП.3 Определение целей

АП.4 Анализ спроса

Цель

Описать потребности и спрос, которые будут учтены в образовательном проекте

Метод

Описание качества функционирования

Результат

Документирование требуемых целей, задач, потребностей и требований к образовательному проекту

Действующие субъекты

Руководитель проекта; специалисты, обучаемые, спонсоры

Метрики/критерии

Указатели

Нормативные документы

ГОСТ Р ИСО 9000

Аннотация/пример

-



Таблица 4 - Описание процесса "Анализ структуры"

Категория

УИ: АС. Процесс: анализ структуры. Описание: идентификация структуры и контекста образовательного процесса. Связь: АП, КП

Подпроцессы/подаспекты

АС.1 Анализ внешнего контекста

АС.2 Анализ кадровых ресурсов

АС.3 Анализ целевых групп

АС.4 Анализ институционального и организационного контекстов

АС.5 Планирование графика работ и бюджета

АС.6 Анализ среды

Цель

Описать соответствующие факторы для образовательного проекта

Метод

Методы эмпирического социального исследования; методы юридического и экономического исследований и анализа

Результат

Документирование и подтверждение соответствующих параметров

Действующие субъекты

Руководитель проекта, специалисты

Метрики/критерии

Проверка правдоподобия, консультации экспертов

Нормативные документы

-

Аннотация/пример

-



Таблица 5 - Описание процесса "Концепция/проект"

Категория

УИ: КП. Название процесса: концепция/проект. Описание: концепция и проект образовательных процессов. Связь: нет

Подпроцессы/подаспекты

КП.1 Цели обучения

КП.2 Концепция содержания

КП.3 Дидактическая концепция/методы

КП.4 Роли и виды деятельности

КП.5 Организационная концепция

КП.6 Техническая концепция

КП.7 Концепция проекта среды и взаимодействия

КП.8 Концепция среды

КП.9 Концепция коммуникаций

КП.10 Концепция тестов и оценки

КП.11 Концепция сопровождения

Цель

Запланировать и разработать концепции для образовательного процесса

Метод

Применение Руководств по разработке

Результат

Концепция и проект образовательных процессов

Действующие субъекты

Консультант, разработчики средств информации

Метрики/критерии

-

Нормативные документы

-

Аннотация/пример

-



Таблица 6 - Описание процесса "Разработка/изготовление"

Категория

УИ: РИ. Процесс: разработка/изготовление. Описание: реализация концепций. Связь: КП

Подпроцессы/подаспекты

РИ.1 Реализация контента

РИ.2 Реализация проекта

РИ.3 Реализация сред

РИ.4 Техническая реализация

РИ.5 Сопровождение

Цель

Реализовать концепции

Метод

Руководство по реализации

Результат

Образовательные продукты и услуги

Действующие субъекты

Специалисты по информационным технологиям, авторы, разработчики

Метрики/критерии

-

Нормативные документы

-

Аннотация/пример

-



Таблица 7 - Описание процесса "Реализация"

Категория

УИ: РЕ. Процесс: реализация. Описание: описание реализации технологических компонентов. Связь: нет

Подпроцессы/подаспекты

РЕ.1 Тестирование ресурсов обучения

РЕ.2 Адаптация ресурсов обучения

РЕ.3 Приведение в действие ресурсов обучения

РЕ.4 Организация применения

РЕ.5 Техническая инфраструктура

Цель

Реализовать соответствующие технологические компоненты, используемые в процессе обучения

Метод

Изменение/конфигурирование/управление контентом

Результат

Среда обучения, включая все образовательные ресурсы

Действующие субъекты

Руководитель проекта, менеджер по информационным технологиям

Метрики/критерии

Тестирование бета-версий и системы

Нормативные документы

Валидация программного обеспечения, например, в соответствии с требованиями ИИЭР; ГОСТ Р ИСО 9000

Аннотация/пример

-



Таблица 8 - Описание процесса "Процесс обучения"

Категория

УИ: ПО. Процесс: процесс обучения. Описание: реализация и применение процесса обучения. Связь: нет

Подпроцессы/подаспекты

ПО.1 Администрирование

ПО.2 Виды деятельности

ПО.3 Экспертиза уровней компетенции

Цель

Осуществить процесс обучения

Метод

В соответствии с выбранной дидактической концепцией и методами

Результат

Завершенный процесс обучения, образования и подготовки

Действующий субъект

Обучаемые, инструкторы, наставники

Метрики/критерии

Эффективность использования, удовлетворенность пользователей

Нормативные документы

-

Аннотация/пример

-



Таблица 9 - Описание процесса "Оценка/оптимизация"

Категория

УИ: ОО. Процесс: оценка/оптимизация. Описание: описание методов оценки, принципов и процедур. Связь: нет

Подпроцессы/подаспекты

ОО.1 Планирование

ОО.2 Реализация

ОО.3 Анализ

ОО.4 Оптимизация/улучшение

Цель

Описать процесс оценки образовательного процесса

Метод

Методы оценки (опросные листы, отслеживание траектории пользователя, обратная связь с пользователем)

Результат

Выполнить оценку образовательного процесса; оптимизировать и улучшить образовательный процесс

Действующий субъект

Эксперты по оценке, обучаемые, преподаватели

Метрики/критерии

-

Нормативные документы

ГОСТ Р ИСО 9000

Аннотация/пример

-

7 Соответствие требованиям стандарта


Принятый организацией общий подход к качеству электронного обучения будет соответствовать требованиям данного стандарта при условии, что для всех процессов и подпроцессов, включенных в структуру модели процесса, разработаны описания, соответствующие эталонной структуре для описания подходов к качеству (ЭСПК).

При необходимости модель процесса может быть модифицирована за счет исключения из эталонной структуры отдельных процессов или включения в нее новых процессов, не указанных в данном стандарте, но имеющих важное значение для обеспечения гарантий качества. Описание этих процессов может содержать дополнительные сведения о подпроцессах и элементах данных.

В приложениях ДА и ДБ приведена справочная информация, необходимая для более полного понимания требований стандарта.

Приложение ДА (справочное). Поэтапная разработка общего подхода и гармонизации подходов к качеству

Приложение ДА
(справочное)


Схема разработки общего подхода к качеству в области электронного обучения приведена на рисунке ДА.1.

Рисунок ДА.1 - Схема разработки общего подхода к качеству в области электронного обучения

ГОСТ Р 53625-2009 (ИСО/МЭК 19796-1:2005) Информационная технология (ИТ). Обучение, образование и подготовка. Менеджмент качества, обеспечение качества и метрики. Часть 1. Общий подход


Рисунок ДА.1 - Схема разработки общего подхода к качеству в области электронного обучения



Взаимосвязь подходов к качеству на основе эталонных структур и критериев приведена на рисунке ДА.2.

Рисунок ДА.2 - Взаимосвязь подходов к качеству на основе эталонных структур и критериев


ГОСТ Р 53625-2009 (ИСО/МЭК 19796-1:2005) Информационная технология (ИТ). Обучение, образование и подготовка. Менеджмент качества, обеспечение качества и метрики. Часть 1. Общий подход


Рисунок ДА.2 - Взаимосвязь подходов к качеству на основе эталонных структур и критериев



Примечание - Настоящий стандарт дополнен приложением ДА, в которое включены рисунки 1 и 2 из введения к международному стандарту ИСО/МЭК 19796-1:2005, а также дополнительные рекомендации по специфике подходов к менеджменту качества в российской системе образования.


Приложение ДБ (справочное). Эталонные критерии качества (ЭКК)

Приложение ДБ
(справочное)

     
Эталонные критерии качества (ЭКК)


Эталонные критерии качества для оценки качества используемых в электронном обучении продуктов систематизированы в двух разделах каталога критериев. В первом разделе каталога представлены 213 эталонных критериев, представленных в стандарте ГОСТ Р ИСО 9241-3 и предназначенных для оценки качества продуктов, относящихся к категории программных средств. Во второй раздел каталога включены 480 эталонных критериев качества, установленных [3] и структурированных по категориям в семи подразделах (таблица ДБ.1).


Таблица ДБ.1 - Структура второго раздела каталога эталонных критериев качества

Номер подраздела

Категория эталонных критериев качества

Число критериев

Число дескриптивных критериев


1

Общие условия

101

32


2

Технические аспекты

103

23


3

Хранение и обработка данных

37

14


4

Функциональное назначение

69

29


5

Теоретические аспекты

80

17


6

Кодирование информации

59

3


7

Специальные режимы представления

31

0


Всего

480

118



В совокупности каталог представляет исчерпывающий перечень эталонных критериев качества, необходимых для оценки и сравнения различных видов продуктов с учетом национальной специфики и вариативности форм электронного обучения. Каталог эталонных критериев качества должен служить основой для построения профилей, необходимых для анализа и оценки процессов, включенных в модель процесса. В рамках принятого профиля для отдельных эталонных критериев качества могут быть установлены приоритеты, например, определяющие категорию "обязательные критерии". Кроме того, представленные в каталоге критерии классифицированы на дескриптивные и оценочные, что позволяет более эффективно использовать их для описания и сравнения продуктов и процессов.

Профилирование критериев целесообразно выполнять с учетом решаемых типовых задач:

- анализ и сравнение продуктов и процессов для электронного обучения;

- сертификация продуктов и процессов для электронного обучения.

В таблице ДБ.2 в качестве примера приведено описание критерия 5.4.2.4 [3] (раздел 5 - функциональные возможности, подраздел 4 - связь, пункт 2 - асинхронная передача данных, подпункт 4 - поддержка асинхронной связи при использовании возможностей дополнительной публикации для учеников).


Таблица ДБ.2 - Описание критерия 5.4.2.4 [3]

Номер

Критерий

Описание/реализация

Пространство значений

Комментарии


5.4.2.4

Поддержка асинхронной связи на основе предоставления возможности обучаемым совместно использовать /публиковать данные

Какой тип данных может публиковаться/совместно использоваться обучаемыми? Какой тип данных имеют публикации/авторские инструментальные средства, предлагаемые обучаемым

а) выбор 1 (отсутствие выбора, текст без форматирования, форматированный текст, изображения, аудио, видео, другие виды);

Возможность для обучаемых совместно использовать различные виды данных обеспечивает их общение в процессе обучения, что особенно важно для форм обучения, ориентированных на группу или проект.


b) выбор 2 (отсутствие выбора, для текста без форматирования, для форматированного текста, для веб-страниц, для редактирования изображений, для редактирования аудиоинформации и видеоинформации, других видов информации)

Например, каталоги веб-страниц обучаемых или совместно используемых файлов облегчают обмен данными. Основной формой обмена данными может быть обмен текстами в формате ASCII с применением электронной почты. Стандартные средства редактирования и публикации облегчают обмен данными между обучаемыми. Стандартные авторские средства и средства публикации облегчают обмен данными между учениками. Например, исключается конфликт форматов данных, когда ученики используют средства, предлагаемые продуктом для обучения, вместо использования ряда инструментальных средств



Примечание - Настоящий стандарт дополнен приложением ДБ, в которое включены отдельные части из приложения D межгосударственного стандарта и дополнительные пояснения по специфике применения эталонных критериев качества.


Приложение ДВ (справочное). Сведения о соответствии ссылочных национальных стандартов международным стандартам, использованным в качестве ссылочных в примененном международном стандарте

Приложение ДВ
(справочное)



Таблица ДВ.1

Обозначение ссылочного национального, межгосударственного стандарта

Степень соответствия

Обозначение и наименование ссылочного международного стандарта

ГОСТ Р ИСО 9000-2008

IDT

ИСО 9000:2005 "Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь"

ГОСТ Р ИСО 9001-2008

IDT

ИСО 9001-2008 "Системы менеджмента качества. Требования"

ГОСТ Р ИСО 9241-3-2003

IDT

ИСО 9241-3:1992 "Эргономические требования при выполнении офисных работ с использованием видеодисплейных терминалов. Часть 3. Требования к визуальному отображению информации"

ГОСТ Р 52653-2006

-

-

ГОСТ Р 53723-2009

-

-

Примечание - В настоящей таблице использовано следующее условное обозначение степени соответствия стандартов:

- IDT - идентичные стандарты.


Приложение ДГ (справочное). Сопоставление структуры настоящего стандарта со структурой примененного международного стандарта ИСО/МЭК 19796-1:2005

Приложение ДГ
(справочное)



Таблица ДГ.1

Структура настоящего стандарта

Структура международного стандарта
ИСО/МЭК 19796-1:2005

1 Область применения

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

-

3 Термины и определения

2 Термины и определения

4 Сокращения

-

5 Разработка общего подхода

-

5.1 Этапы

-

5.2 Принципы и требования

-

6 Модель процесса

3 Модель процесса

6.1 Дескриптивная модель

3.1 Дескриптивная модель

6.2 Представление модели процесса на основе эталонной структуры для описания подходов к качеству (ЭСПК)

3.2 Представление модели процесса на основе эталонной структуры для описания подходов к качеству (ЭСПК)

6.3 Описание процессов

3.2.1 Описание процессов

7 Соответствие требованиям стандарта

4 Соответствие требованиям стандарта

Приложение ДА (справочное) Поэтапная разработка общего подхода и гармонизации подходов к качеству

-

Приложение ДБ (справочное) Эталонные критерии качества (ЭКК)

-

Приложение ДВ (справочное) Сведения о соответствии ссылочных национальных стандартов международным стандартам, использованным в качестве ссылочных в примененном международном стандарте

-

Приложение ДГ (справочное) Сопоставление структуры настоящего стандарта со структурой примененного международного стандарта ИСО/МЭК 19796-1:2005

-

-

Приложение А (информативное) Пояснения по применению модели

-

Приложение В (информативное) Модель процесса DIN (DIN PAS 1032-1)

-

Приложение С (информативное) Французский кодекс установившейся практики для электронного обучения (AFNOR Z76-001)

-

Приложение D (информативное) Эталонные критерии качества (RQC) DIN PAS 1032-1

-

Приложение Е (информативное) Гармонизированная модель менеджмента качества для обучения, образования и подготовки: отображение CELTSC и RFDQ

-

Приложение F (информативное) Конкретные цели качества

-

Приложение G (информативное) Ссылки

Библиография

-

Примечание - В настоящий стандарт не включены информативные приложения А, В, С, D, Е и F, содержащие элементы зарубежных практик в области электронного обучения, применение которых в российской системе образования без значительной адаптации не представляется возможным.


Библиография

_______________
* В бумажном оригинале слово "Библиография" выделено курсивом. - Примеание изготовителя базы данных.

[1]

ИСО 9241-12:1998

Эргономические требования к офисным работам с применением видеодисплейных терминалов. Часть 12. Представление информации

[2]

IEEE 1484.12.1-2002

Learning Object Metadata standard. - New York: IEEE, 2002

[3]

ДИН 1032-1

Обучение, образование и подготовка с применением электронного обучения. Часть 1. Эталонная модель для менеджмента качества и обеспечения качества. Планирование, разработка, реализация и оценка процессов и предложений по обучению, образованию и подготовке




Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2011

ГОСТ Р 53625-2009 (ИСО/МЭК 19796-1:2005) Информационная технология (ИТ). Обучение, образование и подготовка. Менеджмент качества, обеспечение качества и метрики. Часть 1. Общий подход

Название документа: ГОСТ Р 53625-2009 (ИСО/МЭК 19796-1:2005) Информационная технология (ИТ). Обучение, образование и подготовка. Менеджмент качества, обеспечение качества и метрики. Часть 1. Общий подход

Номер документа: 53625-2009

Вид документа: ГОСТ Р

Принявший орган: Росстандарт

Статус: Действующий

Опубликован: официальное издание

М.: Стандартинформ, 2011 год

Дата принятия: 15 декабря 2009

Дата начала действия: 01 января 2011
ГОСТ Р 53625-2009 (ИСО/МЭК 19796-1:2005) Информационная технология (ИТ). Обучение, образование и подготовка. Менеджмент качества, обеспечение качества и метрики. Часть 1. Общий подход
Данный документ представлен в виде сканер копии, которую вы можете скачать в формате или
Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах