МЕТОДИКА
ОПРЕДЕЛЕНИЯ МАССЫ ВЫБРОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ АВТОТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ В АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ
СОГЛАСОВАНО
Заместитель Министра экологии и природных ресурсов Российской Федерации Н.Г.Рыбальский 28 апреля 1993 г.
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Министра транспорта Российской Федерации В.Ф.Березин 02 июня 1993 г.
Разработчики методики:
А.В.Рузский (МАДИ)
В.В.Донченко (НИИАТ)
А.С.Калашников (НИИАТ)
А.А.Чеботаев (НИИКТП)
Б.М.Артемьев (НИИКТП)
В.Н.Топунов (НИЦИАМТ)
М.Е.Вайсблюм (НИЦИАМТ)
В работе принимали участие:
В.А.Петрухин (НИИАТ)
В.А.Виженский (НИИАТ)
Методика оценки выбросов загрязняющих веществ автотранспортными средствами в атмосферный воздух может быть использована при проведении расчетов выброса загрязняющих веществ автомобильным транспортом и разработки мероприятий по их снижению на всех уровнях планирования, учета и контроля за исключением инвентаризации выбросов загрязняющих веществ на территории автотранспортных и других предприятий, оценки выбросов отдельных элементов улично-дорожной сети городов.
Учитывается выброс следующих загрязняющих веществ:
оксид углерода - СО;
углеводороды - СН;
оксиды азота - в пересчете NО;
твердые частицы - С;
сернистый ангидрид - SО:
соединения свинца - Рb (только для регионов, где используется этилированный бензин).
Методика оценки выбросов загрязняющих веществ легковыми, грузовыми автомобилями и автобусами основана на результатах типовых испытаний по показателям токсичности и топливной экономичности, скорректированных с учетом конструкции автотранспортных средств (АТС) и условий их эксплуатации.
2.1.1. Массовый выброс загрязняющих веществ легковыми (грузопассажирскими) автомобилями с определенным рабочим объемом двигателя при движении по территории населенных пунктов рассчитывается по формуле:
, т (2.1.1)
где - пробеговый выброс 1-го загрязняющего вещества легковым автомобилем с двигателем -гo рабочего объема, г/км (табл.2.1.1);
- суммарный пробег легковых автомобилей с двигателями -го рабочего объема по территории населенных пунктов, км* ;
- коэффициент, учитывающий изменение выбросов загрязняющих веществ при движении по территории населенных пунктов (табл.2.1.2).
________________
* Суммарный пробег может определяться на основании данных учета (отчетности) или обработки результатов выборочных обследований (опросов).
Таблица 2.1.1
Пробеговые выбросы загрязняющих веществ легковыми автомобилями по территории населенных пунктов
Рабочий объем двигателя, л | Пробеговый выброс , г/км | ||||||
СО | СН | NО | С | SO | Рb | ||
А-76 | АИ-93 | ||||||
менее 1,3 | 11,4 | 2,1 | 1,3 | 0 | 0,052 | 0,008 | 0,017 |
1,3-1,8 | 13 | 2,6 | 1,5 | 0 | 0,076 | 0,011 | 0,025 |
1,8-3,5 | 14 | 2,8 | 2,7 | 0 | 0,096 | 0, 014 | 0,031 |
Примечания: 1. Токсичность отработавших газов при работе двигателя на сжиженном нефтяном газе принимается равной токсичности отработавших газов при работе двигателя на бензине, выбросы соединений свинца отсутствуют.
2. Расчет выбросов соединений свинца выполняется только для регионов, где используется этилированный бензин. При отсутствии данных о распределении автомобилей, работающих на бензине АИ-93 и А-76, принимается соотношение: 60% - АИ-93, 40% - А-76.
Таблица 2.1.2
Значения в зависимости от типа населенных пунктов
Тип населенных пунктов | Значение | |||||
СО | СН | NО | С | SO | Рb | |
Города с числом жителей более 1 млн. чел. | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 0 | 1,25 | 1,25 |
Города с числом жителей от 100 тыс. чел. до 1 млн. чел. | 0,87 | 0,92 | 0,94 | 0 | 1, 15 | 1,15 |
Города с числом жителей от 30 до 100 тыс. чел. | 0,7 | 0,79 | 0,81 | 0 | 1,05 | 1,05 |
Прочие населенные пункты | 0,41 | 0,59 | 0,6 | 0 | 1,00 | 1,00 |
Значения зависят от типа населенного пункта, в котором эксплуатируется автомобиль.
2.1.2. Массовый выброс загрязняющих веществ легковыми (грузопассажирскими) автомобилями с определенным рабочим объемом двигателя при движении вне населенных пунктов рассчитывается по формуле:
, т (2.1.2)
где - пробеговый выброс 1-го загрязняющего вещества легковым автомобилем с двигателем -го рабочего объема, г/км (табл.2.1.3);
- суммарный пробег при движении вне населенных пунктов, км.
Таблица 2.1.3
Пробеговые выбросы загрязняющих веществ легковыми автомобилями при движении вне населенных пунктов
Рабочий объем двигателя, л | Пробеговый выброс , г/км | ||||||
СО | СН | NО | С | SO | Рb | ||
А-76 | АИ-93 | ||||||
менее 1,3 | 4,8 | 1,2 | 2,3 | 0 | 0,052 | 0,008 | 0,017 |
1,3-1,8 | 5,5 | 1,5 | 2,7 | 0 | 0,076 | 0,011 | 0,025 |
1,8-3,5 | 6,0 | 1,6 | 4,0 | 0 | 0,096 | 0,014 | 0,031 |
Примечание: 1. Токсичность отработавших газов при работе двигателя на сжиженном нефтяном газе принимается равной токсичности отработавших газов при работе двигателя на бензине, выбросы соединений свинца отсутствуют.
2. Расчет выбросов соединений свинца выполняется только для регионов, где используется этилированный бензин. При отсутствии данных о распределении автомобилей, работающих на бензине АИ-93 и А-76, принимается соотношение: 60% - АИ-93, 40% - А-76.
2.1.3. Суммарный массовый выброс -го загрязняющего вещества легковыми автомобилями определяется по формуле:
, т (2.1.3)
где , т - коэффициент, учитывающий влияние технического состояния автомобилей на массовый выброс -го загрязняющего вещества (1,75; 1,48; 1,0; 1,15; 1,15).
При отсутствии данных о распределении пробега автомобилей в городских и загородных условиях и наличии данных об общем пробеге автомобилей , пробег и определяется по формулам: легковые автомобили, принадлежащие индивидуальным владельцам:
в городах | ; ; |
в сельской местности | ; ; |
легковые автомобили, принадлежащие предприятиям и организациям:
в городах | ; ; |
в сельской местности | ; . |
2.2.1. Массовый выброс загрязняющих веществ грузовыми (специальными) автомобилями с определенной грузоподъемностью и типом двигателя при движении по территории населенных пунктов рассчитывается по формуле:
, т (2.2.1)