Красная линия, N 40, 2009

Рубрика: Безопасность

Е.А.Мешалкин, д.т.н., профессор,

вице-президент по науке НПО "Пульс"

Оценка соответствия объектов требованиям пожарной безопасности



Состояние пожарной безопасности в России, несмотря на ежегодное улучшение показателей обстановки с пожарами, по-прежнему, оказывает заметное влияние на социально-экономическое положение государства и граждан.

Так, полные потери от пожаров оцениваются примерно в 50 млрд. рублей в год, что составляет почти 50% от суммы финансовых средств, предусматриваемых в бюджете на 2008-2010 гг. для решения проблемы аварийного и ветхого жилого фонда или половину от суммы, выделение которой запланировано правительством РФ для решения проблем российских моногородов. Ежедневно происходит около 600 пожаров, до 90 чел. погибают или получают серьезные травмы, около 1 тыс. чел. остаются без жилья в результате его уничтожения или существенного повреждения.

В последние годы произошел ряд пожаров с массовой гибелью людей. Один из наиболее нашумевших - в Российском университете дружбы народов, где погибло 44 гражданина других государств. В феврале 2009 года произошли очередные "резонансные" пожары в здании престарелых (республика Коми, 23 погибших) и жилом здании в Астрахани (погибли 15 человек, 6 человек получили травмы).

Особую опасность представляют объекты в стадии строительства, когда, несмотря на нормативные требования, меры пожарной безопасности сведены до минимума, а поведение контингента рабочих-строителей, часто проживающих непосредственно в строящемся здании, только усугубляет ситуацию. Так, 27 февраля 2006 года, при пожаре в 2-х уровневых бытовках в Духовском пер. (г.Москва) погибли 7 рабочих, а 20 апреля 2006 года при пожаре в бытовке в г.Красногорске погибли 11 человек, еще 4 - пострадали. При пожаре 11 февраля 2008 года в 36-этажном здании жилого комплекса "Измайловский" (г.Москва) в помещении на 30-м этаже погибли 4 человека, 15 человек спасли пожарные подразделения. В январе 2009 года при пожаре в строящемся подземном гараже (московский р-н "Жулебино") погибло 6 человек.

Зарубежная пожарная статистика также имеет примеры сложных пожаров. Так, в Пекине 9 февраля 2009 года пожаром существенно повреждено (100 тыс. м) строящееся 44-этажное здание отеля, один пожарный погиб, 6 - госпитализированы, причина пожара - петарды. Здание решено снести. В городе Талдыкорган (Казахстан) 14 сентября 2009 года при пожаре в наркологическом диспансере погибли 37 человек, еще 14 пострадали.

В некоторой степени такое положение дел связано с несовершенством нормативной базы противопожарных требований. До недавнего времени в области пожарной безопасности действовало более 1,5 тыс. нормативных документов, насчитывающих порядка 65 тыс. требований. Органами Госпожнадзора МЧС России ежегодно проводится около 1,5 млн. мероприятий по контролю соблюдения требований пожарной безопасности, предлагается к исполнению почти 8 млн. противопожарных мероприятий (устраняется до 80% нарушений), рассматривается более 600 тыс. административных дел о нарушениях требований пожарной безопасности. Вместе с тем, действовавшие до последнего времени нормативные документы, в подавляющем большинстве случаев не учитывали положения ч.1 ст.46 ФЗ N 184-ФЗ от 27.12.02 г. "О техническом регулировании" о том, что до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования НПА и нормативных документов подлежат исполнению только в части, соответствующей целям защиты жизни и здоровья граждан (очевидно, не только находящихся собственно в объекте, а и прохожих, участников тушения пожара и др.), имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества (например, припаркованных транспортных средств, городских коммуникаций энергообеспечения и связи, пожарной техники и т.п.). Остальные требования, в том числе в отношении имущества собственников, следует отнести к категории рекомендуемых, т.е. их выполнение зависит от заказчика, тем более что для объектов, не финансируемых за счет соответствующих бюджетов, необходимость и объем разработки раздела 9 проектной документации "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности" определяются заказчиком и указываются в задании на проектирование (п.7 "Положения о составе разделов проектной документации и требования к их содержанию", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87).

Принципиально иной, с правовой точки зрения, стала ситуация в связи с вступлением в силу с 1 мая 2009 года Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", в котором в соответствии со ст.144 (ч.1) применительно к зданиям, сооружениям, строениям (проектируемым, строящимся, эксплуатируемым и т.п.) оценка соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности проводится в следующих формах (порядок изменен по сравнению со ст.144 для удобства изложения дальнейшего материала в отношении объектов капитального строительства):

- экспертизы;

- приемки и ввода в эксплуатацию объектов, а также систем пожарной безопасности;

- декларирования пожарной безопасности;

- государственного пожарного надзора;

- независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности). Рассмотрим перечисленные формы в названной последовательности.

Экспертиза. Можно отнести к стадии проектирования объекта путем проведения государственной экспертизы проектной документации в соответствии с постановлением Правительства РФ от 5 марта 2007 года N 145. При этом предметом госэкспертизы ПД является оценка ее соответствия требованиям технических регламентов, требованиям пожарной безопасности (п.27 Положения вышеназванного ПП РФ). Нужно также отметить, что согласно п.13 Положения в составе ПД, представляемой на госэкспертизу, не упомянуты Специальные технические условия (СТУ), необходимость разработки которых установлена ст.78 ФЗ N 123-ФЗ и п.5 и п.10 н) Положения о составе разделов проектной документации и требования к их содержанию, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 87.

При этом также следует учесть, что с 1 января 2010 года в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" выполнение проектных работ согласно видов, утвержденных приказом Минрегиона РФ от 9 декабря 2008 года N 274, должно осуществляться при наличии Свидетельства о допуске, выданного соответствующей СРО. Практика сопровождения раздела N 9 "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности" ПД в органах госэкспертизы показывает следующее: число выявляемых отступлений от нормативных требований пожарной безопасности составляет 50-100 и более (с вступлением в силу ТР ПБ их число существенно возросло); достаточность предлагаемых компенсирующих мероприятий не всегда корректно подтверждается расчетами уровня пожарной безопасности людей по ГОСТ 12.1.004-91* или по новым методикам (приказы МЧС России от 30.06.2009 г. N 382 и от 10.07.2009 г. N 404). Во избежание неоднозначности трактовки требований ТР ПБ имеется, например, приказ Мосгосэкспертизы от 26.08.2009 г. N 84, согласно которому при проведении с 01.09.2009 г. госэкспертизы ПД, разработанной до 1 мая 2009 г., применяются нормы и правила, действовавшие на момент начала проектирования, что основано на письме МЧС России от 05.08.2009 г. N 43-2901-19.

Некоторые трудности при госэкспертизе может создать то, что СТУ, согласно ФЗ от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании", не отнесены к нормативным документам (названы только Своды Правил и Национальные стандарты, как документы добровольного применения). В этой связи корректными с правовой точки зрения можно считать только СТУ, разработанные и используемые при проектировании объектов, для которых нормативные требования пожарной безопасности отсутствуют (ст.78 ТР ПБ) при соблюдении порядка согласования таких СТУ с МЧС России (приказ от 16.03.2007 г. N 141) и Минрегионом России (приказ от 01.04.2008 г. N 36). Для остальных СТУ (разрабатываемых при отступлениях от нормативных требований согласно п.1.4 и п.1.5 СП 2.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты") их следует относить к нормативным документам по пожарной безопасности только на основании ст.1 Ф3 от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", но в любом случае как к документам добровольного применения.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs