• Текст документа
  • Статус
Действующий


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

2.5 ГИГИЕНА И ЭПИДЕМИОЛОГИЯ НА ТРАНСПОРТЕ

2.5.4 ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ

ЛОКОМОТИВЫ, МОТОРВАГОННЫЙ И СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

МЕТОДИКИ ИСПЫТАНИЙ
по оценке искусственной освещенности



Дата введения 2003-06-18

     
     
Предисловие

1. РАЗРАБОТАН ФГУП Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены МПС России (Береснева Т.Г., к.м.н. Лексин А.Г., Минеева Н.И., к.м.н. Школьников Б.И.).

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Главным Государственным санитарным врачом по железнодорожному транспорту РФ МУ ЦУВСС N 6-6 от 18 июня 2003 г.

3. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1 Область применения


Методики испытаний по оценке искусственной освещенности в помещениях распространяются на испытания кабин, салонов, служебных помещений (далее помещений) локомотивов, моторвагонного подвижного состава, рельсового автобуса (МВПС) и специального подвижного состава железнодорожного транспорта (СПС).

Настоящие методики могут быть использованы при приемочных, сертификационных и других видах испытаний.

2 Нормативные ссылки


В настоящем документе использованы ссылки на следующие нормативные документы:

ГОСТ 12.0.004-90 ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения.

3 Определения


Рабочее освещение - освещение, обеспечивающее нормируемые осветительные условия (освещенность, качество освещения) в помещении и в местах производства работ вне помещений.

Общее освещение - освещение, при котором светильники размещаются в верхней зоне помещения равномерно (общее равномерное освещение) или применительно к расположению оборудования (общее локализованное освещение).

Местное освещение - освещение, дополнительное к общему, создаваемое светильниками, концентрирующими световой поток непосредственно на рабочих местах.

Рабочая поверхность - поверхность, на которой производится работа и нормируется или измеряется освещенность.

Условная рабочая поверхность - условно принятая горизонтальная поверхность, расположенная на высоте 0,8 м от пола.

Освещенность (Локомотивы, моторвагонный и специальный подвижной состав железных дорог. Методики испытаний по оценке искусственной освещенности. МУ) - отношение светового потока к площади освещаемой им поверхности; измеряется в люксах (лк).

Коэффициент неравномерности освещенности (Локомотивы, моторвагонный и специальный подвижной состав железных дорог. Методики испытаний по оценке искусственной освещенности. МУ) - отношение максимальной зафиксированной освещенности (Локомотивы, моторвагонный и специальный подвижной состав железных дорог. Методики испытаний по оценке искусственной освещенности. МУ) к минимальной (Локомотивы, моторвагонный и специальный подвижной состав железных дорог. Методики испытаний по оценке искусственной освещенности. МУ) на одной рабочей или условно рабочей поверхности.

Яркость - величина светового потока, отраженного освещаемой или светящейся поверхностью по направлению к глазу; измеряется в кд/мЛокомотивы, моторвагонный и специальный подвижной состав железных дорог. Методики испытаний по оценке искусственной освещенности. МУ.

4 Объект испытаний

4.1 Объектом испытаний являются локомотивы, МВПС и СПС.

4.2 Испытаниям подвергается объект, на который должен быть представлен акт о его готовности к испытаниям.

4.3 Испытуемый объект должен быть изготовлен в полном соответствии с ТУ, утвержденными рабочими чертежами и технологией, принят ОТК предприятия-изготовителя и инспекцией МПС России (при ее наличии на предприятии).

4.4 Испытаниям подвергают все помещения (кабины, салоны, служебные и бытовые помещения) в составе локомотивов, МВПС и СПС.

5 Оформление результатов испытаний


Результаты испытаний оформляются в виде первичных протоколов (Приложение А).

6 Требования безопасности

6.1 За безопасность испытателей несет ответственность руководитель испытаний.

6.2 Участники испытаний до их начала проходят инструктаж по технике безопасности в соответствии с ГОСТ 12.0.004.

6.3 На путях федерального железнодорожного транспорта выполняют требования Правил ЦРБ/162 /1/, ЦТ 4770 /2/ "Правила по технике безопасности и производственной санитарии при эксплуатации электровозов, тепловозов и моторвагонного подвижного состава", 1992 г., ПОТ РО 32 ЦП-652-99 "Правила по охране труда при содержании и ремонте железнодорожного пути и сооружений", 1999 г., определяющих порядок работы и безопасность на железнодорожном транспорте.

7 Требования к квалификации испытателей


К проведению измерений допускается испытатель со средним или высшим техническим образованием и стажем работы в данной области не менее одного года.

II МЕТОДИКА ИСПЫТАНИЙ по показателю "уровни искусственной освещенности в помещениях локомотивов, моторвагонного и специального подвижного состава"

2.1 Показатели оценочные

2.1.1 Уровни искусственной освещенности, Локомотивы, моторвагонный и специальный подвижной состав железных дорог. Методики испытаний по оценке искусственной освещенности. МУ, лк, и неравномерность освещенности, Локомотивы, моторвагонный и специальный подвижной состав железных дорог. Методики испытаний по оценке искусственной освещенности. МУ, в кабинах машиниста локомотивов, моторвагонного и специального подвижного состава:

- рабочее освещение в режиме "яркий свет";

- неравномерность освещенности (отношение максимальной освещенности к минимальной);

- рабочее освещение в режиме "тусклый свет";

- местное освещение графика движения места на столике помощника машиниста (при его наличии);

- неравномерность освещенности (отношение максимальной освещенности к минимальной).

2.1.2 Уровни искусственной освещенности, Локомотивы, моторвагонный и специальный подвижной состав железных дорог. Методики испытаний по оценке искусственной освещенности. МУ, лк, в машинном (дизельном) отделении:

- в проходах на полу;

- на вертикальной поверхности ограждений оборудования на уровне 1 м от пола.

2.1.3 Уровни искусственной освещенности, Локомотивы, моторвагонный и специальный подвижной состав железных дорог. Методики испытаний по оценке искусственной освещенности. МУ, лк, в салонах МВПС:

- общее освещение на расстоянии 0,6 м от спинки дивана;

- на полу в проходах, тамбурах;

- на вертикальной поверхности электрических шкафов (на аппаратах);

- на ступеньках при входе в вагон.

2.1.4 Уровни искусственной освещенности, Локомотивы, моторвагонный и специальный подвижной состав железных дорог. Методики испытаний по оценке искусственной освещенности. МУ, лк, в бытовых, служебных помещениях:

- на поверхности стола;

- на полу в проходах;

- на расстоянии 0,6 м от спинки диванов.

2.1.5 Уровни искусственной освещенности, Локомотивы, моторвагонный и специальный подвижной состав железных дорог. Методики испытаний по оценке искусственной освещенности. МУ, лк, на рабочих местах с видеотерминалами (ВДТ):

- общее и общее+местное освещение на поверхности столешницы (клавиатуры);

- общее и общее+местное на поверхности экрана.

2.1.6 Уровни искусственной освещенности, Локомотивы, моторвагонный и специальный подвижной состав железных дорог. Методики испытаний по оценке искусственной освещенности. МУ, лк, рабочих органов специального подвижного состава:

- освещенность рабочих поверхностей в зоне производства работ на уровне головки рельса.

2.1.7 Уровни искусственной освещенности, Локомотивы, моторвагонный и специальный подвижной состав железных дорог. Методики испытаний по оценке искусственной освещенности. МУ, лк, лестниц, подножек и площадок.

2.2 Условия проведения испытаний

2.2.1 Испытания проводят в темное (ночное) время суток на стоянке. Допускают проведение измерений в иное время суток при закрытых светонепроницаемыми экранами (шторами) окнах.

2.2.2 Питание приборов освещения должно осуществляться от энергосети локомотивов, МВПС, СПС.

2.3 Средства и погрешности измерения

2.3.1 Измерения проводят люксметром типа Аргус-01 с пределом измерений 1Локомотивы, моторвагонный и специальный подвижной состав железных дорог. Методики испытаний по оценке искусственной освещенности. МУ200000 лк; Ю-116 с пределом измерений 5Локомотивы, моторвагонный и специальный подвижной состав железных дорог. Методики испытаний по оценке искусственной освещенности. МУ100 лк (основной) и 50Локомотивы, моторвагонный и специальный подвижной состав железных дорог. Методики испытаний по оценке искусственной освещенности. МУ100000 (дополнительный); Ю-117 с пределом измерений 0,1Локомотивы, моторвагонный и специальный подвижной состав железных дорог. Методики испытаний по оценке искусственной освещенности. МУ100 лк (основной) и 1,7Локомотивы, моторвагонный и специальный подвижной состав железных дорог. Методики испытаний по оценке искусственной освещенности. МУ1000000 лк (дополнительный) или другой аппаратурой с погрешностью измерения не более ±10%.

2.3.2 Средства измерения должны быть поверены в установленном порядке и иметь свидетельства о поверке.

2.4 Порядок проведения испытаний

2.4.1 Перед проведением измерений произвести сбор данных по следующим показателям:

тип светильников;

тип ламп (для оценки соответствия нормативным требованиям);

наличие и состояние светильников местного освещения.

2.4.2 При проведении измерений необходимо соблюдать следующие требования:

- приемная пластина фотоэлемента должна размещаться на рабочей поверхности в плоскости ее расположения (горизонтальной, вертикальной, наклонной);

- на фотоэлемент не должны падать случайные тени от человека и оборудования;

- не допускается установка измерителя на металлические поверхности.

2.4.3 Измерения проводят в порядке, указанном в таблице 2.1:

Таблица 2.1 - Порядок проведения измерений

Показатели

Порядок проведения измерений

Уровни искусственной освещенности, Локомотивы, моторвагонный и специальный подвижной состав железных дорог. Методики испытаний по оценке искусственной освещенности. МУ, лк, в кабинах машиниста локомотивов, моторвагонного и специального подвижного состава:

- рабочее освещение в режиме "яркий свет"

- на поверхности пульта управления в пяти точках;

- на поверхности всех элементов управления, располагаемых вне основного пульта в одной точке;

- на поверхности пола в проходах в пяти точках;

- рабочее освещение в режиме "тусклый свет"

- на поверхности пульта управления в пяти точках;

- на поверхности всех элементов управления, располагаемых вне основного пульта в одной точке;

- на поверхности пола в проходах в пяти точках;

- местное освещение графика движения и места на столике помощника машиниста (при его наличии)

- при отключенном рабочем освещении на поверхности графика движения в одной точке в геометрическом центре при минимальной и максимальной мощности освещения

- аварийное освещение:

на полу в проходах

- на поверхности пола в проходах в пяти точках, равномерно распределенных по проходу

Уровни искусственной освещенности, Локомотивы, моторвагонный и специальный подвижной состав железных дорог. Методики испытаний по оценке искусственной освещенности. МУ, лк, в машинном (дизельном) отделении:

- в проходах на полу

- на поверхности пола в проходах в пяти точках, равномерно распределенных по проходу;

- на вертикальной поверхности ограждений оборудования на уровне 1 м от пола

на вертикальной поверхности ограждений оборудования на уровне 1 м от пола

- аварийное освещение:

на полу в проходах

- на поверхности пола в проходах в пяти точках, равномерно распределенных по проходу

Уровни искусственной освещенности, Локомотивы, моторвагонный и специальный подвижной состав железных дорог. Методики испытаний по оценке искусственной освещенности. МУ, лк, в салонах МВПС:

общее освещение на расстоянии 0,6 м от спинки дивана

в горизонтальной плоскости на высоте 0,8 м от пола на расстоянии 0,6 м от спинки дивана в трех поясах салона (слева и справа) в 5 точках в каждом поясе

на полу в проходах, тамбурах

на поверхности пола в проходах салона, в тамбурах в трех поясах в 5 точках в каждом поясе

на вертикальной поверхности электрических шкафов (на аппаратах)

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Что вы получите:

После завершения процесса оплаты вы получите доступ к полному тексту документа, возможность сохранить его в формате .pdf, а также копию документа на свой e-mail. На мобильный телефон придет подтверждение оплаты.

При возникновении проблем свяжитесь с нами по адресу uwt@kodeks.ru

Локомотивы, моторвагонный и специальный подвижной состав железных дорог. Методики испытаний по оценке искусственной освещенности. МУ

Название документа: Локомотивы, моторвагонный и специальный подвижной состав железных дорог. Методики испытаний по оценке искусственной освещенности. МУ

Номер документа: ЦУВСС 6-6

Вид документа: МУ (Методические указания)

Принявший орган: Главный государственный санитарный врач по железнодорожному транспорту

МПС России

Статус: Действующий

Опубликован: / Министерство путей сообщения России; Департамент здравоохранения. - М., 2003 год
Дата принятия: 18 июня 2003

Дата начала действия: 18 июня 2003
Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах