Статус документа
Статус документа


СНиП II-Д.5-72  

     

СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА

Часть II, раздел Д

Глава 5

АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ. НОРМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

     

Дата введения 1973-07-01



ВНЕСЕНЫ Министерством транспортного строительства

УТВЕРЖДЕНЫ Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства 19 октября 1972 г.

ВЗАМЕН глав СНиП II-Д.5-62 и II-Д.6-62


Настоящая глава СНиП II-Д.5-72 "Автомобильные дороги. Нормы проектирования" разработана Государственным всесоюзным дорожным научно-исследовательским институтом (Союздорнии) Министерства транспортного строительства, Всесоюзным проектным и научно-исследовательским институтом промышленного транспорта (Промтрансниипроект) Госстроя СССР с участием института Союздорпроект Минтрансстроя, Гипродорнии Минавтодора РСФСР и Московского автомобильно-дорожного института Минвуза СССР.

С введением в действие главы СНиП II-Д.5-72 "Автомобильные дороги. Нормы проектирования" с 1 июля 1973 г. утрачивают силу главы СНиП II-Д.5-62 "Автомобильные дороги. Общей сети Союза ССР. Нормы проектирования" и II-Д.6-62 "Автомобильные дороги промышленных предприятий. Нормы проектирования".

Редакторы: инж. Байко В.И. (Госстрой СССР), канд. техн. наук Хорошилов Н.Ф. (Союздорнии), инж. Балин Б.В. (ПромтрансНИИпроект).

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Нормы настоящей главы распространяются на проектирование вновь строящихся и реконструируемых автомобильных дорог общей сети Союза ССР, подъездных и внутренних дорог промышленных и сельскохозяйственных предприятий.

Примечания: 1. При разработке проектов автомобильных дорог следует также соблюдать требования соответствующих нормативных документов, утвержденных или согласованных Госстроем СССР.

2. Нормы настоящей главы не распространяются на проектирование временных автомобильных дорог различного назначения (сооружаемых на срок службы менее 5 лет, за исключением внутрикарьерных дорог), на проектирование испытательных дорог промышленных предприятий и автозимников, а также на проектирование дорог лесозаготовительных предприятий.

3. При разработке проектов реконструкции автомобильных дорог допускаются отступления от норм настоящей главы по отдельным элементам и участкам, обосновываемые технико-экономическими расчетами в соответствии с указаниями п.1.2 настоящей главы.

1.2. Основные технические решения, принимаемые в проектах по элементам плана, продольного и поперечного профилей, типам пересечений и примыканий дорог, конструкциям дорожных одежд и земляного полотна, а при проектировании дорог промышленных предприятий также и выбор транспортных средств согласно п.1.3 следует обосновывать разработкой вариантов со сравнением технико-экономических показателей: стоимости строительства, затрат на ремонт и содержание дорог, себестоимости перевозок, учитывающих степень безопасности движения и изменение производственных условий обслуживаемых дорогами хозяйств и прилегающих к дорогам территорий. При сравнении вариантов проложения дорог должна учитываться разница в стоимости и продуктивности занимаемых земель, а в случаях проложения проектируемых дорог по спрямленным направлениям должны учитываться также затраты на приведение земель, занимаемых существующими дорогами, в состояние, пригодное для использования в сельском хозяйстве.

1.3. Автомобильные дороги промышленных и, как правило, сельскохозяйственных предприятий надлежит проектировать в комплексе с выбором наиболее рациональных типов транспортных средств, погрузочно-разгрузочных механизмов и организации перевозок. При этом следует учитывать перспективу увеличения технологических перевозок автомобильным транспортом.

Для дорог с движением транспортных средств, различных по весовым параметрам и габаритам, в дополнение к расходам, перечисленным в п.1.2, по изменению конструкции, мощности и размеров элементов следует учитывать и потери, связанные с изменением режима движения общего потока движущихся транспортных средств (снижение скоростей и безопасности движения), вызываемого различиями в габаритах, осевых нагрузках и динамических характеристиках автомобилей и автопоездов.

При проектировании элементов поперечного профиля дорог, габаритов мостов и дорожных одежд в случаях установления эффективности применения автомобилей особо большой грузоподъемности за расчетные следует принимать автомобили и автопоезда с наибольшими габаритами и осевыми нагрузками, которыми перевозится не менее 50% грузов или интенсивность движения которых составляет не менее 25% общей интенсивности.

Автомобили и автопоезда с весовыми параметрами и габаритами, превышающими расчетные, как правило, не должны предусматриваться в составе транспортных средств.

Примечание. К автомобилям особо большой грузоподъемности относятся автомобили, автопоезда и другие транспортные средства, превышающие по своим весовым параметрам (в том числе по нагрузкам на ось) или габаритам требования ГОСТ 9314-59 "Автомобили и автопоезда. Весовые параметры и габариты".

1.4. Автомобильные дороги на всем протяжении или на отдельных участках в зависимости от их значения в общей транспортной сети СССР и от размеров расчетной интенсивности движения или расчетной годовой грузонапряженности (принимаемых согласно п.1.8) подразделяются на пять категорий. Категории дорог следует принимать в соответствии с табл.1.

Таблица 1

N
п.п.

Общее народнохозяйственное значение автомобильных дорог и характер перевозок

Расчетная интенсивность движения или расчетная грузонапряженность

Категория дорог

интенсивность в авт/ сутки

грузона-
пряжен-
ность нетто в млн. т/год

1

Автомобильные дороги общегосударственного значения, основные магистральные дороги республиканского значения, подъезды от крупных городов к аэропортам, речным и морским портам

Более 7000

-

I

Более 3000 до 7000

-

II

2

Дороги общегосударственного и республиканского значения (кроме отнесенных к I и II категориям), основные дороги областного значения или районного (при отсутствии областного деления), подъезды к населенным пунктам, железнодорожным узлам, речным и морским портам, местам массового отдыха населения, подъездные дороги предприятий, в том числе дороги, соединяющие отдельные предприятия или группы предприятий между собой, с сырьевыми разработками, железнодорожными станциями, речными и морскими портами, основные межпромысловые дороги.

Более 1000 до 3000

-

III

Подъездные дороги промышленных предприятий, обслуживающие технологические перевозки, выполняемые автомобилями особо большой грузоподъемности и размеров (когда эти автомобили являются расчетными согласно п.1.3)

-

1,0 и более

III-п

-

менее 1,0

IV-п

3

Автомобильные дороги областного или районного значения (кроме отнесенных к III категории), дороги местного значения, подъездные дороги общей сети, промышленных предприятий, крупных строительных объектов, совхозов и колхозов

От 200 до 1000

-

IV

4

Автомобильные дороги местного значения (кроме дорог, отнесенных к IV категории), внутрипромысловые дороги и подъезды, постоянные внутренние дороги совхозов и колхозов, служебные и патрульные дороги

Менее 200

-

V

Примечания: 1. На дорогах I-V категорий (кроме дорог категорий III-п и IV-п) перевозки пассажиров и грузов осуществляются автомобилями и автопоездами, соответствующими требованиям ГОСТ 9314-59.

2. Расчетная интенсивность движения в табл.1 (графа 3), так же как и во всех других пунктах настоящей главы СНиП, где это специально не оговаривается, дается в физических транспортных единицах.

3. При проектировании автомобильных дорог преимущественно для пассажирских перевозок, на которых легковые автомобили будут составлять 70% и более от общего транспортного потока, значения расчетной интенсивности движения, приведенные в табл.1, следует увеличивать в 1,3 раза.



1.5. Категории подъездных дорог промышленных предприятий, обслуживающих технологические перевозки с применением автомобилей и автопоездов, различных по своим весовым параметрам и габаритам, в том числе и автомобилей особо большой грузоподъемности, допускается устанавливать как в соответствии с расчетной грузонапряженностью по табл.1, так и с расчетной интенсивностью движения, приведенной к легковому автомобилю. При этом категорию дороги следует принимать при расчетной интенсивности движения, приведенной к легковому автомобилю.

2000 авт/сутки и более - III-п;

менее 2000 авт/сутки - IV-п.

1.6. Значения коэффициентов приведения интенсивности движения различных транспортных средств к легковому автомобилю при назначении категории подъездных дорог промышленных предприятий согласно п.1.5, а также при расчете пропускной способности дорог следует принимать по табл.2.

Таблица 2

Тип автомобилей

Коэффициент приведения

1. Легковые

1,0

2. Мотоциклы и мопеды

0,5

3. Грузовые грузоподъемностью в т:

до 2,0

1,5

"   5

2,0

"   8

2,5

"  14

3,5

свыше 14

4,5

4. Автопоезда грузоподъемностью в т:

до  6

3,0

"  12

3,5

"  20

4,0

"  30

5,0

свыше 30

6,0

Примечания: 1. При промежуточных значениях грузоподъемности транспортных средств коэффициенты приведения следует определять интерполяцией.

2. Значения коэффициентов для автобусов и специальных автомобилей следует принимать равными значениям коэффициентов для базовых автомобилей соответствующей грузоподъемности.

3. Значения коэффициентов, указанные в пп.3 и 4 табл.2, следует увеличивать: в 1,4 раза - при пересеченной местности и в 2 раза - при горной местности.



1.7. Категории дорог при наличии данных допускается назначать в соответствии с наибольшей перспективной часовой интенсивностью движения. При этом категории дорог следует принимать при наибольшей перспективной часовой интенсивности движения в обоих направлениях:

более 1200 автомобилей в час

-

I категория;

от 1200 до 800      "          "   "

-

II        "

от 800 до 400        "          "   "

-

III       "

250 и более автомобилей "   "

-

III-п категория.

1.8. Расчетную суточную или перспективную наибольшую часовую интенсивность движения, а также расчетную грузонапряженность дороги следует принимать суммарно в обоих направлениях на основе данных экономических обследований, обработки данных непосредственного учета движения или других данных. При этом за расчетную надлежит принимать среднегодовую суточную интенсивность движения на последний год перспективного периода.

Перспективный период для дорог общей сети при назначении их категории, проектировании элементов плана, продольного и поперечного профилей следует принимать равным 20 годам, а для дорог, обслуживающих технологические перевозки промышленных предприятий, - из расчета полной их мощности.

Перспективный период при проектировании дорожных одежд следует принимать с учетом средних сроков службы их до капитального ремонта: для дорог с усовершенствованными капитальными покрытиями - 15-20 лет, с усовершенствованными облегченными - 10 лет, с переходными покрытиями - 6-8 лет.

За начальный год расчетного перспективного периода следует принимать год завершения разработки проекта дороги (или самостоятельного участка дороги).

Примечание. Показатели расчетной интенсивности движения для назначения категории дороги (п.1.4) в случаях, когда среднемесячная суточная интенсивность наиболее напряженного в году месяца более чем в 2 раза превышает расчетную (среднегодовую суточную), следует увеличивать в 1,5 раза по отношению к показателям, установленным на основе экономических обследований или расчетов.

1.9. В случаях, когда по разным признакам: общему народнохозяйственному значению, расчетной интенсивности движения или расчетной грузонапряженности (п.1.4), расчетной интенсивности движения, приведенной к легковому автомобилю (п.1.5), и наибольшей перспективной часовой интенсивности движения (п.1.7), требуются неодинаковые категории для отдельных дорог, в проектах из полученных по разным признакам следует принимать высшую категорию.

1.10. Направление вновь строящихся автомобильных дорог следует принимать с учетом генеральной схемы развития сети автомобильных дорог СССР.

При проектировании дорог в засушливых степных и полупустынных районах необходимо предусматривать их увязку с ирригационными и другими работами, осуществляемыми по планам преобразования природы в районе строительства дорог. В необходимых случаях при строительстве дорог должно предусматриваться создание прудов и водоемов с соответствующим озеленением.

Примечание. Дополнительные расходы, связанные с созданием прудов и водоемов, следует предусматривать в проектах дорог за счет долевого участия заинтересованных организаций.

1.11. Автомобильные дороги I-III категорий, а также дороги, обслуживающие технологические перевозки промышленных предприятий, независимо от их категории, следует, как правило, прокладывать в обход населенных пунктов с устройством подъездов к ним. Расстояние от бровки земляного полотна дорог I-III категорий до линии застройки населенных пунктов следует принимать в соответствии с их генеральными планами, но не менее 200 м.

В отдельных случаях, когда по технико-экономическим расчетам установлена целесообразность проложения дорог I-III категорий через населенные пункты, для них следует выбирать улицы, наименее загруженные местным движением, а также не имеющие большого развития подземных коммуникаций. Для крупных городов следует разрабатывать варианты расположения дорог как в одном, так и в разных уровнях, с сооружением тоннелей или эстакад.

1.12. Конструкции дорожных одежд, число полос проезжей части многополосных дорог, выбор решений по пересечениям и примыканиям дорог, состав комплексов зданий и сооружений дорожной и автотранспортной службы, элементы обстановки, инженерные устройства (в том числе велосипедные дорожки, освещение и средства связи) на дорогах должны приниматься с учетом очередности их строительства по мере роста интенсивности движения. При проектировании автомобильных дорог, обслуживающих технологические перевозки промышленных предприятий, в том числе дорог III-п и IV-п категорий, вопросы очередности строительства должны увязываться с генеральными планами соответствующих предприятий.

1.13. Отвод земельных участков для размещения автомобильных дорог, водоотводных, защитных (включая полосы снегозащитного озеленения) и других сооружений, зданий дорожной и автотранспортной службы, полосы для размещения идущих вдоль дорог коммуникаций осуществляется в соответствии с действующими нормативными документами по отводу земель для строительства автомобильных дорог и дорожных сооружений.

Земельные участки, отводимые на период строительства автомобильных дорог под притрассовые карьеры и резервы, размещение временных городков строителей, временных производственных баз, временных подъездных дорог и других нужд строительства, подлежат возврату тем землепользователям, у которых эти участки были изъяты, после приведения их в состояние, соответствующее "Основным положениям по восстановлению земель, нарушенных при разработке месторождений полезных ископаемых, проведению геологоразведочных, строительных и иных работ".

2. БЕЗОПАСНОСТЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЯ

2.1. Проекты автомобильных дорог, мостов, труб и других сооружений на дорогах (кроме дорог V категории и дорог местного значения IV категории) должны содержать мероприятия по обеспечению безопасности и организации движения и согласовываться с органами Госавтоинспекции МВД СССР, а также с дорожно-эксплуатационными органами, в ведение которых будут переданы эти дороги после окончания строительства для эксплуатации.

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs