8.1. Тракторные (или летние) дороги, устраиваемые вдоль автомобильных дорог I-III категорий, следует предусматривать для обеспечения местного движения вне пределов проезжей части основного направления дорог и выезда транспортных средств с прилегающей территории на основные дороги в местах запланированных съездов и пересечений; для пропуска тракторов, сельскохозяйственных и других машин, гусеничных специальных средств, гужевого транспорта и прогона скота. Выбор участков, на которых должны сооружаться тракторные (или летние) дороги, а также сроки их сооружения следует устанавливать на основе материалов обследований и согласования с заинтересованными организациями, при этом должна учитываться целесообразность использования тракторных дорог в качестве подъездных путей при строительстве основных дорог.
Тракторные дороги по самостоятельным направлениям следует проектировать только в случаях, когда по технико-экономическим расчетам установлена целесообразность применения тракторов, тракторных поездов, пропуска самоходных буровых и других установок, обслуживающих промышленные предприятия, нефтепромыслы, геологоразведочные или другие работы.
8.2. Тракторные (или летние) дороги, устраиваемые вдоль автомобильных дорог, как правило, надлежит располагать в непосредственной близости от этих дорог с подветренной стороны в расчете на господствующие ветры в летний период. При устройстве тракторных (или летних) дорог следует использовать местные дороги совпадающих направлений.
8.3. Совмещение тракторных (или летних) дорог с основными дорогами допускается предусматривать при соответствующем технико-экономическом обосновании: на подходах к большим водным и другим преградам, требующим устройства искусственных сооружений, и при невозможности организовать броды; на участках глубоких болот, при прохождении по особо ценным земельным угодьям или в других стесненных местах.
В этом случае надлежит предусматривать устройство съездов и въездов на основную дорогу, необходимое уширение земляного полотна и укрепление уширенных обочин. На переездах через проезжую часть основной дороги следует принимать соответствующий тип и усиление покрытий и дорожной одежды.
8.4. Тракторные дороги с двумя полосами движения следует проектировать при среднесуточной интенсивности движения в ближайшие перспективные 5 лет более 50 тракторов, тракторных поездов или других самоходных машин, а также гужевых подвод; при меньшей интенсивности движения тракторные дороги следует проектировать однополосными с устройством разъездов в пределах видимости. Ширину полосы движения и земляного полотна тракторных дорог следует принимать в зависимости от ширины подвижного состава (тракторного поезда или других самоходных машин) по табл.40.
Таблица 40
Ширина подвижного состава в м | Ширина полосы движения в м | Ширина земляного полотна в м | |
однополосных дорог | двухполосных дорог | ||
До 2,7 | 3,5 | 4,5 | 8 |
3,1 | 4 | 5 | 9 |
3,6 | 4,5 | 5,5 | 10 |
На участках разъездов ширину земляного полотна следует принимать такой же, как и для двухполосных дорог, а длину разъездов - в зависимости от интенсивности движения и длины тракторных поездов, но не менее 15 м.
8.5. Тракторные дороги, как правило, следует проектировать грунтовыми профилированными с серповидным поперечным профилем в нулевых отметках или в малых насыпях. При необходимости следует предусматривать неглубокие боковые лотки треугольной формы.
8.6. Расчетную скорость движения для проектирования элементов плана и продольного профиля тракторных дорог следует принимать 30 км/ч, а радиусы кривых в плане, как правило, не менее 100 м. При радиусах кривых в плане менее 100 м земляное полотно следует уширять с внутренней стороны закругления на величины, приведенные в табл.41.
Таблица 41
Число повозок в поезде | Величины уширений (в м) при радиусах кривых в плане в м | |||
30 | 50 | 75 | 100 | |
Одна | 0,55 | 0,35 | 0,20 | - |
Две | 1,10 | 0,65 | 0,40 | 0,25 |
Три | 1,65 | 0,95 | 0,60 | 0,45 |
Четыре | 2,15 | 1,30 | 0,80 | 0,65 |
В трудных условиях при соответствующем обосновании радиусы кривых в плане допускается уменьшать до 15 м при движении поездов, перевозящих обычные грузы, и до 30 м - при перевозке длинномерных грузов.
8.7. Продольные уклоны тракторных дорог рекомендуется принимать возможно более пологими; наибольшие продольные уклоны следует принимать по табл.42.
Таблица 42
Направление уклона и характер движения | Продольные уклоны в ‰ | |
наибольший | допустимый в исключительных случаях | |
1. Подъем в грузовом направлении | 40 | 80 |
2. Спуск в грузовом направлении | 60 | 100 |
3. При движении одиночных тракторов | По расчету |
Переломы продольного профиля при алгебраической разности смежных уклонов 50‰ и более следует сопрягать кривыми с радиусами не менее 100 м и длиной не менее 20 м.
Погрузочные и разгрузочные пункты следует располагать на участках с продольными уклонами не более 20‰.