Статус документа
Статус документа

     

     РЕКОМЕНДАЦИИ
по установлению зон ограничения жилой застройки в окрестностях аэропортов гражданской авиации из условий шума



РЕКОМЕНДОВАНЫ к изданию решением секции Научно-технического совета НИИСФ Госстроя СССР.

Содержат методику построения санитарно-защитных зон вокруг аэропорта; требования к звукоизоляции окон шумозащитных зданий; примеры расчета уровней шума на территории и построения санитарно-защитных зон; принципиальные конструктивные схемы шумозащитных окон; устанавливают зоны, в которых строительство жилых зданий осуществляется в шумозащитном варианте.

Для работников проектных организаций, занимающихся планированием и застройкой городов, работников санитарно-эпидемиологической службы, осуществляющих контроль за шумовым режимом в населенных местах.

РАЗРАБОТАНЫ НИИСФ (д-р техн. наук Г.Л.Осипов, канд. техн. наук А.А.Климухин, инж. М.Н.Ижевская), ГосНИИ ГА (канд. техн. наук Б.Н.Мельников, инж. Н.Б.Белозерова, Ю.С.Файрушин), МНИИ гигиены им. Эрисмана (д-р мед. наук И.Л.Карагодина, канд. мед. наук А.П.Путилина).

     1. НАЗНАЧЕНИЕ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Рекомендации предназначены для решения вопросов размещения проектируемого аэропорта относительно городской территории, определения возможности строительства жилых, общественных и других зданий в районе существующего аэропорта, а также принятия, в случае необходимости, мер по защите территорий городской застройки от шума, создаваемого при эксплуатации существующего аэропорта.

1.2. Рекомендации распространяются только на аэропорты гражданской авиации. Однако изложенная в Рекомендациях методика может быть использована для определения размеров зон ограничения застройки в окрестностях аэродромов ВВС, вертолетных площадок, взлетно-посадочных полей легких самолетов, если известны или могут быть установлены кривые равных уровней звука на местности при эксплуатации этих летательных аппаратов.

1.3. Рекомендации устанавливают порядок построения зон, определяющих степень пригодности территории в окрестностях аэропорта к жилой застройке и другим видам использования, а также представление полученных результатов для случаев летной эксплуатации самолетов гражданской авиации и опробования двигателей на земле.

     2. ЗОНИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИЙ В ОКРЕСТНОСТЯХ АЭРОПОРТОВ. ДОПУСТИМЫЕ УРОВНИ ШУМА

2.1. В соответствии с требованиями ГОСТ 22283-76*, нормируемыми параметрами авиационного шума на местности являются эквивалентный уровень звука , дБА, и максимальный уровень звука , дБА, оба параметра соответственно для дневного (7.00-23.00) и ночного времени (23.00-7.00).

________________

* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 22283-88, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

Эквивалентный уровень звука определяется по формуле

дБА,                                      (1)


где - максимальный уровень звука при пролете самолета группы по трассе или уровень звука при опробовании двигателей самолета группы на месте опробования (МО) , дБА;

- время воздействия шума при пролете самолета группы по трассе или при опробовании двигателей самолета группы на МО , с;

- общая продолжительность периода (день или ночь), с.

За время воздействия шума при пролете принимается половина времени, в течение которого уровень шума превышает значение (10), дБА.

2.2. В зависимости от величин и устанавливаются четыре зоны, определяющие пригодность территории в окрестностях аэропорта к застройке из условий шума. Характеристики зон приведены в табл.1.

Таблица 1

Время суток

Допустимые уровни шума в зонах, дБА

А

Б

В

Г

День

60

при пролетах

6165

6165

65

55

при опробовании двигателей
80




8185




8185




85

Ночь

50

при пролетах

5155

5660

60

45

при опробовании двигателей
70



7175



7680



80



В зоне А уровни авиационного шума соответствуют требованиям санитарных норм и СНиП II-12-77 для территории жилой застройки.

В зоне Б уровни авиационного шума соответствуют требованиям ГОСТ 22283-76.

В зоне В уровни авиационного шума в дневное время соответствуют требованиям ГОСТ 22283-76, в ночное время - на 5 дБА выше установленных ГОСТ 22283-76.

Приведенные в табл.2 требования к звукоизоляции наружных ограждающих конструкций жилых зданий, гостиниц, школ и др. в зонах Б и В установлены из расчета обеспечения в помещениях этих зданий требований СНиП II-12-77. Рекомендации по выбору конструкций шумозащитных окон, обеспечивающих требуемую звукоизоляцию, приведены в разд.7.

Таблица 2

Назначение

Строительство зданий в зонах

А

Б

В

Г

Жилые здания, детские дошкольные учреждения

Разрешается

Разрешается с повышенной звукоизоляцией наружных ограждений, обеспечивающей снижение шума

Запрещается



25 дБА

30 дБА



Поликлиники


Разрешается в части зоны с уровнями в дневное время 55 дБА без ограничения 56-60 дБА с повышенной звукоизоляцией, обеспечивающей 25 дБА

Разрешается с повышенной звукоизоляцией, обеспечивающей 30 дБА

Запрещается

Школы и другие учебные заведения

Разрешается

Разрешается с повышенной звукоизоляцией, обеспечивающей 25 дБА

Запрещается

Гостиницы, общежития

Разрешается

Разрешается с повышенной звукоизоляцией, обеспечивающей

Запрещается

20 дБА

25 дБА

Административные здания, проектные и научно-

исследовательские организации

Разрешается

Разрешается

Разрешается

Разрешается при обеспечении необходимой звукоизоляции

     

     3. МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ МАКСИМАЛЬНЫХ УРОВНЕЙ ЗВУКА ПРИ ПРОЛЕТЕ САМОЛЕТОВ И ОПРОБОВАНИИ ДВИГАТЕЛЕЙ

3.1. По характеристикам шума, создаваемого при пролете, взлете, наборе высоты, снижении на посадку и полете в зоне ожидания, пассажирские самолеты подразделяются на 5 групп, указанных в табл.3.

Таблица 3

Группа

Тип самолета

, дБА


при взлете, наборе высоты

при посадке, полете в зоне ожидания

I

Реактивные ИЛ-86

+5

2,2

1,7

Винтовые Ан-22

1,1

1,1

II

Реактивные Ил-62, Ил-62М

0

1

0,75

Ил-76Т, Ту-154, Ту-134

Винтовые

0,5

0,5

III

Реактивные Як-42

-5

0,45

0,35

Винтовые Ан-12, Ил-18

0,23

0,23

IV

Реактивные Як-40

-10

0,2

0,15

Винтовые Ан-24, Ан-26, Ил-14

0,1

0,1

V

Реактивные

-15

0,1

0,07

Винтовые Ан-28, Л-410

0,05

0,05

Примечания: 1. Принадлежность отдельных типов эксплуатируемых или вновь создаваемых самолетов (отечественных или зарубежных), не указанных в табл.3, устанавливается по согласованию с Министерством гражданской авиации.

2. В случае необходимости максимальные уровни пролетного шума самолетов зарубежных типов могут быть определены на основании кривых равных максимальных уровней воспринимаемого шума в дБ, используя соотношение , дБ.



Максимальные уровни звука на местности при пролете самолетов каждой из групп определяются прибавлением к значениям приведенных максимальных уровней звука поправки по табл.3.

Приведенные максимальные уровни звука определяются для взлета, набора высоты, снижения на посадку и полета в зоне ожидания по рис.1, 2.


Рис.1. Кривые приведенных максимальных уровней звука на местности при взлете и посадке самолетов

     

Рис.2. Приведенные максимальные уровни звука на местности

а - под траекторией взлета и посадки; б - при полете в зоне ожидания; в - у взлетно-посадочной полосы



3.2. По характеристикам шума, создаваемого при опробовании двигателей, самолеты гражданской авиации подразделяются на 6 групп, указанных в табл.4.

Таблица 4

Класс двигателя

Группа

Тип самолета

, дБА


Реактивные (ТРДД)

I

Ил-86, Ту-134, Ил-76, Ил-62, Ту-154

0

1

II

Як-42

-3

0,5

III

Як-40

-10

0,1

Винтовые (ТВД)

IV

Ил-18, Ан-12, Ан-22

0

1

V

Ан-24, Ан-26

-5

0,3

VI

Л-410, Ан-28

-7

0,2



Максимальные уровни звука на местности при опробовании двигателей самолетов определяются прибавлением к значениям приведенных уровней звука поправки по табл.4.

Приведенные уровни звука при опробовании двигателей определяются по рис.3 для реактивных самолетов и рис.4 для винтовых самолетов.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs