Временные нормы расхода топлив и смазочных материалов на эксплуатацию наземных транспортных средств
СОГЛАСОВАНО: Первый заместитель директора НИИАТ Л.Я.Рошаль 08 февраля 2001 г.
УТВЕРЖДАЮ: Первый заместитель Министра природных ресурсов Российской Федерации В.А.Пак 28 февраля 2001 г.
Сборник содержит нормы и нормативы расхода топлив и смазочных материалов, методические и справочные материалы. Предназначен для определения нормативной потребности в топливах и смазочных материалах для автомобилей, автобусов, тракторов и спецтехники для проектирования и определения сметной стоимости, а также для внутрихозяйственного планирования при проведении геологоразведочных, природоохранных и других работ в сфере деятельности Министерства природных ресурсов России.
Предусмотренные в настоящем Сборнике поправки к нормам расхода топлив и смазочных материалов, учитывающие дорожно-климатические условия и специфические особенности эксплуатации автомобильного транспорта при проведении работ в сфере деятельности МПР РФ, согласованы в порядке, установленном Минтрансом России.
Научный руководитель, д.т.н. - Ахмет В.Х., ответственный исполнитель - Парнас Ю.А. (ВИЭМС).
При подготовке настоящего Сборника большая помощь оказана специалистами МПР РФ Скрябиной Т.П. и Крыжинским В.Ф., сотрудниками НИИ автомобильного транспорта к.т.н. Туровским Ф.В. и д.т.н. Московкиным В.В., работниками предприятий, участвовавшими в апробации и приславшими замечания и предложения, учтенные в окончательной редакции документа.
1. Временные нормы расхода топлив и смазочных материалов на эксплуатацию наземных транспортных средств (далее по тексту - Сборник) разработан в соответствии с заданием МПР России (письмо от 10.11.98 г. N 21-25/359).
2. Сборник предназначен для определения нормативной потребности в топливах и смазочных материалах для автомобилей, автобусов, тракторов и спецтехники для проектирования и определения сметной стоимости, а также для внутрихозяйственного планирования при проведении геологоразведочных, природоохранных и других работ в сфере деятельности Министерства природных ресурсов России.
3. Настоящий Сборник является новой редакцией изданного в 1994 г. "Сборника норм расхода горюче-смазочных материалов на геологоразведочных работах", вып.1, "Эксплуатация транспортных средств". В новой редакции дополнительно приведены: нормы расхода топлив и смазок для новых марок и моделей технических средств; нормативно-методические материалы; согласованные в установленном порядке поправки к нормам, учитывающие условия использования транспорта при проведении работ в сфере деятельности МПР РФ. Порядок применения поправок для различных типов транспортных средств приведен в разделе 1 настоящего Сборника.
4. Сборник разработан на основе:
- "Норм расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте" (руководящий документ Минтранса России Р 3112194-0366-97 от 29.04.97) и поправок к нормам для МПР РФ (письмо НИИАТа от 09.12.00 N 4050-05/862);
- "Методики нормирования расхода топлива на автомобильном транспорте" (НИИПиН, 1983 г.);
- опыта внедрения первой редакции Сборника, данных о расходовании топлив и смазочных материалов в организациях МПР РФ;
- справочников и других источников.
5. В Сборнике приведены:
- общие положения, определяющие порядок применения норм и расчета потребности в топливах и смазках материалах (раздел 1);
- нормы расхода топлив для автомобилей и автобусов общего и специального назначения (раздел 2);
- нормы расхода топлив для тракторов и вездеходов общего и специального назначения (раздел 3);
- нормы расхода смазочных материалов (раздел 4);
- приложения, содержащие справочные материалы и примеры пользования Сборником.
1.1. Определение потребности в топливах и смазочных материалах (ТСМ) на автомобильном транспорте, тракторах и вездеходах регламентируется системой норм и поправочных коэффициентов (надбавок), позволяющих определить меру потребления ТСМ для конкретных условий эксплуатации указанной техники.
В систему входят:
- линейные нормы расхода топлив для автомобилей и автобусов, являющиеся едиными для использования в качестве нормативной базы на всей территории Российской Федерации (п.1.2);
- поправочные коэффициенты (надбавки) к линейным нормам расхода топлива, учитывающие дорожно-климатические и другие факторы, связанные с техническим состоянием машин, безопасностью движения и др. (п.1.3);
- нормы дополнительных расходов топлив, учитывающие техническое обслуживание, запуск и ремонт автомобилей и тракторов, маневрирование автомобилей при погрузке и разгрузке и другие факторы (п.1.4 и п.1.9);
- нормы расхода топлив на работу специального оборудования, учитывающие расход топлив на погрузочно-разгрузочные и др. нужды, связанные с перевозками грузов специализированными автомобилями (п.1.5);
- нормы расхода топлив на работу оборудования специальных автомобилей (п.1.6-1.7);
- нормы расхода топлив на работу тракторов и вездеходов (транспортных и специальных) (п.1.8);
- нормы расхода смазочных материалов для автомобилей, тракторов и вездеходов (п.1.10);
- дополнительные материалы для определения норм и нормативной потребности в ТСМ (п.1.11).
1.2. Линейные нормы расхода топлив для автомобилей и автобусов утверждены Минтрансом России (руководящий документ Р 3112194-0366-97 от 29.04.97). К линейным нормам относятся:
- базовые нормы расхода на 100 км пробега автомобилей и автобусов;
- нормы расхода на 100 тонно-километров транспортной работы автомобилей.
1.2.1. Линейные (базовые) нормы на пробег автомобилей и автобусов приведены в таблицах раздела 2 настоящего Сборника в соответствии с классификацией и системой обозначений транспортных средств, приведенных в приложении 1.
1.2.2. Для большинства марок и моделей автомобилей линейные нормы на пробег имеют статус постоянных, за исключением ряда новых марок и моделей, для которых нормы, на период их уточнения, имеют статус временных (в таблицах 1-7 раздела 2 эти нормы отмечены знаком "*"). Для марок и моделей автомобилей, для которых линейные нормы на пробег не утверждены Минтрансом РФ, руководитель предприятия (организации) вправе ввести временные линейные нормы на срок не более 1 года (при необходимости с последующим продлением сроков также не более одного года). Эти нормы устанавливаются в соответствии с рекомендациями, приведенными в приложении 2.
1.2.3. Линейные (базовые) нормы на пробег имеют следующие единицы измерения *:
_______________
* В приведенных в таблицах 1-7 раздела 2 линейных нормах использованы следующие сокращения применяемых топлив: Б - автомобильный бензин; Д - дизельное топливо; ГСН - сжиженный нефтяной газ; СПГ - сжатый природный газ.
- для автомобилей, работающих на автомобильном бензине и дизельном топливе, - в литрах топлива на 100 км (л/100 км);
- для автомобилей, работающих на сжиженном нефтяном газе, - в литрах сжиженного газа на 100 км (л/100 км);
- для автомобилей, работающих на сжатом природном газе, - в нормальных кубических метрах сжатого газа на 100 км (м/100 км);
- для газодизельных автомобилей - в нормальных кубических метрах сжатого газа плюс в литрах дизельного топлива на 100 км (м/100 км + л/100 км).
1.2.4. Линейные нормы на пробег для базовых марок и моделей автомобилей и автобусов, приведенные в разделе 2 настоящего Сборника, увеличиваются (снижаются) в следующих размерах:
а) для моделей и модификаций автомобилей и автобусов, не имеющих конструктивных отличий, но отличающихся от базовой модели собственной массой (установка фургонов, дополнительного оборудования, бронирование и т.д.), а также при перегоне автомобилей в спаренном или в строенном состоянии нормы расхода увеличиваются (снижаются) на каждую тонну превышения (снижения) собственной массы базового автомобиля:
- до 2,0 л/100 км - для автомобилей с бензиновыми двигателями;
- до 1,3 л/100 км - для автомобилей с дизельными двигателями;
- до 2,5 л/100 км - для автомобилей на сжиженном газе;
- до 2,0 м/100 км - для автомобилей на сжатом газе;
- до 1,2 м сжатого газа плюс до 0,25 л дизельного топлива на 100 км - для газодизельных автомобилей;
б) для автомобилей с несамосвальными кузовами при использовании прицепов и полуприцепов нормы расхода увеличиваются на каждую тонны массы прицепов и полуприцепов в пределах, приведенных в подпункте "а";
в) для автомобилей с самосвальными кузовами при использовании прицепов нормы расхода увеличиваются на каждую тонну массы прицепов и половины их номинальной грузоподъемности в пределах, приведенных в подпункте "а";
г) для грузовых автомобилей и прицепов с несамосвальными кузовами при выполнении транспортной работы, не учитываемой в тонно-километрах, а также при их использовании в качестве технологического транспорта или грузовых таксомоторов - линейные нормы увеличиваются до 10% на единицу подвижного состава.
1.2.5. Линейные нормы на пробег с учетом их изменения в соответствии с пп."а" - "г" п.1.2.4 определяются по формулам:
- для бортовых автомобилей с несамосвальными кузовами, работа которых не учитывается в тонно-километрах:
(1)
- для остальных автомобилей и автобусов:
, (2)
где: - линейная норма расхода топлива на пробег, л/100 км [(м, м + л)/100 км];
- линейная норма расхода топлива на пробег базовой марки (модели) автомобиля, приведенная в разделе 2.1, л/100 км [(м, м + л)/100 км];
- размер увеличения линейной нормы, учитывающий транспортную работу грузовых автомобилей с несамосвальными кузовами в соответствии с п."г", % ;
- увеличение (со знаком "+") или снижение (со знаком "-") массы автомобиля по сравнению с базовой моделью (в соответствии с п."а" - "в"), т;
- величина изменения линейной нормы на каждую тонну изменения массы автомобиля в соответствии с п."а", л/100 км [(м, м + л)/100 км].
1.2.6. Линейные нормы расхода на транспортную работу грузовых автомобилей с несамосвальными кузовами установлены в следующих пределах:
- до 2,0 л/100 т-км - для автомобилей с бензиновыми двигателями;
- до 1,3 л/100 т-км - для автомобилей с дизельными двигателями;
- до 2,5 л/100 т-км - для автомобилей, работающих на сжиженном газе;
- до 2,0 м/100 т-км - для автомобилей, работающих на сжатом газе;
- до 1,2 м сжатого газа плюс до 0,25 л дизельного топлива на 100 т-км - для газодизельных автомобилей.
Для легковых автомобилей, автобусов и автомобилей-самосвалов дополнительный расход топлив на транспортную работу учтен в линейных нормах расхода топлива на пробег.
1.2.7. В случае, если автомобили-самосвалы (самосвальные автопоезда) работают с коэффициентом использования пробега и грузоподъемности (коэффициентом полезной работы) значительно выше 0,5, для них допускается нормирование расхода топлив по линейным нормам на пробег и транспортную работу аналогично автомобилям с несамосвальными кузовами; при этом линейная норма на пробег определяется корректировкой соответствующей нормы базового бортового автомобиля в соответствии с п."а" и "б" п.1.2.1.
1.2.8. Нормативные расходы топлив по линейным нормам без учета поправочных коэффициентов (надбавок) определяются по формулам:
- для легковых автомобилей, автобусов, грузовых автомобилей (автопоездов) с самосвальными кузовами, а также грузовых автомобилей (автопоездов) с несамосвальными кузовами, работа которых не учитывается в тонно-километрах:
(3)
- для грузовых автомобилей (автопоездов) с несамосвальными кузовами, работа которых учитывается в тонно-километрах:
(4)
В этих формулах:
- нормативный расход топлива, л (м, м + л);