Статус документа
Статус документа

Руководство по установлению допустимых выбросов радиоактивных веществ в атмосферу. Том 1. (Обязательная часть) (ДВ-98)

3.1. Требования органов Государственного санитарно-эпидемиологического надзора

3.1.1. Деятельность органов Государственного санитарно-эпидемиологического надзора направлена на ограничение и снижение облучения населения и персонала, исключение необоснованного облучения, сохранение высокого уровня качества жизни населения. Требования должны основываться на действующих правовых и нормативных документах.

3.1.2. Исходя из этого величина устанавливается для каждого источника выбросов радиоактивных веществ так, чтобы суммарные выбросы всей совокупности источников данного района при достижении экологического равновесия при накопления радионуклидов в природных средах не приводили к превышению соответствующих дозовых пределов ( для персонала группы Б на промплощадке, и для населения на остальной территории района) или выделенной для предприятия квоты от них с учетом перспективы развития предприятия, региона в целом и техногенного фона загрязнения атмосферы и местности.

3.1.3. При установлении радиоактивных веществ необходимо учитывать следующие факторы, формирующие дозу облучения населения:

внешнее облучение, вызванное излучением проходящего облака выброшенных радиоактивных веществ;

внешнее облучение, создаваемое осевшими на поверхность почвы радиоактивными веществами;

внутреннее облучение, связанное с вдыханием радиоактивных веществ, перенесенных ветром от источника выброса (при этом должны учитываться процессы вторичного ветрового подъема осевших на почву радиоактивных веществ);

внутреннее облучение, обусловленное употреблением в пищу местных продуктов питания и питьевой воды, загрязненных выбрасываемыми радиоактивными веществами.

3.1.4. Величины определяются из условия непревышения предела дозы или выделенной от него квоты в любой точке местности. В пределах санитарно-защитной зоны (при условии надлежащего контроля) допускается сельскохозяйственное использование земли, а также личные подсобные и дачные участки. Дозы облучения необходимо оценивать с учетом всех, характерных для данного района, пищевых цепочек. Такой подход обеспечивает минимальные ограничения для землепользования при нормальной эксплуатации предприятий, а в последующие сроки исключает проблему рекультивации или изъятия из оборота земли.

3.1.5. Представление и в виде суммы активностей радионуклидов смеси или по группам возможно, если относительный радионуклидный состав выбросов (или состав групп радионуклидов) не меняется. Состав выделенных групп радионуклидов определяется условиями технологии повседневного контроля за выбросами. В отдельных случаях представительным может быть даже один реперный радионуклид, за которым только и должен производиться контроль. Требуется обоснование такой формы представления, а сами величины и реперных нуклидов устанавливают при условии непревышения предела дозы с учетом воздействия всех выбрасываемых радионуклидов.

3.1.6. Для нестабильного состава выбросов нормативы и следует устанавливать и представлять для всех радионуклидов по отдельности. Заменять их суммой недопустимо. При этом возможно превышение для отдельных радионуклидов смеси при условии, что не будет превышена установленная для данного источника допустимая норма выброса ().

3.1.7. Нормативы выбросов должны пересматриваться в следующих случаях:

изменения производственной программы предприятия и связанным с этим изменением мощности и состава выбросов радиоактивных веществ;

изменения дозовых пределов или квот;

введения новых производств - источников выброса радиоактивных веществ;

вне зависимости от перечисленных выше условий, действие нормативов выбросов должно подтверждаться Регулирующими органами по представлению Заявителей не реже одного раза в течение 3 (трех) лет.