ВСН 3-70
--------------------------------
Минречфлота РСФСР
ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ
Указания
по проектированию судоходных каналов
Дата введения 1972-01-01
ВНЕСЕНЫ Ленинградским институтом водного транспорта
УТВЕРЖДЕНЫ Министерством речного флота РСФСР 21 октября 1970 года
"Указания по проектированию судоходных каналов" составлены в развитие главы СНиП II-И.1-62* "Гидротехнические сооружения речные. Основные положения проектирования".
Указания разработаны Ленинградским институтом водного транспорта Министерства речного флота РСФСР при участии других организаций этого Министерства: Московского филиала ЛИВТа, Гипроречтранса, Центрального научно-исследовательского института экономики и эксплуатации водного транспорта (ЦНИИЭВТ) и Ленинградского отделения института "Гидропроект" им. С.Я.Жука Министерства энергетики и электрификации СССР.
1.1. Настоящие Указания распространяются на проектирование вновь сооружаемых и реконструируемых судоходных каналов и подходных каналов к судоходным сооружениям гидроузлов на внутренних водных путях.
1.2. Проектирование судоходных каналов надлежит осуществлять, руководствуясь настоящими Указаниями, требованиями глав СНиП, Указаниями [1] о составе, порядке разработки и утверждения технико-экономических обоснований (ТЭО) и другими нормативными документами*, перечисленными в приложении 2, а также требованиями Государственных стандартов, санитарных норм, правил техники безопасности и охраны труда.
________________
* Указания на эти издания в тексте приводятся в квадратных скобках.
Примечание. При проектировании временных судоходных каналов и подходных каналов к шлюзам следует руководствоваться настоящими Указаниями с учетом временного характера сооружений и условий эксплуатации. Отступления от требований настоящих Указаний должны быть обоснованы и в необходимых случаях согласованы с МРФ РСФСР или с главными управлениями речного флота при советах министров других союзных республик.
1.3. Наличие в существующих каналах отступлений от требований настоящих Указаний не может служить основанием для запрещения плавания судов в них.
Параметры каналов, находящихся в эксплуатации, могут быть постепенно доведены до полного соответствия с Указаниями.
1.4. Судоходные каналы, сооружаемые в зонах распространения вечномерзлых грунтов, в сейсмических районах, на просадочных грунтах и в районах с карстовыми образованиями, следует проектировать с учетом дополнительных требований, предъявляемых к строительству гидротехнических сооружений в перечисленных районах.
1.5. Судоходные каналы разделяют по следующим признакам:
по использованию - судоходные каналы и каналы комплексного назначения с использованием для судоходства;
по назначению - обходные каналы, соединительные каналы и подходные каналы к шлюзам, портам и к другим объектам;
по устройству - открытые и шлюзованные каналы;
по способу питания - каналы, вода в которые поступает самотеком, и каналы, питаемые водой при помощи насосов.
Примечание. Судоходные каналы могут быть проложены в тоннелях.
1.6. Категории и классы судоходных каналов приведены в табл.1; класс капитальности устанавливается по главе СНиП II-И.1-62* [2].
Таблица 1
Внутренние водные пути | Глубина судоходных каналов, м | Суда | ||||||
по СНиП II-И.1-62* | по НСП 103-52 | по сетке типов грузовых транспортных и рейдовых судов для строительства на перспективу с 1971 г. | ||||||
категория | класс | высота надводной части наибольших грузопас- | условные обозначения | номер проекта | главные размерения, расчетные, м | осадка | ||
длина | ши- | |||||||
I | I | 11,8 и более | 4,5-5,0 | СО-5000 | 1565, 507Б | 135 | 16,5 | 3,50 |
НМ-4800 | 1577 | 128,6 | 16,5 | 3,50 | ||||
II | II | 11,8 | 4,0 | СС-2700 | 1557 | 110,4 | 13,0 | 3,50 |
III | 9,0 | 3,5 | СО-1800 | 559Б | 79,9 | 15,0 | 2,25 | |
III | IV | 9,0 | 2,0 | БПР-1000 | 942 | 63,1 | 14,0 | 1,60-1,80 |
V | 0,5 | 1,8 | БПР-600 | 943, 1563Б | 55 | 12,0 | 1,35 | |
IV | VI | 3,05 | 1,6 | СР-100-150 | - | 44 | 7,5 | 0,8-1,0 |
VII | 3,05-1,25 | 1,3 | БПР-150-200 | 183 | 35 | 7,5 | 0,8-1,0 |
1.7. Состав исходных данных, необходимых для проектирования судоходных каналов, определяется в каждом конкретном случае с учетом категории и класса канала, стадии проектирования, района расположения канала, естественных условий строительства, состава сооружений на канале и др.
1.8. В общем случае состав исходных данных должен включать: технико-экономические данные по намечаемым вариантам трассы канала, материалы и данные изысканий и исследований, топографические, инженерно-геологические и гидрогеологические, гидрологические и метеорологические, данные о сейсмичности района строительства.
1.9. Задание на проектирование должно отвечать требованиям Инструкции И 109-53 [3] с учетом рекомендаций СН 202-69 [4] и содержать следующие данные:
а) назначение канала с указанием соединяемых пунктов;
б) сроки строительства;
в) расчетные типы судов и составов, судооборот в прямом и обратном направлениях;
г) основные параметры судопропускных сооружений на канале (тип, основные габариты, объем сливной призмы и др.) с характеристиками систем наполнения (опорожнения) и схем компоновок;
д) состав и расположение необходимых инженерных сооружений и коммуникаций (мостов через канал, путепроводов, ЛЭП, паромных переправ и т.п.);
е) данные о материальных и энергетических ресурсах, которые могут быть приняты при разработке проекта;
ж) расчетные расходы воды, необходимые для водоснабжения, ирригации или других специальных целей;
з) специальные требования (архитектурные; санитарные; требования рыбохозяйства; требования, связанные с устройством оздоровительных зон, пляжей, строительством канала на эксплуатируемом водном пути и др.);
и) особые условия строительства: сейсмические, наличие оползней, плывунных грунтов и др.;
к) наименование строительной организации.
1.10. При проектировании судоходных каналов в составе комплексного объекта специального назначения (энергетического, водохозяйственного и т.п.) исходные данные, необходимые для проектирования канала, должны быть включены в задание на проектирование всего комплекса.
1.11. Программа, определяющая состав исходных данных, которые должны быть получены в результате инженерных изысканий, связанных с проектированием канала, должна учитывать требования действующих нормативных документов по инженерным изысканиям для проектирования и строительства гидротехнических сооружений.
1.12. Технико-экономические материалы должны включать:
а) характеристику эксплуатируемых и перспективных природных ресурсов района;
б) рекомендуемое направление трассы канала, исходя из экономических особенностей района с учетом взаимодействия всех видов транспорта;
в) характер и объемы грузовых и пассажирских перевозок по всему каналу и по отдельным его участкам на расчетный год;
г) категорию канала и класс капитальности сооружений;
д) расчеты ожидаемой эффективности капиталовложений.
1.13. Данные по выбору трассы канала должны включать:
а) материалы ранее выполненных изысканий, а также имеющиеся данные гидрологических, климатических, сейсмических и других наблюдений в районе расположения трассы;
б) топографические и геологические материалы; варианты трассы канала; необходимые технико-экономические обоснования и согласования по рекомендуемому направлению трассы канала.
1.14. Топографические материалы должны включать карты и планы, необходимые для проектирования канала и сооружений на нем, а также для проведения других видов изысканий (геологических, гидрологических и др.) и определения мест отвалов грунта из выемок канала, а также сведения о необходимых сносах и переносах строений.
1.15. Инженерно-геологические материалы должны содержать:
а) материалы инженерно-геологической съемки, включая разрезы по оси канала и характерным поперечникам;
б) необходимые характеристики физико-механических свойств грунтов;
в) гидрогеологические данные (уровни грунтовых вод и их колебания, химический состав подземных вод с оценкой по признакам агрессивности к бетону);
г) данные о количестве, качестве и местах расположения строительных материалов.
1.16. Для характеристик грунтов должны указываться нормативные и расчетные значения, в соответствии с требованиями главы СНиП II-Б.1-62 [5] и главы СНиП II-Б.3-62 [6].
1.17. В сложных геологических условиях (наличие оползней, просадочных грунтов, карстовых явлений и т.п.) состав исходных данных определяется с учетом дополнительных требований нормативных документов: главы СНиП II-Б.3-62 [6]; главы СНиП II-Б.2-62 [7] и других документов, предъявляемых к строительству сооружений в этих условиях.
1.18. Гидрологические материалы должны включать:
а) общую гидрологическую характеристику района расположения канала;
б) гидрологические характеристики водоемов и рек, соединяемых каналом, и водотоков, пересекаемых каналом;
в) сведения об эрозии берегов и тенденции в динамике русловых процессов реки в районе сопряжения с каналом.
1.19. Материалы метеорологических наблюдений должны включать:
а) температурный режим района строительства (среднемесячные температуры, максимальные и минимальные значения температур в каждом месяце, наступление устойчивых отрицательных температур);
б) направления, повторяемость и скорость ветра;
в) данные о количестве осадков по периодам года;
г) данные о глубине промерзания грунтов;
д) данные о тумане, гололеде.
2.1. При проектировании судоходных каналов необходимо рассматривать следующие уровни воды:
- низкий и наинизший судоходный;
- высокий и наивысший судоходный;
- наинизший зимний;
- наивысший зимний.
2.2. Низкий судоходный уровень в открытых каналах или в бьефах, выходящих в реки, озера или водохранилища, устанавливается с обеспеченностью по продолжительности за навигацию на основе многолетних наблюдений: для водных путей I категории - 99%, II категории - 97%, III и IV категорий - 95%.
Наинизший судоходный уровень определяется с учетом понижения низкого уровня, вызванного неустановившимся движением воды при суточном регулировании ГЭС, опорожнением или наполнением камер шлюзов и работой насосных станций, ветровым сгоном, а также возможным переформированием русла (например, понижением дна вследствие размывов или интенсивных дноуглубительных работ).
2.3. Высокий судоходный уровень в открытых каналах устанавливается по расходу воды с расчетной вероятностью превышения на основе многолетних наблюдений: для водных путей I категории - 1%, II категории - 3%, III и IV категорий - 5%.