Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 53647.1-2009 Менеджмент непрерывности бизнеса. Часть 1. Практическое руководство (Переиздание)

     2 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

2.1 деятельность (activity): Процесс или система процессов, осуществляемых организацией с целью производства одного или более видов продукции, оказания услуг или их поддержки.

Примечание - Примером подобных процессов являются бухгалтерский учет, обеспечение информационных (ИТ) и телекоммуникационных технологий, производство, сбыт.

2.2 непрерывность бизнеса (business continuity): Стратегическая и тактическая способность организации планировать свою работу в случае инцидентов и нарушения ее деятельности, направленная на обеспечение непрерывности деловых операций на установленном приемлемом уровне.

2.3 менеджмент непрерывности бизнеса; МНБ (business continuity management; ВСМ): Полный процесс управления, предусматривающий идентификацию потенциальных угроз и их воздействие на деятельность организации, который создает основу для повышения устойчивости организации к инцидентам и направлен на реализацию эффективных ответных мер против них, что обеспечивает защиту интересов ключевых причастных сторон, репутации организации, ее бренда и деятельности, добавляющей ценность.

Примечание - Менеджмент непрерывности бизнеса включает в себя управление восстановлением или продолжением деятельности организации в случае нарушений в ее работе, а также общей программой обеспечения непрерывности бизнеса организации путем обучения, практического применения и анализа непрерывности бизнеса, разработкой и актуализацией планов непрерывности бизнеса.

2.4 жизненный цикл менеджмента непрерывности бизнеса (business continuity management lifecycle): Совокупность действий по обеспечению непрерывности бизнеса, которые охватывают все аспекты и элементы программы менеджмента непрерывности бизнеса.

Примечание - Этапы жизненного цикла менеджмента непрерывности бизнеса приведены на рисунке 1.

2.5 программа менеджмента непрерывности бизнеса (business continuity management programme): Процесс постоянного менеджмента, поддерживаемый со стороны высшего руководства и обеспечиваемый необходимыми ресурсами, направленный на осуществление необходимых мер по идентификации воздействия потенциальных потерь, поддержку жизнеспособной стратегии непрерывности бизнеса и планов восстановления бизнеса, а также на обеспечение непрерывности производства продукции и оказания услуг путем обучения и проведения учений, внедрения, анализа и поддержания в рабочем состоянии непрерывности бизнеса организации.

2.6 план обеспечения непрерывности бизнеса; ПНБ (business continuity plan; ВСР): Набор документированных процедур и информации, которые разработаны, обобщены и актуализированы с целью их использования в случае возникновения инцидента, и направлены на обеспечение возможности продолжения организацией выполнения критически важных для нее видов деятельности на установленном приемлемом уровне.

2.7 стратегия непрерывности бизнеса (business continuity strategy): Способы обеспечения непрерывности бизнеса в организации, направленные на восстановление и продолжение ее деятельности в случае инцидентов, вызывающих нарушение в ее работе.

2.8 анализ воздействия на бизнес (business impact analysis): Процесс исследования функционирования бизнеса и последствий воздействия на него разрушающих факторов.

2.9 гражданская чрезвычайная (аварийная) ситуация (civil emergency): Событие или ситуация, представляющие серьезную угрозу для благосостояния людей, окружающей среды в конкретной местности и/или безопасности страны в целом.

2.10 последствие (consequence): Результат инцидента, который может повлиять на достижение целей организации.

Примечания

1 Для каждого инцидента должно быть проведено ранжирование последствий.

2 Последствия могут быть определенными и неопределенными, а также могут иметь позитивное или негативное воздействие на достижение целей организации.

2.11 анализ эффективности затрат (cost-benefit analysis): Финансово-экономический метод, применение которого позволяет оценить затраты на МНБ, сопоставить их с полученной от его внедрения выгодой.

Примечание - Выгода может быть определена с позиции финансов, репутации, производства продукции, предоставления услуг, выполнения обязательных требований и т.п.

2.12 критические виды деятельности (critical activities): Виды деятельности организации, которые должны осуществляться для обеспечения поставки ключевой продукции и услуг, позволяющие достигать наиболее важных и первоочередных целей организации.

2.13 нарушение деятельности (организации) (disruption): Невозможность поставки продукции или оказания услуг, установленных в соответствии с целями организации, или перебои в этой деятельности, вызванные ожидаемым (например, забастовка рабочих) или непредвиденным (например, отключение электрической энергии) событием или явлением.

2.14 планирование действий в аварийных ситуациях (emergency planning): Разработка и поддержание в рабочем состоянии согласованных процедур организации, направленных на предупреждение, уменьшение масштабов воздействия, смягчение последствий и принятие других мер в случае возникновения аварийных и/или чрезвычайных ситуаций.

2.15 учения (exercise): Мероприятия, в процессе которых частично или полностью проходит отработка действий (репетиция), предусмотренных планом(ами) обеспечения непрерывности бизнеса, направленные на то, чтобы план(ы) содержал(и) необходимую информацию и при выполнении приводил(и) к запланированным результатам.

Примечание - Учения обычно включают в себя инициирование процедуры непрерывности бизнеса, но чаще объявленную или необъявленную имитацию инцидента нарушения непрерывности бизнеса, в процессе которого участники инсценируют возможную ситуацию с целью оценки потенциальных проблем, связанных с их преодолением до наступления реального инцидента.

2.16 выгоды (gain): Положительные последствия.

2.17 воздействие (impact): Оцененные последствия для конкретного случая.

2.18 инцидент (incident): Ситуация, которая может произойти и привести к нарушению деятельности организации, разрушениям, потерям, чрезвычайной ситуации или кризису в бизнесе.

2.19 план управления инцидентом (incident management plan): Точно установленный и документально оформленный план действий, предназначенный для использования при возникновении инцидента, который обычно охватывает вовлеченный персонал, необходимые ресурсы и действия, которые должны быть выполнены в процессе управления инцидентом.