Статус документа
Статус документа

     
ИР 3012165-0302-94

     

РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ

Руководство по техническому обслуживанию и текущему ремонту стартерных аккумуляторных батарей

     

Срок действия с 01.01.1995
до 01.01.2005*
________________
       * См. ярлык "Примечания".



Разработано:

Научно-техническим отделом Департамента автомобильного транспорта РФ

Начальник отдела Э.М.Клейман

Отделом сертификации и развития сервисных услуг Департамента автомобильного транспорта РФ

Начальник отдела В.В.Цейтлин

Центральным проектно-технологическим бюро по внедрению новой техники и научно-исследовательских работ на автомобильном транспорте ("Центравтотех")

Начальник В.В.Коноплин

Зав. отделом В.А.Якушев     

Утверждаю

Первый заместитель директора Департамента автомобильного транспорта Минтранса РФ Г.П.Николаев 02 декабря 1994 г.

Взамен РТМ-200-РСФСР-15-0005-84

Начальник Центравтотех Коноплин В.В. 01.09.94 г.

1. ВВЕДЕНИЕ


В современных автомобилях применяется свыше 80 единиц электрических приборов, от исправности которых зависит работоспособность автомобиля.

В зависимости от функционального назначения системы электрооборудования подразделяется на ряд систем и групп: зажигания, электропуска, энергоснабжения, освещения и световой сигнализации, контрольно-измерительных приборов, коммутации и дополнительного оборудования.

Увеличение количества и мощности потребителей системы электрооборудования предъявляет повышенные требования к источникам электрической энергии на автомобиле, в частности, к аккумуляторной батарее. Рост единичной мощности автомобильных двигателей требует роста мощности стартерного разряда аккумуляторной батареи. Кроме того, аккумуляторная батарея должна обеспечивать снабжение потребителей при неработающем двигателе или при его работе на малой частоте вращения, когда напряжение генераторной установки меньше напряжения батареи, а также для совместного с генератором питания потребителей, когда их мощность превышает мощность генераторной установки.

Исправность системы электрооборудования в значительной степени влияет на надёжность и эффективность работы автомобиля. Поэтому очень важным является поддержание в исправном состоянии системы электрооборудования, её отдельных приборов, особенно, аккумуляторных батарей, исправность которых зависит от характера эксплуатации и качества их технического обслуживания и ремонта.

Техническое обслуживание аккумуляторных батарей является профилактическим мероприятием, проводимым принудительно в плановом порядке через определённый пробег подвижного состава, в объёме принятого перечня операций.

Текущий ремонт аккумуляторных батарей проводится по потребности и выполняется в аккумуляторных отделениях (цехах, участках) предприятий автомобильного транспорта. Объём работ по текущему ремонту батарей зависит от конкретных неисправностей батареи и определяется в каждом случае конкретно.

Качественное и своевременное техническое обслуживание аккумуляторных батарей на протяжении их срока службы обеспечивает их безотказную работу между обслуживаниями и способствует снижению потребности в их ремонте.

2. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ


На автомобилях применяют стартерные свинцово-кислотные аккумуляторные батареи, отвечающие требованиям ГОСТ 959.0-84 Е, ГОСТ 959.23-79, ТУ 16-563.047-86, ТУ 16-729.169-79, ТУ 16-563.049-86, ТУ 16-563.009-84, ТУ 16-563.038-86, ТУ 16-729.118-81, ТУ 16-563.016-86, ТУ 16-563.039-86, ТУ 16-563.040-86, ТУ 16-563.041-86, ТУ 16-563.042-86, ТУ 16-563.043-86, ТУ 16-563.045-86, ТУ 16-563.048-86, ТУ 16-529.951-78, ТУ 16-729.384-83, ТУ 16-563.032-86, ТУ 16-89ИЛАЕ.563.412, ТУ 16-88.ИЛАЕ.563.412.014, ТУ 16-88.ИЛАЕ.563.413.007.

2.1. Техническое обслуживание аккумуляторных батарей

Техническое обслуживание аккумуляторных батарей выполняет персонал аккумуляторного отделения или слесарь по ремонту автомобилей (автоэлектрик) в зонах технического обслуживания автомобилей.

Периодичность и объём работ (перечень операций) по обслуживанию батарей устанавливается в соответствии с Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта и Инструкцией по эксплуатации аккумуляторных батарей ЖУ-ИК.563410.001 ИЭ.

2.2. Ремонт аккумуляторных батарей

В зависимости от характера и объёма работ ремонт аккумуляторных батарей подразделяют на текущий и капитальный.

Текущий ремонт аккумуляторных батарей заключается в замене заливочной мастики, проверке и замене межэлементных соединений, наварке полюсных выводов, замене крышек, моноблока сепараторов.

Текущий ремонт выполняется в аккумуляторных отделениях (цехах, участках) автотранспортных предприятий.

Капитальный ремонт определяется необходимостью замены полублоков пластин, моноблока и сепараторов.

Капитальный ремонт выполняется в специализированных ремонтных подразделениях (мастерских).

Ремонт аккумуляторных батарей, связанный с заменой пластин, допускается выполнять в автотранспортных предприятиях с хорошей оснащенностью аккумуляторного отделения технологическим оборудованием и наличием высококвалифицированного персонала.

2.3. Показатели, используемые при проведении сертификации услуг по техническому обслуживанию и ремонту аккумуляторных батарей.

При проведении сертификации услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту автомобильных стартерных аккумуляторных батарей используют следующие показатели:

1. Комплектность батареи

2. Габаритные размеры батареи

3. Соединения аккумуляторов в батареи

4. Расположение выводов "+" и "-", их маркировка и размер

5. Состояние наружной поверхности батареи

6. Состояние батареи (заряжена, не заряжена)

7. Наличие предохранительного щитка над сепараторами

8. Герметичность батареи в местах выводов

9. Герметизация батареи

10. Обозначение батареи

11. Уровень электролита

12. Ёмкость батареи

13. Характеристики стартерного режима разряда

14. Плотность электролита

15. Напряжение батареи

16. Выполнение режима заряда

Для оценки показателей качества услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту стартерных автомобильных аккумуляторных батарей используется нормативно-техническая документация, приведённая в таблице 2.1.

Нормативное обеспечение, используемое при сертификации услуг по техническому обслуживанию и ремонту стартерных аккумуляторных батарей

Наименование услуги (работ)

Код

Показатели, используемые при сертификации

Обозначение (наименование) нормативно-технической документации, техусловия

1

2

3

4

Техническое обслуживание и ремонт стартерных кислотных аккумуляторных автомобильных батарей

17607

1. Комплектность батареи

Батарея должна быть комплектна по ГОСТ 18505-73

-

-

2. Габаритные размеры батареи

Батареи по габаритным размерам, соединению аккумуляторов между собой и расположению выводов должны соответствовать ГОСТ 959.1-79, ГОСТ 959.25-79

-

-

3. Соединение аккумуляторов в батарее

-

-

-

4. Расположение выводов батареи

-

-

-

5. Обозначение выводов "+" и "-" , и их размеры

Выводы батареи должны быть обозначены в зависимости от полярности знаками "+" и "-" , и их размеры должны соответствовать ГОСТ 959.0-79

-

-

6. Состояние наружной поверхности батареи

Руководство по техническому обслуживанию и текущему ремонту стартерных аккумуляторных батарей (РД-200-РФ...). Наружная поверхность батареи должна быть чистой, не должно быть пузырей, трещин, неровностей мастики и подтёков свинца в местах сварки. Заливочная мастика должна создавать герметичное уплотнение между крышкой и моноблоком, не должна отставать от стенок моноблока и крышек, и не должна иметь разрыва и трещин. На наружной поверхности моноблока допускается отсутствие глянца и изменение цвета (серые пятна), задиры и сколы, не нарушающие герметичность батареи

-

-

7. Наличие предохранительного щитка

Каждый аккумулятор батареи должен иметь предохранительный щиток над блоком пластин (РД-200-РФ...)

-

-

8. Состояние батареи

Батарея должна быть залита электролитом и полностью заряжена (РД-200-РФ...)

-

-

8.1. Герметизация батареи

Заливочные и вентиляционные отверстия батарей, выпускаемых в сухом исполнении, должны быть загерметизированы. Герметизирующая деталь должна легко удаляться перед приведением батареи в действие (РД-200-РФ...)

-

-

9. Уровень электролита

Уровень электролита в аккумуляторах батареи должна быть на 10-15 (мм) выше предохранительного щитка (РК-200-РСФСР-2/1 -2059-85)

-

-

10. Герметизация батареи в местах выводов

Батареи должны быть герметизированы в выводах и зазорах между крышками и стенками моноблока, и должны выдерживать испытания на герметичность (РК-200РСФСР-2/1-2059-85)

-

-

11. Обозначение батареи

На каждой батарее должны быть нанесены: товарный знак ремонтного предприятия (подразделения); дата приемки ОТК (месяц, год); тип и исполнение батареи (надписи должны быть нанесены в зависимости от конструкции батареи, либо на перемычках между аккумуляторами или на блоке, если он выполнен из пластмассы)

-

-

12. Ёмкость батареи

ёмкость батареи, определяемая при 20 часовом режиме разряда, должна быть не менее 80% от номинального значения (РК-200-РФ-2/1-2059-85)

-

-

13. Характеристики стартерного режима разряда

При начальной температуре электролита 25±2 °С характеристики стартерного режима разряда должны быть не ниже указанных ниже:

- Разрядный ток..3, (А)

- Минимальная продолжительность разряда..3 (мин).

- Начальное напряжение на выводах (через 5-7 (с) после начала разряда):

- Для 6 вольтовой батареи 5,1 (В)

- Для 12 вольтовой батареи 10,2 (В)

- Конечное напряжение на выводах:

- Для 6 вольтовой батареи 4,5 (В)

- Для 12 вольтовой батареи 9,0 (В)      

(Испытание по п.13 подвергают стартерные аккумуляторные батареи, достигшие ёмкости, указанной в п.12, но не позже, чем на пятом цикле)

-

-

14. Плотность электролита

ГОСТ 25475-81; РТМ-200-РФ...; РК-200-РСФСР-2/1-2059-85

-

-

15. Напряжение батареи

То же

-

-

16. Выполнение режима заряда

То же. Проверяется по записям в журнале регистрации режима зарядки



В приложении 1 приведена методика проведения сертификационных испытаний ремонта, зарядки и приемки непригодных к эксплуатации аккумуляторных батарей.

Методика включает следующие разделы:

- Общие положения

- Цели и задачи

- Область применения

- Нормативное обеспечение

- Организация проведения проверок

- Методы проведения проверок (испытаний)

- Оформление результатов проверок

3. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К СТАРТЕРНЫМ АККУМУЛЯТОРНЫМ БАТАРЕЯМ


Стартерные аккумуляторные батареи должны удовлетворять следующие основные требования:

- обладать малым внутренним сопротивлением для обеспечения минимальных потерь напряжения внутри батареи и, следовательно, высокого разрядного напряжения, особенно при стартерном режиме разряда, когда разрядный ток в 3-5 раз превышает номинальную ёмкость батареи;

- иметь высокие удельные электрические характеристики (достаточно высокую ёмкость при минимально возможных размерах и массе батареи);

- сохранять достаточно высокие характеристики при низких температурах окружающего воздуха;

- обладать по возможности минимальным объёмом технического обслуживания, не требующего от персонала специальной подготовки, а также использования сложного и дорогостоящего оборудования;

- иметь высокую механическую прочность, соответствующую условиям эксплуатации машин, на которых батареи установлены;

- иметь достаточно длительный срок службы, по возможности близкий или кратный срокам службы или межремонтного периода машин;

- обладать незначительным саморазрядом;

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs