Статус документа
Статус документа


РД 34.31.602
СО 153-34.31.602

     

ИНСТРУКЦИЯ ПО РЕМОНТУ ГИДРОТУРБИН И МЕХАНИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ГЕНЕРАТОРОВ



Инструкция составлена Центральным конструкторским бюро по модернизации энергетического оборудования

Автор инж. В.И.Негода

УТВЕРЖДАЮ:

Главный инженер Главэнергоремонта П.К.Орешкин 13 января 1970 г.


В Инструкции содержатся основные положения по проведению контрольного осмотра, измерений, испытаний и выявлению дефектов отдельных узлов гидротурбин и механической части генераторов с целью уточнения предстоящего объема ремонтных работ, ожидаемых трудозатрат и стоимости. Представлены также технические требования к отремонтированным агрегатам и узлам, необходимые при приемке указанного оборудования из ремонта.

Вопросы технологии ремонта этого оборудования в Инструкции не рассматриваются.

Инструкция предназначена для инженерно-технического персонала, производящего капитальный ремонт гидротурбин и механической части генераторов.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая Инструкция содержит указания и нормы по обеспечению работоспособности гидротурбин и механической части генераторов в процессе капитального ремонта и обязательна для всех организаций Минэнерго СССР, выполняющих этот ремонт.

1.2. Инструкция распространяется на ремонт вертикальных и горизонтальных гидроагрегатов с пропеллерными, поворотно-лопастными, радиально-осевыми и ковшовыми рабочими колесами производства отечественных заводов и иностранных фирм и предназначена для инженерно-технического персонала, выполняющего ремонт перечисленного оборудования.

1.3. Пересмотр "Типовой инструкции по ремонту гидротурбин", выпущенной трестом ОРГРЭС в 1958 г., произведен в связи с недостаточно полным отражением в ней все возрастающих требований к порядку проведения контрольных осмотров и выявлению дефектов оборудования, а также к его техническому состоянию после ремонта.

1.4. В Инструкции не рассматриваются общие вопросы организации ремонта в условиях электростанции, в том числе подготовка к ремонту*, ответственность и взаимоотношения электростанций и ремонтных предприятий, приемка из ремонта, обеспечение запасными частями, а также нормы простоя, типовой объем работ и полный перечень технической документации. Эти вопросы изложены в выпускаемой ЦКБ Главэнергоремонта "Инструкции по организации ремонта энергетического оборудования электростанций".

________________

* Объем испытаний и проверки работы гидроагрегата в период подготовки к ремонту определяются по ведомости эксплуатационных показателей.

1.5. В Инструкции не рассматриваются вопросы технологии: порядок разборки и сборки агрегата, методы ремонта отдельных узлов, применяемые при этом приспособления, инструмент, материалы, такелаж и пр., которые войдут в разработки ЦКБ: "Технология ремонта гидротурбин и механической части генераторов" и "Комплексная технология ремонта поверхностей гидротурбин, поврежденных кавитацией". Вопросы центровки освещаются в "Инструкции по центровке вертикальных гидроагрегатов".

1.6. Правила техники безопасности и пожарной безопасности при ремонте гидроагрегатов должны соответствовать разделу VII "Правил безопасности при эксплуатации водного хозяйства, гидротехнических сооружений и гидромеханического оборудования электростанций" ("Энергия", 1966), "Правилам безопасности при эксплуатации электроустановок, электростанций и подстанций" (Энергия", 1969), "Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов"* (Госгортехиздат, 1970), "Правилам устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением"** (Госэнергоиздат, 1960), "Правилам техники безопасности и производственной санитарии при производстве ацетилена, кислорода и газопламенной обработки металлов"*** (Машгиз, 1959), всем действующим инструкциям по мерам пожарной безопасности и другим действующим правилам, а также разработанным на их основе инструкциям, утвержденным главным инженером ремонтного предприятия или гидроэлектростанции.

_______________

* На территории Российской Федерации действуют ПБ 10-382-00;

** На территории Российской Федерации действуют ПБ 03-576-03, здесь и далее по тексту;

*** На территории Российской Федерации документ не действует. Действуют ПОТ РМ-019-2001. - Примечания изготовителя базы данных.

1.7. Настоящая Инструкция разработана как типовая, на ее основе эксплуатационный персонал может создать аналогичные местные инструкции, каждая из которых будет отражать особенности, свойственные лишь определенной конструкции гидротурбины и принятой на гидроэлектростанции Организации ремонта.

1.8. При особо ответственных ремонтах следует привлекать представителей заводов - изготовителей оборудования.

2. ОСНОВНЫЕ УКАЗАНИЯ ПО РАЗБОРКЕ ГИДРОАГРЕГАТА И ЕГО ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ


При разборке отдельных агрегатов и узлов необходимо тщательно осматривать взаимное расположение сочлененных деталей и отыскивать на них сборочные метки (марки, керны и пр.). Если метки отсутствуют, их необходимо поставить и занести в эскиз. Нанесение временных меток (царапин, рисок) запрещается.

Полной разборке вертикальных агрегатов предшествует проверка центровки, в том числе выявление неперпендикулярности зеркального диска, а также уклона и излома валов во фланцах с занесением результатов в формуляры.

Ниже приводятся указания по особенностям разборки отдельных узлов.

2.1. Перед разборкой подпятника ротор вертикального агрегата устанавливается на "сухари"; ванна подпятника освобождается от масла*, демонтируются маслоохладители.

________________

* С предварительным отбором проб масла для анализа.


Снятие ступицы с вала производится по местной инструкции, составленной на основании указаний завода-изготовителя. К снятию ступицы зонтичных генераторов следует прибегать только в случае крайней необходимости.

2.2. При распаривании валов вертикальных радиально-осевых турбин вал агрегата вместе с ротором генератора и рабочим колесом поднимаются тормозами на высоту 5-8 мм. Под нижний обод рабочего колеса на кольцевую заточку камеры турбины в четырех, диаметрально противоположных точках устанавливаются точно пригнанные металлические прокладки высотой 15-25 мм, длиной 200-250 мм, шириной 30-50 мм. Путем уменьшения давления в тормозах ротор с валом опускается и рабочее колесо садится на прокладки. После этого можно приступать к разъединению валов.

Рабочее колесо поворотно-лопастной турбины при распаривании валов подвешивается в турбинной камере на специальных подвесках.

2.3. До разборки сервомоторов направляющего аппарата необходимо выпустить масло из цилиндров в специальную посуду. Во избежание повреждения манжет при снятии крышек не должны допускаться перекосы. Указанную разборку следует производить (если это удобно) вне шахты турбины.

2.4. После выемки ротора вертикального агрегата производится проверка центровки неподвижных частей агрегата по струне с занесением результатов в формуляр.

2.5. При разборке колонки регулятора должна соблюдаться большая аккуратность, тщательность и чистота. Все детали при разборке должны укладываться на специально выделенном для этого деревянном столе, мелкие детали желательно укладывать на чистые хлопчатобумажные тряпки в определенном порядке.

При наличии давления в масло-воздушном котле все вентили на маслопроводах должны быть плотно закрыты.

Выемка главного золотника должна производиться плавно, без рывков и перекосов, с использованием специальных приспособлений (ключей, рам и пр.).

Перед разборкой маятника необходимо измерить предварительную затяжку пружин.

При снятии шарикоподшипников с валов целесообразно применять специальные съемники. При снятии подшипников, насаженных на вал горячей посадкой, их следует в течение нескольких минут поливать горячим маслом, предварительно прикрыв вал асбестом или картоном.

Перед разборкой масляного катаракта необходимо зафиксировать установку дросселя. Масло из цилиндра катаракта удаляется ручным насосом.

2.6. Частичная или полная разборка механизмов маслонапорной установки (МНУ) зависит от качества их работы. Обязательной разборке при каждом капитальном ремонте подлежат масляные насосы, клапаны, фильтры и реле. Не следует без крайней необходимости разбирать реле давления, предохранительные и перепускные клапаны.

Выпуск воздуха из аккумулятора давления МНУ и из сборных резервуаров сжатого воздуха должен производиться вне помещения гидроэлектростанции.

2.7. Все отверстия масло- и водопроводов после демонтажа последних следует закрыть пробками или заглушками во избежание засорения.

2.8. Последовательность разборки отдельных узлов и применяемые методы должны быть изложены в местных инструкциях.

2.9. Проверка центровки собранного вертикального агрегата с занесением результатов в соответствующие графы формуляров обязательна.

3. КОНТРОЛЬНЫЙ ОСМОТР И ВЫЯВЛЕНИЕ ДЕФЕКТОВ ОТДЕЛЬНЫХ УЗЛОВ


Тщательный осмотр отдельных узлов и деталей гидротурбины и механической части генератора производится с целью определения степени износа и уточнения объема ремонтных работ, ожидаемых трудозатрат и стоимости.

Все обнаруженные дефекты следует вносить в ведомость объема работ; результаты измерений - в графу "до ремонта" формуляров соответствующих узлов.

3.1. Рабочее колесо

3.1.1. Произвести внешний осмотр лопастей, втулки, верхнего и нижнего ободов, ковшей, конуса-обтекателя. Измерить максимально глубину и площадь кавитационного и абразивного износа поверхностей этих узлов, в том числе области отрыва облицовки. Результаты измерений и конфигурацию очагов разрушения внести в формуляры соответствующих узлов.

Измерить длину трещин в металле и зафиксировать их направления; проверить состояние сварных швов.

3.1.2. Провести измерение зазоров в лабиринтных уплотнениях рабочего колеса и вала радиально-осевой турбины в четырех равноудаленных одна от другой точках через каждые 90° поворота ротора.

Измерить зазор между лопастями и камерой рабочего колеса поворотно-лопастной или пропеллерной турбины (при повороте ротора на 360°) по следующим местам периферийной кромки лопастей: со стороны входа и выхода воды и посредине лопасти. Число остановок для измерений при повороте ротора на 360° должно равняться числу лопастей. Измерения производятся при двух положениях лопастей - полном открытии и полном закрытии.

Результаты измерений необходимо внести в формуляры.

Отклонения лабиринтных и лопастных зазоров не должны превышать 20% проектного зазора, или 0,001 диаметра (на сторону) рабочего колеса, при отсутствии заводских данных.

3.1.3. Провести проверку поворотно-лопастного рабочего колеса на протечки при нормальном уровне масла в полости вала и при неоднократном повороте лопастей от полного открытия до закрытия. Не должны наблюдаться протечки через уплотнения лопастей, резьбу крепежных деталей и плоскости разъема втулки.

3.1.4. Проверить крепление конуса-обтекателя, лабиринтных колец, ковшей и лопастей к рабочему колесу, а также рабочего колеса к валу турбины.

3.2. Камера рабочего колеса, спиральная камера и отсасывающая труба

3.2.1. Произвести внешний осмотр указанных полостей проточной части гидротурбины.

Измерить максимальную глубину и площадь навигационного и абразивного повреждения металлических поверхностей и облицовок.

Выявить наличие пустот в бетоне под облицовкой простукиванием последней.

Результаты измерений и конфигурацию очагов повреждений следует внести в формуляры.

3.2.2. При осмотре съемного сегмента камеры рабочего колеса проверить целостность распорно-стяжных элементов и крепежных деталей.

3.3. Направляющий аппарат

3.3.1. Произвести внешний осмотр отдельных узлов направляющего аппарата: верхнего и нижнего (наружного и внутреннего) колец, втулок нижних (внутренних) цапф лопаток, самих лопаток, ограничителей их открытия, игольчатого затвора ковшовой турбины с отсекателем (отклонителем) струи, а также всей кинематики, включая сервомоторы.

При осмотре лопаток обратить особое внимание на кавитационные разъедания, наличие трещин, забоин и возможные изменения профиля.

Проверить состояние смазки верхних и нижних цапф лопаток в турбинах старой конструкции.

3.3.2. Измерить торцовые и радиальные зазоры лопаточного направляющего аппарата и результаты измерений внести в формуляр.

Величины торцовых зазоров должны соответствовать данным завода-изготовителя; допускается отклонение от заводских данных не более чем на ±30% суммарного проектного зазора.

Местные неприлегания (радиальные зазоры) допускаются по высоте лопатки не более чем на 20% всей высоты.

Измеренные величины местных зазоров должны соответствовать данным завода-изготовителя или (при их отсутствии) приведенным ниже данным:

Зазор (не более), мм

Высота лопатки, мм

0,05

500

0,10

1000

0,15

1500

0,20

2000

0,25

3000

0,30

4000



3.3.3. Измерить в процессе разборки износ цапф и втулок лопаток, уплотнений цапф, а также пальцев и втулок регулирующего кольца, серег и рычагов.

Максимально допустимые смазочные зазоры (мм) в подшипниках лопаток вследствие износа при эксплуатации следующие:

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs