Недействующий

     

     

     Проект
Версия 5.0

     
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

"Об аккредитации в области оценки соответствия"

     

     

     Глава 1. Общие положения

     

     Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

1. Целями настоящего Федерального закона являются:

1) установление правовых основ аккредитации в области оценки соответствия в Российской Федерации;

2) защита прав и законных интересов граждан, общества и государства от недостоверных результатов оценки соответствия;

3) обеспечение потребности граждан, общества и государства в получении объективных, достоверных и сопоставимых результатов оценки соответствия,

4) содействие развитию торговли, экономики и научно-техническому прогрессу в Российской Федерации.

2. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при аккредитации органов по оценке соответствия.

     Статья 2. Основные понятия


Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия и определения:

аккредитация - подтверждение соответствия третьей стороной, относящееся к органу по оценке соответствия, служащее официальным свидетельством его компетентности для выполнения конкретных задач по оценке соответствия;

аттестат аккредитации - официальный документ или комплект документов, подтверждающий аккредитацию в определенной области;

апелляция - запрос органа по оценки соответствия о пересмотре неблагоприятного решения, принятого органом по аккредитации в отношении желаемого статуса аккредитации органа по оценки соответствия;

жалоба - неудовлетворенность, выраженная лицом или организацией в адрес органа по аккредитации, имеющая отношение у деятельности этого органа или аккредитованного органа по оценке соответствия и требующая ответа;

требования к аккредитации - совокупность определенных стандартов и/или других нормативных документов для определенной области аккредитации;

Российский орган по аккредитации, РОА - некоммерческая организация, проводящая аккредитацию и получившая соответствующие полномочия от Правительства Российской Федерации;

область аккредитации - конкретные услуги по оценке соответствия, для которых аккредитация запрошена или уже выдана;

орган по оценке соответствия - юридическое лицо, подразделение юридического лица или индивидуальный предприниматель оказывающие услуги по оценке соответствия и которые могут быть объектом аккредитации, и предоставляющие услуги оценки соответствия в следующих областях: испытания, измерения, инспекция, техническая экспертиза, а также сертификация продукции, в том числе услуг, систем качества (управления, менеджмента), персонала;

оценка - процесс, организуемый органом по аккредитации с целью оценивать компетентность органа по оценке соответствия в соответствии с требованиями к аккредитации;

эксперт по аккредитации - лицо, назначенное органом по аккредитации для оценки органа по оценке соответствия без посторонней помощи или в составе экспертной группы;

член системы аккредитации - организация, действующая согласно применяемым правилам аккредитации и участвующая в управлении (менеджменте) системы;

участник системы аккредитации - организация, действующая согласно применяемым правилам аккредитации и не имеющая возможность участвовать в управлении (менеджменте) системы;

технический эксперт - лицо, назначенное органом по аккредитации для консультирования в специальных областях знаний или для экспертиз в области аккредитации, подвергаемой оценке;

логотип органа по аккредитации - эмблема, используемая органом по аккредитации для собственной идентификации;

знак аккредитации - символ, присваиваемый органом по аккредитации, для применения органом по оценке соответствия в целях демонстрации своего аккредитованного статуса;

инспекционный контроль - набор видов деятельности, кроме повторной оценки, по контролю непрерывного выполнения аккредитованным органом по оценке соответствия требований по аккредитации.

     Статья 3. Принципы аккредитации


Аккредитация органов по оценке соответствия осуществляется на основе принципов:

добровольности;

беспристрастности;

единства, открытости и доступности правил аккредитации;

компетентности и независимости экспертов по аккредитацию;

обеспечения равных условий органам по оценки соответствия, претендующим на получение аккредитации;

недопустимости совмещения полномочий на аккредитацию и подтверждение соответствия;

недопустимости установления пределов действия документов об аккредитации на отдельных территориях Российской Федерации.

В Российской Федерации аккредитация органов по оценке соответствия в обязательной сфере осуществляется Российским органом по аккредитации.

Правительство Российской Федерации должно информировать международные организации по аккредитации, а также заинтересованные государства о наличии Российского органа по аккредитации, а также о том, в отношении оценки соответствия какой деятельности он осуществляет аккредитацию.

     Статья 4. Правовое регулирование отношений в сфере аккредитации

1. Отношения в сфере аккредитации в области оценки соответствия объектов установленным требованиям регулируются настоящим Федеральным Законом, законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и обеспечения единства измерений, другими федеральными законами, регулирующими отношения в области оценки соответствия, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Положения Федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, касающиеся сферы применения настоящего Федерального закона, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

     Глава 2. Российский орган по аккредитации

     

     Статья 5. Деятельность Российского органа по аккредитации в сфере аккредитации


Под деятельностью в сфере аккредитации понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется участниками системы аккредитации, содержанием которой являются разработка и установление единых стандартов и единых правил указанной деятельности, выполнение работ по аккредитации, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.

     Статья 6. Создание Российского органа по аккредитации

1. Российским органом по аккредитации признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных настоящим Законом и техническим законодательством Российской Федерации полномочий органа государственной власти в сфере аккредитации в области оценки соответствия.

2. Правительство Российской Федерации признает Российский орган по аккредитации в качестве единственного национального органа по аккредитации органов по оценке соответствия в обязательной сфере технического регулирования.

3. Правительство Российской Федерации наделяет Российский орган по аккредитации правом предоставлять Российскую Федерацию в международных организациях в сфере аккредитации.

     Статья 7. Требования к Российскому органу по аккредитации


Российский орган по аккредитации должен соблюдать следующие требования:

быть организованным таким образом, чтобы быть независимым от органов по оценке соответствия, которые он оценивает, а также не зависеть от коммерческого влияния и обеспечивать отсутствие конфликтов интересов с органами по оценке соответствия;

документировать обязанности, обязательства и полномочия персонала, которые могут оказать воздействие на качество оценки и аттестацию компетенции;

быть организованным и управляться таким образом, чтобы обеспечивать объективность и беспристрастность своей деятельности;

обеспечивать, чтобы решение, принимаемое в отношении аккредитации органа по оценке соответствия принималось компетентными специалистами или комитетами, отличными от тех, кто проводил оценку соответствия указанного органа;

обеспечивать конфиденциальность получаемой информации;

осуществлять аккредитацию только тех видов деятельности по оценке соответствия, в отношении которых он компетентен;

устанавливать необходимые процедуры для обеспечения эффективного управления и внутреннего контроля;

располагать достаточным количеством компетентного персонала для надлежащего выполнения стоящих перед ним задач;

устанавливать, внедрять и поддерживать процедуры мониторинга деятельности и компетенции персонала, принимающего участие в работе по аккредитации, а также органов по аккредитации, с кем Российский орган по аккредитации подписал соглашение о взаимном признании.

2. Российский орган по аккредитации не вправе предлагать или осуществлять какие-либо другие виды деятельности или оказывать услуги предоставляемые органами по оценке соответствия, а также не вправе предоставлять консалтинговые услуги в области аккредитации и оценки соответствия.

3. Контроль за соблюдением Российским органом по аккредитации требований, установленных частями 1 и 2 настоящей статьи, осуществляет федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию.

     Статья 8. Правила деятельности в сфере аккредитации

1. Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию по представлению Российского органа по аккредитации утверждает правила деятельности в сфере аккредитации, обязательные для соблюдения всеми членами и участниками системы аккредитации Российской Федерации.

2. Правила в сфере аккредитации должны соответствовать Федеральным законам, принятым в соответствии с ними иным нормативным правовым актам, а также национальным и международным стандартам в области аккредитации и оценки соответствия.

3. Правила Российского органа по аккредитации должна быть доступны заинтересованным лицам. Официальная публикация в установленном порядке осуществляется Российским органом по аккредитации. Порядок опубликования правил Российского органа по аккредитации определяется федеральным органом исполнительной власти в области технического регулирования.

     Статья 9. Основные функции, права и обязанности Российского органа по аккредитации

1. Российский орган по аккредитации осуществляет следующие основные функции:

1) разрабатывает и устанавливает критерии аккредитации органов по оценке соответствия;

2) принимает решения об аккредитации, отказе в аккредитации, аккредитации в дополнительной области, сокращении области аккредитации, приостановки аккредитации, отмены действия аккредитации, наблюдения (инспекционный контроль) за органами по оценке соответствия;

3) образует в своем составе специальный орган для разрешения споров, возникающих между Российским органом по аккредитации и заявителями услуг в области аккредитации, иными лицами в соответствии с российским законодательством;

6) применяет меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и правилами по аккредитации в отношении участников системы аккредитации, с кем Российский орган по аккредитации подписал соглашение о взаимном признании или заключил договор на оказание услуг;

7) представляет интересы участников системы аккредитации в их отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;

8) организует профессиональное обучение и аттестацию экспертов по аккредитации;

9) обеспечивает информационную открытость своей деятельности, публикует информацию о своей деятельности в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и правилами по аккредитации.

2. Российский орган по аккредитации вправе осуществлять иные функции предусмотренные положением о нем и не противоречащие законодательству Российской Федерации.

3. В соответствии с установленными настоящей статьей основными функциями в процессе осуществления своей деятельности Российский орган по аккредитации имеет право:

1) осуществлять мониторинг за деятельностью участников системы по аккредитации в части соблюдения ими требований стандартов и правил по аккредитации;

2) от своего имени оспаривать в установленном законодательством Российской Федерации порядке любые акты, решения и (или) действия (бездействие) органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, нарушающие права и законные интересы участников системы по аккредитации, либо создающие угрозу такого нарушения;

3) участвовать в обсуждении проектов Федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, государственных программ по вопросам, связанным с предметом аккредитации, а также направлять в органы исполнительной власти Российской Федерации заключения о результатах проводимых им независимых экспертиз проектов нормативных правовых актов в области аккредитации и оценки соответствия;

4) вносить на рассмотрение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления предложения по вопросам формирования и реализации соответственно государственной политики и осуществляемой органами местного самоуправления политики в области аккредитации и оценки соответствия;

5) запрашивать в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления информацию и получать от этих органов информацию, необходимую для выполнения возложенных на него Федеральными законами функций в установленном порядке.

4. Российский орган по аккредитации, наряду с определенными частью 3 настоящей статьи правами, имеет иные права, предусмотренные настоящим Федеральным законом и другими Федеральными законами, с учетом особенностей, установленных для деятельности в области аккредитации, если ограничение прав Российскиого органа по аккредитации не предусмотрено Федеральным законом и (или) его учредительными документами.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»