• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Действующий


ОДМ 218.4.002-2008

     
     
ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

РУКОВОДСТВО ПО ПРОВЕДЕНИЮ МОНИТОРИНГА СОСТОЯНИЯ ЭКСПЛУАТИРУЕМЫХ МОСТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ



УТВЕРЖДЕНО распоряжением Росавтодора от 24.06.2008 N 261-р

Предисловие

1. РАЗРАБОТАН Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Московский государственный университет путей сообщения" (МИИТ) (руководитель работы кандидат техн. наук Крутиков О.В., доктор техн. наук, проф. Осипов В.О.), Федеральным государственным унитарным предприятием "РосдорНИИ" (кандидат техн. наук Шейнцвит М.И., инженеры Яновский Б.Ф., Ладошин В.В.) с учетом замечаний и предложений ОАО "Гипротрансмост" (кандидат техн. наук Селиверстов В.А.), ЗАО "Научно-исследовательский и проектный институт территориального развития и транспортной инфраструктуры" (ЗАО НИПИ ТРТИ) (кандидат техн. наук Сырков А.В.), филиала ОАО ЦНИИС Научно-исследовательский центр "Мосты" (НИЦ "Мосты" ОАО ЦНИИС) (инженер Жуков Ю.М.), Московского автомобильно-дорожного университета (государственного технического университета) МАДИ-ГТУ (проф. Васильев А.И.), Государственного унитарного предприятия города Москвы по эксплуатации и ремонту инженерных сооружений "Гормост" (инженеры Екимов В.К., Серегин В.А.), ОАО "Институт Гипростроймост" (инженер Батурин А.В.), ЗАО "Институт "Стройпроект" (инженер Суровцев А.Б.).

2. ВНЕСЕН Управлением эксплуатации и сохранности автомобильных дорог Федерального дорожного агентства.

3. ИЗДАН на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 24.06.2008 N 261-р.

4. ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.

5. ВВОДИТСЯ ВПЕРВЫЕ.

     1 Область применения


Отраслевой дорожный методический документ "Руководство по проведению мониторинга состояния эксплуатируемых мостовых сооружений" (далее - методический документ) является актом рекомендательного характера в дорожном хозяйстве.

Настоящие методические рекомендации распространяются на мостовые сооружения: мосты, путепроводы, эстакады, скотопрогоны, виадуки (далее - мосты) на автомобильных дорогах и предназначаются для применения органами управления федеральными автомобильными дорогами (далее Заказчиками). При этом проведение мониторинга относится непосредственно к конструкциям сооружения, т.е. не включает в себя подходы и регуляционные сооружения. В соответствии с заключенными Заказчиками договорами (контрактами) методический документ используют организации, выполняющие работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию искусственных сооружений, и организации, выполняющие работы по обследованию и мониторингу мостов.

Методический документ может быть также рекомендован для надзора за искусственными сооружениями на автомобильных дорогах общего пользования органами управления территориальных автомобильных дорог.

2 Термины и определения


В настоящем методическом документе применяются следующие термины с соответствующими определениями, обозначения и сокращения:

Мониторинг состояния моста (мониторинг моста) - систематическое наблюдение за работой моста в эксплуатационных условиях в течение заданного существенного промежутка времени с применением специальных технических средств, размещаемых на конструкциях моста.

Мониторинг моста, как понимается в настоящем методическом документе, - вид работы в системе наблюдений за эксплуатируемыми мостовыми сооружениями, выполняемый организациями наряду с диагностикой, обследованиями, испытаниями. При мониторинге выполняется экспериментальная оценка количественных параметров (измерение) и качественных признаков, характеризующих техническое состояние моста, к которым относятся геометрические параметры; напряженно-деформированное состояние; температура элементов сооружения; динамические характеристики; дефекты; нагрузки и воздействия, атмосферные и др. условия эксплуатации; жесткостные, прочностные и пр. свойства конструкций и материалов. Оцениваться могут как действующие значения параметров, так и их изменение в процессе мониторинга.

Инструментальные измерения при мониторинге могут проводиться на непрерывной основе с помощью приборов с регистрацией данных непрерывно или с минимальной периодичностью, а также на основе периодических инструментальных измерений по установленным в конструкции маркам, по датчикам или приборам.

Контрольный мониторинг - вид мониторинга, который выполняется с целью технического контроля состояния моста. Получаемая информация о фактическом состоянии моста анализируется и сравнивается с заранее установленными требованиями, критериями для принятия решений о безопасном режиме эксплуатации моста. При контрольном мониторинге определяется соответствие состояния моста требованиям государственных стандартов, нормативных документов и проектной документации.

Исследовательский мониторинг - вид мониторинга, который выполняется для накопления данных о работе моста, при воздействии реальных подвижных нагрузок и природных факторов (сейсмика, ветер, температура, геология, ледоход и др.) с целью совершенствования проектирования, строительства и эксплуатации мостов и оценки эффективности новых конструктивно-технологических решений строительства, ремонта или реконструкции мостов.

Сравнительный мониторинг - разновидность исследовательского мониторинга, который проводится для оценки характеристик свойств конструктивных частей или элементов мостов путем сравнения. Такой мониторинг проводится на нескольких мостах, на которых применены определенные конструктивные элементы (например, пролетное строение, опора, деформационный шов, опорная часть), находящиеся в близких условиях к эксплуатации.

Непрерывный мониторинг - вид мониторинга, при котором поступление информации о параметрах состояния моста происходит непрерывно, и информация о текущем состоянии моста постоянно доступна удаленному наблюдателю.

Периодический мониторинг - вид мониторинга, при котором поступление информации о параметрах состояния моста происходит через установленные интервалы времени. Периодичность измерений принимается с учетом состояния конструкций моста и может изменяться в процессе ведения мониторинга. Процесс получения информации осуществляется при посещении расположения моста исполнителем мониторинга.

Средства мониторинга - технические устройства, вещества и (или) материалы, используемые для проведения мониторинга моста.

Система непрерывного мониторинга моста, далее СНММ - совокупность функционально объединенных средств мониторинга, установленных на мосту и связанных с ним объектах, обеспечивающих измерение физических величин, передачу, обработку, накопление и предоставление информации обслуживающему персоналу в непрерывном режиме.

Марки - фиксирующие элементы, жестко закрепленные на конструкции, используемые для снятия показаний съемными приборами.

Датчики - установленные в конструкции элементы (первичные средства измерения) для определения деформаций, перемещений, силовых воздействий, температуры и др. свойств.

3 Нормативные ссылки


В настоящем методическом документе использованы ссылки на следующие документы:

ГОСТ 22690-88 Бетоны. Определение прочности механическими методами неразрушающего контроля.

ГОСТ 28570-90 Бетоны. Методы определения прочности по образцам, отобранным из конструкции.

ГОСТ 18895-97 Сталь. Метод фотоэлектрического спектрального анализа.

ГОСТ 1497-84* Металлы. Методы испытаний на растяжение.

ГОСТ 1759.0-87 Болты, винты, шпильки и гайки. Технические условия.

ГОСТ 6996-66* Сварные соединения. Методы определения механических свойств анализа.

ГОСТ 12004-81* Сталь арматурная. Методы испытаний на растяжение.

ГОСТ 14098-91 Соединения сварные арматуры и закладных изделий железобетонных конструкций. Типы, конструкция и размеры.

ГОСТ 24.104-85 Единая система стандартов автоматизированных систем управления. Автоматизированные системы управления. Общие требования.

ГОСТ 12.4.087-84 ССБТ. Строительство. Каски строительные. Технические условия.

ГОСТ 12.4.107-82 ССБТ. Строительство. Канаты страховочные. Общие технические требования.

ГОСТ Р 52289-2004 Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств.

ГОСТ 12.0.004-90 ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения.

ГОСТ Р 8.563-96 Методики выполнения измерений.

ГОСТ 34.201-89 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Виды, комплектность и обозначение документов при создании автоматизированных систем.

ГОСТ 34.602-89 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы.

ГОСТ 19.101-77 Единая система программной документации. Виды программ и программных документов.

ОСТ 7564-97 Прокат. Общие правила отбора проб, заготовок и образцов для механических и технологических испытаний.

СНиП 2.03.01-84* Бетонные и железобетонные конструкции.

СНиП 2.05.03-84* Мосты и трубы (проектирование). /Госстрой СССР. - М.: ГУП ЦПП, 1996.

СНиП 3.06.04-91 Мосты и трубы. Госстрой России. - М.: ГУП ЦПП, 1998.

СНиП 3.06.07-86 Мосты и трубы. Правила обследования и испытаний /Госстрой СССР. - М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1988.

СНиП 12-03-2001 Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования.

СНиП 12-04-2002 Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство.

Методические рекомендации по вибродиагностике автодорожных мостов. Государственная служба дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации (РОСАВТОДОР), утверждено распоряжением N 266-р от 07.08.2001 г.

ВСН 4-81 (90) "Инструкция по проведению осмотров мостов и труб на автомобильных дорогах" (Минавтодор РСФСР).

ВСН 37-84 "Инструкции по организации движения и ограждению мест производства дорожных работ" Минавтодора РСФСР.

ОДН 218.0.017-03 Руководство по оценке транспортно-эксплуатационного состояния мостовых сооружений. (Распоряжение Росавтодора от 29.03.2003 г. N ОС-198-р.)

Методика определения содержания хлоридов в железобетонных конструкциях мостовых сооружений. (ОДМ Распоряжение Росавтодора от 09.10.2002 г. N ОС-857-р.)

"Справочник базовых цен на инженерные изыскания для строительства. Инженерно-геодезические изыскания", М., 2004 г.

DGZ В3 "Инструкция по измерению электрохимического потенциала для определения коррозии арматурной стали ж/б конструкции". Нем. стандарт.

ASTMC 876-80 "Стандартный метод потенциалов для испытания обнаженной арматурной стали".

BS 1881 Part 201 "Стандартный метод потенциалов для испытания обнаженной арматурной стали".

ASTM-A956-96 Американский стандарт по оценке твердости металла.

ГОСТ 27655-88 Акустическая эмиссия. Термины, определения и обозначения.

NDIS 2421. Recommended practice for in situ monitoring of concrete structures by acoustic emission. The Japanese Society for Non-Destructive Inspection (NDIS), 2000.

"Требования к техническим средствам и системам комплексного обеспечения безопасности, автоматизации и связи многофункциональных высотных зданий и комплексов". Пособие для специалистов проектных и монтажных организаций, заказчиков, страховых компаний, инвесторов и контролирующих органов, УДК 331.45, ББК 65.247.

"A Proposed Standard for Evaluating Structural Integrity of Reinforced Concrete Beams by Acoustic Emission" Shigenori Yuyama, Takahi&a Okamoto, Miteuhiro ShigeiaM, Masayusu Ohtsu, and Terao Kishi, Acoustic emission Standards and Technology Update edited by SJ.Vahaviolos, American Society for Testing and Materials, STP1353, 1999, pp.25-40.

4 Виды, задачи и объекты мониторинга

а) Виды мониторинга состояния моста систематизируются по следующим основным признакам: по назначению, по форме предоставления информации в течение времени.

б) По назначению мониторинг может быть исследовательским или контрольным.

в) При контрольном мониторинге решается задача по предупреждению возникновения аварийных состояний конструктивных элементов и сооружения в целом, которые могут быть вызваны чрезвычайными обстоятельствами: природными явлениями - паводками, ураганами, землетрясениями и т.п.; деятельностью людей, а также вследствие опасного развития дефектов, имеющихся в эксплуатируемой конструкции.

г) К задачам, решаемым в ходе исследовательского мониторинга, относятся:

- исследование работы конструкций с применением новых конструктивно-технологических решений или материалов;

- исследование эксплуатационных воздействий на сооружение;

- выявление причин появления дефектов и прогнозирование их развития;

- исследование работы моста в эксплуатационных условиях, выбор вида математических моделей, используемых при надзоре состояния сооружений, проектировании и т.п.

д) По форме предоставления информации в течение времени мониторинг состояния моста может быть периодическим или непрерывным.

е) Объектами мониторинга являются:

- преимущественно мосты с большими пролетами (стальные мосты с пролетами длиной более 100 м, железобетонные с пролетами более 80 м), мосты большой высоты (высота опор более 40 м), мосты со сложными конструктивными решениями и особенностями (мосты висячих или вантовых систем, совмещенные и разводные мосты и т.п.);

- мосты, эксплуатируемые в сложных инженерно-геологических, сейсмических или климатических условиях;

- мосты после строительства, реконструкции, модернизации или ремонта, осуществленных с использованием новых технологий, конструкций и материалов;

- мосты, эксплуатируемые в аварийном состоянии, вызванном чрезвычайными обстоятельствами в период ликвидации аварийных ситуаций;

- мосты, подлежащие ремонту, в случае необходимости установления причин возникновения и динамики развития дефектов, разработки прогноза их развития.

ж) При проведении мониторинга используются результаты научного сопровождения, выполненного в период проектирования и сооружения моста (мониторинга строительства).

5 Организация работ по мониторингу

а) Мониторинг мостов может проводиться по решениям приемочных комиссий, по требованиям проектных, эксплуатационных организаций и организаций, выполняющих работы по обследованию, а также в связи с выполнением научно-исследовательских и опытных работ, когда решение вопросов, связанных с эксплуатацией сооружения, не может быть получено только расчетным путем, по данным обследований и испытаний. Необходимость мониторинга обосновывается. Решение о необходимости проведения мониторинга оформляется в виде заявки, которая включает в себя обоснование необходимости мониторинга, требования инициирующей организации к мониторингу.

б) Периодический мониторинг организуется в 2 стадии. На первой стадии разрабатывается Программа периодического мониторинга (Программа). На второй стадии проводится мониторинг с предварительной установкой оборудования в соответствии с Программой.

Непрерывный мониторинг организуется в 3 стадии. Первая стадия - разработка проекта СНММ (Проект СНММ), вторая стадия - ввод в действие СНММ, третья стадия - проведение мониторинга.

в) Перечень объектов исследовательского мониторинга, находящихся на автомобильных дорогах федерального значения, составляет Федеральное дорожное агентство.

Объекты контрольного мониторинга, находящиеся на автомобильных дорогах федерального значения, назначают органы управления федеральных автомобильных дорог по согласованию со службой дорожного хозяйства.

г) Размещение заказов на разработку Программы или Проекта СНММ контрольного мониторинга, ввод в действие СНММ и проведение работ по мониторингу этого вида выполняет орган управления федеральной автомобильной дороги (по принадлежности).

Для периодического мониторинга Программа может быть составлена самим органом управления федеральной автомобильной дороги на основе предложений организации, выполнявшей обследование моста, или организации, проектирующей ремонт, реконструкцию или строительство моста.

д) Контрольный мониторинг на мостах, где требуется проведение неотложных работ, организует орган управления федеральной автомобильной дороги. Программу в этом случае разрабатывает организация, привлекаемая для проведения мониторинга.

ж) Программа периодического мониторинга содержит основные положения и требования в объеме, достаточном для заключения договора с исполнителем мониторинга.

Рекомендуется следующее содержание Программы:

- цель мониторинга;

- система периодичности измерений и сроки выполнения работ;

- основные характеристики объекта мониторинга;

- задачи мониторинга, анализ имеющихся материалов наблюдений и обследований;

- перечень видов работ, деталей, элементов конструкции, где необходимо проводить измерения;

- применяемые средства мониторинга, порядок их установки;

- применяемые средства измерений, приборы, оборудование, порядок и место их установки, порядок измерений;

- порядок проведения инструментальных измерений;

- методика обработки данных измерений и анализа результатов;

- мероприятия по обеспечению доступа к элементам конструкции для установки датчиков, марок, снятия отсчетов;

- мероприятия по обеспечению сохранности установленных датчиков, марок и приборов от их повреждения, вандализма, хищения;

- перечень отчетных документов, сроки их представления.

и) Требования к проекту непрерывного мониторинга даются в разделе 8.

к) Вопросы организации работ по мониторингу регулируют в рамках договора. Доступ к элементам конструкций моста обеспечивает, как правило, Заказчик (в договор эти затраты не включают).

6 Средства мониторинга

а) При мониторинге моста, как правило, применяют неразрушающие методы контроля. Возможно использование псевдонеразрушающих методов (с локальным нарушением защитного слоя бетона, взятием образцов материала в виде кернов или вырезкой), которые могут применяться в начале мониторинга.

б) Номенклатура измеряемых величин, их номинальные значения и допускаемые отклонения полно и адекватно соответствуют параметрам, отражающим состояние моста.

в) Требования к точности измерений устанавливают исходя из возможности определения свойств конструкции, материалов для оценки состояния в доверительном интервале точности.

г) Применяемые средства мониторинга находятся в работоспособном состоянии в условиях эксплуатации моста.

д) При мониторинге используются технические средства со сроком службы не менее десяти лет при длительности мониторинга более 10 лет или сроком службы не менее длительности мониторинга с учетом замены неисправных и выработавших свой ресурс компонент. Применение технических средств с меньшим сроком службы допускается по согласованию с Заказчиком.

е) Измерение каждого параметра рекомендуется осуществлять не менее чем двумя датчиками, приборами или другими средствами измерения.

ж) При организации контрольного мониторинга измерения осуществляются в соответствии с методиками проведения измерений, разработанными согласно ГОСТ Р 8.563-96 и аттестованными в установленном порядке. Методики выполнения измерений обеспечивают требуемую точность измерений.

7 Периодический мониторинг

7.1 Виды работ, выполняемых при мониторинге


При мониторинге проводят работы, обеспечивающие оценку напряженно-деформированного состояния конструкции, и прогноз его изменения. Рекомендуемый перечень работ изложен в нижеследующих пунктах и относится в целом к мостам, но не означает выполнение в полном объеме для конкретного сооружения.

а) Осмотр элементов, деталей конструкций с выявлением и выделением на конструкции повреждений и дефектов - мест коррозии материала, арматуры в бетоне, трещин, мест возможной концентрации напряжений, протечек воды и т.п. Предусматривают инструментальные измерения параметров отмеченных дефектов: длины и ширины раскрытия трещин, площади и толщины продуктов коррозии, площади протечек и т.п.

б) Определение физико-механических характеристик материалов, их химический состав, содержание хлоридов в бетоне, толщины защитного слоя и глубины карбонизации бетона в соответствии с "Методикой определения содержания хлоридов в железобетонных конструкциях мостовых сооружений".

в) Контроль геометрических характеристик конструктивных элементов сооружения: очертания и формы взаимного положения сопрягаемых элементов, например, пролетных строений и опор, профиля, уклонов и углов перелома проезжей части.

г) Определение деформаций материала (бетона, стали, клеев, швов), вызванных длительными процессами (релаксации, усадки и ползучести бетона). Также от воздействия временной нагрузки (проходящего транспорта, от фиксированной - специально установленной нагрузки), характеризующей жесткостные показатели конструкции.

д) Выявление деформаций, перемещений материала в местах дефектов (трещин, концентрации напряжений и др.), влияющих на характер работы элементов конструкций, от постоянной нагрузки во времени и от воздействия временной нагрузки.

е) Исследование (определение) деформаций - напряжений в материале (бетоне, металле) конструкции от постоянной нагрузки, т.е. соответствующих состоянию конструкции на период проведения работ.

ж) Определение динамических характеристик конструкций (частоты, амплитуды, ускорения колебаний), вызванных воздействием проходящего транспорта по сооружению или специальной прилагаемой фиксированной нагрузки.

з) Определение линейных и угловых перемещений в характерных сечениях (местах) конструкции, вызванных изменением напряженно-деформированного состояния во времени, а также от временной нагрузки проходящего транспорта и (или) от фиксированной специально установленной нагрузки.

и) Фиксирование показателей влажности и температуры конструктивных элементов и сооружения на период выполняемых инструментальных работ.

к) Обработка данных инструментальных измерений, анализ работы конструкций по результатам измерений, оценка транспортно-эксплуатационного состояния сооружения и прогноз его изменения, разработка рекомендаций по эксплуатации сооружения.

л) Для выполнения работ по определению геометрического очертания конструкций моста и (или) взаимного положения сопрягаемых элементов конструкции в характерных местах (в соответствии с Программой мониторинга) устанавливают марки, датчики, соответствующие используемым при этом измерительным средствам (геодезическим инструментам, специальным приборам снятия отсчетов датчиков, деформометров и т.п.).

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Что вы получите:

После завершения процесса оплаты вы получите доступ к полному тексту документа, возможность сохранить его в формате .pdf, а также копию документа на свой e-mail. На мобильный телефон придет подтверждение оплаты.

При возникновении проблем свяжитесь с нами по адресу spp@kodeks.ru

ОДМ 218.4.002-2008 Руководство по проведению мониторинга состояния эксплуатируемых мостовых сооружений

Название документа: ОДМ 218.4.002-2008 Руководство по проведению мониторинга состояния эксплуатируемых мостовых сооружений

Номер документа: 261-р

218.4.002-2008

Вид документа: Распоряжение Росавтодора (Федерального дорожного агентства)

ОДМ

Принявший орган: Росавтодор (Федеральное дорожное агентство)

Статус: Действующий

Опубликован: / Федеральное дорожное агентство (РОСАВТОДОР). - М.: ФГУП "Информавтодор", 2008 год
Дата принятия: 24 июня 2008

Дата начала действия: 25 июня 2008
Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах