ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА
ДОБЫЧИ ПЕСКА, ГРАВИЯ И ПЕСЧАНО-ГРАВИЙНОЙ СМЕСИ В РУСЛАХ СУДОХОДНЫХ РЕК И ДРУГИХ СУДОХОДНЫХ ВОДОЕМАХ
УТВЕРЖДАЮ Начальник Главного управления портов Минречфлота РСФСР В.П.Иваненко 10 августа 1979 г.
РАЗРАБОТАНА Гипроречтрансом в соответствии с согласованным с контролирующими органами и утвержденным Минречфлотом 5 декабря 1977 года "Временным положением о технологических схемах добычи песка, гравия и песчано-гравийной смеси в руслах судоходных рек и других судоходных водоемах".
В приложениях даны примеры составления технологических схем с необходимыми обоснованиями и расчетами.
Предназначается для работников портов и пароходств в качестве руководящего материала при составлении технологических схем организации добычи нерудных строительных материалов с подводных, прибрежных и островных месторождений без устройства специальных защитных сооружений.
Раздел должен содержать следующие сведения:
1) полное название и точное расположение месторождения, наименование союзной или автономной республики, области, района, где находится месторождение;
2) границы месторождения с нанесением их на ситуационном плане в масштабе 1:25000 или 1:50000;
3) наименование запасов месторождения и их объемы. Степень разведанности месторождения. Наименование организации, производившей геологоразведочные работы. Дата и номер протокола утверждения запасов месторождения;
4) оформленный районным (городским) исполнительным комитетом Совета народных депутатов акт горного отвода на разработку месторождения нерудных строительных материалов (НСМ), зарегистрированный в органах Госгортехнадзора;
5) намечаемые годовые объемы добычи песка, песчано-гравийной смеси и гравия с данного месторождения;
6) технические условия (требования) бассейновых управлений или технических участков пути и бассейновых судоходных инспекций Минречфлота РСФСР, территориальных управлений по регулированию использования и охране водных ресурсов Минводхоза РСФСР, бассейновых управлений Главрыбвода Минрыбхоза СССР, областной, городской или районной санэпидстанции Минздрава РСФСР (в исключительных случаях других заинтересованных организаций), предъявляемые к проекту разработки месторождения.
В этом разделе приводятся:
1) геолого-литологическое строение месторождения;
2) качественная характеристика песка и гравия по блокам и месторождению в целом с приложением таблиц гранулометрических составов;
3) площадь запасов месторождения, га;
4) средняя мощность полезной толщи, м;
5) средняя мощность вскрышных пород, м;
6) объем запасов полезной толщи, тыс. м;
7) объем вскрышных пород, тыс. м.
Примечание. Все перечисленные в разделе 2 данные приводятся по материалам геологических изысканий.
В гидрологической характеристике приводятся:
а) уровни воды обеспеченностью 80, 90, 95, 99%.
Для проектирования водных подходов к месторождению проектные уровни воды для рек I, II и III категорий должны иметь обеспеченности соответственно 95-99%; 90-95% и 80-90%.
Среднюю глубину разработки считают от проектного уровня;
б) средненавигационные расходы воды и средненавигационные скорости течения воды на фарватере и у берегов, необходимые для расчета дополнительной концентрации взвешенных веществ;
в) ветро-волновой режим водоема, необходимый для выбора месторасположения рейдов и для расчета дополнительной концентрации взвешенных веществ;
г) ледовый режим, необходимый для определения средней продолжительности навигации.
Примечание. Гидрологическая характеристика водоема составляется по данным соответствующих территориальных управлений Гидрометслужбы или бассейновых управлений пути.
В разделе приводятся следующие данные:
а) месторасположение рейдов груженых и порожних судов (рейды должны быть расположены за пределами судового хода, выше или ниже места добычи);
б) объемы работ по созданию водных подходов и организации рейдов;
в) проектируемые мероприятия, связанные с поддержанием гарантированных габаритов пути и обеспечением безопасности судоходства;
г) судоходная обстановка водных подходов и рейдов с описанием знаков судоходной обстановки и данными об их количестве.
Примечания: 1. Исходными материалами для проектирования водных подходов и рейдов должны служить:
а) в речных условиях - съемка участка реки в изобатах от проектного уровня по опорному водомерному посту или по реперу бассейнового управления пути (управления канала) в масштабах 1:5000, 1:10000;
б) в условиях водохранилища - съемка в горизонталях в масштабе 1:10000.
2. Определение габаритов судового хода на водных подходах к месторождению и рейдам, а также размеров рейдов производится по действующим Нормам технологического проектирования портов и пристаней на внутренних водных путях РСФСР, утвержденным Минречфлотом 25 декабря 1975 г.
В данном разделе при разработке мероприятий, обеспечивающих безопасность маневрирования судов в районе производства работ и на примыкающих к нему участках, должны быть учтены следующие требования.
1. Работа добычного оборудования на судовом ходу, как правило, не разрешается.
В исключительных случаях работа на судовом ходу может производиться по особому согласованию с бассейновыми управлениями пути (управлениями каналов).
2. С установленных на блоках разработки добычного оборудования и других вспомогательных плавсредств все отданные якоря должны быть за пределами судового хода.
3. Места укладки песка-отсева при погрузке в суда нерудных строительных материалов через гидроклассификатор должны быть за пределами судового хода.
4. Участки добычи и рейды порожнего и груженого тоннажа, как правило, не должны быть расположены один против другого по обе стороны фарватера.
5. Блоки разработки месторождения и рейды порожнего и груженого тоннажа должны ограждаться береговыми и плавучими знаками судоходной обстановки с освещением в темное время суток.
Этот раздел должен содержать следующие пункты.
6.1. УТВЕРЖДЕННЫЕ В УСТАНОВЛЕННОМ ПОРЯДКЕ ЗАПАСЫ МЕСТОРОЖДЕНИЯ
Запасы месторождения указываются по материалам геологических изысканий (см. раздел 1).
6.2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОЕКТНЫХ (ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ) ПОТЕРЬ
Проектные (технологические) потери определяются расчетами.
Проектные потери - часть утвержденных запасов, теряемых в процессе разработки месторождения и погрузки НСМ.
Проектные потери подразделяются на две группы:
группа 1 - потери полезного ископаемого (в целиках) в бортах и подошве карьера;
группа 2 - потери в местах погрузки судов отделенного от массива полезного ископаемого.
Заложение подводных откосов определяется по табл.1.
Таблица 1*
Характеристика грунта | В стоячей воде | На течении |
Песчано-гравелистые грунты | 1:1,5-1:2,0 | 1:2,0-1:2,5 |
Мелко- и среднезернистые пески | 1:3,0-1:3,5 | 1:4,0-1:6,0 |
Тонкозернистые пески | 1:5,0-1:6,0 | 1:5,0-1:6,0 |
________________
* Нормы технологического проектирования предприятий промышленности нерудных строительных материалов. Л., Стройиздат. 1977, с.180.
Для того чтобы коренной берег не оползал при разработке месторождения, необходимо предусмотреть подводные откосы с заложением, соответствующим разрабатываемому грунту.
На рис.1 для примера приведен литологический разрез месторождений, используемый для определения потерь в бортах карьера.
Рис.1. Литологический разрез месторождения:
1 - коренные берега; 2 - контур полезной толщи; 3 - потери в бортах
Потери в бортах карьера приближенно можно определить по формуле
, (1)
где - заложение откоса, принимаемое по табл.1 для соответствующего грунта в стоячей воде или на течении;
- длина разрабатываемого участка карьера, м;
и - средняя глубина разработки у бортов, м.
В итоге разработки траншейным способом дно карьера получает зубчатый профиль (рис.2).
Рис.2. Профиль дна карьера при разработке месторождения траншейным способом:
1 - кромки траншеи; 2 - ось траншеи
Потери в подошве карьера могут быть приближенно определены по формуле
, (2)
где - ширина траншеи по дну, м;
- длина разрабатываемого участка карьера, м;