Статус документа
Статус документа


ОДМ 218.5.001-2009

     
ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ ГЕОСЕТОК И ПЛОСКИХ ГЕОРЕШЕТОК ДЛЯ АРМИРОВАНИЯ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ СЛОЕВ УСОВЕРШЕНСТВОВАННЫХ ВИДОВ ПОКРЫТИЙ ПРИ КАПИТАЛЬНОМ РЕМОНТЕ И РЕМОНТЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

     

Предисловие

1. РАЗРАБОТАН ГОУ ВПО СибАДИ (Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия).

При разработке Рекомендаций учтены данные исследований ГП "РОСДОРНИИ", ФГУП "СОЮЗДОРНИИ", МАДИ (ГТУ), НИИНМ, ООО НТЦ "Геотехнологии", СПб. ВИТУ.

2. ВНЕСЕН Управлением эксплуатации и сохранности автомобильных дорог Федерального дорожного агентства.

3. ИЗДАН на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 26.11.2009 г. N 502-р.

4. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ.

5. ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.


УТВЕРЖДЕНЫ распоряжением Росавтодора от 26.11.2009 N 502-р     

Раздел 1. Область применения


Отраслевой дорожный методический документ "Методические рекомендации по применению геосеток и плоских георешеток для армирования асфальтобетонных слоев усовершенствованных видов покрытий при капитальном ремонте и ремонте автомобильных дорог" является актом рекомендательного характера.

Методические рекомендации предназначены для применения геосеток (плоских георешеток) для армирования (усиления) асфальтобетонных (полимерасфальтобетонных) слоев при капитальном ремонте и ремонте усовершенствованных видов покрытий автомобильных дорог.

Методические рекомендации могут быть использованы при армировании (усилении) дорожных одежд городских улиц и дорог, автомобильных дорог промышленных и сельскохозяйственных предприятий, при проектировании дорожных одежд на участках строительства и реконструкции.


Раздел 2. Нормативные ссылки


В настоящих Рекомендациях использованы ссылки на следующие документы:

Приказ Минтранса России от 01 ноября 2007 г. N 157;

Приказ Минтранса России от 12 ноября 2007 г. N 160;

ГОСТ 9128-97* Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия. - Введ. 1998-04-29. - М.: Изд-во стандартов, 1997. - 20 с;

ГОСТ 22245-90* Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия. - Введ. 1990-01-01. - М.: Изд-во стандартов, 2005. - 12 с;

ГОСТ Р 52128-2003 Эмульсии битумные дорожные. Технические условия. - Введ. 2003-10-01. - М.: ФГУП ЦПП, 2004. - 17 с;

ГОСТ Р 52398-2005 Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования. - Введ. 2006-05-01. - М.: Стандартинформ, 2006. - 4 с.


Раздел 3. Термины и определения


В настоящем документе применены следующие термины с соответствующими определениями.

а) Термины и определения

а) Армирующая прослойка - конструктивный элемент дорожной одежды из геосетки (геокомпозита), чаще располагаемый в асфальтобетонном покрытии для увеличения его прочности за счет восприятия и перераспределения растягивающих напряжений от воздействия транспортных средств и (или) температурных деформаций.

а) Геосетка - плоский полимерный рулонный материал сетчатой структуры, образованной эластичными ребрами из высокопрочных пучков нитей, скрепленными в узлах прошивочной нитью, переплетением, склеиванием, сплавлением или иным способом, с образованием ячеек, размеры которых больше образующих сетку ребер, обработанных специальными составами для улучшения свойств и повышения их стабильности.

а) Георешетка плоская - плоский полимерный рулонный материал сетчатой структуры, образованной монолитными ребрами, жестко скрепленными в узлах, с образованием ячеек, размеры которых больше образующих решетку ребер.

a) Геосетка (георешетка) двухосноориентированная - геосетка (георешетка плоская), имеющая близкие (отличающиеся не более чем на 20%) механические свойства в продольном и поперечном направлениях.

a) Геосетка (георешетка) композитная (геокомпозит) - многослойный материал из скрепленных в плоскости слоев (не менее двух слоев) геосетки (плоской георешетки) с геотекстильным (чаще нетканым иглопробивным или термоупрочненным) материалом.

а) Геотекстильный материал - поставляемое в рулонах сплошное водопроницаемое тонкое гибкое нетканое, тканое, трикотажное полотно, получаемое путем скрепления волокон или нитей механическим (плетение, иглопробивание), химическим (склеивание), термическим (сплавление) способами или их комбинацией.

a) Ребра геосетки - основные элементы геосетки из эластичных высокопрочных пучков нитей, объединенных в узлах с образованием ячеек.

а) Ребра плоской георешетки - основные элементы плоской георешетки в виде плоских пластин, объединенных в узлах с образованием ячеек.

а) Срок службы дорожной конструкции - период времени, в пределах которого происходит снижение ее прочности и надежности до расчетного уровня, предельно допустимого по условиям дорожного движения.

а) Трещинопрерывающая прослойка - высокодеформативная прослойка из геосинтетического материала, расположенная, как правило, между блочным основанием (старое покрытие со швами или разделенное трещинами на отдельные участки-блоки) и вновь устраиваемым покрытием, препятствующая передаче усилия, возникающего от температурной деформации основания к вновь устраиваемому покрытию.

a) Трещины температурные - трещины в покрытии, возникающие в материале от напряжений, появляющихся от температурных деформаций.

а) Трещины отраженные - трещины в покрытии, дублирующие швы, или трещины нижележащего слоя дорожной одежды.

а) Трещины усталостные - трещины в покрытии, образующиеся под воздействием многократных нагрузок в результате усталостного разрушения асфальтобетона.

а) Узлы геосетки (плоской георешетки) - места объединения ребер, имеющие (для георешеток) повышенную по отношению к ребрам толщину.

а) Размер ячеек в продольном (поперечном) направлении - расстояние между осями ребер в направлении длины (ширины) материала.

а) Ширина ребер в продольном (поперечном) направлении - минимальная ширина ребер, расположенных в направлении длины (ширины) материала.

a) Толщина ребер в продольном (поперечном) направлении - минимальная толщина ребер, расположенных в направлении длины (ширины) материала.

а) Прочность при растяжении в продольном (поперечном) направлении - максимальное растягивающее усилие при одноосном растяжении образца в направлении длины (ширины) материала с постоянной скоростью растяжения, отнесенное к ширине образца (выражается в кН/м, определяется по методике Приложения Б).

б) Условные обозначения

- число ребер геосетки на 1 пог.м материала по направлению длины. Может определяться не целым числом (с точностью до десятых долей).

- число ребер геосетки на 1 пог.м материала по направлению ширины. Может определяться не целым числом (с точностью до десятых долей).



- толщина узлов.



- ширина рулона.



- площадь сечения ребер, расположенных в направлении длины материала.



- площадь сечения ребер, расположенных в направлении ширины материала.



- относительная деформация в продольном направлении при разрыве, % (см. Приложение Б).



- относительная деформация в поперечном направлении при разрыве, % (см. Приложение Б).



- относительная деформация при максимальном растягивающем усилии в направлении длины материала, % (см. Приложение Б).



- относительная деформация при максимальном растягивающем усилии в направлении ширины материала, % (см. Приложение Б).



- усилие в образце в направлении длины материала, отнесенное к ширине образца, возникающее при определенной относительной деформации (в данных Рекомендациях при 2%, см. Приложение Б), кН/м.



- усилие в образце в направлении ширины материала, отнесенное к ширине образца, возникающее при определенной относительной деформации (в данных Рекомендациях при 2%, см. Приложение Б), кН/м.

- относительная прочность узлового соединения геосетки, % (см. Приложение Б).

     
Раздел 4. Общие положения


Рекомендации содержат требования к геосеткам (плоским георешеткам), предназначенным для армирования асфальтобетонных слоев, правила назначения конструктивных решений, рекомендации по расчету асфальтобетонных покрытий, усиленных геосетками, и технологию производства работ.

а) В соответствии с действующей Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них при капитальном ремонте и ремонте конструктивные слои из асфальтобетона, армированного геосинтетическими материалами, могут использоваться для усиления усовершенствованных покрытий при следующих видах работ:

- усилении дорожной одежды при несоответствии ее прочности транспортным нагрузкам с исправлением продольных и поперечных неровностей, укладкой выравнивающих и дополнительных слоев основания и покрытия;

- устройстве более совершенных типов покрытий с использованием существующих дорожных одежд в качестве основания;

- перекрытии изношенных цементобетонных покрытий;

- ликвидации колейности с заменой верхних слоев дорожной одежды методами фрезерования или регенерации на ширину полос наката или на всю ширину покрытия с укладкой одного или нескольких слоев асфальтобетона;

- уширении дорожной одежды до норм соответствующих категории ремонтируемого участка автомобильной дороги;

- восстановлении дорожной одежды в местах ремонта земляного полотна;

- устройстве защитных слоев и слоев износа путем укладки выравнивающего (или фрезерования) и одного дополнительного слоя с обеспечением требуемой ровности и сцепных свойств.

б) Следует различать функции армирующих и трещинопрерывающих прослоек (п.3а) и требования, предъявляемые к ним. В данных Рекомендациях рассматриваются только вопросы применения армирующих прослоек из геосеток, плоских георешеток и геокомпозитов на их основе для усиления асфальтобетонных покрытий. Рекомендации по устройству трещинопрерывающих прослоек даны в "Рекомендациях по расчету и технологии устройства оптимальных конструкций дорожных одежд с армирующими прослойками при строительстве, реконструкции и ремонте дорог с асфальтобетонными покрытиями", 1993.

в) Армирующий материал может выполнять свои функции только при соблюдении ряда основных условий:

- прочное сцепление арматуры с армируемым материалом для обеспечения перераспределения возникающих напряжений;

- прочность арматуры на растяжение значительно выше прочности армируемого материала с учетом усталостных явлений от многократных кратковременных силовых воздействий (в противном случае теряется смысл армирования материала);

- модуль упругости арматуры намного выше, чем у армируемого материала (иначе армируемый материал может получить избыточные горизонтальные деформации раньше, чем арматура воспримет и перераспределит растягивающие напряжения);

- прочность и деформативность армирующего материала стабильны во времени как при высоких положительных, так и при низких отрицательных температурах, при высокой влажности и агрессивных воздействиях (только в этом случае можно гарантировать длительный положительный эффект от армирования покрытия);

- арматура не обладает чрезмерной ползучестью для восприятия длительных напряжений (иначе арматура может либо не выдержать значительных длительных температурных напряжений, возникающих в асфальтобетоне при низких отрицательных температурах, либо релаксировать эти напряжения, утратив свое предназначение).

- арматура располагается в слое армируемого материала с наибольшими растягивающими напряжениями;

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs