Статус документа
Статус документа

     
            ВСН 3-70
--------------------------------
Минречфлота РСФСР

ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ

Указания
по проектированию судоходных каналов

Дата введения 1972-01-01

ВНЕСЕНЫ Ленинградским институтом водного транспорта

УТВЕРЖДЕНЫ Министерством речного флота РСФСР 21 октября 1970 года


"Указания по проектированию судоходных каналов" составлены в развитие главы СНиП II-И.1-62* "Гидротехнические сооружения речные. Основные положения проектирования".

Указания разработаны Ленинградским институтом водного транспорта Министерства речного флота РСФСР при участии других организаций этого Министерства: Московского филиала ЛИВТа, Гипроречтранса, Центрального научно-исследовательского института экономики и эксплуатации водного транспорта (ЦНИИЭВТ) и Ленинградского отделения института "Гидропроект" им. С.Я.Жука Министерства энергетики и электрификации СССР.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие Указания распространяются на проектирование вновь сооружаемых и реконструируемых судоходных каналов и подходных каналов к судоходным сооружениям гидроузлов на внутренних водных путях.

1.2. Проектирование судоходных каналов надлежит осуществлять, руководствуясь настоящими Указаниями, требованиями глав СНиП, Указаниями [1] о составе, порядке разработки и утверждения технико-экономических обоснований (ТЭО) и другими нормативными документами*, перечисленными в приложении 2, а также требованиями Государственных стандартов, санитарных норм, правил техники безопасности и охраны труда.

________________

* Указания на эти издания в тексте приводятся в квадратных скобках.

Примечание. При проектировании временных судоходных каналов и подходных каналов к шлюзам следует руководствоваться настоящими Указаниями с учетом временного характера сооружений и условий эксплуатации. Отступления от требований настоящих Указаний должны быть обоснованы и в необходимых случаях согласованы с МРФ РСФСР или с главными управлениями речного флота при советах министров других союзных республик.

1.3. Наличие в существующих каналах отступлений от требований настоящих Указаний не может служить основанием для запрещения плавания судов в них.

Параметры каналов, находящихся в эксплуатации, могут быть постепенно доведены до полного соответствия с Указаниями.

1.4. Судоходные каналы, сооружаемые в зонах распространения вечномерзлых грунтов, в сейсмических районах, на просадочных грунтах и в районах с карстовыми образованиями, следует проектировать с учетом дополнительных требований, предъявляемых к строительству гидротехнических сооружений в перечисленных районах.

Классификация судоходных каналов

1.5. Судоходные каналы разделяют по следующим признакам:

по использованию - судоходные каналы и каналы комплексного назначения с использованием для судоходства;

по назначению - обходные каналы, соединительные каналы и подходные каналы к шлюзам, портам и к другим объектам;

по устройству - открытые и шлюзованные каналы;

по способу питания - каналы, вода в которые поступает самотеком, и каналы, питаемые водой при помощи насосов.

Примечание. Судоходные каналы могут быть проложены в тоннелях.

1.6. Категории и классы судоходных каналов приведены в табл.1; класс капитальности устанавливается по главе СНиП II-И.1-62* [2].

Таблица 1

Внутренние водные пути

Глубина судоходных каналов, м

Суда

по СНиП II-И.1-62*

по НСП 103-52

по сетке типов грузовых транспортных и рейдовых судов для строительства на перспективу с 1971 г.

категория

класс

высота надводной части наибольших грузопас-
сажирских судов, м

условные обозначения

номер проекта

главные размерения, расчетные, м

осадка
 с полными запасами или с грузом для несамоходных судов

длина

ши-
рина

I

Сверхмагистрали

I

11,8 и более

4,5-5,0

СО-5000

1565, 507Б

135

16,5

3,50

НМ-4800

1577

128,6

16,5

3,50

II

Магистрали

II

11,8

9,0

4,0

СС-2700

1557

110,4

13,0

3,50

III

9,0

3,5

СО-1800

559Б

79,9

15,0

2,25

III

Магистрали местного значения

IV

9,0

6,5

2,0

БПР-1000

942

63,1

14,0

1,60-1,80

V

0,5

1,8

БПР-600

943, 1563Б

55

12,0

1,35

IV

Магистрали местного значения - малые реки

VI

3,05

1,6

СР-100-150

-

44

7,5

0,8-1,0

VII

3,05-1,25

1,3

БПР-150-200

183

35

7,5

0,8-1,0

     

Исходные данные для проектирования

1.7. Состав исходных данных, необходимых для проектирования судоходных каналов, определяется в каждом конкретном случае с учетом категории и класса канала, стадии проектирования, района расположения канала, естественных условий строительства, состава сооружений на канале и др.

1.8. В общем случае состав исходных данных должен включать: технико-экономические данные по намечаемым вариантам трассы канала, материалы и данные изысканий и исследований, топографические, инженерно-геологические и гидрогеологические, гидрологические и метеорологические, данные о сейсмичности района строительства.

1.9. Задание на проектирование должно отвечать требованиям Инструкции И 109-53 [3] с учетом рекомендаций СН 202-69 [4] и содержать следующие данные:

а) назначение канала с указанием соединяемых пунктов;

б) сроки строительства;

в) расчетные типы судов и составов, судооборот в прямом и обратном направлениях;

г) основные параметры судопропускных сооружений на канале (тип, основные габариты, объем сливной призмы и др.) с характеристиками систем наполнения (опорожнения) и схем компоновок;

д) состав и расположение необходимых инженерных сооружений и коммуникаций (мостов через канал, путепроводов, ЛЭП, паромных переправ и т.п.);

е) данные о материальных и энергетических ресурсах, которые могут быть приняты при разработке проекта;

ж) расчетные расходы воды, необходимые для водоснабжения, ирригации или других специальных целей;

з) специальные требования (архитектурные; санитарные; требования рыбохозяйства; требования, связанные с устройством оздоровительных зон, пляжей, строительством канала на эксплуатируемом водном пути и др.);

и) особые условия строительства: сейсмические, наличие оползней, плывунных грунтов и др.;

к) наименование строительной организации.

1.10. При проектировании судоходных каналов в составе комплексного объекта специального назначения (энергетического, водохозяйственного и т.п.) исходные данные, необходимые для проектирования канала, должны быть включены в задание на проектирование всего комплекса.

1.11. Программа, определяющая состав исходных данных, которые должны быть получены в результате инженерных изысканий, связанных с проектированием канала, должна учитывать требования действующих нормативных документов по инженерным изысканиям для проектирования и строительства гидротехнических сооружений.

1.12. Технико-экономические материалы должны включать:

а) характеристику эксплуатируемых и перспективных природных ресурсов района;

б) рекомендуемое направление трассы канала, исходя из экономических особенностей района с учетом взаимодействия всех видов транспорта;

в) характер и объемы грузовых и пассажирских перевозок по всему каналу и по отдельным его участкам на расчетный год;

г) категорию канала и класс капитальности сооружений;

д) расчеты ожидаемой эффективности капиталовложений.

1.13. Данные по выбору трассы канала должны включать:

а) материалы ранее выполненных изысканий, а также имеющиеся данные гидрологических, климатических, сейсмических и других наблюдений в районе расположения трассы;

б) топографические и геологические материалы; варианты трассы канала; необходимые технико-экономические обоснования и согласования по рекомендуемому направлению трассы канала.

1.14. Топографические материалы должны включать карты и планы, необходимые для проектирования канала и сооружений на нем, а также для проведения других видов изысканий (геологических, гидрологических и др.) и определения мест отвалов грунта из выемок канала, а также сведения о необходимых сносах и переносах строений.

1.15. Инженерно-геологические материалы должны содержать:

а) материалы инженерно-геологической съемки, включая разрезы по оси канала и характерным поперечникам;

б) необходимые характеристики физико-механических свойств грунтов;

в) гидрогеологические данные (уровни грунтовых вод и их колебания, химический состав подземных вод с оценкой по признакам агрессивности к бетону);

г) данные о количестве, качестве и местах расположения строительных материалов.

1.16. Для характеристик грунтов должны указываться нормативные и расчетные значения, в соответствии с требованиями главы СНиП II-Б.1-62 [5] и главы СНиП II-Б.3-62 [6].

1.17. В сложных геологических условиях (наличие оползней, просадочных грунтов, карстовых явлений и т.п.) состав исходных данных определяется с учетом дополнительных требований нормативных документов: главы СНиП II-Б.3-62 [6]; главы СНиП II-Б.2-62 [7] и других документов, предъявляемых к строительству сооружений в этих условиях.

1.18. Гидрологические материалы должны включать:

а) общую гидрологическую характеристику района расположения канала;

б) гидрологические характеристики водоемов и рек, соединяемых каналом, и водотоков, пересекаемых каналом;

в) сведения об эрозии берегов и тенденции в динамике русловых процессов реки в районе сопряжения с каналом.

1.19. Материалы метеорологических наблюдений должны включать:

а) температурный режим района строительства (среднемесячные температуры, максимальные и минимальные значения температур в каждом месяце, наступление устойчивых отрицательных температур);

б) направления, повторяемость и скорость ветра;

в) данные о количестве осадков по периодам года;

г) данные о глубине промерзания грунтов;

д) данные о тумане, гололеде.

2. РАСЧЕТНЫЕ УРОВНИ ВОДЫ В КАНАЛАХ

2.1. При проектировании судоходных каналов необходимо рассматривать следующие уровни воды:

- низкий и наинизший судоходный;

- высокий и наивысший судоходный;

- наинизший зимний;

- наивысший зимний.

Судоходные уровни

2.2. Низкий судоходный уровень в открытых каналах или в бьефах, выходящих в реки, озера или водохранилища, устанавливается с обеспеченностью по продолжительности за навигацию на основе многолетних наблюдений: для водных путей I категории - 99%, II категории - 97%, III и IV категорий - 95%.

Наинизший судоходный уровень определяется с учетом понижения низкого уровня, вызванного неустановившимся движением воды при суточном регулировании ГЭС, опорожнением или наполнением камер шлюзов и работой насосных станций, ветровым сгоном, а также возможным переформированием русла (например, понижением дна вследствие размывов или интенсивных дноуглубительных работ).

2.3. Высокий судоходный уровень в открытых каналах устанавливается по расходу воды с расчетной вероятностью превышения на основе многолетних наблюдений: для водных путей I категории - 1%, II категории - 3%, III и IV категорий - 5%.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs