Статус документа
Статус документа

МР 2.6.1.27-2003 Ионизирующее излучение, радиационная безопасность. Зона наблюдения радиационного объекта. Организация и проведение радиационного контроля окружающей среды

5. Принципы, положенные в основу радиационного контроля

     

5.1. Принципы, на которых построен РКОС, проистекают из основных принципов обеспечения радиационной безопасности, изложенных в НРБ-99:

- непревышение допустимых пределов индивидуальных доз облучения граждан от всех источников излучения (принцип нормирования);

- запрещение всех видов деятельности по использованию источников излучения, при которых полученная для человека и общества польза не превышает риск возможного вреда, причиненного дополнительным облучением (принцип обоснования);

- поддержание на возможно низком и достижимом уровне с учетом экономических и социальных факторов индивидуальных доз облучения и числа облучаемых лиц при использовании любого источника излучения (принцип оптимизации).

5.2. К основным принципам построения РКОС относятся:

5.2.1. Сочетание в РКОС функций контроля и мониторинга как инструментов установления параметров качества окружающей среды (принцип сочетания).

Разграничение этих функций не является искусственным. Под контролем чаще всего понимают установление факта непревышения (или превышения) нормативов качества контролируемого объекта или (и) установленных для этого объекта контрольных уровней. Для принятия решения о том, что контролируемый объект отвечает требованиям нормативов, чаще всего достаточно с требуемой достоверностью показать, что контролируемая величина не превосходит установленного норматива (контрольного уровня) или параметра соответствия. При этом само значение контролируемой величины может остаться неизвестным.

Мониторингом называют систему регулярных длительных наблюдений в пространстве и времени, проводимых по определенной программе, позволяющую получать информацию о состоянии окружающей среды. Основной целью мониторинга является выявление и прогноз антропогенных изменений природной среды. В соответствии с этим результатами мониторинга чаще всего являются числовые значения наблюдаемой величины, определенные с некоторой погрешностью. Сравнение результатов радиационных измерений, полученных при мониторинге, проводят как с результатами определения фоновых значений тех же параметров, так и с результатами предыдущих наблюдений.

Необходимость использования функции мониторинга при проведении РКОС обусловлена рядом причин. К основным из них можно отнести следующие.

1) Наличие функции мониторинга при проведении РКОС позволяет установить неблагоприятные тенденции в изменении качества окружающей среды, построить прогноз развития данных изменений и, в случае необходимости, выработать соответствующие управленческие решения, направленные на снижение воздействия на окружающую среду. При сопоставлении показателей качества окружающей среды только с величинами принятых нормативов можно упустить из виду ситуацию, когда длительное воздействие радиоактивных веществ на объекты окружающей среды в концентрациях, не превышающих нормативных значений, приведет к тому, что спустя какое-то время состояние окружающей среды перестанет быть безопасным для человека.

В качестве примера можно привести ситуацию, когда в результате многолетних выбросов какого-либо радионуклида происходит его накопление в почве и возникает риск дальнейшей миграции его с грунтовыми водами в нижележащие горизонты, используемые для питьевого водоснабжения. Проводя наблюдения за содержанием данного радионуклида в почве, - т.е. почвенный мониторинг - становится возможным принять в необходимых случаях соответствующие управленческие решения на ранней стадии развития данной ситуации и избежать масштабных затрат на снижение радиоактивности питьевой воды и рекультивацию почв в будущем.

2) Использование мониторинга позволяет организации, проводящей РКОС, получать более полную информацию о состоянии окружающей среды и, вследствие этого, более полно оценивать влияние собственной производственной деятельности на природную среду, сопоставляя результаты радиационных измерений, получаемых при мониторинге, с величинами значений тех же параметров, характерных для объектов окружающей среды, не испытывающих антропогенного воздействия, и (или) со значениями параметров, обусловленными глобальным загрязнением окружающей среды. Это обстоятельство является весьма важным для предотвращения возникновения радиофобии у населения, проживающего на территории зоны наблюдения данного радиационного объекта. Кроме того, наличие этой информации делает данную организацию более защищенной от необоснованных обвинений в чрезмерном воздействии на окружающую среду.

3) При отсутствии нормативов качества для каких-либо объектов мониторинг является практически единственным инструментом для оценки их загрязнения, поскольку единственный критерий качества для таких объектов - фоновые значения определяемых параметров.

4) В случае принятия более жестких нормативов качества окружающей среды информация, полученная при мониторинге, позволит провести ретроспективный анализ воздействия производственной деятельности радиационного объекта на население, проживающее в его зоне наблюдения.

Затраты на осуществление функции мониторинга при проведении РКОС, как правило, составляют небольшую долю общих затрат предприятия на радиационный контроль, а информация, получаемая при мониторинге, в большинстве случаев оказывается для предприятия весьма полезной.

5.2.2. Соответствие усилий, прилагаемых для получения информации о состоянии объекта контроля, задачам, которые решаются с помощью этой информации (принцип соответствия или разумной достаточности).

Данный принцип призван оптимизировать затраты на проведение РКОС и объем информации, которую предполагается получать при его проведении. В соответствии с ним для каждой из задач, решаемых при РКОС, должен быть выбран метод, позволяющий при наименьших затратах получить необходимую и достаточную информацию о контролируемом объекте. Одним из практических примеров применения данного принципа является предпочтительное использование в некоторых ситуациях методик определения сокращенных или обобщенных показателей, которые при относительно невысоких затратах на выполнение анализов, тем не менее, обеспечивают объем информации об объекте контроля, достаточный для принятия обоснованных управленческих решений.

Для примера рассмотрим случай равномерного в течение года выброса в атмосферный воздух долгоживущих аэрозолей альфа-излучающих нуклидов. Если при этом величина фактического выброса не превосходит нескольких процентов от предельно-допустимого, целесообразно задачу оперативного контроля за содержанием альфа-излучающих нуклидов в атмосферном воздухе решать, определяя суммарную активность фильтров, на которые проводится отбор проб воздуха. Измеренные фильтры накапливают и затем определяют содержание в них контролируемых нуклидов с использованием более точных, но также и более трудоемких и дорогостоящих радиохимических методов анализа. Период осреднения концентрации (месяц, квартал, полгода, год) выбирают в зависимости от динамики выброса и количества выбрасываемых радионуклидов.

Другим примером применения данного принципа является выбор оптимальной схемы отбора проб для контроля за плотностью выпадений радионуклидов. Согласно принципу соответствия оптимальная схема должна содержать не максимально возможное количество точек пробоотбора, а разумно достаточное, т.е. обеспечивающее определение характера и уровней загрязнения данного участка территории.

Еще одним примером, иллюстрирующим данный принцип, является построение графика РКОС, исключающее одновременный анализ объекта контроля по сокращенным и развернутым показателям - например, одновременное определение суммарной альфа-активности и радиохимическое определение альфа-излучающих нуклидов в пробах донных отложений.

Применение изложенных принципов при определении и обосновании объема РКОС позволяет достаточно полно оценивать радиационную обстановку, избегая при этом затрат на получение избыточного объема информации, или на получение информации, которую в дальнейшем при анализе состояния окружающей среды не используют.