Статус документа
Статус документа


ГОСТ Р 53409-2009

Группа Д25

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Автомобильные транспортные средства

СЦЕПЛЕНИЯ СУХИЕ ФРИКЦИОННЫЕ

Общие технические требования и методы испытаний

Vehicles. Friction dry clutches. General technical requirements and test methods



ОКС 43.040.50

ОКП 45 0000

Дата введения 2010-07-01

     
 Предисловие


Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт" (ФГУП "НАМИ")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 56 "Дорожный транспорт"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 октября 2009 г. N 451-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет


ВНЕСЕНО Изменение N 1, утвержденное и введенное в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 07.10.2020 N 765-ст c 01.03.2021

Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных по тексту ИУС N 12, 2020

     1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на сцепления сухие фрикционные (далее - сцепления), их узлы и детали, предназначенные для трансмиссий автотранспортных средств категорий M и N по ГОСТ Р 52051, а также для других транспортных средств, машин и механизмов.

Примечание - Данный стандарт не исключает применение согласованных между изготовителем и потребителем соответствующих ТУ на отдельные компоненты сцепления.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 52051-2003 Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения

ГОСТ Р 52431-2005 Автомобильные транспортные средства. Аппараты тормозных систем с гидравлическим приводом тормозов. Технические требования и методы испытаний

ГОСТ Р 52452-2005 Автомобильные транспортные средства. Трубки и шланги гидравлического и пневматического приводов тормозов. Технические требования и методы испытаний

ГОСТ 2.314-68 Единая система конструкторской документации. Указания на чертежах о маркировании и клеймении изделий

ГОСТ 8.051-81 Государственная система обеспечения единства измерений. Погрешности, допускаемые при измерении линейных размеров до 500 мм

ГОСТ 9.014-78 Единая система защиты от коррозии и старения. Временная противокоррозионная защита изделий. Общие требования

ГОСТ 1786-95 Накладки фрикционные. Общие технические требования

ГОСТ 2991-85 Ящики дощатые неразборные для грузов массой до 500 кг. Общие технические условия

ГОСТ 14192-96 Маркировка грузов

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 16536-90 Ящики деревянные для продукции автомобильной промышленности. Технические условия

ГОСТ 24634-81Э Ящики деревянные для продукции, поставляемой для экспорта. Общие технические условия

ГОСТ ИСО 1940-1-2007 Вибрация. Требования к качеству балансировки жестких роторов. Часть 1. Определение допустимого дисбаланса

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.


(Измененная редакция, Изм. N 1).

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены термины по [1].

     4 Основные параметры и/или размеры

4.1 К основным параметрам и размерам сцепления относят:

- максимальный крутящий момент, передаваемый сцеплением;

- ход выключения сцепления;

- усилие выжима сцепления при указанном в конструкторских документах (КД) ходе концов рычагов (упорного кольца, пяты, концов лепестков);

- монтажный размер (расстояние от поверхности трения маховика до опорной поверхности муфты выключения сцепления, с которой контактирует вилка выключения сцепления).

4.2 К основным параметрам и размерам отдельных составляющих (ведущие диски, ведомые диски, муфты выключения, тросы приводов, гидроцилиндры приводов), входящих в комплекты сцеплений, относят:

для ведущего (нажимного) диска с кожухом в сборе:

- дисбаланс,

- усилие выжима сцепления при указанном в КД ходе концов рычагов (упорного кольца, пяты, концов лепестков),

- торцовое биение концов рычагов (упорного кольца, пяты, концов лепестков),

- расстояние от концов рычагов (упорного кольца, пяты, концов лепестков) до поверхности трения маховика,

- перемещение нажимного диска при выключении сцепления;

для среднего ведущего диска двухдискового сцепления:

- дисбаланс,

- погрешность величины перемещения диска к положению равновесия после прижатия диска к опорной поверхности;

для ведомого диска сцепления:

- дисбаланс,

- торцовое биение диска,

- расстояние от головок заклепок до поверхностей трения накладок,

- момент трения демпфера сцепления,

- максимальное относительное угловое перемещение ведущего и ведомого звеньев демпфера сцепления,

- момент замыкания демпфера сцепления,

- толщина ведомого диска по накладкам при включенном сцеплении,

- наружный диаметр накладки,

- внутренний диаметр накладки;

для муфты выключения сцепления см. таблицу 1;

для троса привода - перемещение троса в оболочке;

для гидроцилиндров привода - перемещение поршня главного и рабочего цилиндров в осевом направлении.

Таблица 1

Наименование параметра и размера

Вид муфты



с подшипником в сборе

с самоустанав-
ливающимся подшипником в сборе

Плавность относительного углового перемещения элементов подшипника муфты выключения сцепления

+

+

Торцовое биение поверхности контакта муфты с элементами ведущего диска сцепления (рычагами, упорным кольцом, пятой, лепестками)

+

+

Параметры поверхности скольжения муфты по направляющей втулке коробки передач (диаметр центрального отверстия, шероховатость)

+

+

Радиальное перемещение подшипника относительно муфты

-

+

Усилие радиального перемещения подшипника

-

+

Плавность перемещения муфты выключения сцепления относительно направляющей втулки

-

+

Примечание - Знак "+" означает наличие параметра, знак "-" - отсутствие.


(Измененная редакция, Изм. N 1).

     5 Общие технические требования

5.1 Сцепления должны соответствовать требованиям настоящего стандарта и КД, утвержденной в установленном порядке.

5.2 Сцепление должно обеспечивать плавное, без рывков и вибраций, трогание транспортного средства с места.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

5.3 Максимальный крутящий момент, передаваемый сцеплением, должен быть в пределах:

- 1,20-1,75 Ме - для легковых автомобилей;

- 1,60-2,25 Ме - для грузовых автомобилей и автобусов;

- 2,00-3,00 Ме - для грузовых автомобилей с прицепом и большегрузных автомобилей;

Ме - максимальный крутящий момент двигателя транспортного средства, для которого предназначено сцепление.

5.4 Ход выключения сцепления должен обеспечивать отсоединение двигателя от трансмиссии без явлений "ведения".

Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs