Статус документа
Статус документа

     
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САНИТАРНОМУ КОНТРОЛЮ ЗА СОДЕРЖАНИЕМ РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ В ОБЪЕКТАХ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ



УТВЕРЖДАЮ

Главный государственный санитарный врач СССР П.Н.Бургасов 03.12.79 г.

Настоящие "Методические рекомендации" подготовили:

Введение - А.Н.Марей

Глава 1 - А.Н.Марей

Глава 2 - А.С.Белицкий, А.С.Зыкова, А.Н.Марей

Глава 3 - P.М.Бархударов, Б.К.Борисов, Н.Г.Гусев, И.А.Лихтарев, А.Н.Марей, П.В.Рамзаев, В.П.Шамов

Глава 4 - М.М.Голутвина, О.А.Михайлова, Н.Я.Новикова, Д.К.Попов, Л.А.Теплых, И.С.Швыдко

Глава 5 - С.М.Вакуловский, Г.Г.Дорошенко, В.Ф.Дричко, Э.Д.Крисюк, Е.С.Леонов, В.П.Рублевский

Глава 6 - Р.М.Бархударов, В.И.Поникаров, Ю.С.Степанов.

Под общей редакцией А.Н. Марея и А.С.Зыковой

Радиохимические и гамма-спектрометрические методики представили:

M.М.Анкудинова, В.М.Бочкарев, П.Д.Булкина, И.Г.Водовозова, Т.Ф.Воронина, М.М.Голутвина, В.Ф.Дричко, Г.П.Ефремова, С.Я.Зайдман, С.В.Иохельсон, Г.А.Кузнецова, А.Е.Коваленко, Е.Л.Мордберг, А.И.Михайлова, О.А.Михайлова, М.П.Нехорошева, М.А.Немцова, Н.Я.Новикова, Е.И.Орлова, Ф.И.Павлоцкая, Д.К.Попов, Р.И.Погодин, В.М.Поликаров, С.П.Росянов, Б.H.Раевский, Ф.Я.Ровзинский, М.Д.Сычева, Н.А.Сусорева, В.Д.Спирин, Ю.С.Степанов, Е.Д.Стукин, Л.А.Теплых, Г.Е.Шаронов, Н.С.Швыдко, Е.И.Юшкан, Г.В.Яковлева.

Кроме того, в "Методические рекомендации" вошел ряд методик, опубликованных в различных изданиях.

ВВЕДЕНИЕ


Прогрессирующее использование ядерной энергии в народном хозяйстве и ряде других областей нередко связано с удалением в окружающую среду отходов, содержащих радиоактивные вещества, где загрязняющим фактором обычно являются искусственные радионуклиды. Однако, в некоторых случаях загрязнение объектов окружающей среды происходит за счет техногенного поступления естественных радиоактивных веществ.

Уровни допустимого содержания радионуклидов в различных объектах внешней среды, как и поступление их в организм человека, регламентируются отечественным санитарным законодательством. Контроль за его выполнением лежит на органах государственного санитарного надзора и специальных службах соответствующих ведомств. Одна из основных форм данного контроля - определение концентраций радионуклидов преимущественно в тех объектах окружающей среды, которые имеют непосредственное отношение к жизнедеятельности человека: в атмосферном воздухе, воде, почве, пищевых продуктах и т.д. При этом для получения сопоставимых результатов необходимо использовать однотипные приемы при отборе проб, их первичной обработке и проведении радиохимических определений. Настоящее руководство устанавливает принципы организации и методы контроля за содержанием радиоактивных веществ в объектах окружающей среды. Основное внимание уделено методам определения радионуклидов, имеющих наибольшее значение как возможных источников облучения населения.

Исходя из реальных условий современности, главное место отводится определению радионуклидов, поступающих в окружающую среду с радиоактивными отходами предприятий всего ядерно-топливного цикла атомной энергетики и других объектов, а также с продуктами испытаний ядерного оружия. Наряду с этим, изложены методы определения в объектах внешней среды ряда естественных радионуклидов. Издание настоящих "Методических рекомендаций" направлено на дальнейшее совершенствование контроля за окружающей средой для обеспечения радиационной безопасности населения.

"Методические рекомендации" предназначены для сотрудников радиологических подразделений санэпидстанций, медсанчастей, служб внешней дозиметрии и других организаций, осуществляющих контроль за содержанием радионуклидов в объектах внешней среды.

Глава 1

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ


Обеспечение радиационной безопасности населения от воздействия ионизирующих излучений, обусловленных загрязнением окружающей среды радиоактивными веществами, достигается выполнением требований санитарного законодательства. Последним регламентируются условия размещения объектов, являющихся потенциальными источниками загрязнения внешней среды радиоактивными веществами, использования ядерных взрывов в промышленных целях, удаления и обезвреживания радиоактивных отходов, допустимые уровни содержания радиоактивных веществ в объектах внешней среды, пределы допустимого поступления и содержания их в организме человека, а также пределы доз излучения для отдельных лиц и всего населения. Наличие отечественного санитарного законодательства (соответствующих санитарных правил и нормативов) дает проектным и хозяйственным организациям необходимые данные для правильного проектирования и использования радиоактивных материалов, которое сводит до минимума загрязнение окружающей среды. Своевременность и полноту соблюдения требований санитарного законодательства осуществляют предупредительным санитарным надзором и текущим контролем.

Предупредительный надзор производится органами государственного санитарного надзора в период проектирования и строительства объектов, являющихся потенциальными источниками облучения человека. Основная его задача - предупреждение непосредственного облучения людей и загрязнения радиоактивными веществами объектов внешней среды при планируемом их удалении, а также прогнозирование дозовой нагрузки на население при непланируемом поступлении радиоактивных веществ (аварии) в окружающую среду.

Текущий государственный санитарный контроль приобретает основное значение в процессе изготовления и использования радиоактивных материалов (источников облучения) при планируемых, а также в случае непланируемых поступлений радиоактивных веществ в окружающую среду (аварии, испытания ядерного оружия, проводимые до последнего времени в некоторых странах и т.д.). Он осуществляется органами санитарного надзора министерств здравоохранения. Ведомственный контроль производится службами соответствующих министерств и ведомств.

В зависимости от вида и мощности источников, масштабов распространения радиоактивных веществ и характера обусловленного ими загрязнения окружающей среды подходы к организации текущего санитарного контроля могут быть различными. Однако во всех случаях конечная цель его - предупреждение отрицательного воздействия данного фактора на здоровье населения, достигаемое следующими способами:

1. Контроль за удаляемыми в окружающую среду отходами предприятий и учреждений, добывающих, производящих или использующих радиоактивные материалы.

2. Контроль за содержанием радиоактивных веществ в объектах внешней среды (атмосферный воздух, почва, вода, пищевые продукты и т.д.); выявление основных путей их воздействия на человека.

3. Контроль за поступлением радиоактивных нуклидов в человеческий организм по соответствующим путям (пероральный, ингаляционный), а также за дозами при внешнем и внутреннем облучении; определение дозы от облучения, получаемой населением.

4. Оценка радиационной обстановки, формирующейся в отдельных местностях и на территории всей страны, с последующей информацией о ней соответствующих органов*.

_______________

* В ряде случаев большую ценность представляют периодические исследования (в качестве тестов) других элементов внешней среды, не имеющих прямого отношения к облучению человека, но позволяющих выявить наличие длительных загрязнений, например, определение в динамике уровней загрязнения радиоактивными изотопами водорослей, листьев деревьев и других объектов, не используемых человеком в пищу.


Выполнение первой задачи достигается:

- непосредственным измерением радиоактивности отходов в местах их удаления;

- определением количества радиоактивных веществ, поступающих в окружающую среду с отходами, их нуклидного, а при необходимости и химического состава;

- выявлением нуклидов, дающих основной вклад в дозу излучения, получаемую населением.

Осуществление второй задачи обеспечивается:

- отбором и исследованием проб соответствующих объектов внешней среды на содержание в них радионуклидов с учетом характера отходов, условий их удаления и особенностей распространения применительно к конкретной обстановке;

- измерением доз ионизирующего излучения на местности (при наличии -излучателей).

Решение третьей задачи предусматривается следующими способами:

- определением количества радиоактивных веществ, поступающих в организм человека из соответствующих объектов внешней среды ингаляционным и пероральным путем с учетом местных особенностей питания, водоснабжения соответствующих контингентов, длительности поступления и т.д.;

- определением содержания соответствующих радиоактивных нуклидов в организме людей (при необходимости);

- непосредственным измерением или расчетом доз внешнего излучения.

При этом требуется собрать информацию необходимую: а) для оценки доз, получаемых отдельными лицами или группами лиц в результате загрязнения объектов внешней среды или обусловленных естественными источниками радиации; б) для оценки средних по времени популяционных доз, воздействию которых подвергается население области, республики или страны, что обеспечивается усреднением во времени данных, характеризующих дозу излучения, обусловленную всеми источниками ионизирующей радиации.

Постановка четвертой задачи исходит из необходимости всегда иметь сведения о динамике радиационной обстановки, обусловленной загрязнением окружающей среды, как в отдельных пунктах, регионах, так и в масштабе всей страны во времени. Осуществление ее обеспечивается непрерывным накоплением сведений на местах в практических учреждениях, занимающихся вопросами контроля, концентрированием их в научных центрах с последующим обобщением, анализом и периодической выдачей информации. На основании изучения полученной информации в этих центрах производится оценка степени вероятного риска возникновения отдаленных последствий облучения, а при необходимости разработка соответствующих профилактических мероприятий.

В настоящем руководстве рассматриваются лишь вопросы контроля за содержанием радионуклидов в объектах окружающей среды и в организме человека.

1.1. Организация текущего контроля


В зависимости от поставленных задач текущий контроль осуществляют в масштабах страны (например, при стратосферных выпадениях), отдельных регионов (при авариях с выбросом в окружающую среду большого количества радиоактивных веществ) или в пределах ограниченных участков местности вокруг одного или группы источников выделения радиоактивных отходов. Подходы к организации системы контроля в каждом из этих случаев различны, хотя цель одна.

При контроле за радиационной обстановкой, обусловленной глобальными выпадениями, исходят из необходимости получения усредненных данных, характеризующих уровни загрязнения объектов внешней среды и дозы излучения, получаемой населением в крупных масштабах (страна, республика, область). Поэтому систему контроля строят организацией сети наблюдательных станций и проведением длительных систематических наблюдений, имея в виду получение данных, характерных для достаточно обширных зон. Объектами контроля являются радиоактивные осадки, атмосферный воздух, почва, водоемы, растительность, пищевые продукты, иногда - питьевая вода. Наряду с проведением исследований по определению уровней загрязнения объектов внешней среды радиоактивными веществами, измерениями обусловленных ими доз проникающей радиации на местности производят сбор материалов, позволяющих выявить особенности, установить закономерности и оценить значимость влияния различных факторов на процессы миграции критических нуклидов из атмосферы, почвы, водоемов в пищевые продукты, на поступление их в организм человека.

Принципы подхода к контролю в данной области остаются постоянными, однако объем и характер наблюдений изменяется во времени в связи с изменением во времени плотности и состава выпадений, удельной значимости различных путей миграции радиоактивных веществ в организм и т.д.

Система контроля при авариях направлена на оперативное выявление интенсивности и масштабов загрязнений, представляющих опасность для жизни и здоровья людей, оказавшихся в данной зоне, для принятия срочных мер по устранению этой опасности. В дальнейшем работы по контролю предусматривают обоснование мер, направленных на ликвидацию санитарных последствий аварии.

При аварийной ситуации, возникающей вследствие выброса радионуклидов из атомной электростанции (АЭС), экстренное дозиметрическое обследование выполняют по аварийному плану, который должен быть составлен заблаговременно на каждой АЭС в соответствии с "Временными методическими указаниями для разработки мероприятий по защите населения в случае аварии ядерных реакторов;" (N 372/1-70. М., 1971).

Загрязнение внешней среды радиоактивными отходами обычно носит локальный характер, что определяет схему расположения сети контрольных пунктов.

Предметами контроля являются:

- источники возникновения радиоактивных отходов и сами отходы в местах их удаления в окружающую среду;

- объекты внешней среды, куда поступают отходы (водоем, атмосфера и.др.), из которых происходит миграция радиоактивных веществ в организм человека (пищевые продукты и др.) или те, которые в результате загрязнения становятся источниками внешнего облучения населения.

Масштабы, объем и характер контроля определяются в зависимости от мощности источников, количества и природы удаляемых радиоактивных отходов, условий их удаления, особенностей среды, куда поступают отходы, характера ее использования, привычек, бытового уклада и условий жизни местного населения.

Учитывая большое разнообразие возможных вариантов обстановки, встречающееся в практике, следует подчеркнуть нецелесообразность одинакового подхода к организации контроля при различной мощности источников загрязнения.

В качестве ориентировочной может быть использована схема ВОЗ, которая состоит в следующем:

1. В тех случаях, когда количество радиоактивных отходов, удаляемых в окружающую среду, незначительно (например, из учреждения, работающего с небольшим количеством нуклидов), контроль может быть ограничен эпизодическими исследованиями проб отходов, подлежащих удалению, и проверкой документов данного учреждения, регистрирующих их количество и активность. Необходимости в проведении контроля за внешней средой в таких случаях, как правило, нет. Исключение могут представлять случаи, когда суммарное количество радиоактивных веществ, удаляемых с отходами ряда небольших учреждений, сконцентрированных в данном районе, достигает значительных величин (более 10 Ки в год).

2. В пунктах с широким использованием нуклидов для промышленных и других целей, а также в районах расположения исследовательских реакторов, ускорителей и т.п. контроль включает систематическое измерение доз -излучения на местности, отбор и исследование проб соответствующих объектов внешней среды в зоне распространения отходов. Если результаты контроля, проводимого в течение достаточно длительного периода (не меньше года), свидетельствуют о том, что дозы, получаемые критической группой населения, составляют ничтожную долю от пределов дозы, установленной для населения, то в дальнейшем при безаварийной работе указанных объектов и стабильных масштабах использования нуклидов систематический контроль может быть заменен эпизодическими проверками удаляемых отходов и объектов внешней среды, где можно ожидать накопления радиоактивных веществ.

3. В районах расположения крупных энергетических реакторов радиохимических предприятий по переработке облученных ТВЭЛов и других мощных потенциальных источников загрязнения, контроль включает в себя полный комплекс наблюдений, т.е. проведение систематических измерений радиоактивности всех видов радиоактивных отходов в местах их удаления, дозы -излучения на местности (преимущественно под факелом), отбора и исследования проб соответствующих объектов окружающей среды, а при наличии показаний - и непосредственные определения содержания радиоактивных нуклидов в организме наиболее уязвимых контингентов населения.

Основные положения контроля за радиационной обстановкой при эксплуатации АЭС определены в "Рекомендациях по дозиметрическому контролю в районах расположения АЭС" (N 289/3-74. М., 1974).

Наряду с осуществлением дозиметрического контроля во всех случаях, представляющих потенциальную опасность загрязнения объектов внешней среды радиоактивными веществами, должны быть собраны (и в дальнейшем периодически обновляться) сведения, характеризующие особенности условий данной местности и проживающего здесь населения. Сюда относятся данные о природных условиях (топографические, почвенно-климатические и др.), об экономике района (удельный вес сельского хозяйства, преобладающие его направления, использование минеральных удобрений, система снабжения местного населения продовольствием и т.д.), о численности, национальном составе населения и санитарных условиях его жизни (структуре питания, водоснабжении, типе жилищ и т.п.).

Во всех случаях при текущем контроле в центре внимания должны находиться радиоактивные нуклиды, дающие главный вклад в дозу от облучения, важнейшие пути их поступления в организм. Исходя из этого, на основании сведений о свойствах упомянутых нуклидов, закономерностях их поведения в соответствующих объектах внешней среды с учетом конкретной обстановки, необходимо идентифицировать как эти нуклиды, так и соответствующие группы населения. Такой прием позволит уменьшить непроизводительные затраты сил и времени на осуществление контроля, а также повысить его действенность.

При различных ситуациях в качестве "основных" могут быть разные нуклиды, равно как состав наиболее уязвимых групп населения может быть представлен различными контингентами. Например, к числу нуклидов, содержащихся в выбросах реакторов АЭС, удаляемых в атмосферу, обычно относится и группа радиоактивных инертных газов (, , ). Первый представляет опасность как источник внутреннего облучения щитовидной железы у детей, которые в данном случае наиболее уязвимая группа. Вторые являются источником внешнего облучения, поэтому воздействию их подвергаются контингенты, включающие различные возрастные группы людей, проживающие на местности, находящейся под факелом указанных газов. Следовательно, санитарный контроль за выбросами АЭС, удаляемыми в атмосферу, должен быть направлен преимущественно на определение содержания и радиоактивных инертных газов непосредственно в выбросах ( - в траве и молоке коров, пасущихся вблизи расположения АЭС), а также на измерение -излучения на территории в пределах распространения этого факела.

При необходимости может быть проконтролировано наличие в щитовидной железе детей, употребляющих молоко от местного скота, непосредственным измерением.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs