• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Действующий




Дата введения 2002-04-01



СОГЛАСОВАНЫ Главным управлением Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России письмом от 24.11.2001 г. N 13/5-4893

УТВЕРЖДЕНЫ распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 30.11.01 N АН-103-р

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Правила технической эксплуатации (ПТЭ) являются нормативным техническим документом и устанавливают основные требования к технической эксплуатации трамвайных вагонов, тяговых подстанций, контактных и кабельных сетей, рельсовых путей, устройств СЦБ и связи, содержанию зданий и сооружений.

Все руководящие нормативные документы, относящиеся к технической эксплуатации трамвайного транспорта, должны соответствовать требованиям настоящих правил.

1.2. Каждый работник организации городского электротранспорта (ГЭТ), связанный с эксплуатацией, обслуживанием и ремонтом объектов трамвайного транспорта, проходит обучение и аттестацию на знание настоящих Правил, должностной инструкции, Правил техники безопасности (ПТБ) [43], пожарной безопасности, производственной санитарии и внутреннего трудового распорядка.

1.3. Для периодической проверки знаний настоящих правил и ПТБ на городском электротранспорте руководителем организации ГЭТ создаются центральная комиссия и комиссии структурных подразделений.

Председателем центральной комиссии назначают главного инженера или заместителя руководителя организации. Все члены комиссий структурных подразделений проходят проверку знаний в центральной комиссии. Председатель центральной комиссии и его заместитель(-ли) проходят проверку знаний в комиссии, утверждаемой Министерством транспорта Российской Федерации.

Всем работникам, прошедшим проверку знаний ПТЭ и ПТБ, выдаются удостоверения установленной формы. (Приложение А).

1.4. Перечень профессий, работники которых проходят проверку знаний настоящих Правил и ПТБ, периодичность проверок и состав экзаменационной комиссии утверждает руководитель организации ГЭТ или его заместитель.

1.5. Руководители и специалисты трамвайного транспорта, связанные с организацией и проведением работы непосредственно на производственных участках, а также осуществляющие контроль и технический надзор, проходят проверку знаний настоящих Правил и ПТБ на городском электротранспорте не реже одного раза в три года, а водители и ремонтный персонал не реже одного раза в год.

1.6. Рабочие, служащие и инженерно-технические работники, связанные с трамвайным движением, а также с вредными, опасными и тяжелыми условиями труда при поступлении на работу проходят медицинское освидетельствование. Перечень вредных веществ, неблагоприятных производственных факторов и перечень работ, для выполнения которых обязательны предварительные, при поступлении на работу, периодические (1 раз в три года), а для водителей и предрейсовые медицинские осмотры, установленные Министерством здравоохранения Российской Федерации [4].

ГЛАВА 2. СООРУЖЕНИЯ И УСТРОЙСТВА ТРАМВАЙНОГО ТРАНСПОРТА

2.1. Ввод в эксплуатацию объектов трамвайного транспорта

2.1.1. Строительство трамвайных линий должно осуществляться в соответствии со СНиП 2.05.09-90 [18]. Вновь построенные и реконструированные здания и сооружения трамвайного транспорта должны приниматься в эксплуатацию в порядке, установленном строительными нормами и правилами [19]. Цех, участок, производство могут быть приняты и введены в эксплуатацию только при обеспечении на них условий труда в соответствии с требованиями техники безопасности (правил безопасного труда), производственной санитарии и пожарной безопасности.

2.1.2. Вводу в эксплуатацию вновь построенных или реконструированных объектов должен предшествовать наладочный период. Наладочный период начинается после окончания монтажа оборудования и заканчивается комиссионной приемкой объекта в эксплуатацию.

2.1.3. Основными задачами наладочного периода являются:

2.1.3.1. Ознакомление с технической документацией, проектом и паспортами на оборудование и составление руководств по эксплуатации оборудования;

2.1.3.2. Индивидуальное холостое опробование и поузловая наладка механизмов, оборудования и устройств;

2.1.3.3. Комплексное опробование оборудования, обкатка трамвайной линии без пассажиров;

2.1.3.4. Проверка качества монтажа всего технологического оборудования, устранение выявленных дефектов;

2.1.3.5. Проверка знаний и инструктаж обслуживающего персонала;

2.1.3.6. Производство расчетов и создание запаса необходимых материалов, запасных частей и т.д.;

2.1.3.7. Комплектование форм учета и отчетности.

2.1.4. Приемка вновь построенных или реконструируемых объектов проводится в две стадии [19]:

2.1.4.1. Приемка объекта от генподрядчика рабочей комиссией организации заказчика (застройщика);

2.1.4.2. Приемка объекта от заказчика Государственной приемочной комиссией.

Создание рабочей комиссии организации-заказчика (застройщика) и Государственной приемочной комиссии, а также их состав, права, обязанности и порядок работы определяются в соответствии со СНиП 3.01.04-87 [19].

2.1.5. При приемке завершенного строительства Государственной приемочной комиссией заказчик (застройщик) представляет следующую техническую документацию:

а) утвержденную проектно-сметную документацию;

б) акты, составленные рабочей приемочной комиссией организации-заказчика (застройщика);

в) перечень проектных и строительно-монтажных организаций, принимавших участие в проектировании и строительстве объекта;

г) документы об отводе земельного участка, о геологии и гидрологии строительной площадки, о результатах испытания грунта и анализа грунтовых вод;

д) паспорта на оборудование и механизмы;

е) справку заказчика (застройщика) об обеспеченности принимаемого объекта сырьем, электроэнергией, водой, паром, газом и другими материально-техническими ресурсами;

ж) справку об обеспечении принимаемого объекта санитарно-бытовыми помещениями и пунктами питания;

з) справки эксплуатационных организаций о том, что внешние коммуникации холодного и горячего водоснабжения, канализации, тепло-, газо-, энергоснабжения и связи обеспечат нормальную эксплуатацию объекта и приняты ими на обслуживание, другие документы и справки, указанные в СНиП 3.01.04-87 [19], а также документы, подтверждающие безопасную эксплуатацию трамвайного транспорта с точки зрения воздействия блуждающих токов на подземные инженерные сооружения в соответствии с Инструкцией по ограничению токов утечки из рельсов трамвая [58].

2.1.6. Акт Государственной приемочной комиссии утверждается органом, назначившим ее, в срок не позднее одного месяца после подписания акта [19].

Движение вагонов с пассажирами может быть открыто только после устранения замечаний, составленных рабочей приемочной комиссией и утверждения акта Государственной приемочной комиссии. Как исключение, при частичном вводе вновь построенных или реконструированных трамвайных линий, связанных с обеспечением работы действующих маршрутов, движение может быть открыто после подписания акта рабочей приемочной комиссией организации-заказчика (застройщика).

2.1.7. Сооружения, устройства, механизмы и оборудование должны соответствовать утвержденной проектной документации и техническим условиям.

2.1.8. Проектирование вновь строящихся и разработка проектов реконструкции существующих зданий и сооружений трамвайного транспорта должны производиться проектными организациями, имеющими соответствующие лицензии.

2.1.9. Вносить изменения в конструкцию сооружений и устройств допускается только с разрешения должностных лиц, имеющих право утверждать проектную документацию на эти сооружения и устройства.

2.1.10. Периодичность и объем ремонтов, нормы текущего содержания основных сооружений устанавливает организация ГЭТ по техническому состоянию с учетом срока службы объекта.

2.2. Депо. Ремонтные мастерские и стоянки

2.2.1 Трамвайные депо (далее по тексту - депо) размещают в соответствии с комплексной схемой развития всех видов городского пассажирского транспорта или с технико-экономическим обоснованием (расчетом) развития городского пассажирского транспорта и в увязке с генеральным планом города.

2.2.2. Депо, ремонтные мастерские и стоянки, как правило, следует располагать на одном земельном участке с устройством сплошного ограждения высотой 1,6 м [18].

2.2.3. Стоянка должна быть рассчитана на одновременную расстановку на ней всего подвижного состава, приписанного к депо, за вычетом числа всех осмотровых и ремонтных вагоно-мест, имеющихся в депо, и количества подвижного состава, находящегося по плану в ремонте на других предприятиях.

2.2.4. Стоянку следует проектировать с асфальтобетонным или цементобетонным покрытием. Продольные уклоны трамвайных путей не должны превышать 2,5‰.

На территории депо необходимо предусматривать отдельный участок для измерения удельного сопротивления движению трамвайных вагонов.

2.2.5. Стоянки могут быть двух типов: открытые и закрытые.

Закрытую стоянку для вагонов предусматривают в случае проектирования депо для городов с температурой наиболее холодной пятидневки минус 30 °С и ниже.

2.2.6. Состав и размещение зданий и сооружений на территории депо следует принимать в соответствии со СНиП 2.05.09-90 [18].

2.2.7. На территории депо следует предусматривать раздельные въезды и выезды - (основной и резервный) для трамвайных вагонов. Въезд должен предшествовать основному выезду, считая по направлению движения на проезжей части дороги со стороны депо. На въезде должна быть расположена проходная, на выезде (основном) - здание контрольной.

2.2.8. Ворота для въезда на территорию депо или выезда с нее должны быть расположены с отступом от красной линии не менее длины кузова трамвайного вагона.

2.2.9. Схема движения вагонов на территории депо должна быть кольцевой (односторонней) - и иметь обгонный путь.

2.2.10. Минимальные расстояния между осями трамвайных путей, зданиями и сооружениями на территории открытой стоянки подвижного состава следует принимать по табл.17 СНиП 2.05.09.-90 [18].

Ширину проезжей части пожарного проезда на открытой стоянке подвижного состава следует принимать 3,5 м. Расстояние между пожарными проездами в поперечном направлении следует принимать 25,0 м, а в продольном направлении - 125,0 м.

2.2.11. Ворота в зданиях, предназначенные для въезда и выезда трамвайных вагонов, должны иметь высоту, с учетом высоты подвески контактного провода не менее 5,0 м, ширину (в свету) не менее - 4,0 м, а также иметь механизированный привод для открывания и закрывания.

2.2.12. Калитки для прохода рабочих в воротах зданий депо должны открываться по направлению выхода из здания, ширина калитки должна быть не менее 0,8 м.

2.2.13. Высота помещения закрытой стоянки вагонов от головки трамвайного рельса до низа несущих конструкций покрытия - не менее 5,5 м.

2.2.14. Расстояние между трамвайными вагонами, а также между вагонами и конструкциями здания на закрытой стоянке следует принимать по табл.19 СНиП 2.05.09-90 [18].

2.2.15. В депо следует предусматривать производственные помещения для размещения цеха технического обслуживания, цеха текущих ремонтов, помещений и мастерских отдела главного механика, складские помещения.

Примечание: Состав производственных и вспомогательных помещений должен быть уточнен технологической частью проекта.

2.2.16. Помещения депо должны иметь высоту, м, не менее:

- производственные

3,0;

- столярное и кузнечно-рессорное отделения

4,0;

помещения, куда вводят трамвайные вагоны:

- при отсутствии контактных проводов

4,5;

- при наличии контактных проводов

5,85.

2.2.17. В зданиях на зонах технического обслуживания и ремонта трамвайных вагонов допускается предусматривать рабочие посты как на канавах, так и на напольных местах.

Размещение канав и приямков в плане устанавливают в соответствии с принятой технологией технического обслуживания и ремонта.

Глубина канавы должна составлять 1,4 м, глубина приямка для обслуживания оборудования, расположенного в бортовых отсеках вагона, - 0,8 м.

Ширина канавы должна быть не менее 1,35 м.

Канавы, независимо от их длины и назначения, должны иметь два выхода, не закрытые габаритом стоящего над канавой вагона.

При длине канавы на одно вагоно-место, один из выходов (запасной) допускается выполнить в виде металлических скоб в торцевой стене канавы.

Канавы и приямки диагностического и осмотрового отделений должны быть канализованы для обеспечения отвода вод. Во всех канавах следует предусматривать отопление. Через каждую смотровую канаву длиннее 40,0 м для разделения зон осмотра следует предусматривать переходный мостик шириной не менее 0,8 м. Канавы для сварочных работ должны быть расположены вне здания.

2.2.18. В составе окрасочных отделений следует предусматривать помещения подготовки, окраски, сушки вагонов и приготовления красок. Окрасочные отделения, как правило, должны иметь сквозной проезд.

Примечание: При камерной сушке вагонов помещения окрасочного отделения можно не разделять.

2.2.19. При размещении аккумуляторной мастерской следует предусматривать два помещения:

одно - для ремонта с участком приготовления электролита,

другое - для зарядки аккумуляторов.

Примечание: Отдельное помещение для зарядки аккумуляторов допускается не предусматривать, если одновременно производится зарядка не более 10 аккумуляторов, и зарядка их выполняется в специальных шкафах с индивидуальным вентиляционным отсосом, включение которого сблокировано с зарядным устройством.

2.2.20. В помещениях маслораздаточной с количеством хранения смазочных материалов до 10 мПравила технической эксплуатации трамвая допускается размещать насосные агрегаты для перекачки масел и подачи его на рабочие места.

В помещении для технического обслуживания и ремонта трамвайных вагонов допускается иметь не более 5 мПравила технической эксплуатации трамвая смазочных материалов при условии хранения их в наземных резервуарах вместимостью не более 1 мПравила технической эксплуатации трамвая каждый, а также размещать насосные агрегаты для перекачки масел из этих резервуаров и подачи его на рабочие места.

Примечание. Аварийные подземные резервуары для слива масла из указанных резервуаров не предусматриваются.

2.2.21. В помещениях для выполнения моечно-уборочных и малярных работ на вагонах стены должны быть облицованы или окрашены на высоту не менее высоты трамвайного вагона материалами, стойкими к воздействию влаги и масел.

В помещениях для окраски деталей и агрегатов, пропиточно-сушильном отделении, компрессорной, маслораздаточной и складе смазочных материалов стены должны быть облицованы или окрашены на высоту 1,8 м материалами, стойкими к воздействию влаги и масел, а в помещениях аккумуляторной мастерской и моечно-дефектовочного отделения - стойкими к воздействию щелочи. Стены канав и приямков должны быть облицованы керамической плиткой светлых тонов.

2.2.22. Полы в помещениях депо и ремонтных мастерских следует проектировать в соответствии со СНиП 2.03.13 [55].

Полы в канавах должны иметь уклон в поперечном направлении не менее 10‰, в продольном направлении - от 8 до 10 ‰ в сторону трапов и лотков

2.2.23. Вспомогательные помещения депо и ремонтных мастерских следует предусматривать в соответствии с нормами технологического проектирования с учетом СНиП 2.09.04, [56] и норм настоящего раздела.

2.2.24. На территории депо должно быть предусмотрено специальное помещение для обеспечения предрейсового медицинского осмотра водителей.

2.2.25. Складские помещения с окрасочными материалами должны быть оборудованы установками автоматического пожаротушения в соответствии с требованиями СНиП 2.11.01-85 [57]*. Установки автоматического пожаротушения должны быть установлены также в помещении подготовки и приготовлении красок, в малярном отделении и сушильных камерах.
__________________
* Заменены на СНиП 31-04-01. Здесь и далее. - Примечание изготовителя базы данных.

Примечание: Выбор установок автоматического пожаротушения определяется требованиями технологии и технико-экономическими обоснованиями.

2.2.26. В помещениях моечно-уборочного, осмотрового, диагностического отделений и в цехе текущих ремонтов следует предусматривать воздушное отопление, совмещенное с вентиляцией. В нерабочее время в этих помещениях для поддержания положительных температур должно быть предусмотрено дежурное отопление.

2.2.27. Подачу приточного воздуха в производственные помещения депо и ремонтных мастерских следует предусматривать непосредственно в рабочую зону.

2.2.28. Удаление воздуха из производственных помещений должно предусматриваться из верхней зоны.

2.2.29. Наружные ворота осмотрового и моечно-уборочного отделений должны быть оборудованы воздушно-тепловыми завесами.

2.2.30. В помещении аккумуляторной мастерской, кроме местной механической приточно-вытяжной вентиляции, следует предусматривать естественную вытяжную вентиляцию из верхней зоны.

2.2.31. Системы вентиляции и отопления помещений окрасочных отделений (участков) следует проектировать с учетом правил и норм техники безопасного труда, пожарной безопасности и промышленной санитарии окрасочных производств (цехов), утвержденных в установленном порядке.

2.2.32. Для технического обслуживания и ремонта вагонов согласно эксплуатационной и ремонтной документации завода-изготовителя [16] трамвайное депо должно иметь соответствующее технологическое и диагностическое оборудование, поверенный контрольно-измерительный инструмент, а также подготовленный в соответствии с нормативными документами [1] ремонтный персонал.

2.2.33. При проведении технического обслуживания и текущих ремонтов трамвайных вагонов в соответствии с принятой в депо системой следует выполнять требования инструкции по оперативным переключениям контактной сети над смотровыми канавами, утвержденной руководством организации ГЭТ [30].

2.2.34. Маневровые работы на территории трамвайного депо и в пределах расстановки вагонов вне территории депо производятся по распоряжению диспетчера по выпуску или лица его заменяющего в соответствии со схематическим планом.

2.2.35. Работник, ответственный за производство маневровых работ, обязан обеспечить:

- безопасность движения при производстве маневровых работ;

- безопасность работников, занятых на маневровых работах;

- расстановку вагонов в полном соответствии с нарядом по времени их выхода на линию, требованиями правил технической эксплуатации трамвая и пожарной безопасности;

- согласованность действий всех работников, участвующих в маневровых работах в соответствии с планом и способами выполнения маневровых работ.

2.2.36. Любое передвижение или перестановка подвижного состава на смотровых канавах или ремонтных цехах производится по предварительной заявке руководства профилактория или цеха планового ремонта.

2.2.37. Передвижение и постановка на смотровую канаву вагона с неисправностями, угрожающими безопасности движения, должны производиться только буксировкой его на жесткой сцепке исправным вагоном или специальной автомашиной (буксиром) технической помощи.

2.2.38. Управление вагоном при производстве маневровых работ осуществляется водителями-перегонщиками.

2.2.39. Водитель-перегонщик по приходу на работу в депо должен явиться к диспетчеру по выпуску вагонов, предъявить удостоверение на право управления трамвайным вагоном, книжку водителя, удостоверение о проверке знаний по электробезопасности, пройти медицинский осмотр, получить ручку реверсора, диэлектрические перчатки, сигнальный жилет, свисток, флажок, фонарь, при необходимости плащ и резиновые сапоги.

2.2.40. Движение вагона задним ходом должно производиться под наблюдением другого водителя-перегонщика или лица, назначенного приказом по депо, который должен находиться на площадке вагона по ходу движения и иметь при себе необходимые средства сигнализации (свисток, фонарь, желтый флажок).

2.2.41. Водитель-перегонщик должен производить постановку вагона на смотровую канаву или в зону ремонта только по указанию мастера или лица его заменяющего.

2.2.42. Перед постановкой вагона водитель-перегонщик должен убедиться в наличии напряжения в контактной сети смотровой канавы или ремонтной зоны (зеленый сигнал над въездными воротами).

2.2.43. Работникам, участвующим в маневровых работах, а также находящимся на территории депо или в ремонтной зоне во время движения подвижного состава запрещается:

- проходить или стоять между вагонами, опорами и иными сооружениями на междупутье;

- входить или выходить из вагона, находиться на крыше или подножке;

- переходить через смотровые (ремонтные) канавы, находиться в них, а также садиться на рельсы;

- ходить по трамвайным путям, стрелкам и крестовинам;

- находиться в проеме ворот.

ГЛАВА 3. ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ

3.1. Общие требования

3.1.1. Вводимые в эксплуатацию новые и модернизированные трамвайные вагоны (далее вагоны) должны сопровождаться эксплуатационной и ремонтной документацией в соответствии с ГОСТ 2.601-95 [16]*, в том числе:
________________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 2.601-2006. Здесь и далее. - Примечание изготовителя базы данных.

а) руководством по эксплуатации;

б) формуляром или паспортом на вагон, колесные пары, тяговые электродвигатели;

в) каталогом деталей и сборочных единиц;

г) ведомостью ЗИП;

д) копией акта приемочной комиссии с решением о промышленном производстве модели трамвайного вагона в соответствии с ГОСТ 15.201 [29].

3.1.2. Ввод вагона в эксплуатацию оформляется приказом по организации ГЭТ. Перед первым выпуском вагона на линию с пассажирами необходимо произвести ревизию его механического, электрического и пневматического (при его наличии) оборудования в депо и пробную обкатку без пассажиров на линии не менее 50 км.

3.1.3. Организация ГЭТ должна присвоить каждому новому вагону отличительный номер, который наносится на переднем, заднем и боковых бортах, а также в пассажирском помещении. Место расположения и размеры цифр отличительного номера должны соответствовать ГОСТ 25869-90 [13].

3.1.4. Вагоны должны содержаться в исправном состоянии, обеспечивающем их бесперебойную работу, безопасность движения и перевозки пассажиров. Поддержание вагонов в технически исправном состоянии возложено на собственника организации ГЭТ в соответствии с Законом РФ "О безопасности дорожного движения" N 196-ФЗ от 10.12.1995 г.

3.1.5. Основное удельное сопротивление движению эксплуатируемых вагонов должно соответствовать нормам, утвержденным организацией ГЭТ. Результаты замеров должны заноситься в книгу учета [35].

3.1.6. Вносить в конструкцию трамвайных вагонов изменения, влияющие на безопасность движения и пассажиров, можно по согласованию с разработчиком (заводом-изготовителем) или через проведение приемочных испытаний согласно ГОСТ 15.201 [29].

3.1.7. Вагон, непригодный к эксплуатации вследствие физического износа, а также в случае нецелесообразности его восстановления после дорожно-транспортного происшествия или после пожара, либо стихийного бедствия, подлежит списанию. Списание должно производиться в порядке, установленном собственником организации ГЭТ с учетом норм амортизации [17].

3.1.8. Эксплуатация трамвайных вагонов за пределами срока амортизации допускается при условии выполнения капитально-восстановительного ремонта в соответствии с порядком, утвержденным Минтрансом России [12], и оформления приказом по организации ГЭТ.

3.2. Техническое обслуживание и ремонт вагонов

3.2.1. Основная цель технического обслуживания и ремонта состоит в поддержании вагонов в технически исправном состоянии, т.е. в способности выполнять перевозку пассажиров при условии, что все параметры соответствуют требованиям нормативно-технической документации и обеспечивают безопасность дорожного движения и перевозки пассажиров.

3.2.2. Техническое обслуживание и ремонт вагонов должны проводиться в соответствии с эксплуатационной документацией завода-изготовителя [16], а также положениями типовой системы технического обслуживания и ремонта трамвайных вагонов и троллейбусов [5] по разработанной ремонтным предприятием документации, соответствующей требованиям ГОСТ 2.601-95 [16].

3.2.3. Организация ГЭТ может корректировать эксплуатационную и ремонтную документацию, которая поставляется с вагоном, с учетом местных условий по согласованию с заводом-изготовителем.

3.3. Требования к трамвайному вагону, выпускаемому на линию


Техническое состояние трамвайных вагонов, выпускаемых на линию, должно соответствовать требованиям утвержденной эксплуатационно-ремонтной документации и настоящих Правил.

Перед выездом на линию проверяется техническое состояние, экипировка вагона (поезда), внешний вид, правильность записей в книге поезда, наличие подписи мастера по выпуску в книге поезда и диспетчера в путевом листе.

3.3.1. Вагон, подготовленный для работы на линии, должен быть экипирован в соответствии с перечнем, утвержденным организацией ГЭТ с учетом типа (модели) вагона и местных условий, в том числе:

а) медицинской аптечкой;

б) знаком аварийной остановки;

в) одним противооткатным упором (башмаком);

г) порошковыми или углекислотными огнетушителями емкостью не менее 5 л, в том числе:

- для четырехосного - не менее двух;

- для сочлененного - не менее трех, один из которых должен находится в кабине водителя [2] [3] [10].

Примечание: при соответствующем обосновании допускается установка системы автоматического или полуавтоматического пожаротушения.

3.3.2. Запрещается допуск к эксплуатации на линии вагона, имеющего хотя бы одну из перечисленных ниже неисправностей:

3.3.2.1 Тормоза:

3.3.2.1.1. Не действует один из видов тормозов:

а) отсутствует электродинамическое торможение или не действует механический колодочный тормоз хотя бы на одной колесной паре;

б) неисправна тяга или пружина подвешивания рельсовою тормоза, зазор между полюсом рельсового тормоза и головкой рельса менее 8 мм и более 12 мм;

в) рычаг (педаль) стояночного тормоза не удерживается запирающим устройством, если такое устройство предусмотрено конструкцией;

г) не действует хотя бы один соленоид или тормозной цилиндр привода механических тормозов.

3.3.2.1.2. При наличии пневматической системы неисправен манометр контура механических тормозов;

3.3.2.1.3. Нарушена герметичность пневматической системы, что вызывает падение давления воздуха при неработающем компрессоре более чем на 0,05 МПа (0,5 кгс/смПравила технической эксплуатации трамвая) за 15 мин после полного приведения в действие тормозных приводов;

3.3.2.1.4. Неисправен пневматический тормозной кран.

3.3.2.2. Внешние световые приборы:

3.3.2.2.1. Не горят или не отрегулированы фары ближнего или дальнего света;

3.3.2.2.2. Не работают в установленном режиме или загрязнены внешние световые приборы и световозвращатели.

3.3.2.3. Стеклоочистители и омыватели ветрового стекла:

3.3.2.3.1. Не работают в установленном режиме стеклоочистители;

3.3.2.3.2. Не работают стеклоомыватели, если они предусмотрены конструкцией.

3.3.2.4. Колесные пары:

а) высота реборды бандажа менее 11 мм. Высоту реборды следует измерять от точки на поверхности катания бандажа, отстоящей на 33 мм от боковой грани бандажа со стороны реборды;

б) наличие выкрошенных мест на реборде бандажа или толщина ее внутренней грани менее 8 мм. Толщину реборды следует измерять на высоте, отстоящей на 5 мм от верхнего канта реборды;

в) расстояние между внутренними гранями бандажей колесной пары не соответствует норме:

для колеи 1524 мм - (1472±2) мм,

для колеи 1000 мм - (950±1) мм;

г) ослабление бандажа. Ослабление бандажа следует проверять согласно инструкции по техническому обслуживанию и ремонту колесных пар трамвайных вагонов [54];

д) толщина бандажа менее 25 мм при ширине бандажа 85 мм, и толщина бандажа менее 23 мм при ширине бандажа 90 мм. Толщину бандажа следует измерять с внутренней стороны колеса на расстоянии 33 мм от внутренней грани;

е) отсутствует или ослаблено крепление стопорного кольца бандажа, если конструкцией оно предусмотрено. Проверяется согласно инструкции по техническому обслуживанию и ремонту колесных пар трамвайных вагонов [54];

ж) выбоины (лыски) на поверхности катания бандажа глубиной более 0,6 мм при рельсовых путях с деревянными шпалами, более 0,3 мм при рельсовых путях на бетонном основании или на железобетонных шпалах;

з) продольные или поперечные трещины на бандаже или колесном центре;

и) наружный диаметр цельнокатанных бандажей с диском (моноблок) вагона "Татра" менее 610 мм;

к) не затянута и не зафиксирована приваренными планками центральная гайка подрезиненного колеса;

л) ослабление или сдвиг ступицы относительно оси колесной пары. Проверяется согласно инструкции по техническому обслуживанию и ремонту колесных пар трамвайных вагонов [54];

м) не затянуты и не зафиксированы гайки болтов, сжимающих резинометаллические амортизаторы колеса, или отсутствует хотя бы один из них;

н) наличие на площади 1 смПравила технической эксплуатации трамвая более 5 трещин глубиной до 2 мм на резинометаллических амортизаторах колеса [54];

о) отсутствие или повреждение более 25% площади сечения гибкого электрического соединения бандажа со ступицей;

п) гибкая оболочка шарнирно-сочлененного вагона ("гармошка") имеет разрывы.

3.3.2.5. Трамвайная тележка.

Не затянуты и не зафиксированы гайки крепления продольных балок тележки.

3.3.2.6. Сцепной прибор (автосцепка):

а) наличие трещин в деталях сцепного прибора;

б) отсутствие чеки или шплинта у стержня;

в) наличие изгиба (погнутости) или износ стержня до диаметра менее 23 мм;

г) не затянуты и не зафиксированы болты и гайки крепления головки к стержню. Ослаблены заклепки, щуп толщиной 0,1 мм проходит между соединенными деталями на расстоянии 25 мм от заклепки.

д) отклонение по высоте сцепных приборов (автосцепок) трамвайных вагонов при сцепке более 25 мм;

е) отсутствует клеймо об испытании сцепного прибора.

3.3.2.7. Карданная передача:

а) наличие люфта фланца в месте посадки на валу тягового электродвигателя или редуктора, выработка отверстий под болты крепления фланцев карданного вала более 0,5 мм;

б) радиальный зазор карданного шарнира и окружной люфт шлицевого соединения превышают допустимые нормы, установленные изготовителем.

3.3.2.8. Редуктор:

а) не затянуты и не зафиксированы гайки и болты крепления элементов реактивного устройства;

б) просачивание смазки с каплепадением;

в) наличие посторонних шумов в редукторе.

3.3.2.9. Пневматическое оборудование (при его наличии):

а) регулятор давления не поддерживает рабочее давление в пневматической системе в пределах, установленных изготовителем;

б) утечка воздуха из пневмосистемы вагона, заторможенного пневматическим тормозом, в течение 5 минут снижает давление более чем на 0,05 МПа (0,5 кг/смПравила технической эксплуатации трамвая).

в) предохранительный клапан не имеет пломбы;

г) неисправен манометр напорной системы.

3.3.2.10. Крышевое оборудование:

а) детали токоприемника имеют трещины или изломы;

б) перекошен токоприемник, нажатие контактной вставки токоприемника на контактный провод не соответствует норме, установленной заводом-изготовителем;

в) не затянуты болты крепления контактной вставки, износ ее превышает норму, установленную организацией ГЭТ;

г) заедание в шарнирах при подъеме и опускании токоприемника;

д) обрыв волокон троса токоприемника площадью более 25% от его сечения;

е) поврежден или отсутствует пряжковый изолятор троса токоприемника;

ж) токоприемник не фиксируется в опущенном положении;

з) имеются разрывы или отсутствует на крыше дорожка из электроизоляционного материала.

3.3.2.11. Электрическое оборудование:

а) работа сопровождается:

- сильным искрением под щетками тяговых электродвигателей или вспомогательных электрических машин,

- остановкой (застреванием) вала реостатного контроллера (ускорителя) на промежуточных позициях,

- многократным (более трех раз) срабатыванием защитной аппаратуры,

- отказами выполнения команд, поступающих от контроллера водителя,

- показанием вольтметра напряжения на аккумуляторной батарее менее 18 В без потребителей (холостой ход);

б) отсутствуют или оборваны проводники на площади более 25% сечения шунта заземления кожухов электрических печей отопления;

в) не работает световая сигнализация на пульте водителя;

г) установлены некалиброванные предохранители;

д) пружинящие зажимы не обеспечивают электрический контакт и удержание предохранителя;

е) не работают измерительные приборы;

ж) не работают устройства обогрева и обдува стекол;

з) не работает звуковая сигнализация.

3.3.2.12. Кузов:

а) не затянуты или отсутствуют элементы крепления внутренней обшивки и настила пола, поручней, кронштейнов, сидений, порван материал обшивки сидений и спинок;

б) повреждена или отсутствует предохранительная межвагонная сетка, где ее установка предусмотрена конструкцией вагона, повреждена предохранительная подвагонная сетка или предохранительный отбойный брус (фартук);

в) износ покрытия пола превышает 50% толщины материала покрытия, крышки люков выступают над полом более 8 мм, вода протекает через пол на электрооборудование;

г) наличие трещин на стеклах кабины водителя и зеркалах заднего вида;

д) вода протекает в помещение для пассажиров или кабину через крышу, люки или элементы крепления стекол кузова;

е) не подается песок на рельсы;

ж) отсутствуют зеркала заднего вида;

з) не работает привод дверей;

и) не работает информационная радиоустановка, если она предусмотрена конструкцией;

к) не работают приводы песочниц.

3.4. Техническое обслуживание трамвайных вагонов на линии, организация скорой технической помощи

3.4.1. Для наблюдения за техническим состоянием подвижного состава на линии и устранения неисправностей организуют линейные ремонтные пункты, укомплектованные слесарями по ремонту вагонов, хорошо знающими все виды оборудования и ремонтные работы, а также правила безопасного труда при проведении этих работ.

3.4.2. В обязанности персонала по ремонту подвижного состава на линейном ремонтном пункте входит устранение неисправностей по заявкам водителей и линейного персонала, а также осмотр оборудования вагонов с целью предупреждения отказов в работе.

3.4.3. О ремонтных работах на вагоне производится запись в книге поезда [32] с подписью мастера, устранение неисправности по повторной заявке водителя подтверждается подписью лица, уполномоченного приказом по организации ГЭТ.

3.4.4. Для быстрейшей ликвидации внезапных отказов вагонов на линии и последствий дорожно-транспортных происшествий организуется скорая техническая помощь.

3.4.5. Скорая техническая помощь выполняет работы специальными дежурными бригадами или ремонтными бригадами депо.

3.4.6. Бригады скорой технической помощи находятся в оперативном подчинении старшего (центрального) диспетчера.

3.4.7. Бригады скорой технической помощи должны быть обеспечены транспортными средствами, средствами оперативной связи со старшим (центральным) диспетчером и быть готовы к немедленному выезду.

3.4.8. Транспортные средства скорой технической помощи должны быть оснащены подъемными механизмами, необходимым инструментом и запасными частями, предохранительными приспособлениями для обеспечения безопасной работы, средствами ограждения и сигнализации. В каждом депо или специализированной службе должен быть составлен список и установлен порядок проверки, передачи по смене и пополнения неснижаемого запаса материалов.

3.4.9. Автомобили скорой технической помощи должны быть оборудованы приборами для подачи специальных световых, звуковых сигналов, а также устройствами двухсторонней радиосвязи со старшим (центральным диспетчером) и иметь разрешение на проезд под запрещающие знаки.

3.4.10. Руководство бригадой скорой технической помощи осуществляет бригадир (мастер). В случае работы нескольких бригад руководство осуществляет бригадир (мастер) бригады, прибывшей на место повреждения первой, или лицо из числа административно-технического персонала, прибывшее специально для руководства работой.

3.4.11. Отправка неисправного вагона в депо производится с разрешения старшего (центрального) диспетчера и оформляется записью в книге поезда и путевом листе о причине направления в депо или до ремонтного пункта. Запись производится работником технической помощи (линейным слесарем).

3.4.12. Неисправный вагон необходимо буксировать в следующих случаях [33]:

а) неисправно сцепное устройство (в составе поезда);

б) неисправна тормозная система;

в) вагон (поезд) не может двигаться своим ходом;

в) неисправен токоприемник;

г) неоднократно срабатывает автоматическая защита высоковольтных или низковольтных цепей.

Запрещается буксировка неисправного вагона (поезда) без сопровождения бригадой скорой технической помощи, если:

- неисправны внешние световые приборы;

- не работает стеклоочиститель во время дождя, снегопада.

3.4.13. На буксируемом вагоне (поезде) в любое время суток должны быть включены габаритные огни, а при их неисправности на задней стенке вагона должен быть укреплен знак аварийной остановки. На буксирующем транспортном средстве должен быть включен ближний свет фар.

3.4.14. Неисправный вагон (поезд), возвратившийся в депо, должен быть принят работником депо согласно специальной инструкции, разработанной в организации ГЭТ [40].

3.5.Эксплуатация трамвайных вагонов (поездов) на линии

3.5.1. Действия водителя на линии определяются Правилами дорожного движения (ПДД) [3] и должностной инструкцией водителя [31].

3.5.2. В организации ГЭТ организуется предрейсовый медицинский осмотр водителей в порядке, предусмотренном правовыми нормами Российской Федерации [4].

3.5.3. На линии у водителя должны быть:

- удостоверение или временное разрешение на право управления трамвайным вагоном, выданное ГИБДД;

- удостоверение на право работы на электроустановках с напряжением до 1000 В;

- книжка родителя;

- путевой лист (наряд на работу);

- расписание движения;

- книга поезда [32] с талоном технического осмотра;

в кабине должен находиться инструментальный ящик, экипированный в соответствии с перечнем, утвержденным организацией ГЭТ, диэлектрические перчатки и сигнальный жилет оранжевого цвета, хлопчатобумажные рукавицы;

в помещении для пассажиров должны быть Правила пользования трамвайным транспортом [39] и схема трамвайных маршрутов.

3.5.4. При выполнении нулевого рейса водителем проверяется работоспособность тормозов; работа генератора или иного зарядного устройства, свободный ход вагона, отсутствие постороннего шума и стука. При выявлении неисправности водитель останавливает вагон (поезд) и сообщает об этом ответственному за выпуск работнику или линейному работнику Службы движения и действует по их указанию [31].

Приемка вагона (поезда) оформляется подписью водителя в книге поезда и путевом листе по прибытии на конечную станцию [31].

Примечание: Проверка работоспособности узлов и агрегатов, обеспечивающих безопасность движения, производится без пассажиров на участке пути, определенном приказом по депо.

3.5.5. При движении вагона (поезда) нулевым рейсом, должны производиться остановки на всех остановочных пунктах для посадки и высадки пассажиров.

3.5.6. Движение вагона (поезда) может быть начато только при окончании высадки и посадки пассажиров, закрытых дверях и свободном пути впереди.

3.5.7. Движение вагона (поезда) с не полностью закрытыми дверями запрещено.

3.5.8. На остановочном пункте при наличии уклона водитель должен зафиксировать вагон стояночным тормозом (если он предусмотрен конструкцией).

3.5.9. Посадка и высадка пассажиров должна производиться только на остановочных пунктах после полной остановки вагона. Высадка и посадка пассажиров вне остановочных пунктов, при задержках движения, должна производиться только через переднюю дверь под контролем водителя и кондуктора.

3.5.10. Движение вагона (поезда) должно быть немедленно прекращено в следующих случаях:

а) при наличии препятствий движению, а также при угрозе наезда или столкновения;

б) при тревожных сигналах кондуктора, криках контролера, пассажиров, пешеходов или других лиц;

в) при всяком внезапном толчке и стуке;

г) при обрыве или резком колебании провода контактной сети;

д) при обнаруженном повреждении рельсового пути;

е) при наличии на проезжей части дороги воды или мокрого снега глубиной (высотой) более 100 мм от УГР;

ж) по требованию работников милиции, линейных работников движения.

Примечание. Водитель обязан остановить вагон (поезд) экстренным торможением в случаях, угрожающих безопасности движения, безопасности пассажиров или пешеходов.

3.5.11. В темное время суток, независимо от наличия искусственного освещения дорог, а также в условиях плохой видимости (туман, метель), должен быть включен ближний свет фар и все наружные огни, в том числе и задний противотуманный фонарь (если он предусмотрен конструкцией).

3.5.12. Приближение поезда к стоящему впереди поезду разрешается на расстояние не менее 15 м на ровном участке и 60 м на подъемах и спусках с уклоном более 4% (40‰).

Примечания:

1. Это расстояние может быть уменьшено до 3 м на конечных станциях, сдвоенных остановках, при скоплении поездов на перекрестках.

2. В условиях недостаточной видимости и при возникновении опасности движения юзом (гололед, листопад, загрязнения пути и т.д.) указанные расстояния должны быть удвоены.


Расстояние между следующими один за другими вагонами (поездами) должно составлять не менее 60 м при скорости движения до 20 км/час, 120 м при скорости свыше 20 км/час, 200 м на подъемах и спусках с уклоном свыше 4% (40‰).

3.5.13. При вынужденной длительной остановке, вызванной неисправностью, вагон должен быть заторможен стояночным тормозом, токоприемник опущен, включена аварийная световая сигнализация и выставлен знак аварийной остановки на расстоянии не менее 15 м от вагона.

При скоплении поездов (задержки движения, дорожно-транспортное происшествие или другие причины) вагон должен быть заторможен стояночным тормозом, токоприемник опущен. После восстановления уличного движения следует начинать движение вагона лишь после удаления стоявшего впереди вагона (поезда) на расстояние не менее 60 м.

3.5.14. Порядок движения неисправных вагонов в депо или до ремонтного пункта, необходимые при этом меры безопасности и маршруты следования устанавливаются специальной инструкцией, разработанной организацией ГЭТ.

Буксировка неисправного вагона перед исправным (толкание) разрешается только до ближайшего запасного пути, депо или конечной станции.

Буксировка неисправного вагона с запасного пути или из депо в депо производится только по разрешению старшего (центрального) диспетчера.

Порядок сцепки и буксировки определяется специальной инструкцией, разработанной организацией ГЭТ в соответствии с [33].

3.5.15. В течение смены водитель на конечных станциях проводит осмотр пассажирского помещения на наличие оставленных пассажирами предметов и проверяет состояние: колесных пар, тормозной системы, сцепных приборов, токоприемников, наличие песка в песочнице. При необходимости очищает номер вагона, маршрутные указатели и подножки от грязи, снега и льда. Обо всех обнаруженных неисправностях или повреждениях водитель сообщает диспетчеру конечной станции и линейному слесарю и производит запись в книге поезда.

3.5.16. Последовательность действий водителя при выходе из вагона (на конечной станции или в пути следования):

а) затормозить (зафиксировать) вагон стояночным тормозом;

б) убедившись, что вагон (поезд) надежно удерживается на месте, поставить рукоятку реверсивного вала контроллера в положение "О", снять ее и взять с собой (если предусмотрено конструкцией);

в) отключить все высоковольтные и низковольтные электрические цепи;

г) надеть сигнальный жилет;

д) закрыть дверь кабины и выйти из вагона;

е) на уклоне поставить противооткатный упор под колесо вагона со стороны уклона.

Примечание: Водителю запрещается оставлять поезд на подъемах и спусках.

ж) если по возвращении к рабочему месту необходима постановка токоприемника, водитель перед этим должен зайти в кабину и убедиться, что все высоковольтные и низковольтные цепи отключены, реверсор находится в положении "О".

3.5.17. Последовательность действий водителя при постановке вагона (поезда) на межсменный отстой в депо:

а) затормозить вагон стояночным тормозом;

б) выключить все высоковольтные и низковольтные электрические цепи;

в) перевести рукоятку реверсора в положение "О", снять ее и взять с собой (если предусмотрено конструкцией);

г) закрыть форточки и вентиляционные люки;

д) опустить токоприемник и закрепить его;

е) закрыть дверь кабины водителя и двери помещения для пассажиров;

ж) при стоянке на уклоне установить противооткатный упор (башмак) под колесо со стороны уклона;

з) отключить аккумуляторную батарею, если это предусмотрено конструкцией;

и) спустить влагу и воздух из пневматической системы, если это предусмотрено конструкцией;

к) сделать запись в книге поезда о наличии или отсутствии неисправностей;

л) сдать диспетчеру депо книгу поезда, расписание движения, путевой лист.

3.5.18. Запрещается передавать кому-либо управление вагоном (поездом), кроме лиц, указанных в должностной инструкции водителя [31]. О передаче управления делается запись в путевом листе.

3.5.19. Водитель, передающий поезд, сообщает сменяющему его водителю следующие сведения:

а) о техническом состоянии вагона и обо всех случаях неисправностей и повреждений, отмеченных в течение смены;

б) о полученных им распоряжениях, в частности, о режиме вождения вагона (поезда);

в) о состоянии рельсового пути, контактной сети и других линейных обустройств;

г) о работе громкоговорящей установки, касс и компостеров при их наличии.

3.5.20. Водитель, принимающий трамвайный поезд по смене, обязан проверить исправность поезда в соответствии с должностной инструкцией водителя трамвая [31]. Приемка поезда оформляется подписью водителя в книге поезда и путевом листе.

3.6. Подготовка трамвайных вагонов к эксплуатации в межсезонный период

3.6.1. Для обеспечения работы организации ГЭТ и подвижного состава в осенне-зимний и весенне-летний периоды должна производиться сезонная подготовка к указанным периодам в соответствии с утвержденными мероприятиями, в которых должен быть предусмотрен инструктаж водителей об особенностях режимов вождения в зависимости от погодных условий [28].

3.7. Учет технического обслуживания и ремонта трамвайных вагонов

3.7.1. Учет должен обеспечивать возможность:

а) оперативного получения информации о техническом состоянии трамвайных вагонов, дате и объеме всех выполненных ремонтов, наличии заявок о неисправности подвижного состава;

б) проведения анализа работы организации ГЭТ по техническому обслуживанию и ремонту вагонов и их агрегатов;

в) выявления работников, выполнявших техническое обслуживание и ремонт узлов, обеспечивающих безопасность движения.

3.7.2. В организациях ГЭТ разрабатывают и утверждают должностные инструкции для работников, занятых техническим обслуживанием и ремонтом подвижного состава.

3.7.3. На каждый вагон должна быть заведена книга поезда [32], паспорта и ремонтные формуляры установленной формы на вагон в целом, тяговые электродвигатели, мотор-компрессор, высоковольтный вспомогательный двигатель, колесные пары.

3.7.4. В пронумерованной и прошнурованной книге поезда водитель отмечает все неисправности, обнаруженные в процессе эксплуатации. В этой книге делаются записи обо всех производимых в процессе технического обслуживания работах и о готовности вагона к выпуску с подписью мастера, контролировавшего работу. Периодически книга должна проверяться руководителем трамвайного депо или его заместителями, о чем в нее вносятся соответствующие записи. Частоту проверки определяет руководство организации ГЭТ. Книга поезда должна храниться в течение одного года со дня последней записи.

3.7.5. В каждом депо необходимо иметь прошнурованные и пронумерованные:

а) книгу ремонтов для учета технического обслуживания и текущих ремонтов;

б) книгу заявок и книгу повторных заявок водителей о неисправности вагонов;

в) книгу учета замеров основного удельного сопротивления движению вагонов;

г) журнал ежемесячного замера износа бандажей колесных пар.

3.7.6. Техническая статистика, а также учетные ведомости выполнения ремонтных работ вагонов должны вестись в депо и по организации ГЭТ в целом. Статистика должна отражать межремонтные пробеги, техническое состояние, выполнение ремонтов и другие технические сведения по подвижному составу в целом и отдельным его агрегатам, а также учет выполненного пробега вагонов в соответствии с записями в путевых листах. В организации ГЭТ должен вестись учет инвентарного количества подвижного состава, а также данных, установленных Госкомстатом Российской Федерации.

3.8. Технический осмотр трамвайных вагонов

3.8.1. Основной задачей технического осмотра трамвайных вагонов является оценка соответствия их технического состояния требованиям настоящих Правил, нормативов и стандартов в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения и охраны груда.

3.8.2. Техническому осмотру с периодичностью два раза в год подлежат пассажирские вагоны, стоящие на балансе организации ГЭТ.

3.8.3. Для проведения технического осмотра вагонов в организации ГЭТ должна быть создана комиссия. В ее состав включают представителей администрации организации ГЭТ, инженерно-технический персонал, ответственный за эксплуатацию и техническое состояние вагонов, и, при необходимости, представителей собственника организации ГЭТ. Количество членов комиссии должно быть не менее трех человек. Состав комиссии по проведению технического осмотра, порядок ее работы и сроки устанавливают приказом (распоряжением) по организации ГЭТ.

3.8.4. Первый технический осмотр вагонов проводится в срок с 1 по 31 марта, второй - с 1 по 30 сентября. Сроки технических осмотров допускается корректировать в соответствии с климатическими условиями регионов.

3.8.5. До начала технического осмотра составляется план мероприятий по его проведению. Имеющиеся в депо средства технического диагностирования и измерительные инструменты (приборы) должны быть приведены в исправное состояние и надлежащим образом поверены.

3.8.6. Техническое состояние и оборудование вагонов проверяют на соответствие требованиям Правил дорожного движения [3], настоящих правил, государственных стандартов, инструкций предприятий-изготовителей.

3.8.7. Особое внимание следует обращать на техническое состояние оборудования, непосредственно влияющего на безопасность дорожного движения и электробезопасность пассажиров и обслуживающего персонала, в частности:

3.8.7.1. Тормозной путь вагона (поезда) без нагрузки на горизонтальном участке, на сухих и чистых рельсах, при однократном воздействии на орган управления тормозной системой со скорости начала торможения 40 км/ч должен быть, м:

- при служебном торможении

45;

- при экстренном торможении

21.

3.8.7.2. Стояночная тормозная система должна обеспечивать неподвижное состояние трамвайного вагона с полной конструктивной массой на уклоне 9% (90‰) включительно [14]. Проверка может осуществляться косвенными методами (по величине силового тока заторможенного вагона или протаскиванием заторможенного вагона с определенным усилием), результаты которых сопоставимы с результатами натурных испытаний.

3.8.7.3. Регулировка фар должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 51709 [63], вся сигнальная и информационная светотехника должна работать в установленном режиме.

3.8.7.4. Стеклоочистители и стеклоомыватели, предусмотренные конструкцией вагона, должны работать в установленном режиме.

3.8.7.5. Пневматическая система проверяется на соответствие ее параметров требованиям технической документации на вагон.

3.8.7.6. Кузов и его оборудование проверяется на отсутствие повреждений, целость остекления, пола, работоспособность дверей, освещения и отопления помещения для пассажиров и кабины водителя.

3.8.8. На каждый вагон выдается талон о прохождении технического осмотра, в котором председатель комиссии делает отметку о прохождении технического осмотра и заверяет ее подписью и печатью предприятия. Описание талона приведено в приложении Б к настоящим Правилам.

Примечание: Талон следует хранить в книге поезда.

3.8.10. При потере талона о прохождении технического осмотра или выявлении фактов его подделки проводится служебное расследование, по результатам которого администрация организации ГЭТ выдает дубликат талона.

3.8.11. Вагоны, не прошедшие по каким-либо причинам технический осмотр в установленный графиком период, проверяются в другое время, определенное комиссией по техническому осмотру.

3.8.12. По результатам проведенного в организации ГЭТ технического осмотра вагона составляются акты (приложение В).

3.8.13. Оформленные результаты технического осмотра вагонов должны сохраняться в техническом отделе эксплуатационной организации ГЭТ до окончания следующего технического осмотра.

ГЛАВА 4. РЕГЛАМЕНТИРОВАНИЕ ДВИЖЕНИЯ ТРАМВАЙНЫХ ВАГОНОВ НА МАРШРУТЕ

4.1. Расписание движения

4.1.1. Каждый трамвайный маршрут должен иметь паспорт, утвержденный руководителем организации ГЭТ [9]. В паспорте указываются трасса маршрута и участки со сложными условиями движения, участки, на которых действует ограничение скорости движения, перечень остановочных пунктов маршрута, общая протяженность маршрута и другие сведения. Текстовая и графическая части паспорта заполняются службой движения. Паспорт маршрута подписывает руководитель службы движения организации ГЭТ.

4.1.2. Основой организации движения вагонов (поездов) на маршруте является расписание движения, координирующее работу всех подразделений организации ГЭТ.

Расписание движения утверждает руководитель организации ГЭТ или по его уполномочию - начальник Службы движения.

4.1.3. Расписание движения должно составляться на каждый маршрут, вагон (поезд) маршрута, конечную станцию и контрольный промежуточный пункт.

Примечание: Расписание движения или выборка из него должны находиться на каждом вагоне (поезде) маршрута, конечной станции и контрольном промежуточном пункте.

4.1.4. Расписание движения устанавливает:

а) время выхода вагона (поезда) из депо и направление следования;

б) время прохождения через контрольные пункты;

в) время прибытия, стоянки, отправления с конечной станции и возвращения в депо;

г) время захода вагона (поезда) на техническое обслуживание или отстой, а также время и место смены бригад и перерыва для приема пищи.

В расписании движения на отдельных маршрутах или участках, при необходимости, следует предусматривать увеличение интенсивности движения путем организации укороченных рейсов или командирования вагонов с других маршрутов.

4.1.5. Основой для составления расписания движения служит расчетный план-наряд пассажирских перевозок. Наряд должен разрабатываться на материалах обследования пассажирских потоков, хронометражных измерений времени на пробег и пропускной способности узлов улично-дорожной сети.

4.1.6. Наряд пассажирских перевозок устанавливает:

а) распределение маршрутов между отдельными депо;

б) число вагонов (поездов) на маршруте, рассчитанное с учетом одинакового наполнения вагонов на каждом маршруте по периодам дня;

в) типы вагонов на маршруте;

г) сменность вагонов (поездов);

д) объем транспортной работы: вагоно-часы, вагоно-км;

е) среднюю эксплуатационную скорость;

ж) наибольший допустимый интервал в межпиковое время и частоту движения поездов в часы "пик" по каждому маршруту.

4.1.7. Наряд пассажирских перевозок разрабатывают на рабочие и выходные дни и пересматривают по мере необходимости.

4.1.8. Наряд пассажирских перевозок разрабатывает Служба движения организации ГЭТ и согласовывает с депо, энергохозяйством, планово-экономическим отделом. Наряд утверждается руководителем организации ГЭТ.

4.1.9. Трамвайное депо должно иметь наряд работы водителей и кондукторов, который представляет собой суточный план закрепления подвижного состава и водителей за выходами маршрутного расписания. В наряде должны быть указаны:

номера смены, время явки в депо или на конечную станцию, время выезда и заезда в депо, пункты и время смены водителей и кондукторов, продолжительность перерывов и отстоев на линии, общая продолжительность смены. В наряде работы водителей и кондукторов также перечисляются водители и кондуктора, находящиеся в резерве, являющиеся выходными, находящиеся в отпуске, временно не работающие и отсутствующие по другим причинам.

4.1.10. Система диспетчеризации маршрутных пассажирских перевозок должна обеспечивать систематический учет и контроль исполненного движения (выполнения маршрутного расписания) и осуществлять оперативное управление процессом перевозки.

4.2. Выпуск и приемка трамвайных вагонов в депо

4.2.1. Вагоны (поезда) выпускаются из депо по расписанию. Выпуск из депо вагонов, не предусмотренных расписанием, производится только по разрешению старшего (центрального) диспетчера.

4.2.2. Запрещается выпускать из депо вагон, в книге которого нет подписи мастера об устранении неисправностей по заявке водителя, готовности вагона к эксплуатации. При наличии повторной заявки устранение неисправности подтверждается подписью лиц, уполномоченных приказом по депо.

4.2.3. Все вагоны, как правило, должны быть закреплены за определенными маршрутами и водителями (поездными бригадами).

4.2.4. Каждый вагон, выходящий из депо, должен быть принят водителем в соответствии с должностной инструкцией. Документом на право выхода вагона (поезда) из депо и движения его по маршруту является путевой лист (наряд на работу), подписанный диспетчером по выпуску. Основанием для подписи путевого листа является соответствующая запись о технической готовности в книге поезда [32].

4.2.5. Вагон (поезд) считается выпущенным из депо на линию, если по прибытию на конечную станцию он отправлен в первый рейс по маршруту.

4.2.6. Вагон (поезд), выпущенный на линию, находится в оперативном подчинении Службы движения [49]. За исправное состояние вагонов на линии отвечают водители и линейный ремонтный персонал.

4.2.7. Возвращение вагонов с линии в депо производится:

а) после окончания работы по расписанию;

б) по распоряжению старшего (центрального) диспетчера;

в) по аварийному предписанию.

4.2.8. Въезд вагона (поезда) на территорию депо с посторонними лицами и посторонними предметами не допускается. Перед въездом водителем и кондуктором проводится проверка вагона (поезда) на наличие посторонних предметов.

4.2.9. При сдаче вагона (поезда) водителем оформляется заявка обо всех неисправностях вагона (поезда) и вносится соответствующая запись в книгу поезда [32], если это не было сделано в течение смены, а при наличии повторной заявки - запись в книгу повторных заявок.

4.3. Трамвайное движение на маршруте

4.3.1. Для обеспечения регулярности и безопасности перевозки пассажиров трамвайная маршрутная сеть подразделяется на отделения, ревизорские участки и участки конечных станций. Число и границы отделений, ревизорских участков и участков конечных станций определяются Службой движения и утверждаются руководителем организации ГЭТ [49] [50].

4.3.2. Оперативное руководство движением осуществляется старшим (центральным) диспетчером. Действия работников, связанных с движением трамвайных вагонов на линии, определяются в соответствии с указаниями диспетчера. Запрещается давать распоряжения по движению вагонов (поездов), минуя старшего (центрального) диспетчера [49].

4.3.3. Организация руководства движением должна обеспечивать быстрое и точное информирование старшего (центрального) диспетчера или диспетчера конечной станции, или маршрутного диспетчера об отклонениях от расписания и обо всех происшествиях на линии, быстрое исполнение распоряжений старшего (центрального) диспетчера.

4.3.4. Контроль соблюдения безопасности и качества движения вагонов на маршрутах обеспечивают работники отдела безопасности и линейного контроля [37].

4.3.5. Служба движения организации ГЭТ следит за выполнением требований Правил дорожного движения на улицах и дорогах, по которым организовано движение трамвайного транспорта.

4.3.6. Регулярным считается такое движение, которое выполняется в соответствии с расписанием или отклонением от него:

+2 мин (опоздание) или -1 мин (нагон) на маршрутах, где интервал между вагонами (поездами) более 3 мин;

±1 мин - на маршрутах с интервалом менее 3 мин.

4.3.7. Движение вагонов (поездов) по расписанию обеспечивается:

а) выпуском на линию запланированного числа технически исправных вагонов;

б) исправным состоянием рельсового пути, контактной и кабельной сетей;

в) устойчивой работой электротяговых подстанций, средств связи и СЦБ;

г) четкой работой водителей и работников Службы движения и других подразделений, связанных с движением трамваев.

4.3.8. С распорядительной конечной станции вагоны должны отправляться под контролем диспетчера станции с обязательной отметкой в путевом листе.

4.3.9. В случае нарушения движения на каком-либо участке маршрута (независимо от причин) старший (центральный) диспетчер обеспечивает движение вагонов (поездов) по наибольшей протяженности маршрута и принимает меры к скорейшему восстановлению движения по всему маршруту. По мере восстановления движения на маршруте организует вывоз скопившихся на остановках пассажиров.

4.3.10. В случае прекращения движения на каком-либо участке, работники Службы движения изменяют направление согласно схемам обходного движения, а также дают распоряжение о возобновлении движения с немедленным сообщением об этом старшему (центральному) диспетчеру.

4.3.11. Для восстановления движения по расписанию принимаются следующие меры:

а) отправление вагона (поезда) в укороченный или удлиненный рейс;

б) отправление вагона (поезда) по измененному пути следования;

в) нагон опоздания в пределах допустимых скоростей и безопасности движения;

г) изменение интервала между отправлением вагонов (поездов) с конечной станции;

д) использование резервных вагонов и вагонов с других маршрутов;

е) изменение поездных расписаний между выходами;

ж) сокращение продолжительности обеденных перерывов и технических стоянок в пределах допустимых норм.

Перечень лиц, имеющих право производить регулировочные мероприятия, устанавливается инструкцией организации ГЭТ.

4.3.12. При невозможности соблюдения заданного расписания движения из-за усложненных погодных условий (туман, метель, загрязнение рельсов и др.) по распоряжению старшего (центрального) диспетчера вводятся специальные режимы движения. Расписание отменяется. Время оборотного рейса увеличивается или не нормируется. Порядок ввода специальных режимов движения определяется "Руководством по временному прекращению движения автобусов, троллейбусов и трамваев в неотложных случаях, вызванных стихийными явлениями или изменением дорожно-климатических условий" [46].

4.3.13. Запрещается изменять направление движения вагонов (поездов) с пассажирами, за исключением случаев, когда они не могут следовать по своему направлению или после задержки движения, когда в одном направлении скопилось большое число вагонов (поездов).

4.3.14. Выезд специальных (не пассажирских) вагонов (поездов) на линию допускается по разрешению старшего (центрального) диспетчера.

4.3.15. Трамвайный специальный вагон при движении на линии подчиняется всем правилам движения пассажирских вагонов.

4.3.16. Порядок производства маневровых работ на конечных станциях регламентируется техническо-распорядительным актом и определяется руководителем Службы движения организации ГЭТ [36].

4.4. Скорость движения

4.4.1. Наибольшая скорость движения вагонов (поездов) на перегонах устанавливается организацией ГЭТ с соблюдением требований, приведенных в ПДД [3] и настоящих Правилах.

4.4.2. Водитель должен вести вагон (поезд) со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения.

При возникновении опасности для движения водитель должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до полной остановки вагона (поезда).

4.4.3. Для 4-осных вагонов и 2-вагонных поездов скорость движения на перегоне не должна превышать, км/ч [27]:

- 30 - на кривых участках пути радиусом свыше 100 м,

- 25 - на кривых участках пути радиусом от 75 до 100 м и спусках от 3,0 до 5,0% (от 30 до 50‰),

- 20 - на кривых участках пути радиусом от 50 до 75 м и спусках от 5,0 до 7,0% (от 50 до 70‰),

- 15 - на кривых участках пути радиусом до 50 м и спусках от 7,0 до 9,0% (от 70 до 90‰), при прохождении пошерстных стрелок и путевых спецчастей, при буксировке неисправных вагонов исправным, расположенным спереди;

- 10 - на железнодорожных переездах, при проезде мимо шествий и колонн, буксировке неисправных вагонов (толканием), при движении по неправильному (левому) пути, неисправности стеклоочистителей в дождливую или снежную погоду (до ремонтного пункта), на спусках свыше 3,0% (30‰) при усложненных погодных условиях (гололеде, загрязнении рельсов и др.);

- 5 - при проезде мест скопления людей, движении задним ходом, прохождении участков, огражденных сигналами снижения скорости (если нет предела ограничения), движении по путям депо, в густом тумане, в метель при плохой видимости, при маневрах и постановке поезда на запасной путь, движении по противошерстным стрелкам и путям, залитым водой или покрытым мокрым снегом.

Ограничения скорости движения вагонов при проезде спецчастей контактной сети устанавливаются местной инструкцией с учетом технических характеристик спецчастей.

4.4.4. Скорость движения вагонов (поездов) на участках с тяжелыми условиями движения, уклонах, путепроводах и местах, требующих особого режима движения, устанавливается организацией ГЭТ. В этих местах должны быть установлены соответствующие знаки ограничения скорости движения.

4.5. Требования, предъявляемые к линейным сооружениям

4.5.1. Выбор места расположения остановочного пункта производит орган местного самоуправления по согласованию с ГИБДД и организацией ГЭТ [25].

Трамвайные остановочные пункты должны быть размещены на прямых участках пути с продольным уклоном не более 3% (30‰).

В стесненных условиях остановочный пункт может быть устроен на внутренних участках кривой радиусом не менее 100 м, а также на путях с продольным уклоном до 4% (40‰).

Под стесненными условиями здесь и далее следует принимать условия, когда применение основных норм проектирования связано со сносом или капитальным переустройством существующих зданий и сооружений, существенным увеличением объемов и стоимости строительно-монтажных работ. Необходимость применения норм проектирования, указанных для стесненных условий, должна быть технико-экономически обоснована [18].

4.5.2. Остановочные пункты в зависимости от характера и размера пассажирооборота подразделяются на: постоянные, временные и по требованию.

На временных остановочных пунктах остановка вагона (поезда) производится только в заранее установленные периоды времени.

На остановочных пунктах по требованию остановка производится по требованию пассажиров.

4.5.3. В целях обеспечения безопасности движения приказом по организации ГЭТ могут быть установлены технические остановки, на которых посадка и высадка пассажиров запрещается.

4.5.4. Остановочные пункты оборудуют крытыми павильонами (в климатических подрайонах IA, IБ, IГ утепленными) или навесами и указателями, информирующими пассажиров о направлении маршрутов и режиме их работы [13] [18].

Конструкции крытых павильонов или навесов, др. сооружения, опоры освещения и деревья в пределах длины остановочной площадки должны располагаться согласно допустимым габаритам приближения [18].

Указатель на остановочном пункте должен содержать следующую информацию в соответствии с ГОСТ 25869 [13]:

- вид транспорта;

- название остановочного пункта;

- номера маршрутов, имеющих остановки на данном остановочном пункте;

- интервалы движения или расписание движения маршрута при интервале более 20 мин;

- другую необходимую информацию.

Посадочные площадки на остановочном пункте при расположении путей на обособленном полотне должны иметь твердое покрытие и быть освещены.

4.5.5. На каждом маршруте должно быть не менее одной конечной станции. При продолжительности оборотного рейса более 1,5 часа на одном конце маршрута должно быть помещение, оборудованное санузлом.

На каждую конечную станцию маршрута должен быть составлен технико-распорядительный акт, определяющий границы конечной станция, порядок движения, расстановки трамваев и производства маневровых работ.

Технико-распорядительный акт утверждается руководством организации ГЭТ.

4.5.6. На конечных распорядительных станциях должны быть:

- пути для приема, обгона, мелкого ремонта, уборки и отстоя вагонов;

- служебные, санитарно-бытовые помещения и помещения для организации горячего питания и кратковременного отдыха водительских бригад и обслуживающего персонала.

Технические конечные станции должны иметь посадочные площадки для пассажиров и устройства для контроля за движением [18].

4.5.7. Территория конечной станции в темное время суток должна быть освещена.

4.5.8. Содержание распорядительных [38], технических конечных станций и промежуточных контрольных пунктов возлагается на закрепленное руководителем организации ГЭТ структурное подразделение.

ГЛАВА 5. ПУТЕВОЕ ХОЗЯЙСТВО

5.1. Общие требования

5.1.1. Все элементы рельсового пути по прочности, устойчивости и техническому состоянию должны, в течение своего срока службы, соответствовать требованиям безопасного и плавного движения поездов с установленными скоростями на данной линии.

Проектирование новых линий и реконструкция существующих должны вестись в соответствии с требованиями СНиП 2.05.09-90 [18].

5.1.2. Рельсовые пути, в зависимости от архитектурно-планировочного задания и конкретных дорожных условий, могут располагаться:

- в одном уровне с проезжей частью на полотне, являющемся ее составным элементом;

- на обособленном и самостоятельном полотне.

Обособленное полотно, за исключением переездов, должно быть отделено от проезжей части или тротуара бортовым камнем, специальным ограждением высотой не менее 1 м или располагаться на самостоятельном полотне вне проезжей части улицы.

Ширина полосы рельсовых путей нормальной колеи должна определяться расчетом в соответствии со СНиП 2.05.09-90 [18].

Наименьшую ширину обособленного полотна наземных участков скоростного трамвая, включая полосы, занимаемые защитными ограждениями, озеленением и опорами контактной сети необходимо принимать не менее 10 м.

5.1.3. Трамвайные пути, расположенные в проезжей части улицы, укладываются выше уровня дорожного покрытия не более чем на 20 мм [15]; на обособленном полотне - с превышением головки рельсов на 100 мм над верхом бортового камня.

Не допускается возвышение межрельсового настила над верхом головки рельсов более 30 мм, а глубина неровностей в покрытии настила не должна быть более 40 мм. Устранение указанных недостатков должно быть осуществлено в течение не более 2 суток с момента их обнаружения организацией, уполномоченной на то органом местного самоуправления [15].

5.1.4. Дорожное покрытие и сооружения (колодцы, межевые знаки и др.), находящиеся в зоне полосы рельсовых путей, не должны возвышаться более чем на 30 мм над головкой неизношенного рельса. Рельсовые пути на железобетонных шпалах не допускается закрывать асфальтобетонным покрытием [59].

5.1.5. Дорожное покрытие следует предусматривать и поддерживать в исправном состоянии на трамвайных путях, расположенных:

- на совмещенном полотне;

- на обособленном и самостоятельном полотне с песчаным балластом - в пределах жилой застройки, а также на продольных уклонах более 5% (50‰) (кроме железобетонных плит и асфальтобетона);

- на обособленном и самостоятельном полотне с щебеночным балластом - в пределах остановочных пунктов, а также в случаях, когда покрытие необходимо по санитарно-гигиеническим требованиям;

- на территории депо, ремонтных мастерских (заводов) [18].

Примечание. На участках пути с трудными условиями движения вагонов (поездов) применять дорожные покрытия из железобетонных плит и асфальтобетона не допускается. [18].

5.2. Габариты трамвайных линий

5.2.1. Расстояние между осями смежных трамвайных путей на прямых участках должно составлять, мм:

- при боковом размещении опор контактной сети

3200,

- при установке опор контактной сети в междупутье

3700.


Если опоры контактной сети имеют ширину 350 мм и менее, допускается уменьшить ширину междупутья до 3550 мм [18].

Расстояние между кузовом вагона и гранью опоры, находящейся в междупутье, измеренное на высоте рамы вагона, должно быть не менее 300 мм (чему соответствует расстояние от рабочего канта рельса до грани опоры, равное 838 мм).

При отсутствии опор в междупутье, в виде исключения, допускается увеличивать расстояние между осями путей с 3200 мм до 3758 мм или уменьшать до 3148 мм.

5.2.2. Расстояние между осями смежных путей на кривых участках трамвайной линии для четырехосного подвижного состава обычного трамвая должно соответствовать данным таблицы 1.


Таблица 1.

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Что вы получите:

После завершения процесса оплаты вы получите доступ к полному тексту документа, возможность сохранить его в формате .pdf, а также копию документа на свой e-mail. На мобильный телефон придет подтверждение оплаты.

При возникновении проблем свяжитесь с нами по адресу spp@kodeks.ru

Правила технической эксплуатации трамвая

Название документа: Правила технической эксплуатации трамвая

Номер документа: АН-103-р

Вид документа: Распоряжение Минтранса России

Принявший орган: Минтранс России

Статус: Действующий

Опубликован: / Министерство транспорта Российской Федерации. - М., 2001 год
Дата принятия: 30 ноября 2001

Дата начала действия: 01 апреля 2002
Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах