• Текст документа
  • Статус
Действующий



Настоящие методические рекомендации разработаны с учетом имеющегося опыта России и других стран по изучению и применению оценки риска здоровью населения, сравнительной оценки рисков и выбора на этой основе приоритетов деятельности по предупреждению и снижению неблагоприятных техногенных воздействий на окружающую природную среду и здоровье человека.

В последние годы разработана целая серия новых методических документов, позволяющих на более высоком методическом уровне и глубже рассматривать проблему и анализировать связь "окружающая среда - здоровье населения". Данные методические рекомендации являются продолжением этой серии.

Документ подготовлен сотрудниками Федеральной группы реализации Компонента "Экологическая эпидемиология" Центра Подготовки и Реализации Международных Проектов Технического Содействия (ЦПРП) (руководитель - В.Д.Фурман, тел.: 124-10-03) в соответствии с планом внедрения результатов работ Компонента и рабочей группой Минздрава РФ в составе: В.И.Чибураев - руководитель; С.Л.Авалиани, К.А.Буштуева, М.Ф.Глазкова, Н.В.Лебедева, С.И.Плитман, А.И.Роговец.

Методические рекомендации согласованы Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды письмо N 05-19/42-9 от 23.05.00.

УТВЕРЖДЕНЫ Руководителем Департамента Госсанэпиднадзора Минздрава России С.И.Ивановым 27 февраля 2001 г. N 11-3/61-09

1. Введение


При осуществлении государственной политики в области охраны окружающей среды в нашей стране главной задачей является обеспечение благополучия и здоровья человека. В соответствии с Законами Российской Федерации "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "Об охране окружающей природной среды" в России проводится большая работа по анализу и предупреждению вредного влияния факторов окружающей среды на здоровье населения. Одной из основных проблем этой деятельности является выбор и осуществление мероприятий, в наибольшей степени обеспечивающих сохранение здоровья.

Достижение прогресса в этой области в значительной степени зависит от улучшения исходной информации, отражающей сложный, многопараметрический процесс взаимодействия в системе "окружающая среда - здоровье человека". То есть речь идет о повышении качества необходимых аналитических данных (показателей), характеризующих связь уровней загрязнения различных объектов окружающей человека среды с состоянием здоровья населения. С учетом современных требований эти данные должны быть установлены на основе эпидемиологических исследований, оценки экспозиции (фактических уровней воздействия на человека) и других методических подходов, качественно и количественно отражающих потенциальный и реальный ущерб здоровью от загрязнения окружающей среды. Основная задача следующего этапа заключается в необходимости трансформации и интерпретации полученной информации, чтобы она была представлена в доступном, понятном виде для лиц, ответственных за проведение оздоровительных мероприятий, и, возможно, населения в целом и, главное, пригодна для быстрого принятия управленческих решений.

До последнего времени в нашей стране практически единственным в подавляющем большинстве случаев способом регулирования качества различных объектов окружающей среды оставались гигиенические нормативы, разработанные с учетом того, что при их соблюдении не должны наблюдаться изменения в состоянии здоровья не только настоящего, но и будущего поколений. За последние годы возникло понимание того, что традиционно сложившийся и законодательно закрепленный акцент на установление и использование гигиенических нормативов для управления качеством окружающей среды не может гарантировать полную безопасность в отношении последствий для здоровья населения и правильное определение приоритетов в действиях, направленных на улучшение экологической ситуации, как в масштабах всей страны, так и в конкретном регионе.

Решение этого вопроса сопряжено со значительными трудностями, так как, во-первых, попытки определить этиологически обусловленное заболевание или специфическую реакцию организма человека в ответ на каждое воздействие с любой степенью достоверности оказываются чрезвычайно сложными, во-вторых, уровни воздействующих факторов в условиях населенных мест варьируют в значительной степени, в третьих, методы анализа количественных зависимостей влияния отдельных факторов на здоровье населения еще не получили достаточного научного обоснования и качество доступных данных оставляет желать лучшего. В связи с этим, в практической деятельности по оздоровлению окружающей человека среды часто отсутствует возможность ранжирования факторов по степени их значимости, что является основным препятствием для определения приоритетов при принятии управленческих решений. Низкая эффективность затрачиваемых на снижение загрязнения средств также обусловлена отсутствием обязательной оценки долевого вклада того или иного источника загрязнения в ухудшение состояния здоровья населения.

Как показывает зарубежный опыт, методология оценки риска здоровью человека от воздействия факторов окружающей среды, которая является новым, относительно молодым, интенсивно развиваемым во всем мире междисциплинарным научным направлением, и внедрение которой стало осуществляться за последние годы в России, позволяет существенно восполнить этот пробел.

Первые пилотные исследования с использованием методологии оценки риска в России проводились в рамках Проекта по управлению качеством окружающей среды и экономике природопользования совместно сo специалистами Гарвардского института международного развития и Гарвардской школы здравоохранения и финансировались Агентством международного развития США. Результаты этих исследований опубликованы в серии брошюр, изданных Консультационным Центром по Оценке Риска, и в ряде международных публикаций. ЦПРП проводил исследования по оценке риска в Верхневолжском регионе и в Свердловской области.

После выхода совместного Постановления Главного государственного санитарного врача РФ и Главного государственного инспектора РФ по охране природы от 10.11.97 г. (N 25 и N 19-0-11/530) "Об использовании методологии оценки риска для управления качеством окружающей среды и здоровья населения в Российской Федерации" в стране стали развиваться широкие исследования с применением данной методологии. В соответствии с Постановлением, методология оценки риска должна использоваться при проведении государственного санитарного надзора и государственного экологического надзора, экологической и гигиенической экспертизы, экологического аудита, гигиенической и экологической паспортизации, определении зон экологического бедствия и чрезвычайной экологической ситуации, внедрении и развитии системы социально-гигиенического мониторинга, обосновании приоритетных мероприятий в планах действия по охране окружающей среды и оценке их эффективности.

На сегодняшний день методология оценки риска была апробирована и показала свою перспективность почти в 20 городах России. В последнее время в ряде регионов России (Самарская область, Свердловская область, г.Серпухов, г.Великий Новгород, г.Москва) была проведена оценка многосредового риска oт комплекса факторов, воздействующих на население из различных сред и разными путями. Проведение этих работ открывает новые возможности для оценки многосредовых воздействий и комплексного поступления химических веществ с максимальным учетом множества источников, маршрутов и путей воздействия, различных спектров возникающих эффектов. Этот более сложный интегрированный подход основан на оценке, так называемого, кумулятивного риска, который обусловлен накоплением токсических однонаправленных эффектов, возникающих при комбинированном и комплексном воздействии химических факторов при их одновременном поступлении из разных объектов окружающей среды.

Результаты оценки риска имеют, в основном, рекомендательный характер и используются для сравнительной характеристики рисков с целью выявления приоритетных региональных проблем, связанных с качеством окружающей среды, при обосновании и принятии решений по управлению риском. В целом, применение методологии оценки риска имеет ряд ощутимых преимуществ при разработке природоохранных мероприятий, по сравнению с традиционными командно-контрольными методами регулирования, основанными на сопоставлении уровней фактического загрязнения единичных факторов в отдельных средах с их нормативными величинами, и позволяет решить ряд важных задач:

- разработать механизм и стратегию различных регулирующих мер по снижению риска;

- получить количественные характеристики потенциального и реального ущерба здоровью от воздействия вредных факторов окружающей среды с детальным представлением всех этапов исследования и анализом неопределенностей, присущих этому процессу;

- сравнивать и ранжировать различные по степени выраженности эффекты воздействия загрязнения среды;

- показать границы вариабельности рисковых характеристик в условиях неопределенностей, связанных с ограниченностью исходных данных и с существованием научных проблем;

- снизить уровень неопределенности в процессе принятия решений;

- способствовать установлению более надежных безопасных уровней и гигиенических нормативов;

- идентифицировать в конкретных условиях как наиболее подверженные неблагоприятному воздействию, так и наиболее чувствительные и ранимые субгруппы популяции;

- определить приоритеты экологической политики на территориальном и, особенно, местном уровнях и с первоочередным регулированием тех источников и факторов риска, которые представляют наибольшую угрозу для здоровья населения;

- выявить наиболее критические области, где снижение уровня неопределенности приведет к наиболее достоверной оценке риска и, тем самым, обеспечит наилучшие способы его снижения;

- описать и количественно оценить уровни риска, которые сохранились после применения мер по его снижению.

Вместе с тем, авторы хорошо понимают, что методология оценки риска является одним из методов анализа, наряду с другими хорошо известными и использующимися в практике.

2. Основные понятия /Термины и определения/


Опасность - источник возможного повреждения; совокупность неотъемлемых свойств вещества, любого фактора, определенного обстоятельства обладать способностью вызывать нежелательные последствия для здоровья человека. В методологии оценки риска принято считать, что опасность представляет собой качественный признак и существует без какого-либо воздействия, в то время как риск рассчитывается количественно и является результатом фактического или потенциального воздействия в конкретных условиях. Это положение выражается формулой: риск=опасностьМетодические рекомендации по обработке и анализу данных, необходимых для принятия решений в области охраны окружающей среды и здоровья населенияэкспозиция. Другими словами опасность - это источник риска, который не обязательно обладает способностью к реализации.

Риск для здоровья - вероятность развития неблагоприятного эффекта у индивидуума или группы людей при воздействии определенной дозы или концентрации опасного агента в конкретных обстоятельствах. В количественном отношении риск выражается в величинах, колеблющихся от нуля (представляющего уверенность в том, что вред не будет иметь места) до единицы (представляющей уверенность в том, что вред будет иметь место).

Оценка риска - процесс установления вероятности развития и степени выраженности неблагоприятных эффектов на основе научного анализа токсических свойств химического вещества и условий воздействия на человека и состоящий из четырех основных этапов: идентификации опасности, оценки зависимости "доза-ответ", оценки экспозиции (воздействия) и характеристики риска.

Приемлемый риск - вероятность наступления события, негативные последствия которого настолько незначительны, что ради получаемой выгоды от фактора риска человек, или группа людей, или общество в целом готовы пойти на этот риск. Уровень приемлемого риска устанавливается путем его сопоставления с риском, который существует в повседневной деятельности или жизни людей. Эта концепция связана с допущением определенной вероятности болезней или повреждений, которую приемлет человек, группа людей или общество. Уровень приемлемого риска зависит от научных данных, социальных, экономических и политических факторов, а также от ощущаемых выгод, получаемых от использования химического соединения или процесса. В качестве приемлемых уровней риска для населения чаще всего используются величины от 1 на 10Методические рекомендации по обработке и анализу данных, необходимых для принятия решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения до 1 на 10Методические рекомендации по обработке и анализу данных, необходимых для принятия решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения, однако целевой уровень риска, т.е. риск, к которому следует стремиться, который должен быть достигнут в результате проведения оздоровительных мероприятий, как правило, принимается равным 1х10Методические рекомендации по обработке и анализу данных, необходимых для принятия решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения.

Анализ риска - аналитический процесс для получения информации, необходимой для предупреждения негативных последствий для здоровья и жизни человека, состоящий из трех компонентов: оценки риска, управления риском и распространения информации о риске.

Факторы риска - факторы, провоцирующие или увеличивающие риск развития определенных заболеваний; некоторые факторы могут являться наследственными или приобретенными, но в любом случае их влияние проявляется при определенном воздействии.

Командно-административные (административно-управленческие) меры - нормативно-правовые, административно-контрольные и другие меры прямого регламентирования, направленные на снижение загрязнения окружающей среды путем установления нормативов для производства, технологий или выбросов в окружающую среду загрязнителей.

Управление риском - процесс принятия решений, использующий результаты оценки риска и включающий соображения технического, научного, социального, экономического и политического характера для обоснования наиболее оптимальных регулирующих действий в отношении загрязнения окружающей среды с целью предупреждения или уменьшения опасности для здоровья. Объединяет три основных процедуры: сравнительную характеристику риска, контроль воздействия и мониторинг риска.

Сравнительная характеристика риска - начальный этап управления риском, в котором формулируется суждение о выраженности и приемлемости риска; сравнение рассчитанных рисков или нарушений здоровья от воздействия фактора окружающей среды с рисками, вызываемыми другими агентами или социальными факторами, и выгодами, связанными с применением этого фактора среды. На этой основе принимается решение о "приемлемом риске". Сравнительную характеристику риска следует рассматривать не только как аналитический процесс, но и как систему методов, включающих постоянное измерение, сопоставление и ранжирование факторов окружающей среды.

Контроль воздействия - компонент управления риском, предусматривающий действия, предпринимаемые для поддержания экспозиции ниже допустимого максимального уровня. Процесс включает установление этого уровня на основе сравнительной характеристики риска и установления зависимостей между эмиссиями из различных источников и воздействиями на человека.

Мониторинг риска - один из компонентов управления риском - процесс, заключающийся в принятии решений и действиях в рамках управления риском, с целью проверки, достигнута ли цель уменьшения риска при снижении воздействия.

Сравнительный риск - выражение рисков, возникающих от двух различных (или более) факторов и ведущих к одному и тому же эффекту; может выражаться количественно (например, как отношение 1,5) или качественно (один риск больше, чем другой); другими словами любое сравнение рисков двух или более опасностей в единой шкале.

Сравнительный анализ риска - процесс сравнения и ранжирования различных типов риска для определения приоритетов при его регулировании и распределении финансовых вложений.

Распространение информации о риске - взаимный процесс обмена информацией и мнением о риске между специалистами по оценке риска, лицами, регулирующими риск, средствами массовой информации, заинтересованными группами и общественностью в целом.

Идентификация опасности - первый этап процедуры оценки риска, предусматривающий выявление всех потенциально опасных факторов, оценку весомости доказательств их способности вызывать определенные вредные эффекты у человека при предполагаемых условиях воздействия, отбор приоритетных факторов, подлежащих углубленному исследованию в процессе оценки риска.

Оценка зависимости доза-ответ - один из четырех основных компонентов процедуры оценки риска - процесс характеристики связи между дозой введенного или полученного агента и числом случаев вредного для здоровья эффекта в экспонируемой популяции.

Экспозиция - контакт организма с вредным для здоровья химическим агентом, количество агента, присутствующее на обменных оболочках тела (например, на коже, в легких, желудочно-кишечном тракте), доступное для абсорбции; временной интеграл концентрации токсиканта, находящегося в непосредственной близости от различных входных путей организма (легкие, желудочно-кишечный тракт, кожа).

Оценка экспозиции - один из основных этапов оценки риска, включающий определение и оценку (качественную и количественную) уровней, продолжительности, частоты и путей воздействия исследуемых факторов на оцениваемые группы населения.

Характеристика риска - установление источников возникновения и степени выраженности рисков при конкретных сценариях и маршрутах воздействия изучаемых факторов. Как заключительный четвертый этап процедуры оценки риска он интегрирует информацию, полученную на предшествующих этапах, с целью ее последующего использования на первой стадии управления риском, объединяя обе эти процедуры в рамках единого процесса принятия решений.

Вредный эффект - изменения в морфологии, физиологии, росте, развитии или продолжительности жизни организма, проявляющиеся в ухудшении функциональной способности или способности компенсировать дополнительный* других факторов окружающей среды; биохимические изменения, функциональные нарушения или патологическое повреждение, которые изолированно или в комбинации неблагоприятно воздействуют на деятельность целого организма или снижают способность организма реагировать на дополнительные изменения окружающей среды.
______________
* Текст соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

Референтная доза - допустимое суточное поступление химического вещества в течение всей жизни (выражаемое в мг/кг-день), которое, вероятно, не сопровождается ощутимым риском для здоровья; устанавливается на основе всех фактов, имеющихся ко времени проведения токсикологической оценки.

Референтная концентрация - оценка/расчет (с возможной неопределенностью одного порядка) непрерывного ингаляционного воздействия на человеческую популяцию (включая чувствительные подгруппы), которое, вероятно, не сопровождается заметным риском вредных неканцерогенных эффектов на протяжении всей жизни. Эта концентрация устанавливается Агентством по охране окружающей среды США в качестве предела ингаляционного воздействия на человека потенциально опасных уровней химических веществ в воздухе.

Канцероген - химический, физический или биологический агент, способный вызвать развитие рака (малигнизацию ткани).

Канцерогенный эффект - возникновение злокачественных новообразований при воздействии факторов окружающей среды.

Канцерогенный риск - возрастание вероятности развития рака у индивидуума на протяжении всей его жизни как результат воздействия потенциального канцерогена.

Индивидуальный канцерогенный риск - оценка вероятности развития рака у экспонируемого индивидуума при воздействии потенциального канцерогена в течение всей жизни (средняя продолжительность жизни принимается равной 70 годам).

Популяционный канцерогенный риск - агрегированная мера ожидаемой частоты эффектов (случаев рака) среди всех подвергшихся воздействию людей. Обычно устанавливается для годовой экспозиции.

Фактор канцерогенного потенциала (фактор наклона) - наклон кривой доза-ответ в области низких доз. Факторы наклона канцерогенного потенциала разработаны в экспериментальных исследованиях на животных на основе использования линейной многоступенчатой модели и с учетом статистической экстраполяции с высоких доз, где наблюдаются эффекты в лабораторных условиях, на малые дозы, реально встречающиеся в объектах окружающей среды, при которых эффект в эксперименте не выявляется. Это мера дополнительного индивидуального канцерогенного риска или степень увеличения вероятности развития рака при воздействии канцерогена. Определяется как верхняя 95% граница доверительного интервала наклона зависимости доза-ответ в нижней, линейной части кривой. Факторы наклона разработаны отдельно для двух путей поступления: ингаляционного и перорального и обычно выражаются в единицах (мг/кг-день)Методические рекомендации по обработке и анализу данных, необходимых для принятия решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения.

Единичный канцерогенный риск (единичный фактор риска, удельный риск, единица риска) - результат применения линейной модели для определения верхней доверительной границы риска развития рака в течение всей жизни на единицу дозы, оцененной как результат воздействия агента в концентрации 1 мг/л в воде или 1 мг/мМетодические рекомендации по обработке и анализу данных, необходимых для принятия решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения в воздухе. Обычно рассчитывается исходя из фактора наклона канцерогенного потенциала для ингаляционного и перорального воздействия.

Неопределенность - несовершенные знания, касающиеся настоящего или будущего состояния рассматриваемой системы. Компонент риска, возникающий от несовершенного понимания степени опасности или ее пространственного и временного выражения.

Анализ неопределенностей - детальное исследование систематических и случайных ошибок измерений или оценок в концепции риска.

Экологический риск - вероятность развития у растений и животных (кроме человека) неблагоприятных эффектов, обусловленных воздействием факторов окружающей среды.

3. Основная часть

3.1. Общие положения


В настоящем разделе представлена последовательность действий, принятая в процедуре оценки риска, на завершающей стадии которой проводится сравнительная характеристика рисков, являющаяся основой для установления приоритетов - выделения круга вопросов, требующих первоочередного внимания, ибо риск, связанный с ними наиболее серьезен. Императивность выбора приоритетов связана как с задачей снижения совокупного риска для всей системы и необходимостью использования для этой цели системного подхода, так и с наличием ресурсных и временных ограничений, накладываемых на область возможных решений данной задачи.

Риск здоровью человека, связанный с загрязнением окружающей среды, возникает при следующих необходимых и достаточных условиях: 1) существование самого источника риска (токсичного вещества в объектах окружающей среды или продуктах питания; технологического процесса, предусматривающего использование вредных веществ, и т.п.); 2) присутствие данного источника риска в определенной, вредной для человека дозе; 3) подверженность населения воздействию упомянутой дозы токсичного вещества. Перечисленные условия образуют в совокупности реальную угрозу или опасность для здоровья человека.

Оценка риска - это процесс установления вероятности развития и степени выраженности неблагоприятных эффектов у человека, обусловленных воздействием факторов окружающей среды. Основными этапами оценки риска являются:

- Идентификация опасности, которая предусматривает выявление всех потенциально опасных факторов, оценку весомости доказательств их способности вызывать определенные вредные эффекты у человека при предполагаемых условиях воздействия, а также отбор приоритетных факторов, подлежащих углубленному исследованию в процессе оценки риска.

- Оценка зависимости "доза-ответ" - количественная характеристика связей между концентрацией, экспозицией или дозой изучаемого фактора и вызываемыми им вредными эффектами.

- Оценка экспозиции - характеристика уровней, продолжительности, частоты и путей воздействия исследуемых факторов на оцениваемые группы населения. На данном этапе анализируются и определяются: 1) источники поступления загрязнения в окружающую среду; 2) маршруты воздействия и потенциальные пути распространения, транспортная и воздействующие среды; 3) окончательный сценарий воздействия с установлением мест потенциального контакта определенных групп населения с вредными факторами (точек воздействия) и путей поступления их в организм человека (при дыхании, потреблении воды, случайном заглатывании почвы и т.д.); 4) количественная характеристика экспозиции, предусматривающая установление и оценку величины, частоты и продолжительности воздействия для каждого анализируемого пути, идентифицированного на предыдущем этапе; 5) поступление в организм (воздействующие дозы).

- Характеристика риска - установление источников возникновения и степени выраженности рисков при конкретных сценариях и маршрутах воздействия изучаемых факторов. Данный этап оценки риска интегрирует информацию, полученную на предшествующих этапах, с целью ее последующего использования на стадии управления риском.

3.2. Анализ информации, необходимой для принятия решений


В настоящих рекомендациях не рассматриваются подробно все этапы проведения процедуры оценки риска, так как они приведены в разработанных и разрабатываемых в настоящее время документах, а освещаются вопросы, непосредственно имеющие отношение к анализу информации, необходимой для принятия управленческих решений.

Информация, анализируемая на этапах характеристики риска и оценки экспозиции, непосредственно используется при обосновании регулирующих мер по снижению риска.

3.2.1. Особое место оценки экспозиции при ранжировании опасных факторов и обосновании "рисковых" приоритетов обусловлено тем, что совершенствование методов оценки экспозиции дает возможность не только сократить число ошибок и неопределенностей при расчете количественных характеристик риска, но и разрабатывать наиболее оптимальные регулирующие меры по его снижению, а также осуществлять мониторинг риска с целью проверки эффективности реализации мероприятий по достижению цели уменьшения риска при снижении воздействия. Следовательно, определение экспозиции является составным компонентом не только оценки риска, но и процесса управления риском, в первую очередь, в части сравнительной характеристики рисков, так как позволяет определить:

- распределение концентраций во времени и пространстве в различных объектах окружающей среды;

- вклад в уровни воздействия от различных источников загрязнения;

- факторы, влияющие на попадание загрязнителей в окружающую среду, пути распространения вредных веществ и пути поступления в организм;

- популяции или субпопуляции с высоким и низким риском;

- приоритетные и наиболее эффективные программы и мероприятия по снижению риска;

- достаточность применяемых мер по снижению загрязнений для достижения гигиенических нормативов.

3.2.2. Характеристика риска служит основой для принятия решений по управлению риском. Механизм реализации целей и задач управления риском представляет собой совокупность политико-административных, правовых, организационных, экономических и технических мероприятий, которые увязаны в конкретные программы действий и осуществляются в определенной последовательности. Она включает шесть этапов, которые одновременно являются основными элементами процедуры управления риском:

- характеристика (ранжирование) рисков с точки зрения установления приоритетов управления;

- определение альтернативных стратегий (путей) снижения риска;

- выбор наиболее эффективной стратегии на многокритериальной основе;

- формирование административно-правовой базы и механизма экономического регулирования уровня риска;

- разработка и осуществление программы организационных и технических мероприятий по снижению риска;

- оценка результативности и эффективности реализации указанных мероприятий и корректировка стратегии и программ действий (обратная связь).

Как видно из вышеизложенного, на первом этапе управления риском проводится ранжирование рисков на основе их сравнительной характеристики. Процедура ранжирования проводится на основе анализа всей информации, полученной в результате осуществления оценки риска.

Таким образом, характеристика риска представляет собой завершающую часть оценки риска и начальную фазу управления риском, объединяя обе эти процедуры. На этом этапе оценки риска интегрируются все данные, полученные в процессе идентификации опасности, оценки зависимости "доза-ответ" и оценки экспозиции; проводится совокупный анализ степени надежности полученных данных; описываются риски для отдельных факторов и их сочетаний, а также характеризуется вероятность и тяжесть возможных неблагоприятных эффектов на здоровье человека.

На первом этапе же управления риском, продолжающем и углубляющем процесс характеристики рисков, проводится установление "рисковых" приоритетов, определение их иерархии с целью решения на последующих этапах управления риском вопроса о приемлемости риска, необходимости и конкретных формах его контроля.

Так как на практике обычно невозможно провести оценку риска для всех возможных вредных факторов и всех возможных путей поступления их в организм в исследуемом регионе, то вполне оправданным является снижение числа учитываемых факторов. Подобный анализ состоит из шести этапов:

1. Отбор тех вредных и опасных факторов, которые являются приоритетными для исследуемой территории.

2. Определение типичных сценариев воздействия для отобранных факторов.

3. Расчет рисков для этих сценариев, используя стандартные методы и данные о токсичности веществ и их зависимостях "доза-ответ".

4. Экстраполяция результатов, полученных для выбранных факторов и сценариев экспозиции на остальные экологические проблемы региона.

5. Сопоставление информации о канцерогенных и неканцерогенных рисках для различных проблемных областей с целью ранжирования факторов, влияющих на здоровье человека.

6. Совместное рассмотрение канцерогенных и неканцерогенных рисков.

3.2.3. Расчет рисков и их характеристика проводятся раздельно для канцерогенов и неканцерогенных эффектов

3.2.3.1. Для канцерогенов оценка зависимости доза-ответ осуществляется с учетом фактора канцерогенного потенциала (или фактора угла наклона прямой, характеризующей зависимость доза-канцерогенный эффект), с помощью которого устанавливается связь между дозой химического вещества и увеличением индивидуальной вероятности заболеть раком в течение всей жизни. Этот фактор (Методические рекомендации по обработке и анализу данных, необходимых для принятия решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения) устанавливается раздельно для ингаляционного (Методические рекомендации по обработке и анализу данных, необходимых для принятия решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения) и перорального (Методические рекомендации по обработке и анализу данных, необходимых для принятия решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения) поступления вещества в организм и имеет размерность: (мг/кг-сут.)Методические рекомендации по обработке и анализу данных, необходимых для принятия решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения. Величина индивидуального пожизненного канцерогенного риска (Методические рекомендации по обработке и анализу данных, необходимых для принятия решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения) рассчитывается путем умножения среднесуточной дозы (или среднесуточного поступления) за весь период жизни (Методические рекомендации по обработке и анализу данных, необходимых для принятия решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения) на величину Методические рекомендации по обработке и анализу данных, необходимых для принятия решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения:

Методические рекомендации по обработке и анализу данных, необходимых для принятия решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения


Индивидуальный пожизненный риск канцерогенного воздействия может оцениваться также по величине единичного риска с использованием следующей формулы:

Методические рекомендации по обработке и анализу данных, необходимых для принятия решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения,


где Методические рекомендации по обработке и анализу данных, необходимых для принятия решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения - единичный риск, отражающий значение риска для одной единицы концентрации вещества в объекте окружающей среды, например 1 мг/мМетодические рекомендации по обработке и анализу данных, необходимых для принятия решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения в атмосферном воздухе или 1 мг/л воды.

Единичный риск (Методические рекомендации по обработке и анализу данных, необходимых для принятия решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения) рассчитывается с использованием величины Методические рекомендации по обработке и анализу данных, необходимых для принятия решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения и стандартных величин массы тела человека (70 кг), суточного потребления воздуха (20 мМетодические рекомендации по обработке и анализу данных, необходимых для принятия решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения) или питьевой воды (2 л) по формулам:

Методические рекомендации по обработке и анализу данных, необходимых для принятия решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения для ингаляционного поступления;

Методические рекомендации по обработке и анализу данных, необходимых для принятия решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения для перорального поступления;

Методические рекомендации по обработке и анализу данных, необходимых для принятия решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения - концентрация вещества.

Полученное значение Методические рекомендации по обработке и анализу данных, необходимых для принятия решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения характеризует верхнюю границу канцерогенного риска за среднюю продолжительность жизни (70 лет). Например, Методические рекомендации по обработке и анализу данных, необходимых для принятия решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения означает, что в когорте населения численностью 10000 человек возникнет один дополнительный случай злокачественного новообразования. Таким образом, величина Методические рекомендации по обработке и анализу данных, необходимых для принятия решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения является аггравированной оценкой индивидуального риска развития рака за среднюю продолжительность жизни. Популяционный канцерогенный риск (Методические рекомендации по обработке и анализу данных, необходимых для принятия решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения) характеризует дополнительное (к фоновому уровню заболеваемости) число случаев злокачественных новообразований в исследуемой популяции как при воздействии в течение всей жизни (1), так и за год (2):


Методические рекомендации по обработке и анализу данных, необходимых для принятия решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения; (1)

Методические рекомендации по обработке и анализу данных, необходимых для принятия решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения, (2)


где Методические рекомендации по обработке и анализу данных, необходимых для принятия решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения - численность исследуемой популяции;

70 лет - средняя продолжительность жизни.

В ряде стран в качестве приемлемого индивидуального канцерогенного риска используются величины на уровне от 10Методические рекомендации по обработке и анализу данных, необходимых для принятия решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения до 10Методические рекомендации по обработке и анализу данных, необходимых для принятия решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения. Целевой уровень риска, который должен быть достигнут в результате проведения оздоровительных мероприятий, как правило, принимается равным 10Методические рекомендации по обработке и анализу данных, необходимых для принятия решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения. В соответствии с рекомендациями U.S. EPA и некоторых других зарубежных агентств, при уровнях пожизненного канцерогенного риска более 10Методические рекомендации по обработке и анализу данных, необходимых для принятия решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения существует экстренная необходимость проведения мероприятий по его снижению. Для условий производственного воздействия уровни допустимого риска составляют 10Методические рекомендации по обработке и анализу данных, необходимых для принятия решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения-10Методические рекомендации по обработке и анализу данных, необходимых для принятия решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения.

В нашей стране, в Нормах радиационной безопасности (НРБ-99) предусмотрен предел индивидуального пожизненного риска для населения, равный 5,0х10Методические рекомендации по обработке и анализу данных, необходимых для принятия решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения, в то время как уровень пренебрежимого риска, который разделяет область оптимизации риска и область безусловно приемлемого риска, составляет 10Методические рекомендации по обработке и анализу данных, необходимых для принятия решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения.

3.2.3.2. Для большинства веществ, не обладающих канцерогенным действием, оценка риска проводится на основе расчета коэффициента опасности (Методические рекомендации по обработке и анализу данных, необходимых для принятия решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения), представляющего собой соотношение между величиной экспозиции (например, суточной дозой, Методические рекомендации по обработке и анализу данных, необходимых для принятия решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения) и безопасным уровнем воздействия (референтная доза, референтная концентрация /см. термины/ или отечественная предельно допустимая концентрация):

Методические рекомендации по обработке и анализу данных, необходимых для принятия решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения


Чем больше величина Методические рекомендации по обработке и анализу данных, необходимых для принятия решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения превосходит единицу, тем более значительную опасность может представлять анализируемое воздействие.

В связи с тем, что на исследуемых территориях может анализироваться многокомпонентное химическое загрязнение объектов окружающей среды, возникает необходимость оценки суммарных рисков, обусловленных одновременным воздействием сразу нескольких химических соединений.

В методологии оценки риска комбинированное действие канцерогенных факторов принято рассматривать как аддитивное:

Методические рекомендации по обработке и анализу данных, необходимых для принятия решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения,

где Методические рекомендации по обработке и анализу данных, необходимых для принятия решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения - суммарный канцерогенный риск;

Методические рекомендации по обработке и анализу данных, необходимых для принятия решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения, Методические рекомендации по обработке и анализу данных, необходимых для принятия решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения, Методические рекомендации по обработке и анализу данных, необходимых для принятия решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения - канцерогенные риски, обусловленные компонентами смеси химических веществ.

Для условий комплексного поступления (одновременного поступления вещества несколькими путями) и комбинированного воздействия (одновременного действия нескольких веществ) характеристикой суммарного неканцерогенного риска является величина индекса опасности (Методические рекомендации по обработке и анализу данных, необходимых для принятия решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения):

Методические рекомендации по обработке и анализу данных, необходимых для принятия решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения,

где Методические рекомендации по обработке и анализу данных, необходимых для принятия решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения, Методические рекомендации по обработке и анализу данных, необходимых для принятия решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения - коэффициенты опасности для нескольких химических веществ или для разных путей поступления одного и того же вещества.

Эта формула характеризует достаточно консервативный подход, так как, в соответствии с международными рекомендациями, для неканцерогенных химических веществ аддитивность признается в случае их одинакового (однородного) токсического действия, под которым условно понимается влияние веществ на одни и те же органы или системы (например, легкие, печень, центральную нервную систему, процессы развития организма и др.).

Для некоторых неканцерогенных эффектов, вызываемых, например, взвешенными веществами, в частности РМ10 и РМ2,5, диоксидом азота, сернистым ангидридом, могут быть использованы установленные для них в эпидемиологических исследованиях количественные зависимости доза-ответ, позволяющие оценивать риск возникновения вредных эффектов в зависимости от уровней экспозиции.

3.2.4. Использование результатов оценки риска в сравнительной характеристике рисков

Сравнительный анализ рисков (САР) позволяет путем сопоставления рисков различного происхождения выделить наиболее значимые и в условиях ограниченности ресурсов, на основе анализа экономических, технических и политических вопросов, установить приоритеты в области охраны окружающей среды и здоровья. САР базируется на методе относительного ранжирования рисков, связанных с различными экологическими проблемами региона. В настоящих рекомендациях САР в целом не обсуждается, а рассматриваются вопросы, касающиеся только сопоставления (сравнительной характеристики) рисков для здоровья, без сравнительного анализа экологических рисков, оценки качества жизни и других возможных глобальных и локальных проблемных областей, которые могут существовать в исследуемом регионе и которые обязательно учитываются при сравнительном анализе рисков.

3.2.4.1. Анализ информации для ранжирования канцерогенных рисков

Для управленческих решений необходима различная информация, которая используется в целях определения приоритетов (рангов) канцерогенной опасности в исследуемом регионе. Наиболее удобным для последующего ранжирования является представление количественных оценок канцерогенных рисков в виде величин пожизненного индивидуального канцерогенного риска и в виде дополнительного числа случаев онкологических заболеваний за год в исследуемой популяции (см. раздел 3.2.3.1).

3.2.4.1.1. Индивидуальный канцерогенный риск может быть рассчитан для различных популяционных групп. Как минимум, сравнительная характеристика рисков должна включать оценки индивидуального риска для усредненной популяции и популяции, подвергающейся максимальному воздействию. Индивидуальный риск при воздействии на среднего индивидуума отражает воздействие на большинство экспонируемой популяции. Индивидуальный риск максимального воздействия рассчитывается для той части популяции, которая подвергается максимальному воздействию, вследствие особенностей их деятельности и активности (здесь речь идет только о задаче выбора экспонируемой популяции и ее не надо отождествлять с вопросом выбора меры концентрации в точке воздействия, например, средняя арифметическая величина концентрации или 90-й процентиль и т.д., который рассматривается в других документах).

3.2.4.1.2. Расчет индивидуального канцерогенного риска осуществляется для каждого вещества и для каждого анализируемого пути поступления. Если индивидуумы подвергаются воздействию канцерогена при разных путях поступления и/или - нескольких канцерогенов, то проводится расчет канцерогенного риска для каждого канцерогенного компонента исследуемой смеси, суммарного индивидуального канцерогенного риска для всей смеси, суммарных канцерогенных рисков для каждого из анализируемых путей поступления и на последнем этапе - общего суммарного канцерогенного риска для всех веществ и всех анализируемых путей поступления в организм.

В целом данные анализа индивидуальных канцерогенных рисков, таблицы 3.2.4.1.2.1).

Таблица 3.2.4.1.2.1 (по С.М.Новикову и соавт., 2000 г.)


Сводная таблица для анализа канцерогенных рисков

Путь поступ-
ления

Вещество 1

Вещество 2

Вещество Методические рекомендации по обработке и анализу данных, необходимых для принятия решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения

Сумма

Атмосферный воздух

Ингаляция

Методические рекомендации по обработке и анализу данных, необходимых для принятия решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения

Методические рекомендации по обработке и анализу данных, необходимых для принятия решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения

Методические рекомендации по обработке и анализу данных, необходимых для принятия решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения

Методические рекомендации по обработке и анализу данных, необходимых для принятия решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения

Питьевая вода

Перорально

Методические рекомендации по обработке и анализу данных, необходимых для принятия решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения

Методические рекомендации по обработке и анализу данных, необходимых для принятия решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения

Методические рекомендации по обработке и анализу данных, необходимых для принятия решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения

Методические рекомендации по обработке и анализу данных, необходимых для принятия решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения

Ингаляция

Методические рекомендации по обработке и анализу данных, необходимых для принятия решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения

Методические рекомендации по обработке и анализу данных, необходимых для принятия решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения

Методические рекомендации по обработке и анализу данных, необходимых для принятия решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения

Методические рекомендации по обработке и анализу данных, необходимых для принятия решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения

Накожно

Методические рекомендации по обработке и анализу данных, необходимых для принятия решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения

Методические рекомендации по обработке и анализу данных, необходимых для принятия решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения

Методические рекомендации по обработке и анализу данных, необходимых для принятия решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения

Методические рекомендации по обработке и анализу данных, необходимых для принятия решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения

Сумма

Методические рекомендации по обработке и анализу данных, необходимых для принятия решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения

Методические рекомендации по обработке и анализу данных, необходимых для принятия решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения

Методические рекомендации по обработке и анализу данных, необходимых для принятия решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения

Методические рекомендации по обработке и анализу данных, необходимых для принятия решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения

Открытый водоем

Перорально

Методические рекомендации по обработке и анализу данных, необходимых для принятия решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения

Методические рекомендации по обработке и анализу данных, необходимых для принятия решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения

Методические рекомендации по обработке и анализу данных, необходимых для принятия решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения

Методические рекомендации по обработке и анализу данных, необходимых для принятия решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения

Ингаляция

Методические рекомендации по обработке и анализу данных, необходимых для принятия решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения

Методические рекомендации по обработке и анализу данных, необходимых для принятия решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения

Методические рекомендации по обработке и анализу данных, необходимых для принятия решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения

Методические рекомендации по обработке и анализу данных, необходимых для принятия решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения

Накожно

Методические рекомендации по обработке и анализу данных, необходимых для принятия решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения

Методические рекомендации по обработке и анализу данных, необходимых для принятия решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения

Методические рекомендации по обработке и анализу данных, необходимых для принятия решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения

Методические рекомендации по обработке и анализу данных, необходимых для принятия решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения

Сумма

Методические рекомендации по обработке и анализу данных, необходимых для принятия решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения

Методические рекомендации по обработке и анализу данных, необходимых для принятия решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения

Методические рекомендации по обработке и анализу данных, необходимых для принятия решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения

Методические рекомендации по обработке и анализу данных, необходимых для принятия решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения

Почва

Перорально

Методические рекомендации по обработке и анализу данных, необходимых для принятия решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения

Методические рекомендации по обработке и анализу данных, необходимых для принятия решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения

Методические рекомендации по обработке и анализу данных, необходимых для принятия решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения

Методические рекомендации по обработке и анализу данных, необходимых для принятия решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения

Ингаляция

Методические рекомендации по обработке и анализу данных, необходимых для принятия решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения

Методические рекомендации по обработке и анализу данных, необходимых для принятия решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения

Методические рекомендации по обработке и анализу данных, необходимых для принятия решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Что вы получите:

После завершения процесса оплаты вы получите доступ к полному тексту документа, возможность сохранить его в формате .pdf, а также копию документа на свой e-mail. На мобильный телефон придет подтверждение оплаты.

При возникновении проблем свяжитесь с нами по адресу uwt@kodeks.ru

Методические рекомендации по обработке и анализу данных, необходимых для принятия решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения

Название документа: Методические рекомендации по обработке и анализу данных, необходимых для принятия решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения

Номер документа: 11-3/61-09

Вид документа: Методические рекомендации Минздравмедпрома РФ

Принявший орган: Минздравмедпром России

Статус: Действующий

Опубликован: / Министерство здравоохранения РФ. - М., 2001 год
Дата принятия: 27 февраля 2001

Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах