Статус документа
Статус документа



НАСТАВЛЕНИЕ ПО ИЗЫСКАНИЯМ И ПРОЕКТИРОВАНИЮ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ И АВТОДОРОЖНЫХ МОСТОВЫХ ПЕРЕХОДОВ ЧЕРЕЗ ВОДОТОКИ (НИМП-72)



В наставлении даны рекомендации по выбору трассы мостовых переходов, рассмотрены гидрологические, гидрометрические и инженерно-геологические работы, необходимые при изысканиях переходов, а также освещены гидрологические и гидравлические расчеты при проектировании и назначении отверстий сооружений.

Наставление составлено по материалам научно-исследовательских работ и накопленного опыта в области способов и технологии изыскательских работ по гидрологии, топографии, геологии и методов расчета основных размеров сооружений мостовых переходов.

Наставление рекомендовано Главтранспроектом Минтрансстроя СССР в качестве пособия при изысканиях и проектировании мостовых переходов.

Настоящее издание Наставления заменяет Наставление, изданное Главтранспроектом в 1961 г.

Наставление по изысканиям и проектированию железнодорожных и автодорожных мостовых переходов через водотоки является практическим пособием и рассчитано на инженерно-технических работников, выполняющих проектно-изыскательские работы по мостовым переходам.

ПРЕДИСЛОВИЕ


Настоящее Наставление разработано взамен "Наставления по изысканиям и проектированию железнодорожных и автодорожных мостовых переходов через водотоки", изданного Главтранспроектом в 1961 г.

В Наставлении учтены опыт применения предыдущего издания Наставления, новые нормативные, методические и другие руководящие документы и рекомендованы прогрессивные методы и технология гидрологических, топографических и инженерно-геологических изысканий с использованием современных приборов и инструментов, а также электронных вычислительных машин.

Новыми в Наставлении являются разделы по прогнозированию русловых процессов, классификации существующих мостовых переходов по водопропускной способности и аэрогидрометрии. Значительно переработаны разделы по промерным, морфометрическим и инженерно-геологическим работам, расчеты общих и местных размывов, назначение и расчет групповых отверстий и др.

Наставление разработано ЦНИИСом, Мосгипротрансом и Союздорпроектом при участии Саратовского политехнического института и Томгипротранса.

Авторы Наставления: Л.Г.Бегам, В.С.Муромов, Н.Н.Чегодаев, Ю.С.Смирнов, Г.П.Кудрявцев, М.К.Дружинин, В.Ш.Цыпин (ЦНИИС) - § 5, 9-15, 24-27, 28, 35, 39, 48, 51-53, 62-67; Л.Л.Лиштван, Н.И.Маслов, С.М.Быханов, П.Н.Березин, А.П.Иванчук, Г.Г.Зуева (Мосгипротранс) - § 1-4, 6-8, 16-20, 23, 30, 32-34, 36, 38, 40, 42-50, 54, 57, 61, 69; Б.Ф.Перевозников, Н.А.Словинский, А.А.Александров, В.С.Смирнов, С.М.Бликштейн, И.Б.Тимофеев, В.Д.Марков (Союздорпроект) - § 1-4, 21-22, 24-27, 29, 31, 41, 58-60, 68, 70, 71; Б.А.Костелянец (Томгипротранс) - § 37, 72 и И.С.Ротенбург (Саратовский политехнический институт) - § 55-56.

Наставление рассмотрено Гипротрансмостом и Ленгипротрансмостом, одобрено Главтранспроектом, секцией изысканий и проектирования железных и автомобильных дорог научно-технического совета Минтрансстроя СССР (протокол от 13 июня 1971 г.), а также комиссиями мостов и тоннелей и строительства научно-технического совета МПС (протокол от 26 октября 1971 г.).

Общая редакция выполнена Л.Г.Бегамом, В.С.Муромовым, Л.Л.Лиштваном, Б.Ф.Перевозниковым и В.Ш.Цыпиным.

Рецензирование Наставления выполнено канд.техн.наук Ф.В.Залесским (ПНИИИ Госстроя СССР), сотрудниками кафедры изысканий и проектирования железных дорог (зав. кафедрой чл.-корр. АН СССР А.В.Горинов), кафедры гидравлики и водоснабжения (зав.кафедрой проф. Г.В.Железняков) МИИТа, специалистами Гипротрансмоста и Ленгипротрансмоста.

Зам.директора ЦНИИСа И.Ф.Наседкин

Начальник Мосгипротранса Ю.В.Рейнгардт

Директор Союздорпроекта В.Ф.Рогожев

Руководитель отделения изысканий и проектирования железных дорог ЦНИИСа Г.З.Верцман

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящее Наставление составлено в дополнение и развитие Строительных норм и правил, технических условий и норм и других нормативных документов.

2. Наставление является пособием, предназначенным для использования при изысканиях и проектировании мостовых переходов постоянного типа через водотоки, перекрываемые средними и большими мостами, новых железных и автомобильных дорогах, вторых путей и при реконструкции существующих мостовых переходов.

________________

К средним относятся мосты полной длиной свыше 25 до 100 м; к большим - свыше 100 м [73].

3. Мостовой переход через водоток, включающий мост, подходы и регуляционные сооружения, должен обеспечивать безопасный пропуск высоких вод, ледохода и плывущих предметов (карчей и т.п.) при расчетных гидрологических условиях в течение срока службы перехода.

В соответствующих случаях мостовой переход должен удовлетворять требованиям судоходства и лесосплава, а также обеспечивать беспрепятственное движение сухопутного транспорта под мостом в его эстакадной части или в береговых пролетах, если это необходимо по местным условиям.

Мостовой переход следует располагать так, чтобы вызванное его сооружением изменение гидрологических условий не нарушало хозяйственных интересов местного населения, промышленных и других предприятий и организаций.

4. Выбор трассы перехода зависит от общего направления дороги и местных условий, определяющих тип и размеры элементов мостового перехода, и в проекте обосновывается технико-экономическими расчетами, базирующимися на материалах изысканий.

В результате изысканий должны быть получены данные о топографии, инженерно-геологических условиях района перехода, гидрологическом режиме и русловом процессе пересекаемого водотока, а также собраны сведения о наличии строительных материалов и другие данные, необходимые для составления проекта организации строительных работ и сметы.

5. Проектирование мостового перехода, как правило, выполняют в две стадии: 1) технический проект; 2) рабочие чертежи.

Перед составлением технического проекта выполняют весь комплекс топографических, инженерно-геологических и гидрологических изысканий, предусмотренный соответствующими разделами Наставления. Перед разработкой рабочих чертежей, как правило, выполняют необходимые для этой стадии топографические, инженерно-геологические и в отдельных случаях также и гидрологические работы в составе и объеме, учитывающем результаты рассмотрения и утверждения технического проекта.

В случаях несложных проектных решений разрабатывают техно-рабочий проект мостового перехода, для которого выполняют все изыскательские работы, обеспечивающие обе стадии проектирования.

В сложных случаях разработке проекта перехода предшествует составление технико-экономического обоснования (ТЭО). Методика и объем изыскательских работ для ТЭО Наставлением не регламентируются и устанавливаются специальной программой.

6. При выполнении проектно-изыскательских работ, помимо рекомендаций Наставления, должны соблюдаться общеобязательные инструкции и указания по технике безопасности, геодезическому надзору, а также правила использования материалов Геологического и Гидрометеорологического фондов СССР.

7. Наставление предусматривает работы, необходимые для составления проекта мостового перехода. Перечень и объем их в каждом случае определяют в зависимости от изученности реки и сложности перехода.

8. В Наставлении приведены методы расчетов и способы выполнения работ, предусмотренные нормативными и другими официальными документами, методическими указаниями, рекомендованными Главтранспроектом, а также оправдавшиеся в практике изысканий и проектирования.

Методы расчета и способы производства работ, приведенные в Наставлении, не исключают использования и других методов, которые проектные институты признают целесообразным применить в данных условиях для решения отдельных задач при соответствующем обосновании правомерности их применения. Результаты таких расчетов сопоставляют с результатами расчетов по Наставлению.

Глава I
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ И ТОПОГРАФО-ГЕОДЕЗИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

§ 1. ВЫБОР МЕСТА ПЕРЕХОДА

1. Трассу перехода намечают согласно заданному направлению проектируемой дороги с учетом условий гидрологических, топографических, инженерно-геологических, судоходства и сплава. В случаях, обоснованных расчетами, место перехода может определять на отдельных участках [13] направление дороги.

2. Проектируемый мостовой переход должен удовлетворять условиям п.3 Основных положений. Для этого трассу перехода назначают с учетом следующих требований:

а) участок русла реки в месте перехода должен быть устойчивым, плёсовым, по возможности прямолинейным, или представлять собой плавную излучину; на участке перехода направления течений в русле и на пойме должны быть параллельными и мало изменяться с изменением уровня воды;

б) на участке перехода поймы должны быть наиболее узкими, расположенными на высоких отметках, незаболоченными, без озер, проток и староречий;

в) створ перехода не следует располагать на перекатном участке реки, в местах образования наледей, заторов, зажоров льда или заломов при молевом сплаве, а также в местах, где река имеет рукава или острова;

г) не рекомендуется располагать переход непосредственно ниже устья притока во избежание скопления наносов под мостом;

д) ось проектируемого перехода следует располагать, как правило, нормально к направлению руслового и пойменного потоков при расчетном паводке; косое расположение перехода допускается при наличии технико-экономических обоснований;

е) если направления пойменного и руслового потоков не параллельны, створ перехода располагают нормально к среднему направлению более мощного из потоков; методы определения средних направлений руслового и пойменного потоков приведены в [16].

3. При выборе мостового перехода предпочтение по инженерно-геологическим условиям следует отдавать варианту, где коренные и плотные породы располагаются на более высоких отметках.

4. Не рекомендуется располагать сооружения перехода на участках, имеющих карстовые явления или сложенных гипсом и другими выщелачиваемыми породами. Следует избегать расположения подходов на берегах, подверженных оползням или имеющих мокрые косогоры, на заболоченных поймах, пересечениях пойменных озер, проток и староречий, а также на участках, где образуются наледи.

5. Мостовой переход через судоходные и сплавные реки располагают в соответствии с требованиями НСП 103-52 [50]:

а) на судоходных и сплавных реках мост надо располагать нормально к направлению судовых и плотовых ходов при расчетном судоходном, среднем и низком уровнях воды;

б) оси судовых ходов при средних и низких уровнях воды должны быть параллельны берегам русла на протяжении тройной длины буксируемого каравана с верховой стороны от оси моста и на протяжении полуторной длины каравана с низовой. При камеральном трассировании соблюдение этого требования устанавливается по лоцманским картам;

в) отклонение оси моста от нормали к направлению течения без увеличения ширины габарита судоходных пролетов допускается не более 5°. Косина перехода более 5° допускается при условии увеличения ширины подмостового габарита и устройства соответствующих регуляционных сооружений;

г) не следует располагать ось моста на участке русла реки, имеющем перевал судового хода от одного берега к другому;

д) расположение перехода на судоходной реке в пределах речного порта не должно ухудшать условий рейдовых операций. При выборе варианта перехода необходимо учитывать требования местных бассейновых управлений пути МРФ, а также организаций, производящих сплав леса.

§ 2. СБОР И ОБРАБОТКА ДАННЫХ О РАЙОНЕ ПЕРЕХОДА

1. До начала изыскательских работ производят сбор и изучение материалов, содержащих сведения о режиме пересекаемой реки и районе перехода. К ним относятся материалы:

а) картографические и топографо-геодезические;

б) гидрологические;

в) метеорологические;

г) геологические;

д) сведения о судоходстве и сплаве на реке;

е) сведения о ближайших железнодорожных, автодорожных и городских мостах, а также материалы ранее производившихся изысканий для проектирования этих мостов;

ж) сведения о ближайших существующих и проектируемых ГЭС и других гидротехнических сооружениях;

з) сведения о существующих и проектируемых коммуникациях (ЛЭП, линиях связи, трубопроводах и пр.);

и) материалы по планировке населенных пунктов и промышленных объектов;

к) технико-производственные и экономические сведения, в том числе сведения о строительных материалах.

2. Картографический материал получают в Картгеофонде СССР и его республиканских и областных управлениях; там же получают выписку из каталога марок и реперов и координаты пунктов триангуляции и полигонометрии.

Следует собрать плановые материалы съемок прошлых лет (в том числе крупномасштабных), которые могут оказаться в наличии в организациях, перечисленных в пп.2-4.

По материалам разновременных съемок можно установить характер и интенсивность руслового процесса на участке перехода.

3. Гидрологический режим рек СССР изучают на стационарной сети постов и станций Гидрометеослужбы СССР (ГМС); материалы этих наблюдений приводятся в следующих изданиях Главного управления Гидрометеослужбы при Совете Министров СССР (ГУГМС) и Государственного гидрологического института (ГГИ):

а) Сведения об уровнях на реках и озерах СССР за период с 1891 по 1935 г. включительно;

б) Материалы по режиму рек СССР, содержащие основные гидрографические и гидрологические данные по рекам СССР с начала систематических наблюдений на них по 1935 г. включительно;

в) Гидрологические ежегодники, в которых помещены данные гидрологических наблюдений на реках и озерах СССР с 1936 г. по настоящее время;

г) Ресурсы поверхностных вод СССР, материалы водного кадастра СССР (издание состоит из трех серий):

серия 1 - Гидрологическая изученность - содержит сведения о количестве и размерах рек и озер и их изученности;

серия 2 - Основные гидрологические характеристики - содержит материалы наблюдений водопостов ГМС на реках, озерах и водохранилищах за период до 1962 г. включительно;

серия 3 - Ресурсы поверхностных вод СССР - представляет научные обобщения данных о режиме рек, озер и водохранилищ, а также региональные формулы по расчету стока;

д) Материалы по максимальному стоку талых вод рек СССР;

е) Труды и другие издания Государственного гидрологического института, освещающие вопросы гидрологии рек отдельных районов СССР;

ж) Атлас вскрытия и замерзания рек европейской части СССР;

з) Каталог отметок наивысших уровней воды рек и озер СССР;

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs