Статус документа
Статус документа

    
ГОСТ Р ИСО 9241-110-2009

Группа Э65

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЭРГОНОМИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕК-СИСТЕМА

Часть 110

Принципы организации диалога

Ergonomics of human-system interaction. Part 110. Dialogue principles


ОКС 13.180

Дата введения 2010-12-01

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Автономной некоммерческой организацией "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем" (АНО "НИЦ КД") на основе собственного аутентичного перевода на русский язык стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 201 "Эргономика"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 7 декабря 2009 г. N 577-ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 9241-110:2006 "Эргономика взаимодействия человек-система. Часть 110. Принципы организации диалога" (ISO 9241-110:2006 "Ergonomics of human-system interaction - Part 110: Dialogue principles").

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет

Введение

В настоящем стандарте с позиций эргономического проектирования интерактивных систем рассмотрены принципы внутрисистемного диалога, которые в большинстве случаев не зависят от способов ведения диалога и применимы при анализе, проектировании и оценке интерактивных систем.

Принципы организации диалога применимы при разработке интерфейсов пользователя интерактивных систем и направлены на обеспечение пригодности использования этих систем для пользователей в части:

- выполнения действий, не предусмотренных производственным заданием;

- наличия в системе информации, вводящей пользователя в заблуждение;

- наличия недостаточной и неполной информации об интерфейсе пользователя;

- появления неожиданной ответной реакции интерактивной системы;

- ограничений в перемещении данных;

- в случае неэффективного восстановления работоспособности системы после ее отказа или сбоя.

В настоящем стандарте под диалогом понимают "взаимодействие между пользователем и интерактивной системой, рассматриваемое как последовательность действий пользователя (входы) и ответных реакций системы (выходы) с целью достижения установленных целей". Действия пользователя могут включать не только ввод данных, но также их перемещение и другие управляющие движения и действия.

В зависимости от характеристик предполагаемого пользователя системы, производственных заданий, окружающей среды и особенностей диалога каждому принципу организации диалога назначают свой вес (влияние на эффективность функционирования системы). Рекомендации по идентификации соответствующих производственных заданий и рабочей среды приведены в ИСО 9241-11*.

________________

* ИСО 9241-11:1998 Эргономические требования к проведению офисных работ с использованием видеодисплейных терминалов (VDT). Часть 11. Руководство по пригодности использования.


Рекомендации по использованию таких инструментов взаимодействия, как меню, командные языки, прямое управление и ввод данных с использованием диалогового окна установленной формы приведены в ИСО 9241-14 - ИСО 9241-17*.

________________

* ИСО 9241-14:1997 Эргономические требования к проведению офисных работ с использованием видеодисплейных терминалов (VDT). Часть 14. Диалоги меню.

ИСО 9241-15:1997 Эргономические требования к проведению офисных работ с использованием видеодисплейных терминалов (VDT). Часть 15. Диалоги команд.

ИСО 9241-16:1999 Эргономические требования к проведению офисных работ с использованием видеодисплейных терминалов (VDT). Часть 16. Диалоги непосредственного управления.

ИСО 9241-17:1998 Эргономические требования к проведению офисных работ с использованием видеодисплейных терминалов (VDT). Часть 17. Диалоги заполнения формы.


Использование настоящего стандарта позволяет повысить эффективность и удобство работы пользователя с интерактивной системой. Потребности пользователя являются источником эргономических требований, которые должны учитывать разработчики систем. Применение настоящего стандарта позволяет сделать интерфейс пользователя более эргономичным, т.е. более удобным, единообразным по виду и позволяющим достигнуть большей производительности.

Настоящий стандарт содержит следующие положения:

a) принципы организации диалога;

b) рекомендации по реализации этих принципов;

c) структуру требований к анализу, проектированию и оценке систем, которые включают:

- требования к диалогу, основанные на принципах его организации для проектирования интерактивных систем, соответствующих ИСО 9241-11 и настоящему стандарту,

- требования к конструкции систем, основанные на рекомендациях по применению методов организации диалога в соответствии с ИСО 9241-14 - ИСО 9241-17;

- оценку интерактивных систем с точки зрения выполнения требований к организации диалога.

Международный стандарт, на основе которого подготовлен настоящий стандарт, разработан техническим комитетом ИСО/ТК 159 "Эргономика".

     1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает семь основных эргономических принципов конструкции интерактивных систем в общем виде (т.е. без привязки к расположению системы, окружающей среде и технологии изготовления) и служит основой для применения этих принципов при проведении анализа, проектировании и оценке таких систем.

Так как настоящий стандарт применим ко всем типам интерактивных систем, он не учитывает особенности использования каждого типа этих систем (например, особенности безопасности системы или совместной работы пользователей).

Стандарт могут применять:

- специалисты по разработке инструментальных средств интерфейса пользователя, а также консультанты, рекомендации которых применяют конструкторы интерфейса;

- конструкторы и специалисты, применяющие настоящее руководство в процессе разработки интерфейса пользователя;

- разработчики, применяющие настоящее руководство при отработке функциональных возможностей системы;

- покупатели, использующие настоящий стандарт при приобретении системы;

- эксперты по оценке соответствия системы установленным рекомендациям.

Настоящий стандарт устанавливает принципы организации диалога, позволяющие обеспечить эргономичность диалога между пользователем и интерактивной системой. Требования к маркетингу, эстетичности или корпоративности в настоящем стандарте не рассмотрены.

Требования по каждому принципу организации диалога не являются исчерпывающими.

     2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ИСО 9241-11:1998 Эргономические требования к офисным работам с использованием видеодисплейных терминалов (VDT). Часть 11. Руководство по пригодности использования (ISO 9241-11:1998 Ergonomic requirements for office work with visual display terminals (VDTs) - Part 11: Guidance on usability)

ИСО 9241-12 Эргономические требования к офисным работам с использованием видеодисплейных терминалов (VDT). Часть 12. Представление информации (ISO 9241-12, Ergonomic requirements for office work with visual display terminals (VDTs) - Part 12: Presentation of information)

ИСО 9241-13 Эргономические требования к офисным работам с использованием видеодисплейных терминалов (VDT). Часть 13. Руководство пользователя (ISO 9241-13, Ergonomic requirements for office work with visual display terminals (VDTs) - Part 13: User guidance)

ИСО 9241-14 Эргономические требования к офисным работам с использованием видеодисплейных терминалов (VDT). Часть 14. Диалоги меню (ISO 9241-14, Ergonomics requirements for office work with visual display terminals (VDTs) - Part 14: Menu dialogues)

ИСО 9241-15 Эргономические требования к офисным работам с использованием видеодисплейных терминалов (VDT). Часть 15. Диалоги команд (ISO 9241-15, Ergonomic requirements for office work with visual display terminals (VDTs) - Part 15: Command dialogues)

ИСО 9241-16 Эргономические требования к офисным работам с использованием видеодисплейных терминалов (VDT). Часть 16. Диалоги непосредственного управления (ISO 9241-16, Ergonomic requirements for office work with visual display terminals (VDTs) - Part 16: Direct manipulation dialogues)

ИСО 9241-17 Эргономические требования к офисным работам с использованием видеодисплейных терминалов (VDT). Часть 17. Диалоги заполнения формы (ISO 9241-17, Ergonomic requirements for office work with visual display terminals (VDTs) - Part 17: Form-filling dialogues)

     3 Термины и определения

В настоящем стандарте использованы следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 область применения (context of use): Пользователи, производственные задания, оборудование (аппаратные средства, программное обеспечение и материалы), физические среды и социальные условия, в которых используют продукт.

[ИСО 9241-11:1998, 3.5]

3.2 диалог (dialogue): Взаимодействие между пользователем и интерактивной системой, рассматриваемое как последовательность действий пользователя (входы) и ответных реакций системы (выходы), направленное на достижение установленной цели.

Примечание 1 - Действия пользователя включают не только ввод данных, но также действия по перемещению данных.

Примечание 2 - Понятие диалога охватывает как форму (синтаксис), так и смысл (семантику) взаимодействия.

3.3 принципы организации диалога (dialogue principles): Установление общих целей разработки диалога.

Примечание - Принципы организации диалога не привязаны к конкретным методам.

3.4 требования к организации диалога (dialogue requirement): Требования, отражающие потребности пользователя в пределах установленной области применения.

3.5 цель (goal): Планируемый результат (выход системы).

[ИСО 9241-11:1998, 3.8]

3.6 интерактивная система (interactive system): Диалоговая система, являющаяся комбинацией компонентов аппаратных средств и программного обеспечения, входом которой являются команды и данные, поступающие от пользователя, а выход определяют реакции самой системы, направленные на поддержание взаимодействия с пользователем для выполнения производственного задания.

[ИСО 13407:1999, 2.1]

Примечание 1 - Термин "система" в настоящем стандарте является синонимом термина "интерактивная система".

Примечание 2 - Термин "интерактивная система" не следует смешивать с термином "рабочая система", используемым в ИСО 9241-11.

3.7 производственное задание (task): Описание деятельности, необходимой для достижения цели.

[ИСО 9241-11:1998, 3.9]

Примечание - Термин "производственное задание" использован в настоящем стандарте, так же как и в ИСО 9241-11, в широком смысле, без учета особенностей использования диалоговых систем.

3.8 пользователь (user): Человек, взаимодействующий с интерактивной системой.

Примечание - Адаптированный термин ИСО 9241-11:1998, 3.7.

3.9 интерфейс пользователя (user interface): Компоненты интерактивной системы (программное обеспечение и аппаратные средства), которые предоставляют пользователю информацию и инструменты управления для выполнения производственных заданий.

     4 Принципы организации диалога и рекомендации

4.1 Общий обзор

В разделе установлены принципы организации диалога и даны рекомендации по их применению.

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs