• Текст документа
  • Статус


РТМ 108.020.122-78

Группа В05

     
     
РУКОВОДЯЩИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Качество продукции

Исправление дефектов стальных отливок методом заварки

Основные положения



Срок введения с 01.01.79
до 01.07.93
(Измененная редакция, Изм. N 1)



РАЗРАБОТАН Всесоюзным проектно-технологическим институтом энергетического машиностроения

ВНЕСЕН И ПОДГОТОВЛЕН К УТВЕРЖДЕНИЮ Техническим Управлением Министерства энергетического машиностроения

УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Указанием Министерства энергетического машиностроения от 15.03.78 N ЮК-005/516

ПЕРЕИЗДАНИЕ 1988 г. с Изменением N 1, утвержденным в марте 1988 г., указанием N ВА-002-3514


Настоящий руководящий технический материал (РТМ) распространяется на стальные отливки деталей паровых, газовых, гидравлических турбин и компрессоров и предназначен для применения на предприятиях* турбостроения.
______________
* Термин "предприятие" включает научно-производственные и производственные объединения и предприятия.

РТМ устанавливает порядок исправления дефектов отливок методом дуговой заварки, технологическую последовательность проведения работ, режимы предварительного и сопутствующего подогрева отливок и методы контроля качества заварки дефектов.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Исправление дефектов отливок методом дуговой заварки у изготовителя производится до или после окончательной термической обработки, но обязательно после предварительной термической обработки.

1.2. Исправление дефектов отливок методом дуговой заварки у заказчика производится после окончательной термической обработки.

Примечание. В п.п. 1.1, 1.2 настоящего РТМ приняты следующие термины:

ИЗГОТОВИТЕЛЬ - предприятие или подразделение предприятия, поставляющее отливки;

ЗАКАЗЧИК - предприятие или подразделение предприятия, получающее отливки.

1.3. Исправление дефектов отливок в условиях электростанций должно производиться в соответствии с настоящим РТМ или РТМ 108.020.05-75 "Исправление дефектов в литых корпусах деталей турбин и паровой арматуры методом заварки без термической обработки".

1.4. Режимы термической обработки отливок после исправления дефектов устанавливаются службой главного металлурга предприятия, производящего исправление дефектов, и в настоящем РТМ не оговариваются.

1.5. К исправлению дефектов отливок ответственного назначения допускаются квалифицированные сварщики, прошедшие аттестацию в соответствии с "Правилами аттестации сварщиков"*, утвержденными Гостехнадзором СССР от 23 июня 1971 г.
______________
* На территории Российской Федерации действуют "Правила аттестации сварщиков и специалистов сварочного производства" (ПБ 03-273-99), утвержденные постановлением Госгортехнадзора России от 30.10.1998 N 63. - Примечание изготовителя базы данных.

1.6. При исправлении дефектов отливок должны соблюдаться требования нормативно-технических документов системы безопасности труда.

2. СВАРОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

2.1. Сварочные материалы (электроды, сварочная проволока, углекислый газ), применяемые для заварки дефектов отливок, должны подвергаться входному контролю на соответствие требованиям стандартов, технических условий, паспортов и других нормативно-технических документов.

2.2. Типы и марки электродов и марки сварочной проволоки для различных марок сталей отливок приведены в рекомендуемом приложении.

2.3. Замена марки электрода в пределах одного типа производится только с разрешения главного сварщика предприятия, исправляющего дефекты.

2.4. Хранение и транспортирование сварочных материалов должно производиться в соответствии с требованиями нормативно-технических документов.

2.5. Электроды перед использованием должны быть прокалены в соответствии с требованиями паспорта или технических условий. При соблюдении требований по влажности покрытия прокалка электродов может не производиться.

2.6. Сварочная проволока перед использованием должна быть очищена от ржавчины, масла и других загрязнений.

3. ПОДГОТОВКА ОТЛИВОК ДЛЯ ЗАВАРКИ

3.1. Исправление дефектов отливок методом дуговой заварки производится после всех видов контроля, предусмотренного техническими условиями на отливку, требованиями чертежа и технологического процесса.

3.2. Исправлению методом заварки подлежат следующие дефекты в отливках:

трещины поверхностные и сквозные, доступные к заварке на всем протяжении;

раковины поверхностные и сквозные, имеющие местный характер;

пористость местного характера;

немерности, обнаруженные при разметке и требующие исправления наплавкой;

плены, ужимины и другие дефекты.

3.3. Удаление дефектов перед заваркой в отливках из сталей всех марок, применяемых в турбостроении, производится механической обработкой (фрезерованием, строганием, сверлением), вырубкой пневматическим инструментом и обработкой абразивным инструментом.

3.4. Допускается производить удаление дефектов:

воздушно-дуговой и плазменно-дуговой поверхностной резкой при условии обязательной механической обработки или обработки абразивным инструментом поверхности реза на отливках из углеродистых сталей марок 20Л, 25Л (по ГОСТ 977-75*), 20ГСЛ (по ОСТ 108.961.02-79, ОСТ 108.961.04-80) и из сталей аустенитного класса до полного удаления следов резки, на отливках из других сталей - на глубину не менее 2 мм;
________________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 977-88. Здесь и далее. - Примечание изготовителя базы данных.

ацетилено-кислородной поверхностной резкой на отливках из перечисленных сталей с последующей механической обработкой или обработкой абразивным инструментом поверхности реза на глубину не менее 1 мм, на отливках из других сталей - на глубину не менее 4 мм.

Удаление дефектов ацетилено-кислородной поверхностной резкой на отливках из сталей аустенитного класса не допускается.

(Измененная редакция, Изм. N 1)

3.5. Стенки выборок должны быть пологими, поверхность разделанного углубления не должна иметь острых углов, заусенцев и чернот.

Примечание. Выборками называются углубления в отливках, полученные при удалении под заварку дефектных участков.

3.6. Прилегающие к выборке поверхности отливок должны быть зачищены до металлического блеска на ширину не менее 20 мм по всему периметру выборки.

3.7. Угол разделки кромок не должен быть менее 10° и должен обеспечивать свободный доступ электрода к основанию исправляемого участка и полный провар во всех местах сварки.

3.8. Концы трещин засверливаются сверлом диаметром не менее 10 мм, кромки трещин разделываются на всю длину и глубину. Основание выборки на всем протяжении должно иметь плавное округлое очертание.

3.9. В сквозных выборках с обратной стороны раскрытия фаски допускается установка стальных технологических подкладок толщиной не менее 3 мм с последующим удалением их после выполнения заварки (черт.1).

Черт.1. Схема выборки сквозных дефектов для заварки на подкладках

Схема выборки сквозных дефектов для заварки на подкладках

РТМ 108.020.122-78 Качество продукции. Исправление дефектов стальных отливок методом заварки. Основные положения (с Изменением N 1)


Черт.1


3.10. Материал технологических подкладок должен соответствовать основному металлу отливки. Допускается применение в качестве материала технологических подкладок:

для отливок из сталей перлитного класса - сталь 20 по ГОСТ 1050-74*;
______________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 1050-88. - Примечание изготовителя базы данных.

для отливок из сталей аустенитного класса - сталь 12х18H10T по ГОСТ 5632-72.

3.11. В сквозную выборку значительных размеров, когда заварка ее связана с большой трудоемкостью сварочных работ, допускается установка вставок (черт.2). Материал вставок по химическому составу механическим свойствам и толщине должен соответствовать основному металлу отливки. Острые углы контуров выборки в отливке и контуров вставки должны быть закруглены. Зазор между отливкой и вставкой не должен быть более 2 мм, угол скоса кромок - менее 15° с притуплением 2...3 мм.

Черт.2. Схема выборки сквозных дефектов с установкой вставок для заварки

Схема выборки сквозных дефектов с установкой вставок для заварки

РТМ 108.020.122-78 Качество продукции. Исправление дефектов стальных отливок методом заварки. Основные положения (с Изменением N 1)


Черт.2


3.12. Допустимость исправления дефектов отливок путем вварки вставок определяется службой главного конструктора и согласовывается со службами главного сварщика и главного металлурга предприятия.

3.13. Разделка раковин или других поверхностных дефектов должна производиться с образованием плавного перехода от поверхности отливки к основанию выборки. Правильно разделанная выборка должна иметь чашеобразную форму.

3.14. Участки, имеющие пористость или другие дефекты местного характера, должны подготавливаться для заварки путем удаления всей пораженной части с соответствующей разделкой.

3.15. Подготовка для заварки участков, имеющих дефекты типа раковин, близко расположенных друг к другу, должна производиться путем удаления всех дефектов с образованием общей выборки в соответствии с требованиями, указанными в п.3.13.

3.16. Если в технических условиях и технологическом процессе на отливку оговаривается необходимость составления эскиза на исправляемые отливки после подготовки дефектных участков для заварки, то составляется эскиз с указанием в нем расположения и размеров выборок, подлежащих заварке.

3.17. Полнота удаления дефектов типа трещин контролируется травлением или магнитопорошковым методом независимо от метода обнаружения дефекта.

3.18. Полнота удаления дефектов, кроме трещин, контролируется методами, предусмотренными техническими условиями на отливку.

3.19. После контроля травлением протравленный слой должен быть промыт, нейтрализован, повторно промыт и высушен. Допускается зачистка протравленного слоя на глубину не менее 0,2 мм.

3.20. Качество удаления дефектов и подготовки выборок для заварки должно контролироваться службой технического контроля.

4. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЗАВАРКИ

4.1. Заварка выборок должна производиться в закрытом помещении при температуре не ниже +5 °С. Запрещается производить сварочные работы на сквозняке.

4.2. Последовательность технологических операций, температура предварительного и сопутствующего подогрева, а также особые требования к заварке приведены в рекомендуемом приложении.

4.3. Заварка выборок должна производиться с предварительным и сопутствующим подогревом или без подогрева в зависимости от марки стали в соответствии с рекомендуемым приложением. Подогрев следует осуществлять в термических печах или специальными устройствами (газовыми или электрическими), обеспечивающими равномерный прогрев по всему сечению отливки в месте заварки.

Допускается местный нагрев отливки в тех случаях, когда дефектные участки находятся на периферии отливки.

Режимы при ручной дуговой заварке выбираются в соответствии с указаниями паспортов или техническими условиями на электроды конкретных марок.

4.4. Температуру подогрева контролируют с помощью приварных термопар, термощупов, термокарандашей или термокрасок производственный мастер, бригадир сварщиков и периодически служба технического контроля.

Замеры температуры производятся в пределах зоны равномерного подогрева на расстоянии 80...120 мм от кромки выборки (по периметру выборки).

4.5. Заварка выборок в отливках из сталей, требующих подогрева, должна производиться без перерыва. В случае вынужденного перерыва в завариваемой отливке должна поддерживаться температура предварительного подогрева, указанная в рекомендуемом приложении.

4.6. Заварку выборок в отливках из сталей аустенитного класса следует производить при пониженных режимах, не допуская перегрева околошовной зоны выше 150 °С. При наличии нескольких крупных выборок следует производить рассредоточенную заварку, чередуя наложение швов попеременно в одной и другой выборке.

4.7. В отливках из высоколегированных сталей аустенитного класса заварка выборок должна выполняться узкими валиками. Ширина валика не должна быть более трех диаметров электрода.

4.8. При вварке вставок первый валик следует выполнять усиленным во избежание образования в нем трещин, а начало каждого следующего слоя должно смещаться относительно предыдущего не менее, чем на 20 мм. Каждый последующий валик должен перекрывать предыдущий не менее, чем на одну треть его ширины.

4.9. При многослойной заварке выборок после выполнения каждого слоя необходимо производить тщательную зачистку поверхности каждого валика от шлака и брызг. Поверхность заварки и прилегающая к нему зона основного металла должны подвергаться тщательному осмотру с целью выявления дефектов. В случае обнаружения дефектов в наплавленном металле или на границе его сплавления с основным металлом, процесс сварки необходимо прекратить до установления и устранения причин их образования.

Выявленные дефекты следует удалять одним из способов, приведенных в разделе 3.

4.10. При заварке глубоких выборок больших объемов следует руководствоваться схемой, указанной на черт.3.

Черт.3. Схема заварки выборки с предварительной облицовкой

Схема заварки выборки с предварительной облицовкой

РТМ 108.020.122-78 Качество продукции. Исправление дефектов стальных отливок методом заварки. Основные положения (с Изменением N 1)


Черт.3


4.11. При вварке вставки в сквозную выборку необходимо обеспечить провар по всей ее толщине и периметру.

4.12. Прихватку стальных технологических подкладок необходимо производить электродами, применяемыми при заварке дефектов.

Прихватку подкладок к отливкам из сталей перлитного класса допускается производить электродами марок УОНИ-13/45 и УОНИ-13/55 независимо от марки стали отливки.

4.13. Технологические подкладки после сварки должны быть удалены механической обработкой, корень шва зачищен, а при необходимости подрублен и подварен. В труднодоступных местах допускается стальные подкладки не удалять.

4.14. На отливках из сталей марок 20Л, 25Л по ГОСТ 977-75 и 20ГСЛ по ОСТ 108.961.02-79, ОСТ 108.961.04-80 допускается производить удаление подкладок ацетилено-кислородной и воздушно-дуговой поверхностной резкой с последующей обработкой согласно п.3.5.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

4.15. Удаление подкладок ацетилено-кислородной и воздушно-дуговой поверхностной резкой на окончательно термообработанных отливках запрещается.

4.16. После удаления подкладок на всех отливках, кроме отливок из сталей марок 20Л, 25Л по ГОСТ 977-75 и 20ГСЛ по ОСТ 108.961.02-79, ОСТ 108.961.04-80, должен проводиться контроль места приварки после зачистки на отсутствие трещин магнитопорошковым методом или травлением с последующим осмотром мест приварки через лупу 4- или 7-кратного увеличения.

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Что вы получите:

После завершения процесса оплаты вы получите доступ к полному тексту документа, возможность сохранить его в формате .pdf, а также копию документа на свой e-mail. На мобильный телефон придет подтверждение оплаты.

При возникновении проблем свяжитесь с нами по адресу uwt@kodeks.ru

РТМ 108.020.122-78 Качество продукции. Исправление дефектов стальных отливок методом заварки. Основные положения (с Изменением N 1)

Название документа: РТМ 108.020.122-78 Качество продукции. Исправление дефектов стальных отливок методом заварки. Основные положения (с Изменением N 1)

Номер документа: 108.020.122-78

ЮК-005/516

Вид документа: РТМ

Приказ Минэнергомаша СССР

Принявший орган: Минэнергомаш СССР

Опубликован: / Минэнергомаш СССР; ВПТИэнергомаш. - М., 1988 год

официальное издание

Дата принятия: 15 марта 1978

Дата начала действия: 01 января 1979
Дата редакции: 01 марта 1988
Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах