ИНСТРУКЦИЯ
ПО ПРОВЕРКЕ, РЕГУЛИРОВКЕ И РЕМОНТУ ТОПЛИВНОЙ АППАРАТУРЫ С ЦЕЛЬЮ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНИМАЛЬНОЙ ДЫМНОСТИ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ АВТОМОБИЛЕЙ С ДИЗЕЛЯМИ
Дата введения 1989-04-01
СОГЛАСОВАНА
Зам. начальника Главного научно-технического управления А.И.Газин 07.02.1989 г.
ВЗАМЕН РТМ-200-РСФСР-12-0024-77
Инструкция разработана в Государственном научно-исследовательском институте автомобильного транспорта (НИИАТ). В Инструкции приводятся рекомендации по проверке, регулировке и ремонту топливной аппаратуры автомобилей с дизелями с целью достижения соответствия дымности отработавших газов действующим нормам.
Работу выполняли: В.С.Доброхотов, Ж.Г.Манусаджянц, Е.В.Парфенов (руководитель темы), В.И.Шестухин.
1.1. При работе автомобилей с дизелями (далее автомобилей) происходит выброс в окружающую среду отработавших газов, в состав которых входят токсичные вещества. Часть этих токсичных веществ находится в отработавших газах в виде аэрозолей (мелких, взвешенных, в основном, сажевых частиц), которые создают дымность отработавших газов (далее дымность).
Воздух, загрязненный токсичными веществами отработавших газов автомобилей, оказывает вредное воздействие на здоровье населения, растительность и животный мир. В связи с этим необходимо принимать меры по уменьшению загрязнения атмосферного воздуха вредными компонентами отработавших газов.
1.2. Дымность автомобилей зависит от количества аэрозолей, содержащихся в отработавших газах. Уровень дымности, даже на автомобилях одной модели, при работе в одних и тех же условиях, различен и, в зависимости от их технического состояния, изменяется в широких пределах. Оценка дымности производится по показателю, характеризующему степень поглощения светового потока отработавшими газами.
1.3. Основными факторами, влияющими на изменение дымности автомобилей, являются техническое состояние двигателя и качество соблюдения регулировочных параметров его систем. Наибольшее влияние на дымность оказывает техническое состояние топливной аппаратуры.
Автомобили с технически неисправной или неправильно отрегулированной топливной аппаратурой, как правило, имеют повышенную дымность. Наряду с этим, на автомобилях с технически исправной аппаратурой дымность не превышает установленных норм.
Следовательно, уже в настоящее время, автотранспортные предприятия имеют возможность путем поддержания надлежащего технического состояния двигателя и правильной регулировки топливной аппаратуры значительно снизить дымность.
1.4. Повышенная дымность свидетельствует как о неисправности систем двигателя, так и о перерасходе топлива данным автомобилем. Таким образом, работы по уменьшению дымности приведут к снижению расхода топлива автомобилями.
1.5. Для уменьшения загрязнения атмосферного воздуха аэрозолями отработавших газов автомобилей необходимо своевременно выявлять автомобили с неисправностями двигателя или неправильно отрегулированной топливной аппаратурой и принимать соответствующие меры. С этой целью в каждом автотранспортном и авторемонтном предприятиях должен быть организован контроль за дымностью.
2.1. Порядок проверки автомобилей на дымность и нормы предельно допустимого ее содержания регламентированы ГОСТ 21393-75* "Автомобили с дизелями. Дымность отработавших газов. Нормы и методы измерений. Требования безопасности" (переиздание, 1986 г., с изм. N 1).
________________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 52160-2003, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.
2.2. Дымность при измерении на режиме свободного ускорения не должна превышать для двигателей без наддува 40%, с наддувом - 50%. При проверке на режиме максимальной частоты вращения коленчатого вала двигателя дымность автомобилей не должна превышать 15%.
2.3. В автотранспортных предприятиях проверке подвергаются автомобили не реже чем при прохождении технического обслуживания N 2, а также после ремонта или регулирования топливной аппаратуры и других систем двигателя, оказывающих влияние на изменение дымности.
В авторемонтных предприятиях проверке подлежат автомобили с дизелями, прошедшие капитальный ремонт.
Проверка автомобилей может проводиться на одном из постов технического обслуживания, диагностики или на контрольно-регулировочном пункте (КРП). Осуществляется проверка слесарем по ремонту топливной аппаратуры, механиком или специально выделенным работником.
2.4. В авторемонтных предприятиях проверка автомобилей производится после их обкатки пробегом, а двигателей - после обкатки на стенде, при отсоединенном тормозном (динамометрическом) устройстве.
2.5. Для контроля дымности автомобилей, согласно приведенной ниже методике (п.п.2.6 и 2.7), могут использоваться приборы ИНА-109, МК-3 (фирма "Хартридж", Англия) и другие дымомеры, которые соответствуют основным требованиям, приведенным в приложении 2 ГОСТ 21393-75.
2.6. Проверка дымности производится на неподвижно стоящем автомобиле, при работе двигателя на двух режимах:
- свободном ускорении (разгон двигателя на холостом ходу от минимальной до максимальной частоты вращения коленчатого вала двигателя);
- максимальной частоте вращения коленчатого вала двигателя на холостом ходу.
2.7. Измерение дымности проводится на предварительно прогретом двигателе до температуры не ниже указанной заводом-изготовителем (но не менее +75 °С).
2.7.1. Порядок проверки:
- заглушить двигатель;
- затормозить автомобиль стояночным тормозом;
- подложить под колеса упоры (башмаки);
- установить рычаг переключения передач (избиратель скоростей для автомобилей с автоматической коробкой передач) в нейтральное положение;
- убедиться в исправности выпускной системы (внешним осмотром). Система не должна иметь дефектов, приводящих к утечке газа или подсосу воздуха;
- установить пробоотборный зонд в выпускную трубу или подсоединить к выпускной трубе устройство дымомера в соответствии с инструкцией по эксплуатации;
- включить и подготовить дымомер к работе;
- завести двигатель;
- при работающем двигателе нажать педаль топлива до упора, установив максимальную частоту вращения коленчатого вала двигателя.
Этот режим необходим для прогрева прибора до температуры, указанной в Инструкции по эксплуатации прибора. Продолжительность работы на данном режиме, как правило, не превышает 20 с, после чего необходимо отпустить педаль подачи топлива и дать двигателю проработать до установления минимальной частоты вращения коленчатого вала.
2.7.2. На автомобилях, имеющих неисправную выпускную систему (заметный прорыв отработавших газов через неплотности в соединениях, прогары и повреждения), проводить проверку дымности запрещается до устранения этих неисправностей.
2.7.3. Измерение дымности на режиме свободного ускорения следует проводить сразу же после прогрева прибора и последующего установления минимальной частоты вращения коленчатого вала:
- для измерения дымности на режиме свободного ускорения необходимо быстро, но не резко, нажать до упора педаль подачи топлива, увеличив тем самым частоту вращения коленчатого вала двигателя от минимальной до максимальной. После достижения максимальной частоты вращения коленчатого вала двигателя отпустить педаль подачи топлива и дать установиться минимальной частоте вращения вала двигателя. Такой цикл повторить 10 раз с интервалом не более 15 с;
- замер показаний дымности на этом режиме производить при последних четырех циклах по максимальному отклонению стрелки показывающего прибора дымомера. За результат измерения принимается среднее арифметическое значение дымности на четырех последних циклах. Измерения считаются достоверными, если показания последних четырех замеров не отличаются более чем на шесть единиц измерения по шкале прибора.
2.7.4. Проверка дымности на режиме максимальной частоты вращения коленчатого вала осуществляется не позднее чем через 60 с после проверки на режиме свободного ускорения:
- для проверки на этом режиме необходимо при работе двигателя с минимальной частотой вращения коленчатого вала двигателя нажать до упора на педаль подачи топлива и зафиксировать ее в этом положении, установив максимальную частоту вращения коленчатого вала двигателя;
- замер показания дымности производить не ранее чем через 30 с после впуска отработавших газов в прибор. Измерение считать достоверным, если колебания стрелки показывающего прибора дымомера не превышают более шести единиц измерения по шкале прибора. За результат измерения следует принимать среднее арифметическое значение, определенное от крайних значений диапазона допустимых колебаний.
2.8. На автомобилях с двумя впускными трубами дымность определяется в каждой из них отдельно. Оценку дымности проводят по максимальному значению.
2.9. Результаты измерений дымности заносятся в карточку, составленную по форме приложения 3 ГОСТ 21393-75.
2.10. При превышении норм ГОСТа 21393-75 автомобиль к дальнейшей эксплуатации не допускается до устранения причин, вызывающих повышенное дымление.
2.11. Для предупреждения загрязнения воздуха на посту проверки и улучшения условий труда необходимо оборудовать пост принудительной или естественной вентиляции, обеспечивающей санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны по ГОСТ 12.1.005-76*. Уровень шума и вибрации в зоне проведения измерений не должен превышать норм, установленных ГОСТ 12.1.003-83 и ГОСТ 12.1.012-78**. При проведении измерений должны быть приняты необходимые меры, исключающие самопроизвольное движение автомобиля.
________________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 12.1.005-88;
** На территории Российской Федерации действует ГОСТ 12.1.012-2004. - Примечание изготовителя базы данных.
3.1. При проверке дымности отработавших газов на соответствие ГОСТ 21393-75 возможны следующие ситуации, при которых необходимо проводить работы, направленные на снижение дымности до установленных норм:
- дымность выше нормы только на режиме свободного ускорения;
- дымность выше нормы только на режиме максимальной частоты вращения коленчатого вала двигателя;
- дымность выше нормы на режимах свободного ускорения и максимальной частоты вращения коленчатого вала двигателя.
Причины повышенной дымности и способы устранения неисправностей представлены в табл.1.
Таблица 1
Режим работы двигателя с дымностью выше нормы | Возможная причина неисправности | Способ устранения неисправности | Примечания |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Режим свободного ускорения | Цикловая передача топлива превышает номинальную величину | Снять топливный насос высокого давления (ТНВД) и на стенде отрегулировать его подачу в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя | Мощностные показатели двигателя в пределах нормы |
2. То же | Повышенное сопротивление впускной системы (загрязнение или повреждение воздушного фильтра) | Снять воздушный фильтр, разобрать его и промыть фильтрующий элемент, устранить повреждения | Мощностные и экономические показатели ухудшены |
3. " | Частичное закоксование сопловых отверстий распылителей | Заменить распылители или очистить сопловые отверстия | То же |
4. " | Увеличение теплового зазора в клапанном механизме | Отрегулировать тепловой зазор в соответствии с инструкцией завода-изготовителя | " |
5. Режим максимальной частоты вращения коленчатого вала | Неравномерность цикловой подачи топлива по цилиндрам: | ||
а) поломка пружин толкателей ТНВД; | заменить пружины; | " | |
б) неравномерность цикловой подачи топлива по секциям; | снять ТНВД и отрегулировать на стенде; | ||
в) отсутствует герметичность в топливопроводах высокого давления | заменить топливопроводы; | ||
г) засорение и закоксовывание сопловых отверстий распылителей; | заменить распылители или очистить сопловые отверстия; | ||
д) зависание плунжера ТНВД | заменить плунжерную пару и отрегулировать ТНВД на стенде | ||
6. Режим максимальной частоты вращения коленчатого вала | Уменьшение давления начала открытия иглы форсунки | Отрегулировать давление начала открытия иглы форсунки в соответствии с инструкцией завода-изготовителя | |
7. То же | Попадание масла в камеру сгорания: | ||
а) повышенный уровень масла за счет попадания топлива; | устранить утечку топлива в поддон картера; | ||
б) износ цилиндро-поршневой группы; | заменить цилиндро-поршневую группу; | ||
в) залегание в канавках поршня компрессионных и маслосъемных колец; | заменить компрессионные и маслосъемные кольца; | ||
г) износ стержней впускных и выпускных клапанов; | заменить клапаны; | ||
д) повышенный уровень масла в воздухоочистителе | установить нормальный уровень | ||
8. Режимы свободного ускорения и максимальной частоты вращения коленчатого вала | Запаздывание впрыска топлива: | Устранить запаздывание впрыска топлива; | Мощностные и экономические показатели ухудшены |
а) запаздывание подачи топлива по секциям | снять ТНВД и на стенде установить номинальное опережение впрыска топлива; | ||
б) запаздывание подачи за счет износа привода кулачкового вала ТНВД; | заменить неисправные детали привода; | ||
в) неправильная установка угла опережения впрыска; | установить угол опережения впрыска в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя; | ||
г) запаздывание впрыска топлива на повышенном скоростном режиме при несрабатывании автоматической муфты опережения впрыска | снять ТНВД с муфтой и на стенде установить нормальное автоматическое опережение впрыска на повышенных оборотах | ||
9. То же | Частота вращения коленчатого вала двигателя выше номинальной | Снять насос и на стенде установить конец выброса рейки в соответствии с рекомендацией завода-изготовителя | Мощностные параметры двигателя в пределах нормы. Экономика ухудшается |
10. " | Уменьшение теплового зазора клапанного механизма | Отрегулировать тепловой зазор в соответствии с инструкцией завода-изготовителя | Мощностные и экономические параметры ухудшаются |
11. " | Зависание или неплотное прилегание к седлу клапанов газораспределительного механизма | Отрегулировать тепловые зазоры в соответствии с инструкцией завода-изготовителя; притереть клапаны | Мощностные и экономические параметры ухудшаются |
12. Режимы свободного ускорения и максимальной частоты вращения коленчатого вала | Резкое падение давления открытия запорной иглы форсунки: | Снять и проверить форсунку на стенде: | Мощностные и экономические параметры ухудшаются |
а) поломка пружины форсунки; | заменить пружину; | ||
б) зависание иглы или подтекание форсунки | заменить распылитель | ||
13. То же | Увеличение сопротивления выпускной системы: | Устранить повышенное сопротивление: | То же |
а) засорение выпускной системы; | очистить выпускную систему; | ||
б) погнутость, вмятины на деталях выпускной системы | устранить механические дефекты | ||
14. " | Потеря компрессии двигателя вследствие нагара на поршневых кольцах, залегания колец, потери упругости колец, износа цилиндров, негерметичности прокладки между блоком цилиндров и головкой блока | Необходима замена поршневых колец, поршней, цилиндровых гильз, прокладки | " |