Статус документа
Статус документа

Физиологическое обоснование организации типового режима труда и отдыха руководящих работников промышленных предприятий. Методические рекомендации

3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ И СТРУКТУРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

    3.1. Санитарно-гигиенические условия служебных помещений

До 50-70% от общего рабочего времени руководящие работники промышленных предприятий работают в специально отведенных для них помещениях (кабинетах). Рабочее место работников разного уровня управления размещается в изолированных помещениях в непосредственной близости от цехов или прямо в цехе. Площадь кабинета и другие его размерные параметры (высота, кубатура) в основном соответствуют рекомендуемым типовым проектам по организации рабочих мест руководителей производства в различных отраслях промышленности. Однако в ряде случаев кубатура кабинетов начальников цехов и мастеров не отвечает требованиям санитарных норм. Кроме того, кабинеты иногда сообщаются с атмосферой цеха через вентиляционные решетки.

Исследованиями микроклимата в кабинетах руководителей производства установлено, что при наружной температуре воздуха от +3,5 °С до 28,2 °С на рабочих местах температура колебалась от 18 до 30 °С при относительной влажности 27-46% и скорости движения воздуха 0,01-0,09 м/сек.

Оптимальная норма температуры воздуха на рабочем месте в холодные и переходные периоды года должна поддерживаться в пределах 20-23 °С, а в теплый период - от 22 до 25 °С при относительной влажности 60-40% и скорости движения воздуха не более 0,2 м/сек во все периоды года (ССБТ "Воздух рабочей зоны. Общие санитарно-гигиенические требования. ГОСТ 12.1.005-76*).

_______________

* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ 12.1.005-88, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

Освещенность на рабочей поверхности в кабинетах руководителей более высокого уровня управления соответствовала 260-400 лк, в то время как на рабочем месте мастеров и начальников участков колебалась от 38 до 360 лк.

Искусственное освещение в рабочих помещениях руководителей в соответствии с требованиями СНиП IIА-71* должно предусматриваться, как правило, комбинированным с системами местного и общего освещения. Освещенность рабочих поверхностей рекомендуется предусматривать величиной не менее 300 лк, а рабочей зоны - не менее 200 лк.

_______________

* Вероятно ошибка оригинала. Следует читать: СНиП II-А.9-71, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

Исследование уровня шума, проведенное в кабинетах начальников отделов, цехов в административном помещении показало, что шум в основном низкочастотный, октавные уровни звукового давления меньше допустимых уровней. Интенсивность и спектральный состав шума на рабочих местах мастеров и начальников смен существенно зависел и от расположения рабочих мест (кабина или отдельно выделенное помещение непосредственно в цехе). В зависимости от этого анализ спектрограмм показывал превышение допустимых уровней шума от 2 до 17 дБ в диапазоне частот 125-400 Гц (ССБТ "Шум. Общие требования безопасности" ГОСТ 12.1.003-76*).

_______________

* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ 12.1.003-83, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

Данные, полученные по оценке бактериальной обсемененности воздуха (гемолитическим стрептококком и зеленящим стафилококком) рабочих кабинетов свидетельствует о том, что она в два раза выше была там, где площадь на одного человека была меньше 4 м.

Бактериальная обсемененность воздуха в рабочих помещениях руководителей должна быть не выше 4000 колоний/м бактерий, 300 колоний/м плесневых грибов, 50 колоний/м представителей гемолитической кокковой микро-флоры.

В основном же руководители производства работают в благоприятных санитарно-гигиенических условиях. Неблагоприятные условия имеются, как правило, на рабочих местах мастеров.

    3.2. Структура профессиональной деятельности руководящих работников

Основными особенностями изучаемой профессиональной группы является осуществление многообразных функций по организации производственного процесса. Эти функции складываются из решений разнообразных вопросов перспективного и текущего характера, участии в проведении различного рода производственных и общественных мероприятий, что обусловливает необходимость частого переключения видов деятельности - от 30 до 100 за рабочий день. Следует отметить, чем выше уровень управления, тем более разнообразна и нестереотипна деятельность работника.

В работе руководителей промышленных предприятий всех уровней управления (от директора до мастера) есть общие виды профессиональной деятельности: личные контакты (совещания, беседы, посещения цехов и т.д.), работа с текущей служебной и технической документацией, подготовка и организация работы, участие в общественных мероприятиях и т.д. Однако удельный вес в рабочем времени на выполнение того или иного вида деятельности зависит как от уровня управления, так и от масштаба предприятия (данные анализа более 500 хронометражных и самохронометражных анкет).

Установлено, что большие затраты из бюджета рабочего времени приходятся на производственные совещания и собрания. Продолжительность совещаний и "летучек" на разных предприятиях колеблется от 1 до 6 часов. Участие в совещаниях руководителей более высокого ранга в 2-3 раза больше по времени по сравнению с мастерами. Время проведения совещаний различно на разных предприятиях: с 7.00 или с 8.00 утром, с 11.00 или с 15.00 днем и с 17.00 или с 19.00 вечером. Диспетчерские совещания по монитору, как правило, проводятся в одни и те же часы (с 10 часов) и длятся в среднем 30 минут. Большую долю в бюджете рабочего времени составляют посещение цехов и работа с документацией. Из бюджета рабочего времени на работу с документацией руководители более высокого уровня управления тратят до 48%, мастеров - 25%, последние больший процент времени работают в цехе (до 50%). Время, затрачиваемое на основные виды деятельности (совещания, работа с технической документацией, составление отчетов, подпись документов, прием посетителей и др.) в течение недели практически колебалось незначительно. Установлено, что наиболее продолжительные совещания проводятся в начале и конце недели.

При разнообразной умственной работе деятельность руководителей более высокого уровня управления нередко осуществляется на фоне нервно-психического напряжения (30-40% отмечали нервозность в результате конфликтов) и ограничения двигательной активности (60-65% времени проводят в позе "сидя"). Эта группа работников за рабочий день проходит менее 1 км. В то же время мастера заняты работой в позе "сидя" 30-45% и за рабочее время проходят расстояние суммарно около 10 км. Следует отметить, что все руководящие работники выполняют большую и ответственную общественную работу, на которую тратится до 10% из бюджета рабочего времени. Обеденный перерыв у руководителей более высокого уровня управления продолжается 20-50 мин, у мастеров - 40-60 мин.

По литературным данным, продолжительность рабочего дня руководителей производства составляет в среднем 10-14 часов. Согласно нашим данным, пребывание на предприятии руководителей более высокого уровня управления в среднем колебалось от 9 до 15 часов, мастеров - от 8 до 9 часов. При этом установлено, что чем крупнее предприятие, тем длительнее рабочий день руководителя (табл.3.2.1). На предприятиях или объединениях, где более 20 тыс. работающих, рабочий день руководителей более высокого уровня управления составляет 11-15 часов, а где около 5 тыс. работающих - 8,5-10 часов. На "стационарных" предприятиях рабочий день руководителей составляли в среднем 10 часов только у 43%. На предприятиях интенсивного строительства в период пуско-наладочных работ - 80% руководителей имели продолжительность рабочего дня более 10 часов. На крупных предприятиях руководители отдельных цехов, диспетчеры, главные инженеры часто не используют для отдыха и выходные дни.

Таблица 3.2.1

Средние показатели ежедневных затрат рабочего времени на основные виды деятельности и отдых у руководителей производства