Статус документа
Статус документа

ОДМ 218.4.004-2009 Руководство по устранению и профилактике возникновения участков концентрации ДТП при эксплуатации автомобильных дорог

Раздел 7. Рекомендации по выбору вариантов совершенствования дорожных условий на участках концентрации ДТП, необходимых по критериям безопасности движения для их ликвидации

а) Для ликвидации и профилактики возникновения участков концентрации ДТП в общем случае рекомендуется предусматривать один из четырех вариантов совершенствования дорожных условий:

- доведение параметров геометрических элементов дороги до требований норм на проектирование автомобильных дорог или (и) повышение категории дороги, совершенствование показателей технического уровня дорог (стратегия А);

- доведение транспортно-эксплуатационных качеств дороги до нормативных требований (без изменения параметров геометрических элементов трассы), повышение уровня инженерного оборудования и обустройства дороги (стратегия В);

- обеспечение необходимого уровня содержания дорог и искусственных сооружений (стратегия С);

- совершенствование организации движения, введение регламентирования режимов движения.

б) Для выбора на участках концентрации ДТП варианта совершенствования дорожных условий необходимого по критериям безопасности движения, следует:

- оценить стабильность местоположения участка концентрации ДТП (см. табл.5.1);

- рассчитать показатель риска ДТП (формула 5.1) и оценить фактический уровень безопасности движения (см. табл.5.2);

- построить эпюру коэффициентов загрузки движением и рассчитать их средневзвешенное значение;

- построить эпюру итоговых коэффициентов аварийности и рассчитать их средневзвешенное значение (формула 7.1);

- по рассчитанным значениям критериев безопасности движения в соответствии с рекомендациями табл.7.4 установить необходимую капитальность дорожных работ.

Средневзвешенное значение итогового коэффициента аварийности на участке концентрации ДТП вычисляют на основе их линейной эпюры по формуле:

,                               (7.1)


где , …, - значения итоговых коэффициентов аварийности на локальных участках (участках изменения частных коэффициентов аварийности) в пределах участка концентрации ДТП;

- протяженность локальных участков (участков изменения частных коэффициентов аварийности) в пределах участка концентрации ДТП, м;

- протяженность участка концентрации ДТП, м.

в) Стратегия А направлена на совершенствование показателей технического уровня дорог и обеспечение высокого уровня безопасности движения при этом практически полностью решается задача ликвидации участков концентрации ДТП.

Данная стратегия предусматривает приведение параметров элементов поперечного профиля дороги и плана трассы в соответствие с нормами проектирования за счет проведения работ по реконструкции и капитальному ремонту.

г) При планировании дорожных работ в число объектов реконструкции рекомендуется включать стабильные участки концентрации ДТП, на которых для данного типа дорог фактический уровень безопасности движения характеризуется как низкий (табл.5.2) при условии, что значения коэффициентов загрузки движением превышают критические, соответствующие низкому уровню безопасности движения (табл.7.1).

Таблица 7.1

Тип автомобильных дорог

Значения коэффициентов загрузки движением, соответствующие предельному уровню безопасности движения

Критические значения коэффициентов загрузки движением, соответствующие низкому уровню безопасности движения


вне населенного пункта

в пределах населенного пункта

вне населенного пункта

в пределах населенного пункта

Многополосные с разделительной полосой

0,52-0,66

Менее 0,24

0,45-0,58

Менее 0,22

0,66

0,58

Многополосные без разделительной полосы

0,85-0,93

Менее 0,32

0,78-0,88

Менее 0,25

0,93

0,88

Двухполосная

0,75-0,94

Менее 0,44

0,70-0,81

Менее 0,24

0,94

0,81



В число возможных объектов реконструкции или капитального ремонта рекомендуется также включать стабильные или мигрирующие участки концентрации ДТП, на которых фактический уровень безопасности движения характеризуется как низкий или предельный (табл.5.2), в случае если средневзвешенные значения итоговых коэффициентов аварийности превышают предельно-допустимые (табл.7.2) при значениях коэффициентов загрузки движением, соответствующих предельному уровню безопасности движения (табл.7.1).

Таблица 7.2