Статус документа
Статус документа


СН 296-64

     

СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ

УКАЗАНИЯ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ГОРОДСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ И ПЕШЕХОДНЫХ ТОННЕЛЕЙ

     

Дата введения 1965-07-01



ВНЕСЕНЫ Государственным производственным комитетом по транспортному строительству СССР

УТВЕРЖДЕНЫ Государственным комитетом по делам строительства СССР 28 декабря 1964 г.


"Указания по проектированию городских транспортных и пешеходных тоннелей" разработаны Государственным ордена Трудового Красного Знамени проектно-изыскательским институтом Метрогипротранс Государственного производственного комитета по транспортному строительству СССР с участием проектного института Мосинжпроект ГлавАПУ при Мосгорисполкоме.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие указания распространяются на проектирование вновь строящихся и переустраиваемых городских транспортных и пешеходных тоннелей при пересечении в разных уровнях улиц, дорог и площадей.

1.2. При проектировании тоннелей необходимо учитывать требования соответствующих глав СНиП, государственных стандартов, санитарных и противопожарных норм, правил устройства электроустановок (ПУЭ), правил защиты подземных сооружений от коррозии, норм проектирования сооружений в зонах распространения вечномерзлых или просадочных грунтов и других государственных нормативных документов по строительному проектированию, а также требования по обеспечению безопасности движения, по охране труда рабочих в период строительства и эксплуатации тоннелей.

1.3. Проектирование тоннелей необходимо увязывать с существующей или проектной планировкой улиц, дорог, площадей и с организацией в этих местах движения транспорта и пешеходов.

Выбор расположения тоннелей следует производить на основе предварительно разработанной схемы организации транспортного и пешеходного движения в пределах пересечения.

1.4. Городские транспортные и пешеходные тоннели относятся по капитальности к I классу сооружений.

1.5. Проектируемые транспортные и пешеходные тоннели в течение всего срока их службы должны обеспечивать безопасность, бесперебойность и удобство нормального движения транспорта и пешеходов, а также простоту и наименьшую трудоемкость содержания тоннелей в процессе эксплуатации.

1.6. Прочность и устойчивость сооружения в целом, а также отдельных его элементов и их соединений на всех стадиях строительства и эксплуатации должны определяться расчетом. Необходимые мероприятия, обеспечивающие прочность, устойчивость и неизменяемость сооружения на всех стадиях строительства, а также порядок возведения и устройство в необходимых случаях временных креплений должны быть указаны в проекте.

1.7. Пропуск газопроводов, водопроводов, теплопроводов, водосточных и канализационных коллекторов и электрокабелей высокого напряжения в основаниях, конструкциях фундаментов и перекрытий тоннелей, как правило, не разрешается.

В особых случаях пропуск указанных подземных коммуникаций допускается без нарушения внутренних габаритов тоннеля при соответствующем обосновании и согласовании с заинтересованными организациями. При этом должны быть предусмотрены необходимые конструктивные мероприятия, обеспечивающие нормальную и безопасную эксплуатацию сооружений.

2. ПОПЕРЕЧНОЕ СЕЧЕНИЕ, ПЛАН И ПРОДОЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ

Транспортные тоннели

2.1. Количество полос движения транспорта в тоннелях определяется на основании расчетных данных в зависимости от интенсивности движения с учетом перспективы. Поперечное сечение тоннеля должно соответствовать габаритам обращающегося и намечаемого на перспективу к обращению транспорта. Размеры поперечного сечения тоннелей (рис.1) устанавливаются по табл.1 с учетом категории улицы или дороги и количества полос движения транспорта.


Рис.1. Схема поперечного сечения тоннеля

     

Таблица 1

     
Размеры элементов поперечного сечения тоннелей в м

Элемент сечения

На скоростных дорогах и магистральных улицах

движение двухполосное

движение трехполосное

Ширина проезжей части Г

8

12

Высота от уровня проезжей части до низа перекрытия Н

5

5

Ширина служебных тротуаров Т

0,75

0,75

Ширина разделительной полосы С, не менее

1,2

1,2


Примечания: 1. На магистральных улицах районного значения в отдельных случаях при соответствующем обосновании в проекте допускается уменьшение ширины проезжей части Г тоннеля до 7,5 м для двухполосного движения и до 11,25 м для трехполосного движения.

2. При размещении на разделительной полосе промежуточных опор тоннеля ширина ее должна равняться ширине опоры плюс 0,4 м с каждой стороны, но не менее указанной в таблице.



2.2. Служебные тротуары в тоннелях надлежит предусматривать с правой стороны каждого направления движения.

2.3. Высоту бортового камня, ограждающего проезжую часть в тоннеле, на рампах, на проездах вдоль рамп и на перекрытии тоннеля, принимают не менее 0,4 м.

2.4. Уширение проезжей части тоннелей при однополосном и двухполосном движении в одном направлении на кривых в плане радиусом 750 м и менее следует принимать по табл.2.

Таблица 2

     
Величины уширения проезжей части в м (на одну полосу движения)

Радиусы кривых в плане в м

750-550

550-400

400-300

Величины уширения на каждую полосу движения

0,2

0,25

0,3



При количестве полос движения в одном направлении свыше двух уширение проезжей части тоннелей и рамп на кривых не производится.

2.5. В тоннелях на скоростных дорогах в плане на кривых радиусом менее 2000 м, на магистральных улицах общегородского значения радиусом менее 1200 м, на магистральных улицах районного значения радиусом менее 800 м следует предусматривать устройство виражей в соответствии с главой СНиП II-Д.5-62.

2.6. Продольный профиль тоннелей и рамп надлежит проектировать с минимальным заложением верха перекрытия тоннеля от существующей или проектируемой поверхности. Наименьшие радиусы кривых в плане и профиле, а также наибольшие продольные уклоны на прямых участках не должны превышать указанных в табл.3.

Таблица 3

     
Радиусы кривых в плане и профиле и продольные уклоны

Виды улиц и дорог

Расчетные скорости движения в км/ч

Наибольшие продольные уклоны в ‰

Наименьшие радиусы в м

кривых в плане

выпуклых кривых в профиле

вогнутых кривых в профиле

Скоростные дороги

120

40

600

10000

2000

Магистральные улицы:

общегородского значения

100

50

400

6000

1500

районного значения

80

60

300

4000

1000


Примечания: 1. В отдельных, особо трудных, местах при соответствующем обосновании в проекте может быть допущено отступление от приведенных величин радиусов вертикальных кривых в сторону их уменьшения.

2. На реконструируемых территориях при сохранении капитальной застройки при соответствующем обосновании в проекте допускается увеличение наибольшего продольного уклона магистральных улиц на 10‰.

3. Наибольшие продольные уклоны проезжих частей тоннелей на скоростных дорогах и магистральных улицах с интенсивным движением грузового транспорта следует уменьшать на 10‰.

2.7. Наименьший продольный уклон по лоткам проезжей части тоннеля и рамп при асфальтобетонных и цементобетонных покрытиях следует принимать 4‰, а поперечные уклоны проезжей части - 15-25‰.

Пешеходные тоннели

2.8. Пешеходные тоннели в плане следует располагать, как правило, перпендикулярно к направлению городского проезда. При выборе положения тоннеля и лестничных сходов надлежит исходить из условия минимальных объемов работ по перекладке и переустройству подземных сооружений. Заглубление пешеходных тоннелей от поверхности проезжей части должно быть минимальным, с наименьшей, как правило, строительной высотой перекрытия у лотков проезжей части.

2.9. При расположении пешеходных тоннелей вблизи станций метрополитена надлежит обеспечивать примыкание тоннелей к вестибюлям метрополитена.

2.10. Лестничные сходы тоннелей, как правило, следует располагать на тротуарах вдоль проезжей части улицы и в пределах полос озеленения.

При размещении пешеходных тоннелей вблизи перекрестков улиц и площадей для обеспечения необходимых условий видимости движущегося транспорта следует предусматривать устройство лестничных сходов открытого типа; в условиях нестесненной городской застройки и возможности образования снежного покрова и гололеда лестничные сходы следует, как правило, предусматривать закрытого типа с остекленными павильонами.

На открытых лестничных сходах тоннелей, в климатических районах, где возможно образование снежного покрова и гололеда, следует предусматривать обогрев лестничных площадок, ступеней и пандусов.

2.11. Лестничные сходы тоннелей следует проектировать двухсторонними или односторонними в зависимости от интенсивности и направления движения пешеходов. На отдельных лестничных сходах следует, как правило, предусматривать пандусы для пешеходов с детскими колясками и велосипедами.

2.12. Ширину тоннелей и лестничных сходов следует принимать из расчета их пропускной способности потока пешеходов с учетом перспективного изменения интенсивности движения.

Расчетную пропускную способность на 1 м ширины следует принимать для тоннелей 2000 чел./ч, для лестничных сходов - 1500 чел./ч.

Минимальная ширина тоннелей принимается равной 3 м, минимальная ширина лестниц - 2 м. Ширину пандусов для детских колясок рекомендуется принимать не менее 1 м.

2.13. Высоту тоннелей от уровня пола до низа ребер перекрытия следует принимать не менее 2,3 м; при этом осветительная арматура должна устанавливаться так, чтобы не уменьшать высоты тоннеля.

В двухпролетном тоннеле высота до низа прогона, расположенного вдоль оси тоннеля, должна быть не менее 2 м.

При плоском перекрытии тоннеля и размещении на нем осветительной арматуры высота тоннеля от уровня пола до низа осветительной арматуры должна быть не менее 2,3 м.

2.14. Заложение лестничных маршей рекомендуется принимать не круче 1:2,3 с размерами ступеней 14х32 см и не положе 1:3,3 с размерами ступеней 12х40 см в зависимости от стесненности территории, расположения лестничных сходов и условий устройства пандусов для детских колясок. В одном марше не следует располагать более 14 ступеней. Длину площадки между маршами принимают, как правило, - 1,5 м.

Ступени и площадки следует располагать с уклоном 15‰ для отвода воды с их поверхности.

Верхние площадки лестничных сходов следует предусматривать с превышением над тротуаром не менее 6 см и не более 15 см.

2.15. Продольный профиль тоннелей следует проектировать с минимальным заложением верха конструкции тоннеля от существующей или проектируемой поверхности дорожного покрытия.

2.16. В тоннелях допускаются продольные уклоны пола не более 40‰. Поперечный уклон пола следует принимать 10‰. В отдельных случаях допускается при соответствующем обосновании устройство пола без продольного уклона.

2.17. При пешеходных тоннелях должны предусматриваться помещения: для размещения электротехнических устройств, водопроводного ввода, водоотливной установки, устройств по обогреву лестничных маршей и хранения уборочного инвентаря, а также для эксплуатационного персонала.

3. ОСНОВНЫЕ РАСЧЕТНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

3.1. Расчет несущих конструкций и оснований транспортных и пешеходных тоннелей следует производить по трем предельным состояниям, предусматривающим возможные неблагоприятные условия работы конструкций и оснований в период строительства и эксплуатации (см. главу СНиП II-А.10-62).

3.2. При расчетах по первому предельному состоянию (на прочность и устойчивость), обязательных для всех транспортных и пешеходных тоннелей, следует применять систему расчетных коэффициентов:

коэффициента перегрузки - к нормативным нагрузкам (или усилиям);

коэффициента однородности - к нормативным сопротивлениям ;

коэффициента условий работы .

При этом временную подвижную вертикальную нагрузку следует учитывать с коэффициентом динамичности.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs