• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Действующий


ТР 205-09

     
     
ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по проектированию систем антитеррористической защищенности и комплексной безопасности высотных и уникальных зданий



Настоящие технические рекомендации разработаны в соответствии с планом научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на 2007 г., утвержденным Департаментом градостроительной политики, развития и реконструкции г.Москвы.

Настоящие Рекомендации предназначены для специалистов, выполняющих работы по проектированию систем комплексного обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности высотных и уникальных зданий.

Рекомендации содержат основные требования к системе комплексного обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности высотных и уникальных объектов города Москвы.

Технические рекомендации направлены на унификацию основных требований при разработке системы комплексного обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности высотных и уникальных объектов города Москвы.

Рекомендации разработаны: ГУП "НИИМосстрой" (В.Ф.Коровяков, д-р техн. наук - руководитель работ, В.А.Устюгов, канд. техн. наук, В.Г.Петров, М.В.Фирсов, канд. техн. наук, A.M.Шахраманьян, канд. техн. наук, А.К.Маилянц, И.Е.Штунцайгер, М.В.Сидорко, В.М.Сорока, научный сотрудник, Е.В.Ларионова), Университет КСБ и ИО (Г.Г.Соломанидин, д-р техн. наук, О.М.Любимова, канд. техн. наук, Е.Е.Соколов, канд. техн. наук, И.В.Нестругина).

УТВЕРЖДЕНЫ директором ГУП "НИИМосстрой" в марте 2009 г.

ВВОДЯТСЯ ВПЕРВЫЕ

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 Настоящие рекомендации содержат основные положения, регламентирующие порядок проектирования систем комплексного обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности высотных и уникальных зданий в городе Москве.

1.2 Выполнение положений настоящих рекомендаций направлено на реализацию единой политики в области комплексного обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности высотных и уникальных зданий, обеспечение безопасности эксплуатирующихся высотных и уникальных зданий за счет качественного выполнения проектных и монтажных работ, использования сертифицированного оборудования.

1.3 Данные Рекомендации не отменяют и не заменяют обязательность выполнения нормативно-технических документов по обеспечению безопасности и надежности здании и сооружений.

1.4 Общие технические требования разрабатывают специализированные организации по договорам с Заказчиком (Застройщиком). Объем работ определяется настоящими рекомендациями и нормативными документами организацией, осуществляющей разработку, и согласованной с Заказчиком (Застройщиком) и проектной организацией. Финансирование этих работ должно быть предусмотрено в смете на строительство здания, а после введения его в эксплуатацию - в смете расходов на эксплуатацию и содержание здания. Разработка этих требований может проводиться как одной организацией, так и совместно несколькими.

1.5 Положения данных "Рекомендаций" могут быть изменены или отменены после выхода Технических регламентов в соответствии с Законом РФ N 184-ФЗ от 27 декабря 2002 г. "О техническом регулировании".

2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ


Перечень нормативных и рекомендательных документов приведен в Приложении А.

3 ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ


Настоящие технические рекомендации устанавливают термины и определения основных понятий в области антитеррористической защищенности и комплексной безопасности высотных и уникальных объектов г.Москвы.

Безопасность - состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений. (Федеральный Закон "О техническом регулировании" от 27.12 2002 N 184-ФЗ (в ред. ФЗ от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 01.05.2007 N 65-ФЗ)).

Безопасность уникальных и высотных объектов города Москвы - состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, находящихся в уникальных, высотных объектах или в непосредственной близости от них, в результате реализации угроз. (Распоряжение Правительства Москвы от 27.06.2007 N 1305-РП "Об утверждении Концепции комплексного обеспечения безопасности уникальных и высотных объектов города Москвы").

Внешний нарушитель - нарушитель из числа лиц, не имеющих права доступа в охраняемые зоны.

Внешняя угроза - угроза, исходящая от внешнего нарушителя.

Внутренний нарушитель - нарушитель из числа лиц, имеющих право доступа без сопровождения в охраняемые зоны.

Время живучести системы - время сохранения работоспособности системы в заданных условиях воздействий при возникновении чрезвычайной ситуации.

Высота здания - расстояние от поверхности проезда для пожарных машин до нижней границы открывающегося проема (окна) в наружной стене верхнего (жилого, офисного) этажа (не считая верхнего технического этажа. (МГСН 4.19-2005 Многофункциональные высотные здания и комплексы, СНиП 21-01-97 Пожарная безопасность зданий и сооружений, СНиП 31-01-2003 Здания жилые многоквартирные).

Высотное здание - здание высотой более 75 м (МГСН 4.19-2005 Многофункциональные высотные здания и комплексы).

Высотный объект - высотное здание или уникальный высотный объект.

Доступ - проход (проезд) в охраняемые зоны высотного объекта.

Живучесть технической системы при возникновении чрезвычайной ситуации - свойство системы сохранять свою работоспособность в течение гарантированного времени в заданных условиях воздействий, в том числе при возникновении чрезвычайной ситуации, которое должно быть обеспечено применением специальных мер, технических мероприятий и проектных решений.

Защищенность высотного объекта - совокупность организационно-технических мероприятий, направленных на обеспечение охраны объекта, зоны объекта (ГОСТ Р 50776-95).

Идентификатор доступа, идентификатор (носитель идентификационного признака) - уникальный признак субъекта или объекта доступа. В качестве идентификатора может использоваться запоминаемый код, биометрический признак или вещественный код. Идентификатор, использующий вещественный код - предмет, в который (на который) с помощью специальной технологии занесен идентификационный признак в виде кодовой информации (карты, электронные ключи, брелоки и т.д.) (ГОСТ Р 51241-98*).
________________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 51241-2008, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

Комплекс инженерно-технических средств охраны - совокупность совместно действующих инженерно-технических средств охраны, установленных на охраняемом высотном объекте и объединенных системой инженерных сетей и коммуникаций.

Комплексное обеспечение безопасности - реализованное в проектных решениях согласованное взаимодействие инженерно-технических систем (средств) и персонала, задействованных в предотвращении несанкционированных действий, обеспечении безопасности людей при чрезвычайных ситуациях.

Контрольно-пропускной пункт - специально оборудованное место, через которое осуществляется доступ в соответствии с пропускным режимом.

Критически важные точки объекта - строительные конструкции, элементы, узлы, коммуникации инженерных и других систем, несанкционированное воздействие на которые может привести к развитию чрезвычайных ситуаций.

Математическая (компьютерная) модель объекта - представление зданий и сооружений в виде конечно-элементной схемы для проведения численных расчетов для решения комплекса задач, возникающих при проектировании, строительстве и реконструкции зданий и сооружений, в том числе для определения рациональной структуры автоматизированной системы мониторинга и объективного анализа результатов.

Модель нарушителя - формализованные сведения о численности, оснащенности, подготовленности, осведомленности и тактике действий нарушителей (ля), их мотивации и преследуемых ими целях, используемые при выработке требований к системам комплексного обеспечения безопасности и оценке эффективности комплексного обеспечения безопасности многофункциональных высотных зданий и комплексов.

Нарушитель - лицо, совершившее или пытающееся совершить несанкционированное действие, а также лицо, оказывающее ему содействие в этом.

Несанкционированное воздействие - вмешательство в работу комплекса, направленное на нарушение правильности его функционирования.

Несанкционированное действие - совершение или попытка совершения диверсии, хищения, несанкционированного доступа, проноса (провоза) запрещенных предметов, вывода из строя технических средств защиты.

Несанкционированный доступ - проникновение лиц, не имеющих права доступа, в охраняемые зоны, здания, сооружения, помещения.

Несанкционированный доступ к информации - доступ к информации, нарушающий правила разграничения доступа с использованием штатных средств, предоставляемых средствами вычислительной техники или автоматизированными системами.

Обнаружение - установление факта несанкционированного действия.

Периметр - граница охраняемой зоны, оборудованная физическими барьерами и контрольно-пропускными пунктами.

Пропускной режим - установленный порядок пропуска персонала, посетителей, командированных лиц, транспортных средств, предметов, материалов и документов через границу охраняемой зоны, в (из) здания, сооружения, помещения.

Противотаранное устройство - заграждение, предназначенное для принудительной остановки транспортного средства.

Комплексное обеспечение безопасности уникальных и высотных объектов - разработка и реализация комплекса мероприятий в целях снижения рисков проявления угроз в отношении уникальных и высотных объектов на всех этапах их жизненного цикла. ("Концепция комплексного обеспечения безопасности уникальных и высотных объектов города Москвы" введена распоряжением Правительства Москвы от 27.06.2007 N 1305-РП).

Система комплексного обеспечения безопасности уникальных и высотных объектов - совокупность структур в сфере государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти города Москвы, организаций и граждан города, а также специально создаваемых органов управления сил и средств, деятельность которых направлена на комплексное обеспечение безопасности уникальных и высотных объектов. ("Концепция комплексного обеспечения безопасности уникальных и высотных объектов города Москвы" введена распоряжением Правительства Москвы от 27.06.2007 N 1305-РП).

Система мониторинга технического состояния несущих конструкций - совокупность технических и программных средств, позволяющая осуществлять сбор и обработку информации о различных параметрах строительных конструкций (геодезические, динамические, деформационные и др.) с целью оценки технического состояния зданий и сооружений.

Система мониторинга инженерных систем - совокупность технических и программных средств, позволяющая осуществлять сбор и обработку информации о различных параметрах работы инженерных систем с целью передачи сообщений о возникновении или прогнозе аварийных ситуаций в Единую систему оперативно-диспетчерского управления г.Москвы.

Система охранная телевизионная - телевизионная система замкнутого типа, предназначенная для получения телевизионных изображений (со звуковым сопровождением или без него), служебной информации и извещений о тревоге с охраняемого объекта (ГОСТ Р 51558-2000*).
________________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 51558-2008, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

Служба безопасности - структурное подразделение высотного объекта, предназначенное для организации и контроля над выполнением мероприятий по обеспечению защиты высотного объекта, а также для выполнения ряда других специальных функций.

Считыватель - устройство в составе устройств ввода идентификационных признаков, предназначенное для считывания (ввода) идентификационных признаков (ГОСТ Р 51241-98).

Техническое средство обнаружения - устройство, предназначенное для автоматической выдачи сигнала срабатывания в случае несанкционированного действия.

Техническое средство охраны (техническое средство) - конструктивно законченное, выполняющее самостоятельные функции (аппаратно-программное) устройство, входящее в состав систем охранной, тревожной и/или пожарной сигнализации, контроля и управления доступом, охранного телевидения, сбора и обработки информации, других систем, предназначенных для обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности высотного объекта, отдельных зон доступа объекта.

Тревожно-вызывная сигнализация - система экстренного вызова подразделений службы безопасности.

Уникальный объект - объекты, попадающие под категорию уникальных в соответствии с пунктом 2 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ (в ред. Федеральных законов от 22.07.2005 N 117-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 31.12.2005 N 210-ФЗ, от 03.06.2006 N 73-ФЗ, от 27.07.2006 N 143-ФЗ, от 04.12.2006 N 201-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 29.12.2006 N 258-ФЗ).

Устройства ввода идентификационных признаков - электронные устройства, предназначенные для ввода запоминаемого кода, ввода биометрической информации, считывания кодовой информации с идентификаторов. В состав данных устройств входят считыватели и идентификаторы (ГОСТ Р 51241-98).

Устройства исполнительные - устройства или механизмы, обеспечивающие приведение в открытое или закрытое состояние устройства преграждающие управляемые (электромеханические, электромагнитные замки, защелки, механизмы привода шлюзов, ворот, турникетов и т.д.) (ГОСТ Р 51241-98).

Устройства преграждающие управляемые - устройства, обеспечивающие физическое препятствие доступу людей, транспорта и других объектов, и оборудованные исполнительными устройствами для управления их состоянием (двери, ворота, турникеты, шлюзы, проходные кабины и т.п. конструкции) (ГОСТ Р 51241-98).

Устройства управления - устройства и программные средства, устанавливающие режим доступа и обеспечивающие прием и обработку информации с устройства ввода идентификационных признаков, управление устройствами преграждающими управляемыми, отображение и регистрацию информации (ГОСТ Р 51241-98).

Физический барьер - инженерные сооружения, малые архитектурные формы и другие решения, создающие задержку проникновению нарушителя, использующего различные средства и приспособления, в охраняемые зоны или к уязвимым местам или препятствующие прорыву транспортных средств.

Электромагнитная совместимость инженерно-технических средств - способность инженерно-технических средств сохранять требуемое качество функционирования при воздействии на них электромагнитных помех с регламентированными значениями параметров и не создавать при этом электромагнитных помех другим техническим средствам (ГОСТ 29073-91).

4 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ КОМПЛЕКСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ И АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ

4.1 При проектировании необходимо рассматривать систему комплексного обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности здания как организованное взаимодействие всех составных частей системы безопасности, включая инженерно-технические системы и персонал, выполняемых им организационных и технических действий и мероприятий, с единым центром управления, направленное на обеспечение безопасности людей, предотвращение несанкционированных действий, чрезвычайных ситуаций и минимизацию их последствий. Баланс между функциями безопасности, реализуемыми инженерно-техническими системами здания и принимаемыми организационными мерами, необходимо определить и обосновать при проектировании.

4.2 В составе проектной документации в соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 29.12.2005 N 2683-РП "Об организации работы по обеспечению антитеррористической защищенности и комплексной безопасности высотных зданий и сооружений города Москвы" выполнить специальный раздел "Обеспечение комплексной безопасности и антитеррористической защищенности", на который необходимо получить заключения научно-технического совета Москомархитектуры и головной организации ГУП "НИИМосстрой", одобренных Межведомственной комиссией по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности высотных сооружений города Москвы.

4.3 Специальный раздел проекта должен выполняться по техническому заданию, согласованному Межведомственной комиссией по обеспечению антитеррористической защищенности и комплексной безопасности высотных сооружений города Москвы, специализированной организацией, имеющей соответствующие лицензии, а также специалистов, имеющих необходимую квалификацию по вопросам обеспечения комплексной безопасности и антитеррористической защищенности высотных зданий и сооружений и опыт в разработке требований к проектированию систем комплексного обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности.

4.4 В соответствии с принятыми расчетными (проектными) угрозами и моделью нарушителя при проектировании необходимо определить перечень расчетных кризисных ситуаций, которые могут возникнуть вследствие реализации расчетных угроз.

4.5 При проектировании инженерно-технических систем и средств безопасности высотного и уникального здания (далее - объекта) необходимо привлечь специалистов служб, которые будут обеспечивать безопасность в процессе его эксплуатации, с тем, чтобы применение инженерно-технических систем и средств безопасности служило средством реализации организационных мер при решении задач:

- предупреждения чрезвычайных ситуаций;

- обнаружения фактов реализации угроз;

- эвакуации и спасения людей;

- ликвидации чрезвычайных ситуаций.

4.6 Для обеспечения комплексной безопасности и антитеррористической защищенности проектируемого объекта на период его сдачи в эксплуатацию должны быть разработаны оперативные планы действий при возникновении расчетных кризисных ситуаций, в процессе приемочных испытаний должны проводиться учения по их отработке и уточнению алгоритмов взаимодействия систем безопасности и служб.

5 ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ КОМПЛЕКСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ И АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ

5.1 При проектировании системы комплексного обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности при решении приведенных ранее задач необходимо руководствоваться следующими принципами:

- зонального построения;

- равнопрочности;

- обеспечения надежности и живучести;

- адаптивности;

- регулярности контроля функционирования;

- адекватности.

5.2 В рамках реализации зонального принципа:

- на объекте должны быть выделены контролируемые зоны общего и ограниченного доступа в соответствии с требованиями МГСН 4.19-2005 и с учетом результатов анализа уязвимости проектных решений (градостроительные, архитектурные, объемно-планировочные, конструктивные, технологические проектные решения);

- для каждой выделенной зоны ограниченного доступа должны быть разработаны алгоритмы входа/выхода с реализацией процедур, установленных пропускным режимом.

5.3 В рамках реализации принципа равнопрочности:

- при проектировании должен быть обеспечен примерно одинаковый (сопоставимый) уровень эффективности комплексного обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности при реализации каждой из расчетных угроз для всех типов нарушителей, способов совершения несанкционированных действий и маршрутов движения нарушителей;

- уровень эффективности комплексного обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности должен определяться в процессе проектирования с учетом критерия "эффективность-стоимость", включая затраты на эксплуатацию систем комплексного обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности;

- равнопрочность должна обеспечиваться по всему периметру каждой выделенной зоны (для заданного помещения или группы помещений, территории), включая контролируемые проходы и/или КПП.

5.4 В рамках реализации принципа обеспечения надежности и живучести:

- должны быть предусмотрены взаимоувязанные и взаимно дополняющие друг друга технические решения и организационные меры, обеспечивающие выполнение задач системы комплексного обеспечения безопасности в штатных, проектных (расчетных) и чрезвычайных ситуациях, а также в процессе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

- должно быть предусмотрено резервирование функций управления системой комплексного обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности высотного объекта;

- для обеспечения безопасности каждой отдельной зоны доступа, а также входящих в ее состав помещений, в составе комплекса технических средств должны быть выделены отдельные группы инженерно-технических средств с организацией локальных пультов управления (ЛПУ), которые должны иметь все необходимые элементы управления, индикации и связи для обеспечения безопасности отдельных зон доступа (или функциональных элементов высотного объекта) и должны работать в автономном режиме;

- организация эксплуатации инженерно-технических средств должна предусматривать реализацию системы планово-предупредительного технического обслуживания и ремонта;

- должно быть обеспечено резервирование функций и элементов систем комплексного обеспечения безопасности (в том числе при проведении регламентных и ремонтных работ), при этом допускается резервирование отдельных функций за счет компенсационных мероприятий (с использованием персонала, технических и организационных мероприятий);

- для связи и передачи данных должны быть предусмотрены основные и резервные каналы передачи информации. Следует применять кольцевые структуры для обмена информацией, как наиболее эффективные;

- системы комплексного обеспечения безопасности должны быть спроектированы с использованием унифицированных модулей, обеспечивающих структурную, конструктивную, программную, информационную, электромагнитную совместимость;

- время, затрачиваемое на устранение не исправностей и отказов, возникающих в системе комплексного обеспечения безопасности, не должно превышать заданную при проектировании системы величину, а функции системы безопасности в этот период должны выполняться за счет резервирующих и компенсационных организационно-технических мероприятий.

5.5 В рамках реализации принципа адаптивности:

- должна быть предусмотрена возможность адаптации систем комплексного обеспечения безопасности при изменении:

- перечня расчетных угроз и моделей нарушителей, а также способов обеспечения безопасности;

- назначения функциональных элементов объекта, а также границ зон доступа;

- системы комплексного обеспечения безопасности должны иметь возможность образовывать, при необходимости, дополнительные рубежи безопасности (охранной сигнализации, управления доступом, видеонаблюдения и т.д.);

- в системах комплексного обеспечения безопасности должны обеспечиваться различные способы постановки под охрану/снятия с охраны зон доступа, помещений, отдельных средств, как в автоматическом, так и в полуавтоматическом режимах.

- системы комплексного обеспечения безопасности проектируемого высотного объекта должны адаптироваться к особенностям его работы, в том числе в чрезвычайных ситуациях с учетом принятых мер общественной, пожарной безопасности.

5.6 В рамках реализации принципа регулярности контроля функционирования:

- все технические средства и системы, используемые в системах комплексного обеспечения безопасности, должны иметь в своем составе компоненты и встроенные элементы, позволяющие осуществлять постоянный дистанционный контроль их состояния и работоспособности, а также объективный контроль действий персонала в целях устойчивого функционирования системы комплексного обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности проектируемого высотного объекта.

5.7 В рамках реализации принципа адекватности (разумной достаточности):

- организационные меры, технические способы реализации комплексного обеспечения безопасности проектируемого высотного объекта должны соответствовать принятым проектным угрозам и моделям нарушителей;

- выбор структуры и состава подсистем комплексного обеспечения безопасности должен производиться на основе результатов проведенного анализа уязвимости проектных решений высотного объекта с учетом критерия "эффективность-стоимость".

6 ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТНЫМ РЕШЕНИЯМ


В данном разделе приведены конкретные проектные решения, однако в нем можно выделить отдельные аспекты, являющиеся общими для большинства объектов.

6.1 Требования к генеральному плану


На прилегающей к объекту территории необходимо предусматривать места (площадки, проходы и т.п.), обеспечивающие беспрепятственное и безопасное рассредоточение эвакуирующихся из зданий людей с учетом прибывающих подразделений реагирования, которые будут размещаться со своей техникой на этой территории.

Прилегающая к объекту территория должна быть оборудована малыми архитектурными формами для исключения несанкционированного подъезда (прорыва) транспортных средств к высотному объекту (его уязвимым местам).

На въездах/выездах на прилегающую к объекту территорию должны быть предусмотрены контрольно-пропускные пункты для исключения несанкционированного проезда автотранспорта и прохода людей.

Въезды на прилегающую территорию должны оснащаться средствами снижения скорости.

На въездах/выездах на подземную автостоянку должны быть предусмотрены пункты досмотра транспорта, реализующие принцип шлюзования, для исключения провоза запрещенных предметов, проезда автотранспорта, не имеющего права проезда, и несанкционированного прохода.

Въезд в подземную автостоянку и выезд из нее должен осуществляться по специальным пропускам, которые выдаются службой безопасности высотного объекта в установленном порядке, определяемом индивидуально.

В подземной автостоянке не разрешается размещать автомобили с двигателями, работающими на сжатом природном газе и сжиженном нефтяном газе.

Въезд на территорию высотного объекта грузового транспорта, следующего в зоны погрузки/выгрузки, должен осуществляться по специальным пропускам, выдаваемым службой безопасности в установленном порядке.

При проектировании должны быть разделены пешеходные и транспортные потоки.

6.2 Требования к архитектурным, объемно-планировочным решениям и функциональным элементам


Объект должен быть разделен на контролируемые зоны общего и ограниченного доступа с учетом архитектурной концепции надземной части и функционального назначения помещений и территории.

В самостоятельные зоны доступа должны быть выделены пути эвакуации из надземной и подземной частей здания.

При проектировании необходимо определить и уточнить перечень контролируемых зон общего и ограниченного доступа с учетом режима работы, функционального назначения каждого из блоков, помещений или групп помещений объекта (в том числе принадлежащих арендодателю, и арендуемых помещений).

Исключить несанкционированный доступ со стороны эвакуационных выходов (со стороны улицы) на эвакуационные лестницы надземной и подземной частей объекта при нормальном режиме эксплуатации (при отсутствии команды на эвакуацию).

Исключить несанкционированный доступ со стороны эвакуационных лестниц на этажи надземной и подземной частей при нормальном режиме эксплуатации (при отсутствии команды на эвакуацию).

Для исключения несанкционированного доступа на этажи подземной автостоянки из стилобатной и высотной частей на выходах из лифтовых холлов на этажи подземной автостоянки предусмотреть организацию точек доступа.

6.3 Требования к составу служебных помещений


В здании необходимо предусмотреть следующие служебные помещения:

- для размещения технологического оборудования ГУВД г.Москвы (оборудование системы оперативной радиосвязи - СОРС (прил.3.1 МГСН 4.19-2005) и ГПС (Государственная противопожарная служба) ГУ МЧС РФ по г.Москве;

- для системы мониторинга несущих конструкций здания (можно совместить с диспетчерской), проектом определить места установки измерительных пунктов (прил. 3.2 МГСН 4.19-2005);

- для системы мониторинга инженерных систем (в соответствии с Постановлением Правительства г.Москвы от 06.05.2008 N 375-ПП)

- центрального пункта управления (ЦПУ) системами комплексного обеспечения безопасности высотного объекта площадью не менее 30 мТР 205-09 Технические рекомендации по проектированию систем антитеррористической защищенности и комплексной безопасности высотных и уникальных зданий (площадь уточняется при проектировании);

- локальных пунктов управления (ЛПУ) системами комплексного обеспечения безопасности высотного объекта (необходимость выделении служебных помещений для организации ЛПУ системами комплексного обеспечения безопасности определяется при проектировании);

- размещения личного состава службы безопасности (необходимость выделения помещений для размещения личного состава службы безопасности определяется при проектировании).

Необходимость организации и размещения других служебных помещений, используемых для решения задач комплексного обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности, определяется в процессе проектирования.

Конкретное размещение ЦПУ определяют при проектировании с учетом принятых проектных решений по организации взаимодействия с инженерными системами и системами противопожарной защиты.

Центральный и резервный пункты управления системами обеспечения безопасности необходимо защищать от несанкционированного вторжения.

Центральный и резервный пункты управления системами обеспечения безопасности должны быть защищены от поражения находящегося в нем персонала стрелковым оружием.

Для центрального диспетчерского пункта управления инженерными системами необходимо предусмотреть служебное помещение площадью, определенной в задании на проектирование. Центральный диспетчерский пункт управления инженерными системами необходимо проектировать, предусматривая защитные мероприятия по предотвращению несанкционированного проникновения.

При проектировании определить необходимость выделения отдельного помещения для размещения резервного пункта управления системами комплексного обеспечения безопасности (центр управления в кризисных ситуациях). Рассмотреть возможность размещения резервирующего оборудования ЦПУ на одном из локальных пунктов управления (ЛПУ) системами комплексного обеспечения безопасности (определить проектом).

При проектировании входных групп в здание предусматривать размещение постов охраны и точек доступа, оснащенных необходимым досмотровым оборудованием. Количество точек доступа определить с учетом обеспечения санкционированного (контролируемого) прохода лиц в здание и в его зоны доступа, в том числе в периоды пиковых нагрузок (начало и конец рабочего дня для помещений офисного назначения).

Вестибюли проектируют с учетом как наибольшего скопления людей в часы пик, так и с учетом необходимости размещения постов охраны и точек доступа, оборудованных пропускными устройствами и досмотровым оборудованием.

Выбор мест размещения эвакуационных выходов из надземных частей секций и подземного объема здания необходимо проектировать с учетом возможности беспрепятственного и безопасного рассредоточения эвакуирующихся людей. При этом необходимо учитывать, что прибывающие подразделения сил реагирования будут размещаться со своей техникой на территории, прилегающей к высотному объекту.

6.4 Требования к защите конструктивных элементов


При проведении расчета несущей конструктивной системы здания необходимо определить критически важные точки.

К критически важным точкам здания необходимо отнести те строительные конструкции, одновременное несанкционированное воздействие на которые (сопровождающееся такими поражающими факторами, как диверсионные взрывы, таран транспортным средством, комбинация тарана транспортным средством с диверсионным взрывом и последующим пожаром, воздействие механическим инструментом и др.) может привести к прогрессирующему обрушению.

Перечень критически важных точек (узлов строительных конструкций) и меры по их защите определяют при проектировании.

Критически важные точки (узлы строительных конструкций, коммуникации, воздухозаборники, узлы и оборудование, помещения и ниши, в которых располагаются элементы инженерно-технических систем безопасности и жизнеобеспечения) должны оснащаться средствами охранной сигнализации, видеонаблюдения, контроля и управления доступом и, при необходимости, физическими барьерами во избежание несанкционированных воздействий на них.

Все выходы на кровлю здания в отсутствие команды на эвакуацию или при их посещении уполномоченными сотрудниками служб эксплуатации и безопасности должны быть заперты и оборудованы средствами обнаружения несанкционированного проникновения и тревожно-вызывной сигнализации.

Потенциально доступные для проникновения нарушителя окна должны быть оборудованы средствами обнаружения (сигнализацией на разбивание остекления и открывание).

Выходы вентиляционных коробов, воздухозаборы и др. должны быть оборудованы средствами обнаружения вскрытия.

Подземные и надземные коммуникации высотного объекта, имеющие входы или выходы в виде колодцев, люков, лазов, шахт, открытых трубопроводов, каналов и других подобных сооружений, через которые можно проникнуть на прилегающую территорию и в здания, должны быть оборудованы постоянными или съемными решетками, крышками, дверями с запорами и находиться под контролем системы охранной сигнализации. Постоянные решетки должны устанавливаться на все коммуникации, не подлежащие открыванию и также находиться под контролем средств охранной сигнализации. Оборудованию подлежат все проемы, имеющие диаметр более 250 мм (сечение 250х250 мм). Меры по защите проемов определяют при проектировании.

Конструкции окон, витражей и их крепление к несущим конструкциям должны обеспечивать безопасность людей, находящихся в здании и на прилегающей территории, от поражения фрагментами перечисленных элементов.

7 ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ВХОДА/ВЫХОДА В ВЫДЕЛЕННЫЕ ЗОНЫ ДОСТУПА


На входе/выходе в зоны ограниченного доступа необходимо осуществлять контроль проходящих лиц (проезжающего транспорта) посредством организации точек доступа.

Все точки доступа должны быть оснащены средствами контроля и управления доступом, обеспечивающими санкционированное перемещение людей (транспорта) и создающими препятствие несанкционированному перемещению.

Точки доступа входов в функциональные блоки здания должны оснащаться пропускными устройствами. При проектировании определить перечень стационарных и мобильных средств, обеспечивающих обнаружение запрещенных для проноса вещей (оружия, взрывчатых и радиоактивных и других опасных веществ).

Алгоритмы прохода в контролируемые зоны различных категорий лиц должны быть определены проектом. Алгоритмы прохода в контролируемые зоны различных категорий лиц должны быть уточнены на этапе опытной эксплуатации.

Точки доступа, оснащенные постами с постоянным и временным пребыванием сотрудника сил безопасности, организуются на входах в вестибюльные группы, на въездах (выездах) в подземную автостоянку. На таких точках доступа должны быть предусмотрены средства осмотра личных вещей (или транспорта соответственно), средства связи.

Точки доступа, не оснащенные постами охраны с постоянным пребыванием сотрудника службы безопасности, должны обеспечивать задержку несанкционированного проникновения и оснащаться средствами охранной сигнализации, контроля и управления доступом и телевизионного наблюдения.

Точки доступа, не оснащенные постами с постоянным пребыванием сотрудника сил безопасности, такие, как эвакуационные выходы и т.п., должны быть оснащены аварийными дверями, обеспечивающими эвакуацию через них только в экстренных случаях. Должна обеспечиваться возможность ручной и автоматической разблокировки таких проходов по сигналам систем безопасности предусмотренными алгоритмами прохода.

Точки доступа, не оснащенные постами с постоянным пребыванием сотрудника сил безопасности, такие, как входы на технические этажи, в технические, инженерно-технологические и служебные помещения должны обеспечивать возможность прохода через них только допущенного персонала.

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Что вы получите:

После завершения процесса оплаты вы получите доступ к полному тексту документа, возможность сохранить его в формате .pdf, а также копию документа на свой e-mail. На мобильный телефон придет подтверждение оплаты.

При возникновении проблем свяжитесь с нами по адресу spp@kodeks.ru

ТР 205-09 Технические рекомендации по проектированию систем антитеррористической защищенности и комплексной безопасности высотных и уникальных зданий

Название документа: ТР 205-09 Технические рекомендации по проектированию систем антитеррористической защищенности и комплексной безопасности высотных и уникальных зданий

Номер документа: 205-09

Вид документа: ТР (Технические рекомендации)

Принявший орган: Департамент градостроительной политики города Москвы

Правительство Москвы

Статус: Действующий

Опубликован: / Департамент градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы. ГУП "НИИМосстрой". - М., 2009 год
Дата принятия: 01 марта 2009