ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА
ДОБЫЧИ ПЕСКА, ГРАВИЯ И ПЕСЧАНО-ГРАВИЙНОЙ СМЕСИ В РУСЛАХ СУДОХОДНЫХ РЕК И ДРУГИХ СУДОХОДНЫХ ВОДОЕМАХ

          

УТВЕРЖДАЮ Начальник Главного управления портов Минречфлота РСФСР В.П.Иваненко 10 августа 1979 г.


РАЗРАБОТАНА Гипроречтрансом в соответствии с согласованным с контролирующими органами и утвержденным Минречфлотом 5 декабря 1977 года "Временным положением о технологических схемах добычи песка, гравия и песчано-гравийной смеси в руслах судоходных рек и других судоходных водоемах".

В приложениях даны примеры составления технологических схем с необходимыми обоснованиями и расчетами.

Предназначается для работников портов и пароходств в качестве руководящего материала при составлении технологических схем организации добычи нерудных строительных материалов с подводных, прибрежных и островных месторождений без устройства специальных защитных сооружений.

1. ОСНОВНЫЕ ИСХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Раздел должен содержать следующие сведения:

1) полное название и точное расположение месторождения, наименование союзной или автономной республики, области, района, где находится месторождение;

2) границы месторождения с нанесением их на ситуационном плане в масштабе 1:25000 или 1:50000;

3) наименование запасов месторождения и их объемы. Степень разведанности месторождения. Наименование организации, производившей геологоразведочные работы. Дата и номер протокола утверждения запасов месторождения;

4) оформленный районным (городским) исполнительным комитетом Совета народных депутатов акт горного отвода на разработку месторождения нерудных строительных материалов (НСМ), зарегистрированный в органах Госгортехнадзора;

5) намечаемые годовые объемы добычи песка, песчано-гравийной смеси и гравия с данного месторождения;

6) технические условия (требования) бассейновых управлений или технических участков пути и бассейновых судоходных инспекций Минречфлота РСФСР, территориальных управлений по регулированию использования и охране водных ресурсов Минводхоза РСФСР, бассейновых управлений Главрыбвода Минрыбхоза СССР, областной, городской или районной санэпидстанции Минздрава РСФСР (в исключительных случаях других заинтересованных организаций), предъявляемые к проекту разработки месторождения.

2. ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ И КАЧЕСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕСТОРОЖДЕНИЯ


В этом разделе приводятся:

1) геолого-литологическое строение месторождения;

2) качественная характеристика песка и гравия по блокам и месторождению в целом с приложением таблиц гранулометрических составов;

3) площадь запасов месторождения, га;

4) средняя мощность полезной толщи, м;

5) средняя мощность вскрышных пород, м;

6) объем запасов полезной толщи, тыс. м;

7) объем вскрышных пород, тыс. м.

Примечание. Все перечисленные в разделе 2 данные приводятся по материалам геологических изысканий.

3. ГИДРОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОДОЕМА В РАЙОНЕ МЕСТОРОЖДЕНИЯ


В гидрологической характеристике приводятся:

а) уровни воды обеспеченностью 80, 90, 95, 99%.

Для проектирования водных подходов к месторождению проектные уровни воды для рек I, II и III категорий должны иметь обеспеченности соответственно 95-99%; 90-95% и 80-90%.

Среднюю глубину разработки считают от проектного уровня;

б) средненавигационные расходы воды и средненавигационные скорости течения воды на фарватере и у берегов, необходимые для расчета дополнительной концентрации взвешенных веществ;

в) ветро-волновой режим водоема, необходимый для выбора месторасположения рейдов и для расчета дополнительной концентрации взвешенных веществ;

г) ледовый режим, необходимый для определения средней продолжительности навигации.

Примечание. Гидрологическая характеристика водоема составляется по данным соответствующих территориальных управлений Гидрометслужбы или бассейновых управлений пути.

4. ВОДНЫЕ ПОДХОДЫ К МЕСТОРОЖДЕНИЮ, РЕЙДЫ И ИХ СУДОХОДНАЯ ОБСТАНОВКА


В разделе приводятся следующие данные:

а) месторасположение рейдов груженых и порожних судов (рейды должны быть расположены за пределами судового хода, выше или ниже места добычи);

б) объемы работ по созданию водных подходов и организации рейдов;

в) проектируемые мероприятия, связанные с поддержанием гарантированных габаритов пути и обеспечением безопасности судоходства;

г) судоходная обстановка водных подходов и рейдов с описанием знаков судоходной обстановки и данными об их количестве.

Примечания: 1. Исходными материалами для проектирования водных подходов и рейдов должны служить:

а) в речных условиях - съемка участка реки в изобатах от проектного уровня по опорному водомерному посту или по реперу бассейнового управления пути (управления канала) в масштабах 1:5000, 1:10000;

б) в условиях водохранилища - съемка в горизонталях в масштабе 1:10000.

2. Определение габаритов судового хода на водных подходах к месторождению и рейдам, а также размеров рейдов производится по действующим Нормам технологического проектирования портов и пристаней на внутренних водных путях РСФСР, утвержденным Минречфлотом 25 декабря 1975 г.

5. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ И МАНЕВРИРОВАНИЯ СУДОВ В РАЙОНЕ ДОБЫЧИ И НА ПРИМЫКАЮЩИХ К НЕМУ УЧАСТКАХ


В данном разделе при разработке мероприятий, обеспечивающих безопасность маневрирования судов в районе производства работ и на примыкающих к нему участках, должны быть учтены следующие требования.

1. Работа добычного оборудования на судовом ходу, как правило, не разрешается.

В исключительных случаях работа на судовом ходу может производиться по особому согласованию с бассейновыми управлениями пути (управлениями каналов).

2. С установленных на блоках разработки добычного оборудования и других вспомогательных плавсредств все отданные якоря должны быть за пределами судового хода.

3. Места укладки песка-отсева при погрузке в суда нерудных строительных материалов через гидроклассификатор должны быть за пределами судового хода.

4. Участки добычи и рейды порожнего и груженого тоннажа, как правило, не должны быть расположены один против другого по обе стороны фарватера.

5. Блоки разработки месторождения и рейды порожнего и груженого тоннажа должны ограждаться береговыми и плавучими знаками судоходной обстановки с освещением в темное время суток.

6. ГОРНОТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


Этот раздел должен содержать следующие пункты.     

6.1. УТВЕРЖДЕННЫЕ В УСТАНОВЛЕННОМ ПОРЯДКЕ ЗАПАСЫ МЕСТОРОЖДЕНИЯ

    

Запасы месторождения указываются по материалам геологических изысканий (см. раздел 1).

6.2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОЕКТНЫХ (ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ) ПОТЕРЬ


Проектные (технологические) потери определяются расчетами.

Проектные потери - часть утвержденных запасов, теряемых в процессе разработки месторождения и погрузки НСМ.

Проектные потери подразделяются на две группы:

группа 1 - потери полезного ископаемого (в целиках) в бортах и подошве карьера;

группа 2 - потери в местах погрузки судов отделенного от массива полезного ископаемого.

Заложение подводных откосов определяется по табл.1.

Таблица 1*

Характеристика грунта

В стоячей воде

На течении

Песчано-гравелистые грунты

1:1,5-1:2,0

1:2,0-1:2,5

Мелко- и среднезернистые пески

1:3,0-1:3,5

1:4,0-1:6,0

Тонкозернистые пески

1:5,0-1:6,0

1:5,0-1:6,0

________________

* Нормы технологического проектирования предприятий промышленности нерудных строительных материалов. Л., Стройиздат. 1977, с.180.


Для того чтобы коренной берег не оползал при разработке месторождения, необходимо предусмотреть подводные откосы с заложением, соответствующим разрабатываемому грунту.

На рис.1 для примера приведен литологический разрез месторождений, используемый для определения потерь в бортах карьера.



Рис.1. Литологический разрез месторождения:

1 - коренные берега; 2 - контур полезной толщи; 3 - потери в бортах


Потери в бортах карьера приближенно можно определить по формуле

,                                                    (1)


где - заложение откоса, принимаемое по табл.1 для соответствующего грунта в стоячей воде или на течении;

- длина разрабатываемого участка карьера, м;

и - средняя глубина разработки у бортов, м.

В итоге разработки траншейным способом дно карьера получает зубчатый профиль (рис.2).



Рис.2. Профиль дна карьера при разработке месторождения траншейным способом:

1 - кромки траншеи; 2 - ось траншеи

Потери в подошве карьера могут быть приближенно определены по формуле

,                                                       (2)


где - ширина траншеи по дну, м;

- длина разрабатываемого участка карьера, м;

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs