Красная линия N 38, 2009

Рубрика: Безопасность

Е.А.Мешалкин, д.т.н., проф.,

вице-президент по науке НПО "Пульс"

Пожарная безопасность: проектирование объектов в условиях новой нормативной базы



Строительство высотных жилых и общественных зданий, многофункциональных комплексов, а также иных объектов, на которые отсутствуют нормативные требования, вызывает серьезные опасения с точки зрения обеспечения их пожарной безопасности.

Действовавшие в последние годы нормативные документы (СНиП, ТСН и др.) в подавляющем большинстве не учитывали положения ст.46 ФЗ N 184-ФЗ от 27.12.2002 "О техническом регулировании" об обязательности исполнения требований в части обеспечения безопасности людей (очевидно, не только находящихся собственно в объекте, а и прохожих, участников тушения пожара и др.) и чужого имущества (например, припаркованных транспортных средств, городских коммуникаций энергообеспечения и связи, пожарной техники и т.п.). При этом остальные требования следует относить к имеющим рекомендательный характер, хотя достаточно трудно было классифицировать нормативные требования по этому признаку.

Принятие Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (ФЗ N 123-Ф3 от 22.07.08) является, безусловно, огромным шагом вперед со стороны МЧС России в системе нормативного правового регулирования, но требует применения системы сводов правил (СП), национальных стандартов, других нормативных документов по пожарной безопасности. В любом случае требования таких документов следует отнести к категории рекомендуемых, а их выполнение будет зависеть от заказчика строительства, тем более что для объектов, не финансируемых за счет соответствующих бюджетов, необходимость и объем разработки раздела 9 проектной документации "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности" определяются заказчиком и указываются в задании на проектирование (п.7 "Положения о составе разделов проектной документации и требования к их содержанию", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года N 87).

Разработанные на федеральном уровне Своды правил по пожарной безопасности (всего их пока двенадцать, в том числе СП 1.13130.2009, СП 2.13130.2009 и др.) не распространяются на проектирование высотных (жилых - более 75 м, общественных - более 50 м), многофункциональных зданий, зданий-комплексов, складов с высотой складирования более 5,5 м и т.д., что является основанием для подготовки соответствующих Специальных технических условий (СТУ) согласно ст.78 "Технического регламента о требованиях пожарной безопасности" (ФЗ N 123-ФЗ от 22.07.2008) и, в частности, п.1.4 СП 2.13130.2009 "Обеспечение огнестойкости объектов защиты".

Нормативными документами, определяющими статус СТУ и требования к ним, остаются приказ МЧС России от 16.03.2007 N 141 "Об утверждении Инструкции о порядке согласования отступлений от требований пожарной безопасности, а также не установленных нормативными документами дополнительных требований пожарной безопасности" (зарегистрирован Минюстом России, рег. N 9172 от 29.03.2007) и приказ Министерства регионального развития России от 01.04.2008 N 36 "О порядке разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства" (зарегистрирован Минюстом России, рег. N 11517 от 11.04.2008).

Специальные технические условия - нормативный документ по пожарной безопасности для конкретного объекта, обеспечивающий существенное упрощение процедуры государственной экспертизы проектной документации согласно ст.49 Гражданского кодекса РФ. С помощью СТУ можно:

- установить требования для различных стадий жизненного цикла объекта: "эскизный проект - проектирование - строительство - эксплуатация - реконструкция (техническое переоснащение)", в том числе при отсутствии требований норм;

- устранить противоречия различных норм;

- применить эффективные проектные решения при подтверждении расчетами уровня обеспечения пожарной безопасности людей и имущества, а также, в ряде случаев, обосновать отказ от некоторых видов АУПТ (ст.61 Технического регламента);

- предложить компенсирующие противопожарные мероприятия (п.1.5 СП 2.13130.2009);

- упростить разработку проектной документации на стадиях "П" и "РД" за счет подготовки в комплексе с СТУ раздела N 9 "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности";

- облегчить прохождение государственной экспертизы проектной документации (ПД) при условии согласования СТУ с соответствующим органом Госпожнадзора МЧС России и Минрегионом России (для объектов, перечисленных в ст.48 Гражданского кодекса РФ и п.1.5 СП 2.13130.2009).

Принципиально важными основаниями для разработки СТУ можно считать:

- отсутствие нормативных требований пожарной безопасности (ст.78 Технического регламента);

- недостаточность требований по пожарной безопасности, установленных нормативными документами;

- вынужденные отступления от противопожарных требований норм и правил согласно п.1.5 СП 2.13130.2009 (например, по параметрам эвакуационных путей и выходов на основе результатов расчетов, что предусмотрено п.4.1.5 СП 1.13130.2009 "Эвакуационные пути и выходы", п.4 ППБ 01-03) и необходимость применения мероприятий, компенсирующих эти отступления;

- внесение дополнительных требований по сравнению с требованиями действующих нормативных документов;

- использование отдельных положений, содержащихся в нормативных документах зарубежных стран.

Разработка и согласование раздела "Пожарная безопасность" СТУ на проектирование объектов различного назначения требует существенной корректировки, учитывающей следующие основные новации ФЗ:

- ст.4, п.4. К нормативным документам (НД) по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила). Требования таких НД следует отнести к категории рекомендуемых для применения, что подтверждает ст.6 ФЗ, где отмечено, что "ПБ объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены обязательные требования ПБ, установленные ФЗ о технических регламентах, а пожарный риск не превышает допустимых значений". Об этом же свидетельствует ФЗ N 65-ФЗ от 01.05.2007 "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании", которым к нормативным документам, кроме стандартов, отнесены Своды правил (ст.2, абзацы 19, 20 и дополнительный абзац "Своды правил - документ в области стандартизации, в котором содержатся технические правила и (или) описание процессов проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки..., и который применяется на добровольной основе");

- ст.6, п.3. "При выполнении обязательных требований ПБ, установленных ФЗ о технических регламентах, и требований НД по пожарной безопасности расчет пожарного риска не требуется";

- ст.6, п.5. "Юрлицом - собственником объекта защиты... должна быть представлена в уведомительном порядке до ввода в эксплуатацию объекта защиты декларация пожарной безопасности в соответствии со ст.64";

- ст.6, п.6. "Расчеты по оценке пожарного риска являются составной частью декларации пожарной безопасности...". Форма и порядок регистрации декларации пожарной безопасности утверждены приказом МЧС России от 24.02.2009 N 91 (зарегистрирован Минюстом России, рег. N 13577 от 23.03.2009);

- ст.6, п.7. "Порядок проведения расчетов по оценке пожарного риска определяется нормативными правовыми актами РФ".

Принято и вступило в силу с 1 мая 2009 года Постановление Правительства РФ от 31 марта 2009 года N 272 "О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска", которым утверждены "Правила проведения расчетов по оценке пожарного риска":

- п.5. "Определение расчетных величин пожарного риска проводится по методикам, утверждаемым МЧС России";

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs