Статус документа
Статус документа

     

     ПРАВИЛА ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОРТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ



СОГЛАСОВАНЫ с ЦК профсоюза рабочих морского и речного флота 27 марта 1984 г.

УТВЕРЖДЕНЫ Министерством речного флота РСФСР 27 июня 1985 г.


Правила технической эксплуатации портовых сооружений разработаны научно-исследовательской лабораторией технической эксплуатации портовых сооружений Ленинградского института водного транспорта.

Правила регламентируют характер использования, содержания, ремонта и приема в эксплуатацию гидротехнических и береговых сооружений в портах и на пристанях.

Предназначены для инженерно-технических работников портов, пристаней, пароходств, плавсостава.

Настоящие правила вводятся в действие с 1 января 1986 года. С введением настоящих правил утрачивают силу Правила технической эксплуатации портовых сооружений, утвержденные заместителем министра речного флота РСФСР 29 ноября 1973 года.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие Правила регламентируют характер эксплуатации, содержания и ремонта гидротехнических и береговых сооружений в портах и на пристанях Министерства речного флота.

1.2. Выполнение настоящих Правил обязательно для работников портов, пристаней, плавсостава Министерства речного флота, клиентуры речных портов, персонала, эксплуатирующего портовые сооружения, сданные в аренду, плавсостава с судов и кораблей других ведомств, посещающих речные порты.

1.3. Правила распространяются на причальные сооружения и устройства, оградительные и берегоукрепительные сооружения, портовые склады, пассажирские и служебно-производственные здания, крановые пути, автодороги и площадки открытого хранения грузов, акватории и рейды, сети ливневой канализации.

Правила не распространяются на объекты гражданской обороны, железнодорожные пути и сети водопровода, канализации, теплоснабжения, вентиляции и электроснабжения. Техническая эксплуатация перечисленных объектов производится в соответствии со специальными Правилами.

1.4. При проектировании новых портовых сооружений, а также при разработке проектов реконструкции, капитального ремонта и усиления существующих сооружений требования настоящих Правил обязательны.

1.5. Все дополнительные инструктивные материалы, относящиеся к технической эксплуатации сооружений в портах и на пристанях Министерства речного флота, должны составляться с учетом настоящих Правил и в соответствии с ними.

1.6. Знание Правил технической эксплуатации портовых сооружений является обязательным для работников и должностных лиц речного транспорта, связанных с эксплуатацией портовых сооружений.

1.7. Проверка знаний настоящих Правил работниками пароходств, портов и пристаней производится не реже чем через два года, а также при их назначениях на должности, связанные с эксплуатацией причальных сооружений.

Ответственность за периодическую проверку знания Правил работниками портов возлагается на главных инженеров портов.

1.8. Ответственность за организацию технической эксплуатации сооружений несут главные инженеры портов или начальники пристаней (при отсутствии в штате должности главного инженера). Степень ответственности работников портов различных категорий за выполнение настоящих Правил определяется соответствующими должностными инструкциями.

Работники речного транспорта, виновные в нарушении Правил технической эксплуатации портовых сооружений, привлекаются к дисциплинарной ответственности, если их действия не влекут за собой иную ответственность.

2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ИНЖЕНЕРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ОБЩЕГО ХАРАКТЕРА

2.1. Организация надлежащей технической эксплуатации портовых сооружений имеет целью обеспечить их эффективную безаварийную работу, долговечность и надежность.

Режим эксплуатации и техническое состояние сооружений должны гарантировать нормальную и безопасную работу средств портовой механизации и транспорта, транспортного и портового флота, внутрипортовых сетей электроснабжения, водопровода, канализации, дорог, железнодорожных путей и линий связи, а также соблюдение противопожарных и санитарных норм и требований по охране труда и окружающей среды.

2.2. В каждом порту и на каждой пристани должен иметься обязательный комплект технической документации, включающий:

утвержденный и согласованный с контролирующими органами проект (рабочий проект) и исполнительную документацию по портовым сооружениям, а также исполнительную документацию и проекты капитального ремонта в случае их осуществления;

утвержденный акт комиссии по приемке в эксплуатацию порта (пристани) или отдельных его сооружений, а также все документы, наличие которых регламентировано СНиП III-3-81;

план-схему проектных эксплуатационных нагрузок на причалы и перечень грузов, которые запрещается перерабатывать и складировать на каждом из причалов;

специальные паспорта причальных сооружений (см. п.3.7), если таковые выпущены;

схемы размещения и рабочие чертежи устройств, предназначенных для инструментальных наблюдений за сооружениями в соответствии с Временной инструкцией для работников портов по наблюдению за портовыми сооружениями (приложение 1). Все устройства (реперы, марки, пьезометры и пр.) должны иметь плановую и высотную привязки к государственной геодезической сети. Лица, ответственные за сохранность и периодическую проверку этих устройств, назначаются приказом начальника порта.

В портах, именованных в Положении о паспорте порта, утвержденном Министерством речного флота РСФСР 31 января 1984 г., должны иметься паспорта, составленные по форме, регламентированной указанным Положением.

2.3. Все изменения, вносимые в конструкцию, а также в режим использования сооружений, должны отражаться в паспорте порта.

2.4. В каждом порту и на каждой пристани должен иметься ежегодно обновляемый и корректируемый календарный план проведения мероприятий, связанных с обеспечением правильной технической эксплуатации портовых сооружений. Календарный план должен соответствовать всем требованиям настоящих Правил и Временной инструкции для работников портов по наблюдению за портовыми сооружениями, а также должен учитывать рекомендации Методических указаний по эксплуатации и усилению причальных сооружений, имеющих локальные повреждения (Л., Транспорт, 1977), Временных технических указаний по ремонту портовых гидротехнических сооружений (М., Транспорт, 1974), Методических указаний по определению несущей способности существующих причальных набережных (Л., Транспорт, 1978), Методических указаний по повышению несущей способности и определению эффективности ремонта портовых гидротехнических сооружений (Л., Транспорт, 1982).

2.5. В каждом порту и на пристани должно иметься необходимое количество экземпляров настоящих Правил, всех нормативных и методических материалов, поименованных в п.2.4, а также необходимая техническая литература и справочные пособия, предназначенные для инженерно-технических работников, связанных с эксплуатацией портовых сооружений.

2.6. В каждом порту и на пристани должны иметься и находиться постоянно в исправном состоянии приборы и оборудование, необходимые для ведения всех видов наблюдений за сооружениями, регламентированных Временной инструкцией для работников портов по наблюдению за портовыми сооружениями.

На грузовых районах портов целесообразно иметь приборы "Сигнал", предназначенные дли определения допускаемых нагрузок на причалы в зависимости от координат площадей загружения. При отсутствии таких приборов для каждого причала должны быть составлены на основании расчетов графики или таблицы допускаемых нагрузок в зависимости от координат площадей загружения. При их составлении в качестве исходной должна приниматься заданная проектная нагрузка на причал при сплошном загружении прикордонной полосы. Расчеты по определению допускаемых нагрузок на причалы могут быть выполнены проектными, специализированными научно-исследовательскими организациями или специалистами порта. Во всех случаях значения полученных допускаемых нагрузок должны быть подтверждены организацией - автором проекта сооружения.

2.7. Организация и проведение мероприятий по обеспечению правильной технической эксплуатации портовых сооружений возлагается на главного гидротехника (старшего инженера или инженера-гидротехника) порта.

Все работники порта, включая начальников грузовых районов и команды судов, в вопросах, связанных с эксплуатацией сооружений, должны подчиняться указаниям главного гидротехника (старшего инженера или инженера-гидротехника) порта.

2.8. В портах должны быть организованы бригады, ведающие текущим содержанием сооружений.

Ориентировочная численность рабочих бригады на навигационный период приведена в приложении 2.

В зависимости от местных условий при наличии обоснований (большое число объектов, их разбросанность и др.) в портах рекомендуется вводить должность мастера по содержанию и текущему ремонту сооружений.

2.9. Каждый работник речного транспорта, обнаруживший повреждения портовых сооружений или нарушения режима их эксплуатации, угрожающие безопасности людей или судов, обязан немедленно поставить об этом в известность представителей инженерно-технического персонала порта (на пристанях - начальника пристани).

3. ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ПРИЧАЛЬНЫХ СООРУЖЕНИЙ

3.1. В каждом порту (пристани) необходимо отчетливо обозначить прикордонную полосу, нагрузка на которую ограничивается проектом или паспортом сооружения. Если указанная полоса разбита на зоны с различной допускаемой интенсивностью нагрузки, то границы этих зон также должны быть ясно обозначены.

При сплошной загрузке прикордонной полосы причалов превышение заданной предельной проектной или паспортной нагрузки не допускается даже на самый короткий период.

При загрузке отдельных узких участков причалов предельная нагрузка должна предварительно определяться расчетом или с помощью прибора "Сигнал" (см. п.2.6). Запрещается применение прибора, не настроенного на данное сооружение.

3.2. Предельные эксплуатационные нагрузки на причальные сооружения должны пересматриваться не реже одного раза в пять лет, а также при изменении технического состояния сооружения проектной или научно-исследовательской организацией. В случае выполнения этой работы специалистами порта результаты должны быть подтверждены организацией - автором проекта сооружения.

3.3. По каждому случаю превышения предельной эксплуатационной нагрузки должно проводиться служебное расследование, оформляемое актом, который утверждается главным инженером порта (начальником пристани).

Результаты расследования доводятся до вышестоящей организации. В журнале профилактических осмотров должна быть произведена запись об имевшем место превышении с указанием значений и параметров нагрузки.

3.4. За причальными стенками должны вестись систематические наблюдения. Сроки и методика наблюдений регламентированы Временной инструкцией для работников портов по наблюдениям за портовыми сооружениями. Результаты наблюдений используются в качестве основания для назначения необходимого режима эксплуатации сооружений в соответствии с их действительным техническим состоянием.

3.5. Возможность эксплуатации на причалах тех или иных средств механизации и транспорта, не предусмотренных первоначальным проектом, должна быть предварительно проверена расчетами, подтвержденными организацией - автором проекта сооружения.

В случае, когда причальные сооружения распорные, следует проверять допустимость эксплуатации средств механизации и транспорта в зависимости от действительной относительной плотности грунта засыпки за набережными. При этом необходимо исходить из следующих критериев:

эксплуатация в прикордонной полосе портальных кранов допустима при относительной плотности засыпки не менее 0,4;

эксплуатация железнодорожных составов на прикордонных подпортальных путях допустима при относительной плотности засыпки не менее 0,55, причем скорость движения составов в этом случае не должна превышать 10 км/ч, пропуск по прикордонным подпортальным путям составов со скоростью 20 км/ч допустим при относительной плотности засыпки не менее 0,7.

3.6. Производство эксплуатационных взрывов на причалах запрещается. В исключительных случаях взрывы можно производить на расстоянии не менее 20 м от линии кордона при относительной плотности засыпки не менее 0,7. Предельная мощность подрывных зарядов должна проверяться расчетами с учетом обеспечения сохранности портовых сооружений и оборудования.

3.7. В портах, где имеются паспорта причальных сооружений, составленные специализированными организациями на основании результатов натурных исследований, допустимый режим эксплуатации сооружений регламентируется указанными паспортами. Паспорта подлежат продлению или обновлению через каждые 5 лет, а также при изменении технического состояния сооружений.

В тех случаях, когда паспорт причального сооружения по истечении срока его действия не продлен или не обновлен и допускаемые паспортные нагрузки выше проектных, дальнейшая загрузка прикордонных складских площадей должна производиться в соответствии с первоначальными указаниями проектной организации, а имеющиеся на причалах средства механизации не заменяются.

3.8. Если результаты наблюдений за причальными сооружениями показывают, что их несущая способность снижается, необходимо принять оперативные меры по выявлению и устранению причин данного явления и усилению сооружений.

К работе по выявлению причин ускоренного ослабления конструкций причальных сооружений должны привлекаться специализированные исследовательские или проектная организации.

Повреждения причальных сооружений следует оперативно устранять.

3.9. При местных повреждениях причальных сооружений необходимо на период до их устранения расчетным путем определять допустимый режим эксплуатации сооружений на участках, имеющих повреждения. Такое расчетное определение допустимого режима эксплуатации причальных сооружений производится на основании Методических указаний по эксплуатации и усилению причальных сооружений, имеющих локальные повреждения, и является обязательным при следующих видах местных повреждений:

у шпунтовых и уголковых набережных:

разрушившихся, ненапряженных или чрезмерно провисших анкерных тягах;

полностью или частично разрушившихся шпунтовых сваях (лицевых панелях);

разрушениях анкерного пояса жесткости или подвижках анкерных стенок и плит;

наличии зон переуглубления дна более 0,03 перед стенками в полосе шириной 2, где - свободная высота набережной;

нарушений грунтонепроницаемости лицевых стенок;

у гравитационных набережных:

сквозных трещинах в массивных бетонных и железобетонных элементах и разупрочнении бетона;

чрезмерных наклонах (более 0,5° сверх образовавшегося в строительный период), осадках и смещениях стенок;

чрезмерных относительных смещениях элементов массивовой кладки (отношение площади нависания сместившегося элемента к его полной площади более 15%);

неравномерности горизонтальных смещений секций набережной, превышающей 0,01;

наличии зон переуглубления дна более 0,02 перед стенками в полосе шириной 2;

у набережных в виде свайных ростверков (распорных и безраспорных):

поверхностных повреждениях ростверков, уменьшающих расчетный момент сопротивления в рассматриваемом сечении более чем на 15%;

сквозных трещинах в несущих элементах верхнего строения и разупрочнении бетона;

повреждениях шпунтовых стенок;

повреждениях свай;

наличии зон переуглубления дна более 0,02 перед стенкой в полосе шириной 2;

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs