Статус документа
Статус документа


ГОСТ Р 53804-2010

Группа Д25


НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Автомобильные транспортные средства

КАРТЕРЫ ВЕДУЩИХ МОСТОВ

Методы стендовых испытаний

Vehicles. Axle housings. Bench test methods



ОКС 43.040.50

ОКП 45 0000

Дата введения 2010-09-15

     

Предисловие


Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ" (ФГУП "НАМИ")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 56 "Дорожный транспорт"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 7 июля 2010 г. N 132-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает методы стендовых испытаний компонентов ведущих мостов автотранспортных средств (АТС): передач мостов на прочность и долговечность, а также картеров мостов на прочность, жесткость и долговечность.

Картеры мостов с раздельным приводом правого и левого колеса испытаниям на жесткость не подлежат.

     2 Испытания передач ведущих мостов

     2.1 Виды испытаний


Предусматривают два вида испытаний передач ведущих мостов:

- испытания на прочность;

- испытания на долговечность.

     2.2 Объект испытаний


Испытаниям подлежат передачи в составе ведущих мостов, изготовленных и собранных в соответствии с требованиями конструкторской документации (КД) и требований, принятых службой технического контроля (CTК) предприятия-изготовителя.

Минимальное количество образцов:

- при испытании на прочность - 1 шт.;

- при испытании на долговечность - 3 шт.

     2.3 Испытания передач на прочность

2.3.1 Оборудование, применяемое при испытаниях

Испытания передач мостов на прочность проводят на стенде, обеспечивающем плавное нагружение передачи моста крутящим моментом при неподвижных ведомых элементах передачи.

Стенд должен быть оснащен:

а) измерительным устройством для измерения крутящего момента на ведущей шестерне испытуемого моста с точностью ±1%;

б) устройствами аварийного отключения стенда оператором, располагаемыми на пульте управления.

2.3.2 Подготовка к проведению испытаний

2.3.2.1 При установке на стенд некоторые элементы моста (барабаны, тормозные механизмы и др.) демонтируют.

2.3.2.2 Ведомые элементы передач моста - ступицы затормаживают или жестко соединяют с картером.

2.3.2.3 Мост заправляют смазкой в соответствии с картой смазки на автомобиль, для которого он предназначен.

2.3.3 Метод проведения испытаний

Метод испытаний предусматривает плавное нагружение передачи ведущего моста крутящим моментом.

Нагружение осуществляют до предельного момента , при достижении которого производят отключение стенда. Момент, Н·м, вычисляют по формуле

,                                                 (1)


где 2,5 - для автомобилей и автобусов;

1,3 - для троллейбусов;

- номинальный момент на фланце ведущей шестерни главной передачи моста, Н·м, который вычисляют по формуле

,                                           (2)


где - максимальный момент двигателя, Н·м;

- передаточное число трансмиссии на низшей передаче.

Испытание считают завершенным при достижении предельного момента или при поломке (пластической деформации) хотя бы одного элемента моста.

2.3.4 Оценка результатов испытаний

Результаты испытаний считают положительными, если при достижении предельного крутящего момента элементы передачи не разрушены и отсутствует их остаточная деформация.

Остаточная деформация оценивается отклонением от пропорциональности изменения крутящего момента в зависимости от угла поворота фланца ведущей шестерни моста.

Условием отсутствия остаточной деформации считается сохранение пропорциональности изменения нагружающего момента в зависимости от угла. Допустимое отклонение от пропорциональности - 1% от величины крутящего момента.

     2.4 Испытания передач на долговечность

2.4.1 Оборудование, применяемое при испытаниях

2.4.1.1 Испытания передач мостов на долговечность проводят на стенде, обеспечивающем вращение передач с одновременным их нагружением крутящим моментом.

Конструкция стенда должна обеспечивать его надежную работу в течение не менее 30000 часов и отвечать требованиям техники безопасности.

2.4.1.2 Требования к воспроизведению нагрузочного режима

Колебания нагрузки с частотой 1 Гц и более по амплитуде не должны превышать 2% крутящего момента любого уровня нагрузки.

Колебания нагрузки с частотой менее 1 Гц по амплитуде не должны превышать 5% момента любого уровня нагрузки.

Отклонение по величине крутящего момента от заданного режима не более ±2,5%.

По частоте вращения отклонение не более ±3%.

Отклонение по температуре масла в картере моста не более ±5 °С.

2.4.1.3 Стенд должен быть оснащен:

а) устройством для измерения крутящего момента с точностью ±1,5%;

б) измерителем частоты вращения с точностью ±2%;

в) счетчиком циклов с емкостью не менее 10 или счетчиком времени с точностью 0,1 ч;

г) устройством для измерения температуры с точностью ±2 °С;

д) устройствами аварийного отключения стенда оператором, располагаемыми на пульте управления и в определенной близости от установленного на стенде агрегата, а также регулируемыми устройствами аварийного автоматического отключения стенда при превышении заданного уровня нагрузки передачи моста и заданного уровня вибрации испытуемого моста.

В устройстве аварийного отключения стенда должно быть предусмотрено отключение при условии повышения температурного режима.

Измерительный комплекс, используемый на стенде, должен обеспечивать в случае аварийной остановки стенда регистрацию предшествующих поломке значений измеряемых параметров.

2.4.1.5* Для проведения программных испытаний с изменяющимися параметрами крутящего момента и частоты вращения стенд должен быть дополнительно оснащен автоматическим устройством изменения режима работы по заданной программе.

________________

* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.     

2.4.2 Подготовка к проведению испытаний

2.4.2.1 При установке на стенде некоторые элементы моста (например, тормозные механизмы, барабаны и пр.) допустимо демонтировать, если они не несут никаких функций при испытании передач мостов на долговечность.

2.4.2.2 При подготовке к испытаниям для осмотра зацепления и контроля пятна контакта предусматривают устройство смотровых люков в картерных деталях. Размеры и форму люков согласовывают с предприятием-разработчиком КД, чтобы их введение в конструкцию передачи не влияло на результаты испытаний. При несъемной задней или нижней крышке картера моста допускается ее замена съемной.

2.4.2.3 Пятно контакта шестерен передачи должно соответствовать требованиям КД.

2.4.2.4 Мост должен быть заправлен маслом в соответствии с картой смазки на автомобиль, для которого он предназначен.

2.4.2.5 Обкатку моста производят на режимах и в последовательности, приведенных в таблице 1.


Таблица 1 - Режимы обкатки моста

Крутящий момент на ведущем валу, Н·м

Мощность на ведущем валу, кВт

Время обкатки, ч

0,25

(0,20-0,25)

2,0

0,50

(0,30-0,35)

2,0

0,75

(0,40-0,50)

2,0

Примечания

1 - см. и по 2.4.3.2 и 2.4.3.3. При испытаниях по 2.4.3.1 величина принимается согласно 2.4.3.2.

2 - номинальная мощность, передаваемая мостом на автомобиле. Определяют из номинальной мощности двигателя, количества ведущих мостов и КПД передачи.



2.4.2.6 Температура в масляной ванне передач мостов во время обкатки должна быть не более 70 °С.

2.4.2.7 После обкатки производят осмотр характера приработки зубьев передачи с целью проверки отсутствия задиров и соответствия пятна контакта требованиям КД.

2.4.2.8 При выходе из строя в процессе обкатки узлов и деталей передачи (за исключением шестерен) моста допускается их замена после выявления и устранения причин поломки. При этом сборка и регулировка моста должны соответствовать КД. После замены узлов и деталей производят обкатку моста согласно 2.4.2.5.

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs