ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"Об аккредитации в области оценки соответствия"
1. Целями настоящего Федерального закона являются:
1) установление правовых основ аккредитации в области оценки соответствия в Российской Федерации;
2) защита прав и законных интересов граждан, общества и государства от недостоверных результатов оценки соответствия;
3) обеспечение потребности граждан, общества и государства в получении объективных, достоверных и сопоставимых результатов оценки соответствия,
4) содействие развитию торговли, экономики и научно-техническому прогрессу в Российской Федерации.
2. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при аккредитации органов по оценке соответствия.
Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия и определения:
аккредитация - подтверждение соответствия третьей стороной, относящееся к органу по оценке соответствия, служащее официальным свидетельством его компетентности для выполнения конкретных задач по оценке соответствия;
аттестат аккредитации - официальный документ или комплект документов, подтверждающий аккредитацию в определенной области;
апелляция - запрос органа по оценки соответствия о пересмотре неблагоприятного решения, принятого органом по аккредитации в отношении желаемого статуса аккредитации органа по оценки соответствия;
жалоба - неудовлетворенность, выраженная лицом или организацией в адрес органа по аккредитации, имеющая отношение у деятельности этого органа или аккредитованного органа по оценке соответствия и требующая ответа;
требования к аккредитации - совокупность определенных стандартов и/или других нормативных документов для определенной области аккредитации;
Российский орган по аккредитации, РОА - некоммерческая организация, проводящая аккредитацию и получившая соответствующие полномочия от Правительства Российской Федерации;
область аккредитации - конкретные услуги по оценке соответствия, для которых аккредитация запрошена или уже выдана;
орган по оценке соответствия - юридическое лицо, подразделение юридического лица или индивидуальный предприниматель оказывающие услуги по оценке соответствия и которые могут быть объектом аккредитации, и предоставляющие услуги оценки соответствия в следующих областях: испытания, измерения, инспекция, техническая экспертиза, а также сертификация продукции, в том числе услуг, систем качества (управления, менеджмента), персонала;
оценка - процесс, организуемый органом по аккредитации с целью оценивать компетентность органа по оценке соответствия в соответствии с требованиями к аккредитации;
эксперт по аккредитации - лицо, назначенное органом по аккредитации для оценки органа по оценке соответствия без посторонней помощи или в составе экспертной группы;
член системы аккредитации - организация, действующая согласно применяемым правилам аккредитации и участвующая в управлении (менеджменте) системы;
участник системы аккредитации - организация, действующая согласно применяемым правилам аккредитации и не имеющая возможность участвовать в управлении (менеджменте) системы;
технический эксперт - лицо, назначенное органом по аккредитации для консультирования в специальных областях знаний или для экспертиз в области аккредитации, подвергаемой оценке;
логотип органа по аккредитации - эмблема, используемая органом по аккредитации для собственной идентификации;
знак аккредитации - символ, присваиваемый органом по аккредитации, для применения органом по оценке соответствия в целях демонстрации своего аккредитованного статуса;
инспекционный контроль - набор видов деятельности, кроме повторной оценки, по контролю непрерывного выполнения аккредитованным органом по оценке соответствия требований по аккредитации.
Аккредитация органов по оценке соответствия осуществляется на основе принципов:
добровольности;
беспристрастности;
единства, открытости и доступности правил аккредитации;
компетентности и независимости экспертов по аккредитацию;
обеспечения равных условий органам по оценки соответствия, претендующим на получение аккредитации;
недопустимости совмещения полномочий на аккредитацию и подтверждение соответствия;
недопустимости установления пределов действия документов об аккредитации на отдельных территориях Российской Федерации.
В Российской Федерации аккредитация органов по оценке соответствия в обязательной сфере осуществляется Российским органом по аккредитации.
Правительство Российской Федерации должно информировать международные организации по аккредитации, а также заинтересованные государства о наличии Российского органа по аккредитации, а также о том, в отношении оценки соответствия какой деятельности он осуществляет аккредитацию.
1. Отношения в сфере аккредитации в области оценки соответствия объектов установленным требованиям регулируются настоящим Федеральным Законом, законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и обеспечения единства измерений, другими федеральными законами, регулирующими отношения в области оценки соответствия, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Положения Федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, касающиеся сферы применения настоящего Федерального закона, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Под деятельностью в сфере аккредитации понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется участниками системы аккредитации, содержанием которой являются разработка и установление единых стандартов и единых правил указанной деятельности, выполнение работ по аккредитации, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.
1. Российским органом по аккредитации признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных настоящим Законом и техническим законодательством Российской Федерации полномочий органа государственной власти в сфере аккредитации в области оценки соответствия.
2. Правительство Российской Федерации признает Российский орган по аккредитации в качестве единственного национального органа по аккредитации органов по оценке соответствия в обязательной сфере технического регулирования.
3. Правительство Российской Федерации наделяет Российский орган по аккредитации правом предоставлять Российскую Федерацию в международных организациях в сфере аккредитации.
Российский орган по аккредитации должен соблюдать следующие требования:
быть организованным таким образом, чтобы быть независимым от органов по оценке соответствия, которые он оценивает, а также не зависеть от коммерческого влияния и обеспечивать отсутствие конфликтов интересов с органами по оценке соответствия;
документировать обязанности, обязательства и полномочия персонала, которые могут оказать воздействие на качество оценки и аттестацию компетенции;
быть организованным и управляться таким образом, чтобы обеспечивать объективность и беспристрастность своей деятельности;
обеспечивать, чтобы решение, принимаемое в отношении аккредитации органа по оценке соответствия принималось компетентными специалистами или комитетами, отличными от тех, кто проводил оценку соответствия указанного органа;
обеспечивать конфиденциальность получаемой информации;
осуществлять аккредитацию только тех видов деятельности по оценке соответствия, в отношении которых он компетентен;
устанавливать необходимые процедуры для обеспечения эффективного управления и внутреннего контроля;
располагать достаточным количеством компетентного персонала для надлежащего выполнения стоящих перед ним задач;
устанавливать, внедрять и поддерживать процедуры мониторинга деятельности и компетенции персонала, принимающего участие в работе по аккредитации, а также органов по аккредитации, с кем Российский орган по аккредитации подписал соглашение о взаимном признании.
2. Российский орган по аккредитации не вправе предлагать или осуществлять какие-либо другие виды деятельности или оказывать услуги предоставляемые органами по оценке соответствия, а также не вправе предоставлять консалтинговые услуги в области аккредитации и оценки соответствия.
3. Контроль за соблюдением Российским органом по аккредитации требований, установленных частями 1 и 2 настоящей статьи, осуществляет федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию.
1. Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию по представлению Российского органа по аккредитации утверждает правила деятельности в сфере аккредитации, обязательные для соблюдения всеми членами и участниками системы аккредитации Российской Федерации.
2. Правила в сфере аккредитации должны соответствовать Федеральным законам, принятым в соответствии с ними иным нормативным правовым актам, а также национальным и международным стандартам в области аккредитации и оценки соответствия.
3. Правила Российского органа по аккредитации должна быть доступны заинтересованным лицам. Официальная публикация в установленном порядке осуществляется Российским органом по аккредитации. Порядок опубликования правил Российского органа по аккредитации определяется федеральным органом исполнительной власти в области технического регулирования.
1. Российский орган по аккредитации осуществляет следующие основные функции:
1) разрабатывает и устанавливает критерии аккредитации органов по оценке соответствия;
2) принимает решения об аккредитации, отказе в аккредитации, аккредитации в дополнительной области, сокращении области аккредитации, приостановки аккредитации, отмены действия аккредитации, наблюдения (инспекционный контроль) за органами по оценке соответствия;
3) образует в своем составе специальный орган для разрешения споров, возникающих между Российским органом по аккредитации и заявителями услуг в области аккредитации, иными лицами в соответствии с российским законодательством;
6) применяет меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и правилами по аккредитации в отношении участников системы аккредитации, с кем Российский орган по аккредитации подписал соглашение о взаимном признании или заключил договор на оказание услуг;
7) представляет интересы участников системы аккредитации в их отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;
8) организует профессиональное обучение и аттестацию экспертов по аккредитации;
9) обеспечивает информационную открытость своей деятельности, публикует информацию о своей деятельности в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и правилами по аккредитации.
2. Российский орган по аккредитации вправе осуществлять иные функции предусмотренные положением о нем и не противоречащие законодательству Российской Федерации.
3. В соответствии с установленными настоящей статьей основными функциями в процессе осуществления своей деятельности Российский орган по аккредитации имеет право:
1) осуществлять мониторинг за деятельностью участников системы по аккредитации в части соблюдения ими требований стандартов и правил по аккредитации;
2) от своего имени оспаривать в установленном законодательством Российской Федерации порядке любые акты, решения и (или) действия (бездействие) органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, нарушающие права и законные интересы участников системы по аккредитации, либо создающие угрозу такого нарушения;
3) участвовать в обсуждении проектов Федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, государственных программ по вопросам, связанным с предметом аккредитации, а также направлять в органы исполнительной власти Российской Федерации заключения о результатах проводимых им независимых экспертиз проектов нормативных правовых актов в области аккредитации и оценки соответствия;
4) вносить на рассмотрение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления предложения по вопросам формирования и реализации соответственно государственной политики и осуществляемой органами местного самоуправления политики в области аккредитации и оценки соответствия;
5) запрашивать в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления информацию и получать от этих органов информацию, необходимую для выполнения возложенных на него Федеральными законами функций в установленном порядке.
4. Российский орган по аккредитации, наряду с определенными частью 3 настоящей статьи правами, имеет иные права, предусмотренные настоящим Федеральным законом и другими Федеральными законами, с учетом особенностей, установленных для деятельности в области аккредитации, если ограничение прав Российскиого органа по аккредитации не предусмотрено Федеральным законом и (или) его учредительными документами.